Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фас и ее территориальные подразделения в регулировании рекламной деятельности: роль, полномочия.

Поиск

Согласно статье 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган уполномочен осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Действующими антимонопольными органами в России являются Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения.

Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 331. В структуре службы функционирует Управление контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства.

Основными функциями антимонопольных органов в данной сфере являются следующие:

• предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о рекламе;

• возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Для реализации указанных выше функций антимонопольные органы вправе осуществлять следующее:

1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;

3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном Законом о рекламе;

5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (недействующими) полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;

6) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 Закона о рекламе;

8) издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.

При осуществлении своих полномочий сотрудники антимонопольных органов не должны разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Из перечисленных правомочий антимонопольные органы наиболее активно используют возможность выдачи предписаний участникам рекламного рынка о прекращении нарушений законодательства о рекламе. Подробно с содержанием решений антимонопольных органов можно познакомиться на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы по адресу http://www.fas.gov.ru/.

Выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе предшествует рассмотрение дела в порядке, установленном Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства России о рекламе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508).

Важнейшая составляющая деятельности антимонопольных органов по контролю в сфере рекламы – привлечение нарушителей закона к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (см. главу 13).

В Законе о рекламе антимонопольным органам предоставлены также полномочия по выдаче предписаний органам власти об отмене или изменении актов, противоречащих законодательству о рекламе, и обращению в арбитражный суд в целях признания таких актов недействительными. В предписании об отмене или изменении противоречащего законодательству о рекламе акта должны быть указаны изменения, которые следует внести в такой акт для приведения его в соответствие с законодательством. Срок для исполнения должен быть указан в предписании и не может быть менее чем месяц со дня получения предписания органом власти.

Федеральная антимонопольная служба активно участвует в совершенствовании законодательства о рекламе. В частности, ФАС представляла в Правительство Российской Федерации концепцию изменений Закона о рекламе, издает аналитические справки по принятым поправкам и изменениям. Однако антимонопольные органы не наделены правом давать официальные разъяснения [79, c. 155].

В целях более объективного и качественного выполнения функций по контролю за соблюдением законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе создан Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. В его состав вошли ведущие ученые, эксперты, юристы, журналисты, социологи, представители саморегулируемых организаций, рекламодателей, рекламопроизводи-телей, рекламораспространителей, органов власти, образовательных организаций.

Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Федеральной антимонопольной службе. Его решения имеют рекомендательный характер и представляются в Федеральную антимонопольную службу для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, реализации государственной политики в области контроля соблюдения рекламного законодательства и подготовки предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

Основными задачами Экспертного совета являются следующие:

• экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета;

• оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации;

• экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе;

• разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения рекламного законодательства;

• взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка;

• подготовка методических, аналитических и информационных материалов для субъектов рекламной деятельности;

• подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности;

• подготовка предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

Деятельность Экспертного совета не направлена полностью на привлечение к ответственности нарушителей законодательства о рекламе. Она помогает объективно, с учетом мнения специалистов и участников рекламного рынка, рассмотреть спорные ситуации и вынести обоснованные рекомендации, которые антимонопольные органы учитывают в своей работе.

Сравнивая полномочия антимонопольных органов, установленных утратившим силу Законом «О рекламе» 1995 г. и действующим Законом о рекламе, следует отметить, что из сферы деятельности антимонопольных органов изъяты такие полномочия как взаимодействие с лицензирующими органами в целях решения вопросов о приостановлении или аннулировании лицензий; направление материалов в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовных дел; предъявление в суды исков в интересах неопределенного круга потребителей рекламы о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой; приостановление деятельности юридических лиц; вынесение решения о распространении контррекламы, приостановлении рекламы нарушителя.

Часть перечисленных выше полномочий отнесена действующим законодательством к компетенции суда. Действующий закон устранил существовавшие ранее противоречия между нормативными актами, определяющими полномочия различных органов власти.

По данным Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства в 2004 г. ФАС было выявлено почти 4600 нарушений законодательства о рекламе. Большинство из них (более 25 процентов) связано с нарушениями общих требований к рекламе (статья 5 Закона «О рекламе» 1995 г.). Это реклама деятельности, подлежащей лицензированию, без указания лицензии, несообщение сведений о сертификации рекламируемой продукции, нарушение требований, предъявляемых к распознаваемости рекламы, и т. д. Около 17 процентов составляют нарушения требований к добросовестности, достоверности и этичности рекламы, примерно 10 процентов – нарушения требований к рекламе алкоголя и табака. Порядка 8 процентов нарушений допущено при размещении наружной рекламы. В 2005 г. заметно увеличилось число нарушений при распространении рекламы финансовых услуг [88].

В 10–20 процентах случаев решения антимонопольных органов обжалуются в суде. При этом далеко не все дела заканчиваются в пользу антимонопольного органа. Иногда антимонопольные органы не могут доказать в суде обоснованность принятых решений. Но самая главная проблема в контролирующей деятельности антимонопольных органов – невозможность охватить и пресечь все нарушения законодательства о рекламе. Число нарушений, особенно за пределами Москвы, намного превышает возможности антимонопольных органов по контролю и привлечению нарушителей к ответственности. В связи с этим появляются новые задачи – развитие саморегулирования и передача части функций по контролю и предупреждению правонарушений к саморегулируемым организациям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.007 с.)