Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты инвестиционной деятельности

Поиск

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса (п. 1 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").

Как видим, круг субъектов определен широко, критерии выделения их в качестве субъектов инвестиционной деятельности не указаны, поэтому не ясно, почему, например, посреднические организации (и какие) отнесены к таковым, любые ли кредитные организации являются субъектами инвестиционной деятельности.

Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР применяется в части, не противоречащей Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).

В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов вложений и другие лица (п. 2 ст. 4 Закона). Как видим, субъекты определены в этом законе более четко, однако и здесь Закон из-за отсутствия критериев отнесения лиц к субъектам инвестиционной деятельности, перечислив основных участников инвестиционного процесса, весьма невнятно ссылается на других лиц, вроде бы также относящихся к субъектам инвестиционной деятельности.

Исходя из рассмотренного выше понятия инвестиционной деятельности следует, что субъектом этой деятельности является прежде всего инвестор.

Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающих их целевое использование (п. 3 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).

Инвесторы - это лица, способные самостоятельно осуществить все практические действия, связанные с реализацией инвестирования, от принятия решения об инвестициях до получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Особенно это характерно для инвестиций в форме капитальных вложений: на всех этапах инвестиционной деятельности - организационном, инвестиционном и предпринимательском - инвестор может действовать самостоятельно, от своего имени, не передавая своих функций другим лицам.

Застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции (п. 16 ст. 1 ГрК РФ). Закон оперирует термином "застройщик" (а не инвестор) как более широким понятием, включающим как инвесторов, так и, например, граждан, осуществляющих на своих земельных участках индивидуальное жилищное строительство.

Лицами, осуществляющими инженерные изыскания, подготовку проектной документации, а также строительство, могут быть как сами застройщики, так и привлекаемые ими или заказчиком на основании договора физические или юридические лица. При этом все они, включая застройщика, должны отвечать требованиям, предъявляемым законодательством соответственно к лицам, выполняющим инженерные изыскания, проектные, строительные работы.

Введя объект в эксплуатацию, инвестор - уже как предприниматель - организует производство товаров, оказание услуг с использованием созданных в результате строительства объектов.

Можно сказать, что сообразно этапам инвестиционной деятельности инвестор осуществляет организационную, инвестиционную, предпринимательскую функции.

Для этого он наделен широким комплексом прав. Обратим внимание, что законы об инвестиционной деятельности содержат специальные статьи об этих правах (ст. 5 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР, ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).

Основными правами инвестора являются следующие:

1) равное с другими инвесторами право на осуществление инвестиционной деятельности. Право не запрещенного законом инвестирования признается неотъемлемым правом инвестора, охраняемого законом;

2) право самостоятельного инвестиционного выбора. Инвестор сам определяет объемы, направления средств в качестве инвестиций;

3) право самостоятельно и по своему усмотрению подбирать лиц для реализации инвестиций, заключать с ними договоры, в том числе на конкурсной основе (например, договоры с заказчиками, подрядчиками, поставщиками);

4) право контролировать целевое использование средств в качестве инвестиций. Формы контроля различны в зависимости от вида инвестиций и инвестиционной деятельности. Например, контроль за использованием средств, переданных в качестве вклада в складочный капитал полного товарищества, прямо и непосредственно осуществляют все участники этого юридического лица. Органы управления здесь не создаются и все вопросы управления, включая сферу контроля за использованием средств, решаются по общему согласию товарищей. Каждый из них вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел, а отказ от этого права, равно как и его ограничение, в том числе по соглашению участников, ничтожен (ст. 71 ГК РФ). В хозяйственных обществах контроль осуществляется непосредственно инвесторами-участниками на собраниях при утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, а также опосредованно через органы управления юридическим лицом. Контроль за деятельностью исполнительных органов возложен на совет директоров. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества создаются ревизионные комиссии, привлекаются, на основании договоров, внешние аудиторы;

5) право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций. Эти правомочия составляют содержание права собственности инвестора на соответствующие объекты. Если в качестве инвестора в установленном законодательством порядке выступает унитарное предприятие, то на объект инвестиционной деятельности возникает право собственности соответственно государства, муниципального образования и производное вещное право - хозяйственного ведения или оперативного управления у предприятия - юридического лица;

