Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематизация нормативных правовых актовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
- деятельность, направленная на совершенствование, упорядочение действующего законодательства в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информацией.
Значение систематизации законодательства: - необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которое способствует ликвидации пробелов в праве и противоречий в действующем законодательстве; - является действенным способом обеспечения субъектов реализации права необходимой правовой информацией.
Виды систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет. Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт. Виды кодификационных актов: - Основы законодательства; - Кодексы; - Уставы; - Положения; - Регламенты и др. Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания и формы, объединяются в разного рода сборники или собрания. Виды инкорпорационных актов: - Сборник; - Собрания; - Свод законов. Виды инкорпорации: по субъекту: - официальная инкорпорация - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений; - неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. по способу упорядочения: - хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов. - систематическая (предметная) инкорпорация- представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права,их институтам, сферам государственной деятельности. Консолидация - форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. “О праздничных и памятных днях” объединяет и заменил 48 ранее действовавших актов по этому вопросу). При этом содержание нормативного массива остается неизменным, а ранее действовавшие нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу. Учет- сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создание информационно-поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет.
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА Реализация норм права - воплощение правовых предписаний в поведении субъектов права. Виды форм реализации норм права: 1) соблюдение (форма реализации запрещающих норм); 2) использование (форма реализации управомачивающих норм); 3) исполнение (форма реализации обязывающих норм); 4) применение. Применение норм права - это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально - определенных лиц. Признаки правоприменения, отличающие его от других форм реализации права: 1) властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, а также негосударственных субъектов правоприменения; 2) индивидуализация предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; 3) деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах; 4) деятельность по вынесению индивидуально - конкретных актов применения норм права. Основания (необходимость) правоприменения: -когда субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без властной деятельности компетентных органов государства; -когда имеются определенные препятствия для использования субъективного права или нет добровольного исполнения юридической обязанности; -когда в соответствии с предписаниями правовых норм необходимо применять юридические санкции; - когда необходимо установить наличие либо отсутствие юридических фактов.
Основные стадии процесса применения норм права 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела. 2. Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права). 3. Толкование нормы права. 4. Принятие решения и вынесение акта применения нормы права. 5. Доведение до субъектов содержания принятого решения и контроль за его исполнением. Акт применения права – официальное решение компетентного субъекта по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений. Признаки акта применения права - решение компетентного органа, должностного лица по конкретному делу; - обращены к конкретному лицу (индивидуализированы); - направлены на реализацию требований норм права; - содержат обязательное для исполнения властное веление и обеспечиваются государственным принуждением; - являются либо юридическими фактами, либо обеспечивают их возникновение; - выносятся как в документальной, так и в иных формах. Виды актов применения норм права 1. По субъектам правоприменения: - акты органов государственной власти; - акты органов государственного управления; - судебные акты; - акты прокурорского надзора и т.д. 2. По отраслевой принадлежности: - административно-правовые; - гражданско-правовые; - уголовно-правовые и др. 3. По цели: - правоустанавливающие; - правоохранительные. 4. Пофункциям права: - регулятивные; - охранительные. 5. По способу принятия: - принятые коллегиально; - принятые единолично. 6. По характеру решения: - обязывающие; - запрещающие; - уполномачивающие; - поощрительные; - удостоверительные; - фиксирующие факты, имеющие юридическое значение. 7. По наименованию: - приказы; - постановления; - указания; - протоколы; - приговоры; - решения; - разрешения; - предупреждения; - предписания; -представления. 8. По времени действия: - акты однократного действия (наложение штрафа); - длящиеся акты (назначение пенсии). Структура правоприменительного акта: - содержащие четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную (приговор суда); - содержащие три части: вводную, описательную и резолютивную (протокол об административном правонарушении); - содержащие две части: вводную и резолютивную (лицензия на занятие определенным видом предпринимательской деятельности).
ПРАВООТНОШЕНИЕ
Правоотношение - это охраняемое государством общественное отношение, возникающее вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.
Признаки правоотношения: 1) разновидность общественных отношений; 2) оно возникает на основе норм права; 3) это волевое отношение сторон; 4) сторонами правоотношения могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права (правосубъектностью); 5) участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями; 6) способом его обеспечения является государственное принуждение. Виды правоотношений: 1. По предмету правового регулирования: - конституционно-правовые; - административно-правовые; - уголовно-правовые; - гражданско-правовые; - эколого-правовые и т.д. 2. По функциям права: - регулятивные; - охранительные. 3. По способу индивидуализации субъектов в конкретных правоотношениях: - относительные; - абсолютные. 4. По количеству субъектов: - двусторонние; - многосторонние. 5. По продолжительности действия: - кратковременные; - долговременные.
