Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий



Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса*(745).

Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования. Снижение издержек производства в этих сферах связано именно с увеличением количества производимого товара, поэтому деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной. Вместе с тем не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка*(746).

На территории Российской Федерации созданы и функционируют федеральные естественные монополии и естественные монополии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (пп. "и", "ж" ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 76). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ)*(747).

Детальному правовому регулированию подвержены федеральные естественные монополии. Рассмотрим основные начала их деятельности. Правовые основы функционирования субъектов таких монополий закреплены в Законе о естественных монополиях и ряде иных законодательных актов. Среди них: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"*(748), Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"*(749), Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"*(750), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"*(751), Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(752), Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"*(753).

Раскрывая законодательное обеспечение функционирования естественных монополий, следует также указать нормы ГК РФ (ст. 424, 426, 539-548). Кроме того, субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные Законом о конкуренции*(754).

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"*(755) установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В сферах функционирования естественных монополий действуют субъекты естественной монополии и потребители товара, производимого (реализуемого) субъектом естественной монополии, к которым относятся физические или юридические лица, приобретающие данный товар.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в ст. 4 Закона о естественных монополиях. К ним относятся:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное Законом о естественных монополиях, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. В настоящее время такие полномочия предоставлены Федеральной службе по тарифам*(756) по определению (установлению) цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии, и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов), и Федеральной антимонопольной службе. Так, например, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных ст. 8 Закона о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях*(757).

Органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль*(758).

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством применения специальных методов, перечень которых определен ст. 6 Закона о естественных монополиях. К ним относятся:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования предусмотрены ст. 12 Закона. В частности, решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии принимается на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.

Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Государственный контроль в сферах естественной монополии осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Предварительный контроль заключается в представлении в орган регулирования естественной монополии ходатайства о даче согласия на совершение указанных п. 2 ст. 7 Закона о естественных монополиях действий и сообщении информации, необходимой для принятия решения. Такой контроль осуществляется в отношении любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает, например, право собственности на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров в условиях естественной монополии, если балансовая стоимость таких основных средств составляет более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу, и др. случаях.

Последующий контроль состоит в уведомлении органа регулирования естественной монополии о совершении сделок, указанных в п. 4 ст. 7 Закона. Так, субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), обязан уведомить контролирующий орган. Предусмотрены и иные основания проведения последующего контроля.

В случаях нарушения требований Закона о естественных монополиях субъектами естественных монополий, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о таких нарушениях и принимать по ним решения*(759). Решения и выданные на их основе предписания направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия.

В случае неисполнения решений (предписаний) в установленный срок органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с соответствующим иском, например о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор. Вместе с тем решения (предписания) могут быть обжалованы в судебном порядке. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Закон о естественных монополиях предусматривает основания применения мер гражданско-правовой ответственности. В частности, убытки возмещаются как субъектом естественной монополии (ст. 17), так и органом регулирования естественной монополии (ст. 20), если они были причинены в результате нарушения требований Закона о естественных монополиях. Кроме того, возмещение убытков субъектом естественной монополии при его необоснованном уклонении от заключения договора осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ.

Административно-правовая ответственность в сфере естественной монополии установлена ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования, ч. 3 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа, ст. 19.8 КоАП РФ, за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в органы регулирования естественных монополий, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений).

 

40. Правовое регулирование рекламы в предпринимательской деятельности. Виды ненадлежащей рекламы

Определение рекламы

Рекламная деятельность - один из видов предпринимательской деятельности. Под рекламной деятельностью следует понимать деятельность по получению, обработке и распространению информации, способствующей реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний. Такая информация называется рекламой. Законодатель дает следующее определение рекламы. Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"*(1061), далее - Закон "О рекламе").

Рекламная деятельность существует не сама по себе, а как деятельность, направленная на обеспечение какого-либо иного вида предпринимательской деятельности. Для успешного продвижения товаров, работ и услуг на рынках необходима надлежащая рекламная кампания. Участниками (субъектами) рекламной деятельности являются рекламодатели, рекламопроизводители и распространители рекламы. Деятельность этих субъектов урегулирована соответствующими правовыми нормами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.7.237 (0.022 с.)