Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса*(745). Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования. Снижение издержек производства в этих сферах связано именно с увеличением количества производимого товара, поэтому деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной. Вместе с тем не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка*(746). На территории Российской Федерации созданы и функционируют федеральные естественные монополии и естественные монополии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (пп. "и", "ж" ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 76). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ)*(747). Детальному правовому регулированию подвержены федеральные естественные монополии. Рассмотрим основные начала их деятельности. Правовые основы функционирования субъектов таких монополий закреплены в Законе о естественных монополиях и ряде иных законодательных актов. Среди них: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"*(748), Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"*(749), Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"*(750), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"*(751), Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(752), Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"*(753). Раскрывая законодательное обеспечение функционирования естественных монополий, следует также указать нормы ГК РФ (ст. 424, 426, 539-548). Кроме того, субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные Законом о конкуренции*(754). Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"*(755) установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства. В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В сферах функционирования естественных монополий действуют субъекты естественной монополии и потребители товара, производимого (реализуемого) субъектом естественной монополии, к которым относятся физические или юридические лица, приобретающие данный товар. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в ст. 4 Закона о естественных монополиях. К ним относятся: - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - транспортировка газа по трубопроводам; - железнодорожные перевозки; - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; - услуги общедоступной электрической и почтовой связи; - услуги по передаче электрической энергии; - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; - услуги по передаче тепловой энергии. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное Законом о естественных монополиях, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. В настоящее время такие полномочия предоставлены Федеральной службе по тарифам*(756) по определению (установлению) цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии, и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов), и Федеральной антимонопольной службе. Так, например, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных ст. 8 Закона о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях*(757). Органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль*(758). Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством применения специальных методов, перечень которых определен ст. 6 Закона о естественных монополиях. К ним относятся: - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования предусмотрены ст. 12 Закона. В частности, решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии принимается на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Государственный контроль в сферах естественной монополии осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Предварительный контроль заключается в представлении в орган регулирования естественной монополии ходатайства о даче согласия на совершение указанных п. 2 ст. 7 Закона о естественных монополиях действий и сообщении информации, необходимой для принятия решения. Такой контроль осуществляется в отношении любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает, например, право собственности на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров в условиях естественной монополии, если балансовая стоимость таких основных средств составляет более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу, и др. случаях. Последующий контроль состоит в уведомлении органа регулирования естественной монополии о совершении сделок, указанных в п. 4 ст. 7 Закона. Так, субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), обязан уведомить контролирующий орган. Предусмотрены и иные основания проведения последующего контроля. В случаях нарушения требований Закона о естественных монополиях субъектами естественных монополий, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о таких нарушениях и принимать по ним решения*(759). Решения и выданные на их основе предписания направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. В случае неисполнения решений (предписаний) в установленный срок органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с соответствующим иском, например о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор. Вместе с тем решения (предписания) могут быть обжалованы в судебном порядке. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу. Закон о естественных монополиях предусматривает основания применения мер гражданско-правовой ответственности. В частности, убытки возмещаются как субъектом естественной монополии (ст. 17), так и органом регулирования естественной монополии (ст. 20), если они были причинены в результате нарушения требований Закона о естественных монополиях. Кроме того, возмещение убытков субъектом естественной монополии при его необоснованном уклонении от заключения договора осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ. Административно-правовая ответственность в сфере естественной монополии установлена ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования, ч. 3 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа, ст. 19.8 КоАП РФ, за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в органы регулирования естественных монополий, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений).
40. Правовое регулирование рекламы в предпринимательской деятельности. Виды ненадлежащей рекламы Определение рекламы Рекламная деятельность - один из видов предпринимательской деятельности. Под рекламной деятельностью следует понимать деятельность по получению, обработке и распространению информации, способствующей реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний. Такая информация называется рекламой. Законодатель дает следующее определение рекламы. Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"*(1061), далее - Закон "О рекламе"). Рекламная деятельность существует не сама по себе, а как деятельность, направленная на обеспечение какого-либо иного вида предпринимательской деятельности. Для успешного продвижения товаров, работ и услуг на рынках необходима надлежащая рекламная кампания. Участниками (субъектами) рекламной деятельности являются рекламодатели, рекламопроизводители и распространители рекламы. Деятельность этих субъектов урегулирована соответствующими правовыми нормами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.008 с.) |