Структура правоотношения - субъект - объект - субъективное право - юридическая обязанность Виды субъектов правоотношений: 1. Индивиды (физические лица) - граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды). 2. Коллективы (юридические лица) - государственные и негосударственные организации, государство в целом, социальные общности. Меры участия субъектов в правовых отношениях определяются их правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности; признается в равной мере за всеми гражданами; возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. Содержание правоспособности граждан: - право иметь имущество на праве собственности; - право наследовать и завещать имущество; -право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью; - право создавать юридические лица; - право совершать любые, не противоречащие закону, сделки и участвовать в обязательствах; - право избирать место жительства; - иметь авторские права; - иметь имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность - способность индивида лично своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и исполнять обязанности. По общему правилу возникает в полном объеме с 18 лет. Полная: 1. По достижении 18-летнего возраста (ч.1 ст.21 ГК РФ). 2. В случае вступления в брак до 18-летнего возраста (ч.2 с.21 ГК РФ). 3. Эмансипация (объявление гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, занимающегося предпринимательской деятельностью или работающего по трудовому договору, полностью дееспособным (ст.27 ГК РФ). Частичная: 1. Дееспособность малолетних от 6 до 14 лет (ст.28 ГК РФ). 2. Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет (ст.26 ГК РФ). Ограниченная дееспособность гражданина, ограниченная в судебном порядке (ст.30 ГК РФ) (хронические алкоголики, наркоманы). Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Сделкоспособность – способность лица совершать гражданско-правовые сделки.
Взятая в единстве правоспособность, дееспособность именуется правосубъектностью. Правосубъектность применительно к государству, организации характеризует компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций. Объекты правоотношений (плюралистический подход) – это реальное благо, на достижение которого направлена реализация прав и обязанностей участников правоотношения.
Виды объектов правоотношений: 1) предметы материального мира; 2) продукты духовного творчества; 3) личные неимущественные блага; 4) фактическое поведение участников правоотношений; 5) результаты поведения участников правоотношений. Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право – это закрепленная в нормах права мера возможного поведения лица, гарантированная государством.
Элементы субъективного права: а) возможность поведения самого управомоченного лица (право-поведение); б) возможность носителя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц (право- требования); в) возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав (право-притязание).
Юридическая обязанность субъекта правоотношения – закрепленная в нормах права мера должного поведения лица, установленная для удовлетворения интересов лица управомоченного, обеспеченная государственным принуждением. Элементы юридической обязанности: а) совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством (активная обязанность); б) воздерживаться от поведения, проступков, запрещенных законодательством (пассивная обязанность). в) необходимость нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований. Важная сторона в существовании правоотношений принадлежит юридическим фактам. Без юридических фактов невозможны правоотношения. Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Виды юридических фактов: 1) по правовым последствиям: - правообразующие; - правоизменяющие; - правопрекращающие. 2 ) по связи с волей участников правоотношений: - события; - деяния. 3) по структуре: - простые; - юридические (фактические) составы. События - юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений. Виды событий: абсолютные - события, полностью не зависящие от воли людей (стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, смерчи и т.п.) относительные - события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома - страховое правоотношение между собственником и страховой компанией). Деяния - юридические факты, наступление которых зависит от воли людей. Они подразделяются на: 1) неправомерные деяния (правонарушения) - преступления; - проступки. 2) правомерные деяния: - юридические поступки; - юридические акты. Юридические поступки - действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, но оно возникают в силу закона. Юридические акты - действия, которые совершаются с намерением породить определенные юридические последствия (сделка, решение суда, постановление следователя). Юридический (фактический) состав - совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношения. Для поступления в вуз необходимы следующие факты: а) аттестат об окончании средней школы; б) сдача вступительных экзаменов или собеседование; в) приказ ректора о зачислении в соответствующее учебное заведение. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.
Элементы процесса толкования норм права: Уяснение – интеллектуально-волевая деятельность, направленная на выявление смысла нормы права самим интерпретатором. Разъяснение – интеллектуально-волевая деятельность, в процессе которой смысл правовых предписаний доводится интерпретатором до иных заинтересованных субъектов правоотношений.
Необходимость толкования норм права: - норма права носит общий характер, а применяется к конкретным жизненным ситуациям; - нормы права содержат оценочные понятия, специальные юридические и неюридические термины; - право носит системный характер, поэтому уяснить содержание одной нормы можно лишь в результате системного анализа других норм; - нарушение законодателем правил юридической техники, недостаточная проработанность концепции закона; - использование законодателем при конструировании правовых норм открытых перечней, завершающихся формулировками «другие», «иные» и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.008 с.) |