Предмет и методология теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методология теории государства и права



Чертова Н.А.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Методическая разработка

 

 

Архангельск

Поморский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

 

Автор: Н.А. Чертова, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ПГУ

 

Рецензенты Т.Д. Матвеева, доктор юридических наук, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ

 

Изучая теорию государства и права, обучаемый овладевает знаниями, имеющими значение для фундаментальной подготовки юриста, усваивает первичные правовые понятия, необходимые для эффективного изучения других юридических дисциплин, формирует юридическое мировоззрение, правовую культуру, способность принимать правильные решения в профессиональной деятельности.

 

Предлагаемая методическая разработка соответствует программе по учебной дисциплине “Теория государства и права” и предназначается для оказания помощи студентам, изучающим названную дисциплину.

 

 

© Поморский государственный

университет имени М.В.Ломоносова

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Структура предмета теории государства и права:

- наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

- основные государственно-правовые категории и понятия, общие для всей юридической науки (право, норма права, закон, государство);

- иные правовые явления (правосознание, правовая культура и др.).

Особенности предмета теории государства и права, как науки, следующие:

1. Изучает государство и право в целом.

2. Содержанием предмета являются не любые, а основные общие закономерности государства и права.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве.

Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

n общественной (гуманитарной) наукой, т.к. изучает такие общественные явления, как государство и право;

n юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

n общетеоретической наукой, поскольку выделяет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Методология теории государства и права - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Важнейшими принципами общетеоретического исследования государства и права являются следующие:

- историзм

- объективность

- конкретность

- плюрализм.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие.

Теория государства и права в процессе познания государственно-правовых явлений использует общенаучные методы – используются всеми науками (диалектический, общелогический, системный, функциональный и др.).

Частнонаучные методы – разрабатываются и используются отдельными науками как юридическими так и неюридическими (математический, конкретно-социологический, исторический и др.).

Частноправовые методы – разрабатываются и используются только юридическими науками (формально-юридический, сравнительно-правовой, правовой эксперимент, правовое прогнозирование и др.).

 

Функции теории государства и права

 

Познавательно-констатирующая функция состоит в познании и констатации государственно-правовых явлений.

Интерпретационная функция объясняет все элементы предмета теории государства и права.

Эвристическая функция заключается в открытии новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета теории государства и права.

Прогностическая функция состоит в разработке вопросов дальнейшего развития государственно-правовой действительности.

Методологическая функция выражается в выработке принципов, подходов к изучению правовых явлений.

Идеологическая функция состоит в создании научной основы для формирования политического и правового мировоззрения общества.

 

Место теории государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права является общетеоретической по отношению к другим юридическим наукам, обобщает данные и выводы юридических наук в целях более глубоких общетеоретических обобщений, исследует основные закономерности развития государства и права в целом, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие юридические науки.

 

Классификация юридических наук

1. Общетеоретическая юридическая наука (теория государства и права).

2. Общеисторические науки о государстве и праве (история государства и права, история политических и правовых учений).

3. Отраслевые юридические науки (конституционного, административного, гражданского, семейного, уголовного права и др.)

4. Специальные (прикладные) юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика и др.)

5. Международное право и науки, излагающие зарубежное право (римское право, международное публичное право, международное частное право, конституционное право зарубежных стран и др.)

ГОСУДАРСТВО

Государство - единая политическая организация власти в масштабе всей страны, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы и обладающая суверенитетом.

Признаки государства

1. Публичная власть, не совпадающая с населением.

2. Суверенитет.

3. Территориальная организация населения.

4. Право издавать законы.

5. Налоги и займы.

6. Символы, атрибуты, традиции.

 

Сущность государства - главное, что определяет содержание, назначение и функционирование государства в обществе.

Сущность государства отражает:

- в чьих руках сосредоточена государственная власть;

- чью волю государство выражает;

- чьим интересам служит государственный аппарат.

 

Основные подходы к определению сущности государства

· классовый

- машина в руках экономически господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников;

- право используется в той мере, в какой это отражает интересы господствующего класса

· либеральный (общесоциальный)

- правовая форма организации и функционирования публичной политической власти;

- решение общих дел, достижение социального согласия, стабильности и порядка в обществе;

- легальность и легитимность государственной власти;

- государственное принуждение носит правовой характер

Социальное назначение государства

“Утверждение нравственности” (Платон, Аристотель, Гегель).

“Достижение социального блага” (Гроций).

“Утверждение общей свободы” (Ж.Ж.Руссо).

