Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация нормативных правовых актов

Поиск

- деятельность, направленная на совершенствование, упорядочение действующего законодательства в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информацией.

 

Значение систематизации законодательства:

- необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которое способствует ликвидации пробелов в праве и противоречий в действующем законодательстве;

- является действенным способом обеспечения субъектов реализации права необходимой правовой информацией.

 

Виды систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

Виды кодификационных актов:

- Основы законодательства;

- Кодексы;

- Уставы;

- Положения;

- Регламенты и др.

Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания и формы, объединяются в разного рода сборники или собрания.

Виды инкорпорационных актов:

- Сборник;

- Собрания;

- Свод законов.

Виды инкорпорации:

по субъекту:

- официальная инкорпорация - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений;

- неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.

по способу упорядочения:

- хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов.

- систематическая (предметная) инкорпорация- представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права,их институтам, сферам государственной деятельности.

Консолидация - форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. “О праздничных и памятных днях” объединяет и заменил 48 ранее действовавших актов по этому вопросу). При этом содержание нормативного массива остается неизменным, а ранее действовавшие нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу.

Учет- сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создание информационно-поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА

Реализация норм права - воплощение правовых предписаний в поведении субъектов права.

Виды форм реализации норм права:

1) соблюдение (форма реализации запрещающих норм);

2) использование (форма реализации управомачивающих норм);

3) исполнение (форма реализации обязывающих норм);

4) применение.

Применение норм права - это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально - определенных лиц.

Признаки правоприменения, отличающие его от других форм реализации права:

1) властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, а также негосударственных субъектов правоприменения;

2) индивидуализация предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

3) деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах;

4) деятельность по вынесению индивидуально - конкретных актов применения норм права.

Основания (необходимость) правоприменения:

-когда субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без властной деятельности компетентных органов государства;

-когда имеются определенные препятствия для использования субъективного права или нет добровольного исполнения юридической обязанности;

-когда в соответствии с предписаниями правовых норм необходимо применять юридические санкции;

- когда необходимо установить наличие либо отсутствие юридических фактов.

 

Основные стадии процесса применения норм права

1. Установление фактических обстоятельств юридического дела.

2. Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права).

3. Толкование нормы права.

4. Принятие решения и вынесение акта применения нормы права.

5. Доведение до субъектов содержания принятого решения и контроль за его исполнением.

Акт применения права – официальное решение компетентного субъекта по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений.

Признаки акта применения права

- решение компетентного органа, должностного лица по конкретному делу;

- обращены к конкретному лицу (индивидуализированы);

- направлены на реализацию требований норм права;

- содержат обязательное для исполнения властное веление и обеспечиваются государственным принуждением;

- являются либо юридическими фактами, либо обеспечивают их возникновение;

- выносятся как в документальной, так и в иных формах.

Виды актов применения норм права

1. По субъектам правоприменения:

- акты органов государственной власти;

- акты органов государственного управления;

- судебные акты;

- акты прокурорского надзора и т.д.

2. По отраслевой принадлежности:

- административно-правовые;

- гражданско-правовые;

- уголовно-правовые и др.

3. По цели:

- правоустанавливающие;

- правоохранительные.

4. Пофункциям права:

- регулятивные;

- охранительные.

5. По способу принятия:

- принятые коллегиально;

- принятые единолично.

6. По характеру решения:

- обязывающие;

- запрещающие;

- уполномачивающие;

- поощрительные;

- удостоверительные;

- фиксирующие факты, имеющие юридическое значение.

7. По наименованию:

- приказы;

- постановления;

- указания;

- протоколы;

- приговоры;

- решения;

- разрешения;

- предупреждения;

- предписания;

-представления.

8. По времени действия:

- акты однократного действия (наложение штрафа);

- длящиеся акты (назначение пенсии).

Структура правоприменительного акта:

- содержащие четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную (приговор суда);

- содержащие три части: вводную, описательную и резолютивную (протокол об административном правонарушении);

- содержащие две части: вводную и резолютивную (лицензия на занятие определенным видом предпринимательской деятельности).

 

ПРАВООТНОШЕНИЕ

 

Правоотношение - это охраняемое государством общественное отношение, возникающее вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

 

Признаки правоотношения:

1) разновидность общественных отношений;

2) оно возникает на основе норм права;

3) это волевое отношение сторон;

4) сторонами правоотношения могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права (правосубъектностью);

5) участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями;

6) способом его обеспечения является государственное принуждение.

Виды правоотношений:

1. По предмету правового регулирования:

- конституционно-правовые;

- административно-правовые;

- уголовно-правовые;

- гражданско-правовые;

- эколого-правовые и т.д.

2. По функциям права:

- регулятивные;

- охранительные.

3. По способу индивидуализации субъектов в конкретных правоотношениях:

- относительные;

- абсолютные.

