Правовая природа и виды рекламы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая природа и виды рекламы



Реклама является одним из наиболее значимых социально-экономических явлений современного российского общества и в то же время результатом взаимообусловленных действий участников гражданского оборота. Деятельность по производству и (или) распространению рекламы совершается в соответствии с принятыми на себя субъектами определенных обязательств, которые представляют собой конкретный вид экономической деятельности, именуемый услугами в области рекламы.

Классификация видов рекламы может быть проведена по различным основаниям:

1. В зависимости от вида рекламируемого товара выделяют рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения и иных товаров.

2. В зависимости от вида рекламируемых услуг выделяют рекламу страховых и инвестиционных услуг, услуг банков, организаций, участников рынка ценных бумаг и других субъектов, оказывающих финансовые услуги;

3. В зависимости от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио - и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских поселениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

4. В зависимости от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:

политическую рекламу - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;

социальную рекламу - рекламу общественных и государственных интересов в благотворительных целях;

коммерческую рекламу, цели, распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;

5. В зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной несовершеннолетним.

 

1. Система источников правового регулирования рекламной деятельности

Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:

• Кодекс Российской Федерации об административньж правонарушениях;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

• Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;

• Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»;

• ГОСТ Р 52044-2003. «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»;

• Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы»;

• Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве».

2. Система источников правового регулирования рекламной деятельности

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Данный закон носит общий характер, им регулируются отношения, связанные с предоставлением информации для рекламы, с производством рекламной продукции и с ее распространением. Нормы закона не распространяются на политическую рекламу, на объявления граждан и юридических лиц, не связанные с предпринимательской деятельностью, а также на ряд иных общественных отношений, возникающих в случаях, прямо указанных в ст. 2 данного Закона.

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из «Закона о рекламе». Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с данным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 4 «Закона о рекламе»).

В постановлении Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. „О рекламе“» (утратил силу в связи с принятием 13 марта 2006 г. «Закона о рекламе» №38-ФЗ) подтверждается, что законодательство о рекламе относится к ведению федеральных органов государственной власти, но при этом указывается, что «рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование…».

Существует множество нормативных актов, содержащих отдельные положения, регулирующие рекламную деятельность в определенных сферах предпринимательской деятельности. В качестве примера можно назвать:

· Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

· Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

· Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»;

· Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Большое значение для пресечения правонарушений в сфере рекламы имеют Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., который предусматривает ответственность за нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3), а также «Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508). Этим нормативным актом установлены процедура и сроки рассмотрения дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе, которыми в настоящее время руководствуются Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления, выполняющие функции государственного регулирования и контроля в сфере рекламных правоотношений.

Среди нормативных актов, имеющих общий характер, следует назвать Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Как видно из названия Указа, его основной целью являлось правовое обеспечение защиты потребителей. В Указе предусмотрены меры ответственности, которые можно применять к недобросовестным рекламодателям.

Нормативные акты регулируют также способы размещения рекламной продукции. Такое регулирование предусмотрено, в частности, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждена новая редакция «Правил размещения средств наружной рекламы и информации», постановлением Правительства Московской области от 29 декабря 2000 г. № 170/39 «О наружной рекламе, информации и оформлении территорий Московской области»

3. Правовой статус субъектов рекламных отношений

Правовой статус представляет собой установленное нормами права положение субъектов, совокупность их прав и обязанностей, определяемых всеми отраслями права.

Согласно Закону о рекламе, основными субъектами рекламной деятельности являются:

• рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и/или содержание рекламы;

• рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее, полностью или частично, приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

• рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как правило, субъекты рекламной деятельности имеют статус юридических лиц, однако рекламодателями часто выступают физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо как субъект гражданского права и экономических, товарно-денежных отношений обладает четырьмя основными признаками:

1) организационное единство

2) имущественная обособленность (

3) самостоятельная гражданско-правовая ответственность

4) выступление в гражданском обороте от собственного имени

Важнейшей характеристикой юридического лица является правосубъектность, т. е. наличие у него правоспособности и дееспособности. Юридические лица могут обладать общей (универсальной) и специальной (целевой) правоспособностью. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь прав и обязанностей, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах.

Физическими лицами в соответствии с действующим законодательством России являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Для участия в рекламной деятельности физическое лицо должно иметь статус индивидуального предпринимателя, который приобретается в результате государственной регистрации субъекта в соответствующем качестве.

Понятие правового статуса распространяется только на зарегистрированных и действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим вопросы создания и прекращения соответствующих субъектов и их регистрации приобретают правоустанавливающее значение.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой внесение в государственные реестры сведений.

Создание юридических лиц, как правило, осуществляется в несколько этапов:

1) принятие решения о создании юридического

2) утверждение устава юридического лица. Устав является основным документом, определяющим важнейшие элементы правового статуса организации. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 52), в уставе должны указываться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельности юридического лица, предмет и цели деятельности

3) оформление заявления о государственной регистрации юридического лица;

4) уплата государственной пошлины.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не требует представления учредительных документов. Таким образом, субъекты рекламной деятельности для реализации своего правового статуса (приобретение прав, исполнение обязанностей) должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а соответствующие сведения о регистрации должны быть включены в Единый государственный реестр.

4. Общие требования, предъявляемые к рекламе

Общие требования к рекламе:

1. Добросовестность

2. Реклама не должна быть ложной; реклама должна быть достоверной

При определении требования достоверности рекламы следует учитывать требования закона РФ «о защите прав потребителя» 1992 года. В случае, если будет доказано, что реклама недостоверна, то ответственность рекламодателя наступает не только за ненадлежащую рекламу, но и за нарушение прав потребителя. Потребитель имеет право на предоставление ему информации об изготовителе товара, информация должна быть наглядной, доступной и доводиться до потребителя в удобной для него форме на русском языке или на государственных языках субъектов РФ. Потребитель имеет право знать наименование технического регламента товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, цену, условия приобретения (в рублях), гарантийный срок, правила и условия безопасного и эффективного использования товара, срок годности товара

Относятся ко всем видам рекламы

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

Информация об изменениях:Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 сентября 2012 г.

5) содержать информацию порнографического характера.

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ часть 10 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2012 г.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 10.1,вступающей в силу с 1 сентября 2012 г.

10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 10.2,вступающей в силу с 1 сентября 2012 г.

10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии сФедеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ часть 11 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.061 с.)