6) право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование, получать доходы от эксплуатации этих объектов. Так, инвестор - собственник имущества унитарного предприятия: осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на совершение крупных сделок, а также сделок, в которых имеется заинтересованность, принимает решения о проведении аудиторских поверок, может изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и осуществлять иные контрольные функции (ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Собственник предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Предприятие с правом хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся у него после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке и размерах, установленных Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ст. 17 указанного Закона);

7) право передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и их результаты другим лицам. Так, например, инвестор-застройщик вправе передать заказчику права по реализации инвестиционного проекта;

8) право на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестиционной деятельности на основании договора, например договора простого товарищества (о совместной деятельности);

9) право получать прибыль от предпринимательской деятельности, основанной на использовании объектов инвестиционной деятельности, реинвестировать ее как в созданное производство, так и в иные объекты предпринимательской деятельности.

По своей роли в правоотношениях инвесторы могут выступать в качестве вкладчиков (например, вкладчики (коммандитисты) в товариществах на вере), кредиторов (например, банки, предоставившие инвестиционный кредит под реализацию инвестиционного проекта), заказчиков (инвестор - заказчик по договору строительного подряда), покупателей (например, приобретая оборудование по договору поставки).

В качестве инвесторов могут выступать государство, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Источниками финансирования инвестиционной деятельности могут быть:

- собственные средства (прибыль, сформированные из прибыли фонды накопления, амортизационные отчисления и другие собственные финансовые ресурсы);

- заемные средства (например, инвестиционные банковские и выдаваемые государственные бюджетные кредиты). Заемные средства, поступая в имущественную сферу инвестора, расходуются на инвестиционные цели как собственное имущество. Инвестор-заемщик обязан возвратить полученные средства и уплатить кредитору проценты за них. Соинвесторы, разрабатывая совместные инвестиционные проекты, могут установить в качестве обязательного условия участия в проекте наличие собственных средств в размере не менее определенного процента от стоимости работ по реализации инвестиционного проекта. Если кредитором является государство, минимальный размер собственных средств заемщика для реализации инвестиционного проекта предусматривается законодательством;

- привлеченные средства. К ним относятся средства, поступившие от других инвесторов в уставные капиталы в качестве прямых и портфельных инвестиций, а также средства, поступающие в виде взносов физических и юридических лиц (но не в уставный капитал) в целях реализации инвестиционного проекта. При продаже, например, акций имущество в оплату за них поступает в собственность акционерного общества, а между акционером и обществом устанавливаются обязательственные правоотношения (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

На практике широкое распространение получило долевое строительство объектов недвижимости, в том числе жилых домов, с привлечением средств граждан и юридических лиц. Право на привлечение таких средств имеют застройщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые:

- владеют на основе аренды или в качестве собственников земельными участками, предоставленными им в установленном порядке для строительства объекта, в состав которого будут входить объекты долевого строительства;

- получили разрешение на строительство в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ;

- опубликовали в средствах массовой информации и (или) разместили в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет) проектную декларацию не позднее чем за 14 дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства. Проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и о проекте строительства. Требования к ее содержанию определены ст. 20, 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"*(822) (далее - Закон об участии в долевом строительстве).

Участники долевого строительства выступают в качестве соинвесторов. Исключение составляют граждане, которые вступают в правоотношения с застройщиком в целях получения в собственность объекта долевого строительства (чаще всего квартиры) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Средства граждан на эти цели не обладают рассмотренными выше признаками инвестиций. На эти отношения, помимо указанного Закона об участии в долевом строительстве, распространяется законодательство РФ о защите прав потребителей. Застройщики, привлекающие средства граждан для строительства многоквартирного дома, в котором гражданин получит квартиру в собственность, должны отвечать установленным законом требованиям (наличие лицензии, наличие собственных средств в установленном размере, соблюдение нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика).

Другие субъекты инвестиционной деятельности.