4. По количеству субъектов:

- двусторонние;

- многосторонние.

5. По продолжительности действия:

- кратковременные;

- долговременные.

 

Структура правоотношения

- субъект

- объект

- субъективное право

- юридическая обязанность

Виды субъектов правоотношений:

1. Индивиды (физические лица) - граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

2. Коллективы (юридические лица) - государственные и негосударственные организации, государство в целом, социальные общности.

Меры участия субъектов в правовых отношениях определяются их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности; признается в равной мере за всеми гражданами; возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности граждан:

- право иметь имущество на праве собственности;

- право наследовать и завещать имущество;

-право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью;

- право создавать юридические лица;

- право совершать любые, не противоречащие закону, сделки и участвовать в обязательствах;

- право избирать место жительства;

- иметь авторские права;

- иметь имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность - способность индивида лично своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и исполнять обязанности.

По общему правилу возникает в полном объеме с 18 лет.

Полная:

1. По достижении 18-летнего возраста (ч.1 ст.21 ГК РФ).

2. В случае вступления в брак до 18-летнего возраста (ч.2 с.21 ГК РФ).

3. Эмансипация (объявление гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, занимающегося предпринимательской деятельностью или работающего по трудовому договору, полностью дееспособным (ст.27 ГК РФ).

Частичная:

1. Дееспособность малолетних от 6 до 14 лет (ст.28 ГК РФ).

2. Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет (ст.26 ГК РФ).

Ограниченная дееспособность гражданина, ограниченная в судебном порядке (ст.30 ГК РФ) (хронические алкоголики, наркоманы).

Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Сделкоспособность – способность лица совершать гражданско-правовые сделки.

 

Взятая в единстве правоспособность, дееспособность именуется правосубъектностью.

Правосубъектность применительно к государству, организации характеризует компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций.

Объекты правоотношений (плюралистический подход) – это реальное благо, на достижение которого направлена реализация прав и обязанностей участников правоотношения.

 

Виды объектов правоотношений:

1) предметы материального мира;

2) продукты духовного творчества;

3) личные неимущественные блага;

4) фактическое поведение участников правоотношений;

5) результаты поведения участников правоотношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право – это закрепленная в нормах права мера возможного поведения лица, гарантированная государством.

 

Элементы субъективного права:

а) возможность поведения самого управомоченного лица (право-поведение);

б) возможность носителя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц (право- требования);

в) возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав (право-притязание).

 

Юридическая обязанность субъекта правоотношения – закрепленная в нормах права мера должного поведения лица, установленная для удовлетворения интересов лица управомоченного, обеспеченная государственным принуждением.

Элементы юридической обязанности:

а) совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством (активная обязанность);

б) воздерживаться от поведения, проступков, запрещенных законодательством (пассивная обязанность).

в) необходимость нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований.

Важная сторона в существовании правоотношений принадлежит юридическим фактам. Без юридических фактов невозможны правоотношения.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

 

Виды юридических фактов:

1) по правовым последствиям:

- правообразующие;

- правоизменяющие;

- правопрекращающие.

2 ) по связи с волей участников правоотношений:

- события;

- деяния.

3) по структуре:

- простые;

- юридические (фактические) составы.

События - юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений.

Виды событий:

абсолютные - события, полностью не зависящие от воли людей (стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, смерчи и т.п.)

относительные - события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома - страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).

Деяния - юридические факты, наступление которых зависит от воли людей.

Они подразделяются на:

1) неправомерные деяния (правонарушения)

- преступления;

- проступки.

2) правомерные деяния:

- юридические поступки;

- юридические акты.

Юридические поступки - действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, но оно возникают в силу закона.

Юридические акты - действия, которые совершаются с намерением породить определенные юридические последствия (сделка, решение суда, постановление следователя).

Юридический (фактический) состав - совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношения.

Для поступления в вуз необходимы следующие факты:

а) аттестат об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов или собеседование;

в) приказ ректора о зачислении в соответствующее учебное заведение.

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

 

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.

 

Элементы процесса толкования норм права:

Уяснение – интеллектуально-волевая деятельность, направленная на выявление смысла нормы права самим интерпретатором.

Разъяснение – интеллектуально-волевая деятельность, в процессе которой смысл правовых предписаний доводится интерпретатором до иных заинтересованных субъектов правоотношений.

 

Необходимость толкования норм права:

- норма права носит общий характер, а применяется к конкретным жизненным ситуациям;

- нормы права содержат оценочные понятия, специальные юридические и неюридические термины;

- право носит системный характер, поэтому уяснить содержание одной нормы можно лишь в результате системного анализа других норм;

- нарушение законодателем правил юридической техники, недостаточная проработанность концепции закона;

- использование законодателем при конструировании правовых норм открытых перечней, завершающихся формулировками «другие», «иные» и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.013 с.)