Признаки нормативных правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки нормативных правовых актов



- официальный документ (имеет письменную форму);

- содержит нормы права;

- принимается компетентными государственными органами, негосударственными субъектами правотворчества (органами местного самоуправления) либо населением на референдуме;

- принимается в особом процедурном порядке;

- имеет свои реквизиты: наименование, заголовок, дата и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др.;

- имеет свою внутреннюю структуру (нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, статьям, пунктам).

Виды нормативных правовых актов

По отраслям права:

- административно-правовые;

- уголовно-правовые;

- гражданско-правовые;

- земельно-правовые и др.

По сфере действия:

- федеративные;

- субъектов федерации;

- органов местного самоуправления;

- локальные.

По срокам действия:

- постоянные;

- временные.

По субъектам создания:

- акты законодательной власти;

- акты исполнительной власти;

- акты судебной власти;

- акты прокуратуры.

По субъектам исполнения:

- общие - адресованные любому субъекту;

- специальные - предполагают особого субъекта исполнения.

По юридической силе:

- законы;

-подзаконные акты.

 

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом государства либо непосредственно на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона

- разновидность нормативных правовых актов;

- принимается законодательным (представительным) органом либо непосредственно народом на референдуме;

- принимается в особом процедурном порядке, закрепленном в Конституции, регламентами парламентов;

- обладает высшей юридической силой;

- регулирует наиболее важные общественные отношения;

- имеет особый порядок вступления в силу.

 

Виды законов:

1. По юридической силе:

а) Конституция РФ;

б) федеральные конституционные;

в) федеральные;

г) субъектов федерации.

2. По времени действия:

а) постоянные;

б) временные;

в) чрезвычайные (исключительные).

3. По кругу лиц:

а) общего действия;

б) специальные.

4. По сфере действия:

а) общефедеральные (действующие на территории всей России);

б) субъектов федерации (действующие на определенной части территории России).

 

Подзаконные нормативные акты издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержит юридические нормы. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

Общие - нормативные указы Президента; нормативные постановления правительства.

Ведомственные - нормативные акты министерств и ведомств (постановления, приказы, инструкции, положения, указания, решения коллегий и др.)

Местные - нормативные решения и постановления местных представительных и исполнительных органов власти (Совета, администрации). Акты органов местного самоуправления.

Внутриорганизационные (локальные) подзаконные акты – на уровне отдельных учреждений, предприятий, заведений и т.п. (Уставы, положения и др.).

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ,

В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие во времени:

Начинают действовать с момента вступления их в законную силу:

- может быть указано в самом нормативном акте

а) с момента подписания;

б) с момента принятия;

в) с момента опубликования;

г) с точно указанной даты

- если таких указаний нет, то по истечении определенного срока после опубликования

а) законы РФ – по истечении 10 дней;

б) нормативные акты Президента и Правительства – по истечении 7 дней;

- с момента фактического получения акта исполнителями (для актов, не подлежащих публикации)

- ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ

- с возникновением определенных обстоятельств (чрезвычайное положение)

 

Неопубликованные законы не применяются (п.3 ст.15 Конституции РФ).

Утрачивают юридическую силу:

- по истечении срока действия акта;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт;

- на основании прямого указания компетентного органа о его отмене;

- изменение обстоятельств.

 

Обратная (во времени) сила закона (ретроактивность)

Закон обратной силы не имеет (общее правило).

 

Исключение:

- в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу;

- если закон смягчает или устраняет ответственность.

 

Переживание закона – закон (либо его часть), утративший силу, по специальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения.

Действие нормативных актов в пространстве (по территории):

Территориальное действие (в пределах территории государства):

- акты федеральных органов действуют на всей территории государства;

- акты субъектов федерации действуют на территории этих субъектов;

- акты местных органов (муниципальных негосударственных) действуют на подведомственной им территории.

Экстерриториальное действие федеральных законов – возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.

 

Действие нормативных актов по кругу лиц:

Общее действие – в отношении всех индивидов (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и иных субъектов права.

Специальное действие – в отношении отдельных категорий граждан (закон «О статусе судей» и др.)

 

 

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

- это деятельность субъектов, наделенных соответствующей компетенцией по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

Принципы правотворческой деятельности:

- демократизм;

- законность;

- плановость;

- научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой;

- профессионализм;

- гласность.

 

Виды правотворчества по субъекту:

1) непосредственное правотворчество народа (референдум);

2) правотворчество государственных органов;

3) правотворчество должностных лиц государства;

4) совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений.

 

Стадии законодательного процесса:

1. Законодательная инициатива - это право возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или об отмене закона, влекущее обязательное рассмотрение (ст. 104 Конституции РФ).

2. Подготовка проекта закона.

3. Обсуждение и принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях)

4. Одобрение закона Советом Федерации.

5.Подписание и обнародование (опубликование) закона Президентом РФ.

 

Процедура принятия, одобрения, подписания и

обнародования федерального закона

 
 


Государственная Дума (нижняя палата

Федерального Собрания)

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.017 с.)