О других, помимо инвестора, субъектах инвестиционной деятельности правомерно говорить в случаях, когда инвестор уполномочивает этих лиц реализовать часть своих функций, передает права на распоряжение своими средствами в качестве инвестиций на использование объекта инвестиционной деятельности.

Такими субъектами являются заказчик и пользователь объектов инвестиционной деятельности.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. Услуги заказчиков широко распространены в сфере капитального строительства. Заказчики заключают договоры с подрядчиками, поставщиками и другими контрагентами в целях реализации инвестиционного проекта, осуществляют строительный контроль за выполнением подрядчиками работ. Заказчик вправе по своей инициативе привлекать для проведения проверки соответствия выполняемых работ проектной документации лицо, выполнившее проектные работы по проверяемому объекту строительства.

Заказчик рассчитывается с подрядчиком за выполненные работы. Для этих целей заказчик наделяется инвестором правами владения, пользования и распоряжения средствами инвестора, предназначенными для инвестиций в соответствии с условиями договора, государственного контракта и требованиями законодательства. При этом эти средства не переходят в собственность заказчика.

Заказчики распоряжаются ими в интересах инвестора и за его счет, действуя в качестве посредника между инвестором и другими участниками инвестиционного процесса. Инвестор может сам выполнять функции заказчика, не прибегая к услугам соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Пользователи - это субъекты, для которых создаются, приобретаются объекты инвестиционной деятельности. О пользователе как субъекте инвестиционной деятельности можно говорить лишь в случае наделения инвестором определенного лица правами по использованию объекта, например возведенного здания. В тех случаях, когда инвесторы-застройщики строят объект для себя и сами эксплуатируют его, фигура иного, кроме самого инвестора, пользователя отсутствует.

Пользователь как субъект появляется на третьем этапе инвестиционного процесса - предпринимательском. Он должен обеспечить эффективное использование инвестиционных объектов, например здания, оборудования.

Ближайшая задача пользователя после ввода объекта в эксплуатацию - достичь окупаемости инвестиционного проекта. Пользователь осуществляет предпринимательскую деятельность, используя новое оборудование, организуя работу в зданиях производственного назначения, созданных в результате реализации инвестиционного проекта. Понятно, что данная деятельность, осуществляемая на профессиональной основе, требует высокой квалификации руководителя эксплуатирующей объекты организации, ее персонала. Полученная пользователем прибыль в зависимости от правового положения инвестора и пользователя, условий заключенного между ними договора, в частности: а) передается инвестору, за вычетом той, которая в соответствии с законодательством остается в распоряжении пользователя (в отношении казенных предприятий); б) остается в распоряжении пользователя, который отчисляет инвестору часть прибыли (предприятия с правом хозяйственного ведения).

Инвестор может получать доходы не в виде отчислений доли прибыли, а в качестве платы за пользование имуществом (в случае финансовой аренды (лизинга) имущества.

Отношения между инвестором и пользователем определяются договором (решением) в соответствии с законодательством.

Примером таких взаимоотношений на основе договора является, например, финансовая аренда (лизинг) нового оборудования.

На основе решения компетентного органа государственной, муниципальной власти имущество закрепляется за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Если инвестиция была некоммерческой, объекты инвестиционной деятельности используются по целевому назначению, под контролем инвестора (например, здания школ, больниц и других государственных и муниципальных учреждений).

Исполнители (подрядчики) - исполняют задания инвесторов, заказчиков. В сфере капитального строительства подрядчики строят, реконструируют объекты на основании договора подряда и (или) государственного контракта на выполнение строительных работ для государственных нужд.

В отличие от заказчиков, подрядчики не распоряжаются средствами инвестора, они исполняют обязанности по договору строительного подряда, получая за выполненную работу вознаграждение.

Так как исполнители (подрядчики) не наделяются инвестиционными полномочиями, их не следует рассматривать в качестве субъектов инвестиционной деятельности.

Другое дело, что подрядчики, равно как и поставщики станков, механизмов, оборудования, объективно являются участниками инвестиционного процесса - т.е. лицами, способствующими инвестору в реализации инвестиционного проекта.