“Достижение общей безопасности” (Гоббс).

“Узаконивание угнетения одного класса другим, уморение их

столкновений” (К.Маркс, Ф.Энгельс).

 

Современное понимание назначения государства

 

а) охрана правопорядка, свобод и прав человека;

б) преодоление социальных противоречий;

в) обеспечение общедемократических институтов (гласность, демократия, плюрализм и др.);

г) сохранение мира, предотвращение международных конфликтов.

 

Типы государства: различные подходы

Типология государства - это его специфическая классификация, предназначенная для выделения всех государств, существовавших в истории человечества или существующих в настоящее время, позволяющая раскрыть их социальную сущность.

 

Форма государства

 

Форма государства - это способ формирования высших органов государства, территориальная организация государственной власти и методы осуществления этой власти, т.е. форма государства состоит из трех структурных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления - характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределения компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.

 

Формы правления

Монархия (греч. “персональное единовластие”) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Виды монархий

Абсолютная – отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей полноты власти в руках монарха

Ограниченная - власть монарха ограничивается представительными учреждениями

подразделяется на:

сословно-представительную – власть монарха ограничивается сословно-представительными органами

конституционную – ограничение власти монарха представительным органом закрепляется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

Конституционная монархия подразделяется на:

дуалистическую монархию – наличие в системе органов государственной власти представительного (законодательного) учреждения, с которым монарх вынужден считаться при принятии нормативных актов и налогообложении;

парламентарную монархию – законодательное ограничение власти монарха, который осуществляет представительные функции, а политическую власть осуществляет парламент.

 

Республика (греч. «общее дело») – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Виды республик

Президентская

- глава государства (президент) избирается непосредственно (косвенно) населением;

- президент является главой правительства;

- правительство формируется президентом;

- члены правительства несут ответственность перед главой государства, парламент не может выразить недоверие правительству;

- президент имеет право «вето» на принимаемые законы;

- президент не имеет права роспуска парламента, а парламент может объявить «импичмент» президенту.

 

Парламентская

- верховенство парламента;

- формирование исполнительной власти (правительства) парламентом на базе партии, получившей большинство депутатских мест;

- политическая ответственность правительства перед парламентом;

- возможность досрочного роспуска парламента президентом;

- глава государства (президент) выполняет представительские функции;

- парламент может вынести «вотум недоверия» правительству либо министру;

- глава государства избирается либо парламентом, либо коллегией, образуемой парламентом.

 

Смешанная республика сочетает черты президентской республики – избрание президента населением или другими внепарламентским путем, формирование правительства президентом, и черты парламентской республики – организационное обособление правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом.

 

Нетипичные формы правления:

- полупрезидентская республика - в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;

- полупарламентская республика - в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству;

- монархическая республика - в ней монарх переизбирается через определенный срок (в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах - через 5 лет);

- суперпрезидентская республика - характеризуется чрезвычайным усилением власти президента;

- президентско-монократическая республика - существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов.

 

Форма государственного устройства характеризует территориальное устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью.

 

П р о с т а я

Унитарное – единое, централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью; единая система государственного аппарата, единое гражданство, единая система права, судебная система, налогово-финансовая система.

Виды унитарных государств

в зависимости от правового статуса территориальных единиц:

простые – состоят только из административно-территориальных единиц (Алжир, Болгария, Колумбия, Польша и др.);

сложные – имеют в своем составе одно и более автономные образования (Азербайджан, Дания, Китай и др.)

 

в зависимости от способа назначения должностных лиц на местах и характера реализации властных полномочий центра:

централизованные – существует вертикальная система назначения органов управления сверху донизу (Дания, Норвегия, Румыния, Швеция и др.);

децентрализованные – избираются органы местного самоуправления (Великобритания, Испания, Франция и др.);

 

С л о ж н ы еФедерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.

Виды федераций

по принципу образования:

национальные

территориальные

национально-территориальные

по способу образования:

договорные

конституционные

Виды политических режимов

Демократический

Признаки демократического режима:

1. Народ является источником и носителем власти, имеет реальные возможности выражения своей воли (выборы, референдум).

2. Государственная власть выражает интересы большинства населения страны.

3. Свобода личности в экономической сфере.

4. Конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека.

5. Подлинная демократия во всех ее формах.

6. Разделение властей.

7. Плюрализм в общественной жизни.

8. Меры принуждения со стороны государства носят правовой характер (предусмотрены правом и осуществляются в особых процедурных формах).

