Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что представляет собой уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормативные акты Европейского Союза в сфере уголовного права (материального и процессуального), как правило, издаются в рамках третьей опоры - сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (см. вопрос N 14). Главной формой правотворчества по этим вопросам служат рамочные решения - основы законодательства Европейского Союза в уголовно-правовой сфере (см. вопросы N 5 и N 26). После 2005 г. в соответствии с прецедентным правом Суда Европейского сообщества нормативные акты по вопросам уголовного права также стали издаваться в рамках первой опоры Союза (Европейского сообщества) в форме директив. После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г., ликвидирующего деление Европейского Союза на опоры (см. вопрос N 17), директива станет единственным видом основ законодательства Союза во всех сферах, в том числе в уголовно-правовой. Нормативные акты Рамочные решения Совета в области материального уголовного права устанавливают общие признаки преступных деяний, которые носят "транснациональный" характер или посягают на интересы Европейского Союза в целом. Как правило, эти документы определяют также размер и виды наказаний, которые служат для государств-членов минимальным стандартом. Например, за любое из "террористических преступлений", признаки которых установлены Рамочным решением 2002/475/ПВД Совета от 13 июня 2002 г. "О борьбе с терроризмом"*(178), в каждом государстве-члене должно быть предусмотрено наказание в виде лишения свободы. За некоторые из этих деяний верхний предел санкции должен быть не меньше восьми лет (участие в деятельности террористической группы) или 15 лет (руководство террористической группой). Кроме терроризма, в последние годы изданы директивы и рамочные решения, определяющие признаки и наказания в отношении следующих преступных деяний: - фальшивомонетничество и подделка безналичных средств платежа: Рамочное решение от 29 мая 2000 г. "Об усилении защиты от фальшивомонетничества в связи с введением евро посредством мер уголовной ответственности и других санкций" и Рамочное решение от 28 мая 2001 г. "О борьбе с обманными действиями и подделкой в отношении безналичных средств платежа"; - отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем: Рамочное решение от 26 июня 2001 г. "Об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступлений и доходов от преступной деятельности";
- торговля людьми: от 19 июля 2002 г. "О борьбе с торговлей людьми"; - помощь незаконному въезду, транзиту и пребыванию иностранцев (см. вопрос N 156); - коммерческий подкуп и сходные преступления: Рамочное решение от 22 июля 2003 г. "О борьбе с коррупцией в частном секторе"; - сексуальная эксплуатация несовершеннолетних: Рамочное решение от 22 декабря 2003 г. "О борьбе против сексуальной эксплуатации детей и детской порнографии"; - незаконный оборот наркотических средств и психотропных вещества: Рамочное решение от 25 октября 2004 г. "О введении минимальных положений в отношении составных элементов уголовных преступлений и санкций, подлежащих применению в сфере торговли наркотиками"; - компьютерная преступность: Рамочное решение от 24 февраля 2005 г. "Об атаках на информационные системы"; - организованная преступность: Рамочное решение от 24 октября 2008 г. "О борьбе с организованной преступностью"; - экологические преступления: Директива 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 г. "Об уголовно-правовой охране окружающей среды"; - преступления, связанные с расизмом и ксенофобией (ненавистью к иностранцам): Рамочное решение от 28 ноября 2008 г. "О борьбе с некоторыми формами и проявлениями расизма и ксенофобии посредством уголовного права". Уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза призвано в первую очередь обеспечить взаимное признание и исполнение решений по уголовным делам, которые выносятся судами и другими компетентными органами государств-членов. Главным результатом этих усилий стало принятие Рамочного решения от 13 июня 2002 г. "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами". Европейский ордер на арест должен заменить громоздкую и малоэффективную процедуру выдачи (экстрадиции) обвиняемых и преступников, скрывающихся от правосудия на территории других государств-членов. Применительно к аресту имущества и передаче вещественных доказательств издано Рамочное решение 2003/577/ПВД Совета от 22 июля 2003 г. "Об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств". Последним к 2009 г. крупным шагом в развитии принципа взаимного признания в уголовно-правовой сфере стало введение законодательством Союза еще одного европейского ордера, который может применяться в целях получения из других государств-членов доказательств по уголовным делам - "европейского ордера на получение доказательств". Правовой режим этого ордера предусмотрен Рамочным решением от 18 декабря 2008 г. "О европейском ордере на получение доказательств в целях получения предметов, документов и данных для их использования в рамках уголовных процедур".
Вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам посвящена одноименная глава Шенгенской конвенции 1990 г. (глава 2 раздела III "Полиция и безопасность"). В 2000 г. по этим вопросам подписана Конвенция от 29 мая 2000 г. "О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами - членами Европейского Союза". Большое внимание Европейский Союз уделяет вопросам организации информационного и практического взаимодействия между судами, прокуратурами и полицейскими службами государств-членов. С этой целью установлены правовые основы для обмена офицерами или магистратами "по связи", создана Европейская информационная сеть в области правосудия, объединяющая контактные пункты в министерствах юстиции и судах разных государств-членов. Главным техническим средством оперативной передачи правоохранительной информации служит Шенгенская информационная система, в которую заносятся не только данные о нежелательных иностранцах, но и другие виды "информационных запросов" (о разыскиваемых преступниках или без вести пропавших лицах, о похищенных автомобилях, информационные запросы в целях конфиденциального наблюдения за физическими лицами и др.). В рамках полицейского сотрудничества (глава 1 раздела III "Полиция и безопасность" Шенгенской конвенции) сотрудникам полиции государств-членов разрешено осуществлять свои полномочия на территории других стран Союза в случае, если они производят трансграничное наблюдение или преследование "по горячим следам" лица, совершившего преступление. Существует также большое число нормативных актов Союза, регулирующих отдельные аспекты полицейского и судебного сотрудничества. Например, Решение от 25 апреля 2002 г. "О безопасности в ходе международных футбольных матчей" предусматривает создание в каждом государстве-члене специального информационного отдела, взаимодействующего с полицейскими службами своего государства и аналогичными отделами других стран Союза. Как и в сфере материального уголовного права, законодатель Европейского Союза стремится к постепенной гармонизации отдельных принципов и норм уголовного процесса государств-членов. Первым шагом в этом направлении стало принятие Рамочного решения от 15 марта 2001 г. "О статусе потерпевших в уголовном процессе". Полицейское сотрудничество: виды и правовые средства.
Глзвэ 5 ПОЛИЦЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 87 (бывшая статья 69 F) 1. Союз развивает полицейское сотрудничество, к участию в котором привлекаются все компетентные органы государств-членов, в том числе полицейские, таможенные и иные специализированные репрессивные службы319 в сферах предотвращения или выявления уголовных правонарушений и проводимых по ним расследований.
2. В целях параграфа 1 Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут устанавливать меры по следующим вопросам: а) сбор, хранение, обработка, анализ уместной информации и обмен ею; 318 Одновременно с принятием регламента об учреждении Европейской прокура 319 «Репрессивные (карательные) службы» — органы и учреждения государства, d) поддержка обучения персонала, а также сотрудничество в обмене кадрами, обеспечении оборудованием и криминалистических исследованиях; e) общие следственные методы, относящиеся к выявлению тяжких форм организованной преступности. 3. Совет, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой, может устанавливать меры по вопросам оперативного сотрудничества органов, указанных в настоящей статье. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом. При отсутствии единогласия группа в составе не менее девяти государств-членов может потребовать передачи проекта мер на рассмотрение Европейского совета. В таком случае процедура в Совете приостанавливается. После обсуждения и, при наличии консенсуса, в течение четырех месяцев с момента данного приостановления Европейский совет отправляет проект обратно в Совет, для принятия. В течение того же срока, если согласие не было достигнуто и при этом не менее девяти государств-членов желают на базе соответствующего проекта мер установить продвинутое сотрудничество, то они информируют о своем желании Европейский парламент, Совет и Комиссию. В подобном случае разрешение приступить к продвинутому сотрудничеству, которое предусмотрено в параграфе 2 статьи 20 Договора о Европейском Союзе и в параграфе 1 статьи 329 настоящего Договора, считается предоставленным, и применяются положения о продвинутом сотрудничестве.
Предусмотренная во втором и третьем абзацах особая процедура не применяется к актам, которые представляют собой развитие Шен-генских достижений.