Основная деятельность поставщика, подрядчика - это их обычная предпринимательская, а не инвестиционная деятельность. Произведенные ими продукты являются их оборотными активами. Продавая оборудование покупателю, выполняя работы для инвестора, заказчика, они реализуют свои товары, работы - оборотные активы, как и все другие лица, реализующие свои товары и услуги на рынке. Покупатели, заказчики, приобретая объекты, служащие более года и способные приносить доход в процессе их использования, в собственность, ставят их на учет как основные средства (внеоборотные активы), действуя в силу закона как инвесторы.

Итак, производство и реализация товаров, работ поставщиком, подрядчиком - это их предпринимательская, а не инвестиционная деятельность. А приобретение покупателем, заказчиком объектов, учитываемых ими в качестве основных средств, нематериальных активов, относится к деятельности инвестиционной, выступая в качестве одной из сторон в деятельности предпринимателя (наряду с другими, такими как маркетинговая, сбытовая, снабженческая и др.).

 

42. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности различается в зависимости от следующих направлений:

а) в сфере отношений государственной собственности;

б) в сфере регулирования и контроля за инвестиционной деятельностью независимо от формы собственности, на базе которой действуют участники инвестиционной деятельности;

в) в сфере государственной поддержки инвесторов, действующих на основе частной собственности.

Рассмотрим эти направления регулирования.

1. В сфере отношений государственной собственности государство выступает в качестве инвестора, используя средства в качестве инвестиций, в размерах, определяемых федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ.

В результате реализации государственных инвестиционных проектов создаются объекты государственной собственности как коммерческого, так и некоммерческого назначения.

Правовыми формами государственного регулирования и участия РФ в инвестиционном процессе здесь являются:

1) разработка и утверждение Правительством РФ целевых программ (акт планирования инвестиций);

2) утверждение Правительством РФ перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд. В перечне, помимо объектов федеральной собственности, могут предусматриваться стройки - потенциальные объекты собственности субъектов РФ и муниципальных образований, создание которых отнесено к федеральным нуждам и финансирование которых осуществляется на долевых началах с субъектами РФ (например, автомобильные дороги общего пользования и искусственные сооружения на них);

3) включение соответствующих объемов финансирования целевых программ в федеральный бюджет на очередной финансовый год, который утверждается федеральным законом. Так, ст. 106 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173 "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что финансирование расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется в размерах, предусмотренных приложением 27 к данному Закону. Расходы на государственные капитальные вложения по всем разделам функциональной классификации расходов бюджета производятся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета".

Финансирование строек и объектов собственности субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется за счет государственных капитальных вложений на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, предоставляемым этим субъектам в форме субсидий и субвенций.

При этом субсидии на строительство и реконструкцию дорог общего пользования и сооружений на них предоставляются при условии выполнения субъектами РФ обязательств по долевому финансированию этих объектов. При невыполнении обязательств, вытекающих из соглашений о предоставлении субсидий, Правительство РФ вправе перераспределить объемы ассигнований между иными стройками и объектами, включенными в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2005 г., а также между субъектами РФ, выполняющими обязательства по долевому финансированию (ст. 81 Закона о федеральном бюджете на 2005 год);

4) утверждение распоряжением Правительством РФ государственного заказчика (акт ненормативного характера). Государственный заказчик размещает заказы на подрядные строительные работы для государственных нужд (подбирает подрядчиков) на конкурсной основе;

5) заключение государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту государственным заказчиком выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами (или организация, наделенная соответствующим органом власти правом распоряжаться такими ресурсами), а подрядчиком - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 764 ГК РФ).

Активную инвестиционную политику осуществляют многие субъекты РФ, в частности город Москва, муниципальные образования, инвестирующие в объекты принадлежащей им собственности.

2. Государственное регулирование и контроль за инвестиционной деятельностью.

Учитывая, что вопросы государственного регулирования и контроля на рынке ценных бумаг рассмотрены в первой части нашего курса, ограничимся регулированием и контролем за инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.

Выделим такие формы государственного регулирования и контроля:

а) акты позитивного регулирования; б) акты контроля; в) акты реагирования на правонарушения, включая применение мер ответственности.