9. Развитость институтов гражданского общества.

10. Режим законности.

 

2. Антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский и др.)

Признаки антидемократического режима:

1. Власть принадлежит одной замкнутой элите, народ лишен реальной возможности воздействовать на политику.

2. Государственная власть выражает интересы отдельных слоев общества.

3. Пренебрежение интересами личности со стороны государства.

4. Игнорирование интересов национальных меньшинств.

5. Диктатура одной политической партии.

6. Огосударствление общественных организаций.

7. Преследование за инакомыслие.

8. В процессе властвования используются методы насилия, принуждения, устрашения; меры принуждения со стороны государства носят произвольный характер.

9. Граждане лишены легальной возможности отстаивать свои интересы.

10. Режим целесообразности.

 

МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА - это система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита основных его интересов.

 

Признаки механизма государства:

1. Сложная система органов и учреждений, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом.

2. Состав - совокупность людей, занимающихся управленческой деятельностью.

3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечены организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях - принудительным воздействием государства.

4. Цель - гарантированность и охрана прав и законных интересов граждан.

5. Единство принципов организации и деятельности государственных органов и учреждений, единые цели и задачи их деятельности, единство политической и социально-экономической основы.

6. Основными первичными структурными элементами являются государственные органы, наделенные властными полномочиями.

 

Структура механизма (аппарата государства)

· государственные органы

· государственные учреждения и органы принуждения (армия, полиция, пенитенциарная система и др.)

· государственные организации, предприятия, учреждения культуры, здравоохранения и др.

 

Орган государства - составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующего с ним единое целое.

 

Признаки органа государства

1. Законодательный порядок образования.

2. Обладает определенной автономией и самостоятельностью, территориальным масштабом деятельности.

3. Выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности, имеет свою компетенцию.

4. Имеет юридически закрепленную организационную структуру.

5. Деятельность строго на правовой основе.

6. Самостоятельная роль в государственном аппарате.

7. Взаимодействие с другими органами.

8. Обладает необходимой материальной базой, источниками финансирования (бюджет), финансовые средства (счет в банке).

9. Состоит из государственных служащих.

 

Виды органов государства

1) по принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные.

2) по иерархии:

- федеральные;

- республиканские;

- местные.

3) по срокам полномочий:

- постоянные;

- временные.

4) по характеру компетенции:

- общей компетенции;

- специальной компетенции.

5) по способу принятия решений:

- коллегиальные;

- единоначальные.

6) по форме реализации государственной деятельности:

- представительные;

- исполнительно-распорядительные;

- судебные;

- прокурорские и иные контрольно-надзорные органы.

7) по правовым формам деятельности:

- правотворческие;

- правоприменительные;

- правоохранительные.

8) по порядку образования:

- избираемые;

- назначаемые;

- производные.

 

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- демократизм;

- законность;

- гласность;

-федерализм;

-субординация и взаимодействие;

- сочетание коллегиальности и единоначалия;

- сочетание выборности и назначаемости;

- профессионализм;

- научный подход к управленческой деятельности;

- разделение властей;

- обеспечение прав человека как высшая цель.

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

Это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.

 

Виды функций государства

По видам ветвей государственной власти: законодательные, управленческие, судебные

По времени действия: постоянные, временные.

По сфере деятельности: внутренние и внешние.

 

Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

1. Охранительная - предполагает деятельность государства по обеспечению и защите закрепленных и регулируемых правом общественных отношений:

а) экологическая;

б) равная защита всех форм собственности;

в) охрана прав и свобод граждан;

г) охрана правопорядка.

2. Регулятивная - характеризует роль государства в экономической и социальной сфере:

а) экономическая:

- выработка экономической политики;

- руководство государственным сектором экономики;

- управление правовыми основами рынка и ценовой политики;

- обеспечение равноправия всех форм собственности;

б) социальная:

- справедливое распределение социальных благ;

- финансовая поддержка здравоохранения, образования, науки,

культуры;

- взимание налогов;

- финансовый контроль.

Внешние функции государства – основные направления деятельности в международном общении и межгосударственных отношениях

- оборона страны;

- развитие всестороннего сотрудничества со всеми государствами в решении глобальных проблем;

- функция поддержания мирового порядка;

- интеграция в мировую экономику.

 

ПРАВО

Сущность права

Сущность права - это внутренняя, устойчивая основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

 

Признаки функций права

- вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе;

- выражают наиболее существенные черты права и направлены на решение основных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

- характеризуют направление активного воздействия на общественные отношения;

- отличаются постоянством, длительностью действия.

