Европейский Суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейский Суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.



Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была открыта для подписания 4 ноября 1950 года. Вступившая в силу 3 сентября 1953 она не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты, образовав Европейский суд по правам человека, — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и касается всех вопросов, относящихся к толкованию и применению Конвенции (включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц).

Европейский Суд по правам человека приступил к работе 1 ноября 1998 года. Штаб-квартира - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Компетенция:

1) Обеспечивает неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками, путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

2) По просьбе Комитета Министров может давать консультативные заключения по правовым вопросам, касающимся толкования Конвенции или Протоколов к ней.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию, сейчас 47. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на 6 лет (с возможностью переизбрания половины каждые три года), а срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

Структура:

На пленарных заседаниях Суд избирает Председателя Суда, двух заместителей Председателя Суда и двух Председателей Секций на 3 года.

Суд разделен на четыре Секции, состав которых, утверждаемый на три года, должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен отражать различные правовые системы Государств-участников Конвенции. Две Секции возглавляются заместителями Председателя Суда, две - Председателями Секций.

Комитеты в составе 3 судей одной Секции образуются на срок 12 месяцев. Комитеты являются важным элементом структуры суда, поскольку именно они выполняют функцию "фильтра", ранее выполняемую Комиссией.

Палаты в количестве 7 судей образуются из состава Секций. Члены Палаты назначаются из членов Секции в порядке очередности, при этом в рассмотрении заявлений участвует Председатель Секции и судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле. Если последний не является членом Секции, он заседает в качестве члена Палаты ex officio (в силу занимаемой должности). Члены Секции, не являющиеся членами Палаты, участвуют в заседании по делу в качестве запасных судей.

Большая Палата в количестве 17 судей образуется на три года. Помимо судей, являющихся членами Большой Палаты в силу занимаемой должности — Председателя Суда, Заместителя Председателя Суда и Председателей Секций, в нее в порядке очередности входят судьи из двух групп, сменяющих друг друга каждые девять месяцев. Состав данных групп географически сбалансирован и отражает различные правовые системы Государств-участников Конвенции.

Постановления Суда

Палата принимает решения большинством голосов. В течение 3 месяцев после вынесения Палатой постановления любая из сторон в деле может подать заявление о передаче дела на пересмотр в Большую Палату, если заявление поднимает серьезный вопрос толкования или применения Конвенции или серьезный вопрос общего характера. Подобные заявления рассматриваются Коллегией в составе 5 членов Большой Палаты, в число которых входит Председатель Суда, Председатели Секций, за исключением Председателя той Секции, к которой принадлежит Палата, принявшая оспариваемое Постановление, и судья, избранный в порядке очередности из числа судей, не входящих в Палату, принявшую оспариваемое Постановление.

Постановления Палат становятся окончательными по истечении трехмесячного периода или ранее, если стороны заявят, что не намерены передавать заявление о переcсмотре в Большую Палату или если Коллегия принимает решение об отказе в пересмотре Постановлений Большой Палатой.

Постановления Большой Палаты пересмотру не подлежат.

Процедура подготовки и рассмотрения дела в Европейском Суде:

1. Заявитель лично обращается в Секретариат Суда и информирует о предмете жалобы (может на родном языке заявителя).

2. В Секретариате Суда жалобу регистрируют и присваивают номер. Регистрация означает, что жалоба принята в производство, но пока не к рассмотрению.

3. Далее Суд запрашивает документы.

4. Когда заявитель прислал все необходимые документы, назначается судья-докладчик по данному делу, который изучает документы и определяет, соответствует ли жалоба условиям приемлемости.

Условия приемлемости жалобы:

1) предметом жалобы могут быть только права гражданина, гарантируемые Конвенцией по правам человека или ее Протоколами – совместимость с положениями, должна быть ратифицирована страной;

2) жаловаться могут: физические лица, группы лиц, неправительственные организации, государство;

3) жалоба должна быть подана не позднее чем через полгода;

4) должны быть исчерпаны все внутринациональные средства правовой защиты;

5) жалоба должна быть направлена против государства – суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или организаций;

6) должна быть написана по форме, закреплённой ЕСПЧ;

5. Если юристы Суда и судья-докладчик видят, что дело неприемлемо, заявителю направляется письмо с разъяснением причин, по которым жалоба может быть признана неприемлемой. Заявителю предлагается ответить Суду, настаивает он или не настаивает на продолжении рассмотрения дела. Неприемлемая жалоба передается комитету из трех судей, которые выносят окончательное решение о её неприемлемости. Решение принимается, как правило, в течение года.

6. Если, по мнению судьи-докладчика, жалоба приемлема, то дело передается в палату для дальнейшего рассмотрения. На начальном этапе рассмотрения в палате жалоба коммуницируется (официально передается властям государства - ответчика) для ответа по существу жалобы в течение 3 месяцев. Полученный ответ направляется заявителю, чтобы он представил свои контраргументы, заявителю дается тоже 3 месяца.

9. Получив ответ заявителя и, изучив аргументы обеих сторон, палата принимает решение о приемлемости или неприемлемости жалобы.

10. Признанная приемлемой жалоба далее рассматривается по существу дела, на этом этапе в обсуждении участвуют уже семь судей (особо сложные дела рассматриваются в составе 17 судей).

11. На всех этапах рассмотрения дела при посредничестве Секретаря Суда ведутся переговоры о достижении мирового соглашения. Если стороны договорились, рассмотрение дела прекращается.

12. Рассмотрение по существу дела в палате завершается принятием Постановления Суда.

13. Если в Постановлении констатируется факт нарушения статьи/статей Европейской Конвенции, то государству-ответчику направляется предписание исправить нарушения, допущенные по конкретному делу.

14. В некоторых случаях Суд выносит решение о присуждении заявителю “справедливой компенсации” за материальный ущерб и моральный вред. Принимая решение о размере компенсации, Суд учитывает и расходы заявителя, понесенные им как в ходе разбирательства в своей стране, так и в Европейском Суде. Расходы заявитель подтверждает соответствующими документами. Государство-ответчик может оспорить предъявляемые требования.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.62.78 (0.007 с.)