Акты позитивного (индивидуального) регулирования направлены на возникновение прав и обязанностей. Это - решения, принимаемые органами государственной, муниципальной власти в пределах их компетенции, в частности следующие:

1. Правительством РФ утверждаются перечни приоритетных инвестиционных проектов. Приоритетными признаются проекты, суммарный объем капитальных вложений в которые соответствует требованиям законодательства и которые включены в утвержденный правительством перечень (ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений). Инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект, предоставляется ряд льгот, предусмотренных ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. В частности, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет инвестор платит ввозные пошлины на товары, необходимые ему для реализации инвестиционного проекта, в размерах, которые действовали на начало финансирования инвестиционного проекта, если даже они были впоследствии увеличены. Исключение составляют особого вида пошлины, устанавливаемые в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами.

Правительство РФ утверждает порядок, определяющий день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, устанавливает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов.

Инвестор обязан использовать товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, по целевому назначению - для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

2. Принимаются решения о выдаче лицензий на лицензируемые виды деятельности.

3. Проводится государственная экспертиза проектной документации.

4. Выдается разрешение на строительство.

5. На инвестиционном этапе долевого финансирования осуществляется государственная регистрация договоров участия в долевом строительстве и соглашения об уступке права требования по договору (ст. 17 Закона об участии в долевом строительстве).

6. Ввод объекта в эксплуатацию производится на основе разрешения органа государственной или муниципальной власти (в зависимости от того, кто выдал разрешение на строительство). Указанное разрешение представляет собой документ, который удостоверяет, что выполнение строительства, реконструкции соответствует разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации (п. 1 ст. 55 ГрК РФ).

Акты надзора и контроля.

В процессе строительства осуществляется государственный строительный надзор за соответствием работ требованиям технических регламентов и проектной документации. Уполномоченный орган - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору*(823) проверяет особо опасные, технически сложные, уникальные объекты, а также объекты, сведения о которых составляют государственную тайну.

В отношении иных объектов надзор выполняется компетентными органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными органами. В свою очередь, деятельность последних контролируется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный строительный надзор проводится в случаях, когда работы выполняются на основе проектной документации, которая в силу ст. 49 ГрК РФ подлежит государственной экспертизе либо проектная документация является типовой или ее модификацией.

Технически несложные объекты, проектная документация на которые не подлежит государственной экспертизе, а значит, и государственному строительному надзору, указаны в ст. 49 ГрК РФ.

По результатам проверки должностное лицо органа государственного надзора составляет акт, где фиксируются выявленные нарушения.

Порядок осуществления государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным или уникальным устанавливаются Правительством РФ (ст. 54 ГрК РФ).

В отношении застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, проводится контроль за целевым использованием этих средств, за наличием у застройщика собственных средств в установленном минимальном размере, за соблюдением показателя финансовой устойчивости застройщика и прочим позициям (ст. 23 Закона об участии в долевом строительстве).

Акты реагирования на правонарушения, выявленные в процессе проведения мероприятий по надзору и контролю.

На основе акта о выявленных нарушениях в сфере строительства застройщику, подрядчику или заказчику выдается предписание.

В предписании указывается вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ст. 54 ГрК РФ).

К застройщикам, привлекающим денежные средства для долевого участия в строительстве, уполномоченным государственным органом может быть предъявлен иск о приостановлении этой деятельности, в частности, в случае если застройщик не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления срока исполнения этой обязанности (п. 6 ст. 23 Закона об участии в долевом строительстве).

К правонарушителям применяются меры ответственности. Обратим внимание, что Законом от 30 декабря 2004 г. N 214 КоАП РФ дополнен нормами об ответственности инвестора, привлекающего денежные средства для долевого участия в строительстве (ст. 14.28, ч. 4 ст. 19.5).

3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности.

До вступления в силу норм главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" (до 1 января 2002 г.) широко использовалась такая мера государственной поддержки инвестиционной деятельности, как льгота по налогу на прибыль, направляемую на капитальные вложения производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных для оплаты создания, приобретения основных средств, включая проценты по кредитам. В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" до 50 процентов прибыли, фактически использованной на эти цели, не облагались налогом на прибыль.