Виды функций

· социальные – направления воздействия на определенные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная (в узком смысле), информационная, воспитательная, другие).

· собственно-юридические функции права

-регулятивная – устанавливает позитивные правила поведения (статическая), обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав либо исполнение позитивных обязанностей (динамическая);

-охранительная – направлена на охрану общезначимых отношений на основе приоритетности прав человека и применения юридических санкций к виновным в совершении правонарушений.

 

Формы осуществления регулятивной функции права:

- определяет правосубъектность граждан;

- закрепляет и изменяет правовой статус граждан;

- определяет компетенцию государственных органов и должностных лиц;

- устанавливает правовой статус юридических лиц;

- устанавливает юридические факты;

- устанавливает содержание правоотношений.

 

Формы осуществления охранительной функции права:

- закрепляет в нормах права запреты на совершение социально опасных деяний;

- устанавливает санкции;

- определяет порядок привлечения к юридической ответственности, а также применения иных мер принуждения.

Принципы права

Принципы права - основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Признаки принципов права

- элемент содержания права;

- носят фундаментальный характер, характеризуются большей стабильностью, устойчивостью;

- обусловлены конкретно-историческими, социально-экономическими, культурными и иными факторами;

- по сравнению с содержанием правовых норм обладают более высоким уровнем обобщения и абстрагирования;

- выступают исходной базой формирования отраслей, подотраслей, институтов права;

- характеризуют сущность права; в них проявляется социальная ценность права.

 

Принципы права подразделяются на общие, отраслевые, межотраслевые.

Общие принципы - это основополагающие начала, раскрывающие особенности права как регулятора общественных отношений в целом.

К числу общих принципов права относятся:

1) демократизм;

2) законность;

3) гуманизм;

4) справедливость;

5) равенство всех перед законом;

6) единство юридических прав и обязанностей;

7) взаимная ответственность государства и личности;

другие.

Отраслевые - руководящие начала, характеризующие особенности конкретной отрасли права (уголовного, административного, гражданского и т.п.), например, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип определенности трудовой функции в трудовом праве и др.

Межотраслевые - это руководящие начала, относящиеся к нескольким родственным отраслям права, например, принцип материальной ответственности, принципы состязательности сторон и др.

 

Социальные нормы

- общие правила поведения, регулирующие отношения между людьми и их объединениями.

Признаки социальных норм

- регулируют общественные отношения;

- являются общими правилами поведения;

- носят общий характер;

- возникают в процессе волевой, сознательной деятельности людей;

- реализация обеспечивается особыми средствами воздействия, вырабатываемыми обществом в процессе исторического развития либо устанавливаемыми государством.

Виды социальных норм

- Нормы обычаев – сложившееся в процессе исторического развития общества правило поведения, соблюдаемое людьми в силу привычки;

- Нормы традиций – правило поведения, закрепляющее процедуру проведения значительных, знаменательных событий в жизни людей, общества, государства.

- Нормы морали - правила поведения, устанавливаемые в обществе в соответствии с нравственными представлениями о справедливости и несправедливости, о добре и зле, чести, достоинстве.

- Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - правила поведения, устанавливаемые общественными организациями для регулирования своей деятельности и охраняемые с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

- Нормы ритуалов - правила поведения людей при совершении определенных обрядов.

- Религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения верующих к богу, церкви, организацию и функционирование религиозных объединений.

- Норма права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются от нарушений государством.

Особое внимание уделяется нормам права и морали как двум наиболее мощным и эффективным социальным регуляторам.

 

Единство права и морали выражается в том, что:

- во-первых, они представляют собой разновидность социальных норм;

- во-вторых, имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения;

- в-третьих, право и мораль, как нормативные явления, определяют границы должных и возможных поступков субъектов;

- в-четвертых, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора ими вариантов поведения;

- в-пятых, преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма;

- в-шестых, выступают как общеисторические ценности, показатели социального и культурного прогресса общества.

Реалистическая модель

1. Единство права и государства

- в основе их возникновения лежат одни и те же причины;

- имеют общую цель: упорядочить общественные отношения, стабилизировать жизнь общества;

- будут существовать всегда.

 

2. Влияние государства на право

- создает право;

- дает официальное толкование норм права;

- реализует нормы права в форме правоприменения;

- обеспечивает охрану права.