77. Понятие и содержание миграционной политики ЕС. (с.247-263 Вишняков, Арякелян, Ос.частина.Право Європейського Союзу 78.Перемещение без виз и контроля граждан ЕС. Шенгенское право: источники и территориальная сфера действия. (с.870-879 Кашкин) Шенгенские соглашения - это форма продвинутого сотрудничества между государствами - членами Союза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Первоначальными участниками данных соглашений были пять стран (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Впоследствии к Шенгенским соглашениям присоединились остальные государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии. В 1999 г. "Шенгенские достижения" (Шенгенские соглашения плюс изданные на их основе правовые акты) были признаны составной частью права Европейского Союза, которую обязаны ввести в действие на своей территории все страны, вступающие в состав этой организации. Великобритания и Ирландия на основании специальных решений Совета Европейского Союза позднее также присоединились к Шенгенским соглашениям, но лишь в части, касающейся борьбы с преступностью. На основании специальных договоренностей ассоциированными участниками Шенгенских соглашений стали еще три страны, не входящие в состав Европейского Союза, - Исландия, Норвегия и Швейцария. Шенгенские соглашения были подписаны во второй половине 1980-х гг., т.е. еще до заключения Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Слово "шенгенские" в их названии указывает на место подписания этих документов: небольшая деревня и одноименный замок Шенген (Schengen), расположенные в государстве Люксембург на пересечении его границ с Францией и ФРГ. Всего существует два Шенгенских соглашения, подписанных соответственно в 1985 и 1990 гг. Первое - Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 г.) - носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе - Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г.) - сохраняет большую роль по сей день. Именно в Шенгенской конвенции: - закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами - членами Союза: "Внутренние границы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю" (ст. 2); - введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая ("шенгенская") виза; - содержатся нормы правоохранительной направленности, объединенные в специальный раздел "Полиция и безопасность" (раздел III Шенгенской конвенции); - предусмотрено создание "Шенгенской информационной системы", благодаря которой в единую компьютеризированную сеть были объединены правоохранительные базы данных разных государств-членов. На основании Шенгенской конвенции функционировал также специальный орган - Шенгенский исполнительный комитет, состоявший из министров внутренних дел государств-участников. Данный Комитет издал множество правовых актов по вопросам пересечения внутренних и внешних границ, борьбы с преступностью, которые образуют составную часть "Шенгенских достижений" (англ. Schengen acquis; франц. acquis de Schengen). В 1999 г. Исполнительный комитет был ликвидирован, а его полномочия перешли к Совету - главному законодательному институту Европейского Союза. В настоящее время активно развивается процесс замены "Шенгенских достижений", включая Шенгенские соглашения, нормативными актами Совета Европейского Союза и Европейского парламента. Так, в период 2006-2009 гг. взамен Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета были изданы:
- Шенгенский кодекс о границах 2006 г.*(170), в котором собраны все основные правила относительно пересечения как внутренних (между государствами-членами), так и внешних (с третьими странами) границ ЕС. Именно в Шенгенском кодексе о границах (ст. 5) закреплены теперь единые условия въезда в ЕС иностранцев, которые также применяются при выдаче Шенгенской визы; - законодательство о Шенгенской информационной системе второго поколения 2006-2007 гг.*(171) Шенгенская информационная система второго поколения базируется на передовых технических принципах, обеспечивающих ей большую надежность, вместимость и скорость передачи данных по сравнению с Шенгенской информационной системой первого поколения, учрежденной Шенгенской конвенцией 1990 г.; - Визовый кодекс ЕС 2009 г.*(172) После вступления в силу (5 апреля 2010 г.) он заменил собой соответствующие нормы Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета, посвященных единой (Шенгенской) визе. В соответствии с Визовым кодексом Европейская комиссия должна издать новую практическую инструкцию о выдаче виз, адресованную консульствам всех шенгенских государств. Итак, после 2010 г. большинство норм, первоначально содержавшихся в Шенгенских соглашениях, закрепляются в нормативных актах Европейского Союза, изданных его законодательными институтами. Шенгенские соглашения все более превращаются в своеобразный "исторический памятник", который представляет интерес не столько в практическом, сколько в историко-правовом контексте.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.011 с.) |