НК РФ в отношении налога на прибыль (относится к федеральным налогам) такой льготы не предусмотрел.

Законами субъектов РФ налоговая ставка по налогу на прибыль может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. При этом налоговая ставка (всего в бюджет субъекта РФ налог зачисляется согласно ст. 284 НК РФ по ставке 17 процентов) не может быть ниже 13 процентов.

При установлении региональных и местных налогов могут предусматриваться различные льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований в целях привлечения инвестиций на практике пользуются правом предоставлять инвесторам налоговые льготы, решая задачи развития территорий, производства, создания рабочих мест.

Предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, в течение которого организация имеет возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет - по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Кредит предоставляется при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, в частности при техническом перевооружении собственного производства, осуществляемого в том числе для создания рабочих мест для инвалидов, защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

Решение о предоставлении налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, а также по региональным налогам принимается финансовыми органами субъектов РФ на основе заявлений налогоплательщиков. В соответствии с принятым решением по этому вопросу между финансовым органом и налогоплательщиком заключается договор о налоговом кредите. В договоре указывается сумма кредита, порядок уменьшения налоговых платежей, срок действия договора, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, сведения о залоге либо поручительстве, ответственность сторон. Оборудование и иное имущество, приобретение которых явилось основанием для предоставления налогового кредита, не может быть в течение срока действия указанного договора реализовано самим налогоплательщиком или передано для этих целей другим лицам. Такая реализация возможна, если в договоре указаны условия такой реализации.

Копия этого договора в течение пяти дней после заключения представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его налогового учета.

НК РФ предусматривает ограничения в суммах налогового кредита - в каждом отчетном периоде суммы уменьшения платежей по налогу не могут превышать 50 процентов размеров платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договора об инвестиционном налоговом кредите (п. 3 ст. 66 НК РФ).

Пределы возможного в течение года предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек уплаты федеральных налогов и сборов установлены ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 год" - они ограничиваются суммой 1,5 млрд. рублей. Порядок предоставления таковых по федеральным налогам устанавливается Правительством РФ.

Размещение средств бюджетов различных уровней на конкурсной основе для финансирования инвестиционных проектов физических и юридических лиц было предусмотрено Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. "О Бюджете развития РФ"*(824). Победителю конкурса инвестиционных проектов предоставлялись средства из бюджета соответствующего уровня:

- на возвратной основе с уплатой процентов за пользование бюджетным кредитом по льготной ставке, определяемой в законе о бюджете на соответствующий год;

- на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций или иного увеличения доли государства в уставных капиталах организаций.

Для целей финансирования инвестиционных проектов победителей конкурсов должен был в составе бюджета формироваться своеобразный фонд - Бюджет развития.

Указанная форма поддержки инвестиционной деятельности не нашла широкого применения, в частности, из-за отсутствия эффективных инвестиционных проектов, с одной стороны, и злоупотреблений в расходовании бюджетных средств - с другой.

С 1 января 2005 г. Закон о Бюджете развития утратил силу*(825). Соответственно Закон о федеральном бюджете на 2005 г. не упоминает о бюджетных кредитах и передаче средств в уставные капиталы частных инвесторов на конкурсной основе.

Государственные гарантии под эффективные инвестиционные проекты также предоставлялись в пределах средств Бюджета развития.

Закон о федеральном бюджете на 2005 г. предусматривает предоставление государственных гарантий по решению Правительства РФ или Министерства финансов РФ (в зависимости от суммы по гарантии) на поддержку экспорта - экспортерам, а также российским и зарубежным банкам, кредитующим российских экспортеров. Эти гарантии выдаются под встречные гарантии правительств тех иностранных государств, резидентами которых являются импортеры либо заемщики (ст. 100, 101 Закона о федеральном бюджете на 2005 г.).

Весьма широкое распространение получила такая форма поддержки инвестиционной деятельности, как возмещение из бюджета части затрат инвестора на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным инвесторами в российских банках. Например, такое возмещение производится по кредитам, полученным в 2002-2005 гг. в порядке и на услови



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.252 (0.013 с.)