 

3. Влияние права на государство

- законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

- закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан;

- является средством осуществления задач и функций государства.

 

НОРМА ПРАВА

Норма права - общеобязательное правило поведения, санкционированное государством, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права

1. Является разновидностью социальных норм.

2. Норма права - общее правило поведения:

а) складывается в результате необходимости обобщить типичное в жизненных отношениях;

б) всегда обращена к лицам, обладающим какими-либо общими признаками (сотрудники ОВД, военнослужащие, врачи и т.п.);

в) рассчитана на многократное действие.

3. Носит общеобязательный характер.

4. Выражает государственную (общенародную) волю.

5. Формулируется государством в нормативных актах.

6. Выступает как властное государственное веление.

7. Охраняется государством.

8. Закрепляет наиболее важные типовые общественные отношения.

Виды правовых норм

По отраслям права (по предмету правового регулирования):

а) нормы уголовного права;

б) нормы административного права;

в) нормы экологического права;

г) нормы гражданского права и т.п.

По характеру предписаний:

а) обязывающие;

б) управомачивающие;

в) запрещающие.

По функциям, которые выполняют нормы права:

а) регулятивные;

б) охранительные.

По кругу лиц:

а) общие;

б) специальные (предполагают особого субъекта исполнения - работника суда, прокуратуры, военнослужащего, врача и т.п.).

По способу нормативно-правового регулирования:

а) нормы материального права;

б) нормы процессуального права.

По источнику (по юридической силе):

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

По методу регулирования:

а) императивные (категорические);

б) диспозитивные;

в) поощрительные;

г) рекомендательные.

Специализированные нормы права:

а) нормы - принципы;

б) нормы - дефиниции;

в) нормы - начала.

 

 

По отраслям права

- конституционные

- уголовно-правовые

- уголовно-процессуальные

- гражданско-правовые

- административно-правовые

- иные

Виды источников права

Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения.

Юридический прецедент - судебное и административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения.

Договор нормативного содержания (как правило, международно- правовой) - соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы.

Правовая доктрина (юридическая наука) – теоретические положения авторитетных ученых, которым в отдельных государствах придается обязательная юридическая сила.

Религиозные тексты - священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

Другие

 

Нормативный правовой акт является одним из основных источников права нашей правовой системы.

Признаки закона

- разновидность нормативных правовых актов;

- принимается законодательным (представительным) органом либо непосредственно народом на референдуме;

- принимается в особом процедурном порядке, закрепленном в Конституции, регламентами парламентов;

- обладает высшей юридической силой;

- регулирует наиболее важные общественные отношения;

- имеет особый порядок вступления в силу.

 

Виды законов:

1. По юридической силе:

а) Конституция РФ;

б) федеральные конституционные;

в) федеральные;

г) субъектов федерации.

2. По времени действия:

а) постоянные;

б) временные;

в) чрезвычайные (исключительные).

3. По кругу лиц:

а) общего действия;

б) специальные.

4. По сфере действия:

а) общефедеральные (действующие на территории всей России);

б) субъектов федерации (действующие на определенной части территории России).

 

Подзаконные нормативные акты издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержит юридические нормы. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

Общие - нормативные указы Президента; нормативные постановления правительства.

Ведомственные - нормативные акты министерств и ведомств (постановления, приказы, инструкции, положения, указания, решения коллегий и др.)

Местные - нормативные решения и постановления местных представительных и исполнительных органов власти (Совета, администрации). Акты органов местного самоуправления.

Внутриорганизационные (локальные) подзаконные акты – на уровне отдельных учреждений, предприятий, заведений и т.п. (Уставы, положения и др.).

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

- это деятельность субъектов, наделенных соответствующей компетенцией по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

Принципы правотворческой деятельности:

- демократизм;

- законность;

- плановость;

- научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой;

- профессионализм;

- гласность.

 

Виды правотворчества по субъекту:

1) непосредственное правотворчество народа (референдум);

2) правотворчество государственных органов;

3) правотворчество должностных лиц государства;

4) совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений.

 

Стадии законодательного процесса:

1. Законодательная инициатива - это право возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или об отмене закона, влекущее обязательное рассмотрение (ст. 104 Конституции РФ).

2. Подготовка проекта закона.

3. Обсуждение и принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях)

4. Одобрение закона Советом Федерации.

5.Подписание и обнародование (опубликование) закона Президентом РФ.

 

Процедура принятия, одобрения, подписания и

обнародования федерального закона

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.319 с.)