Последовательность применения способов приватизации предприятия




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность применения способов приватизации предприятия



Способы приватизации применяются в определенной законом последовательности.

Если речь идет о приватизации государственного унитарного предприятия, чистые активы по балансу которого превышают минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством для открытых акционерных обществ, такое предприятие приватизируется только путем преобразования в открытое акционерное общество (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий с балансовой стоимостью основных средств, на последнюю отчетную дату превышающей пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, если чистые активы не позволяют сформировать уставный капитал акционерного общества, осуществляется путем продажи предприятия на аукционе (а не на конкурсе).

Если же предприятие не относится к федеральным или не имеет основные средства в указанном размере, предприятие приватизируется путем продажи его на конкурсе или на аукционе.

При несостоявшемся конкурсе предприятие приватизируется на аукционе, при несостоявшемся аукционе - продается путем публичного предложения, а если объект и тогда не продан - предлагается к продаже без объявления цены.

Способ приватизации указывается в решении об условиях приватизации.

Если аукцион, конкурс признаны несостоявшимися, в решение об условиях приватизации вносится изменение.

В заключение отметим, что одни способы приватизации касаются только акций (продажа акций за пределами территории России, продажа акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа акций по результатам доверительного управления ими). Понятно, что преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество касается только предприятий. Есть способы приватизации, которые в равной мере могут применяться как для отчуждения предприятий, так и принадлежащих государству акций: продажа на аукционе, на конкурсе, продажа посредством публичного предложения, продажа без объявления цены.

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации. К ним относятся:

1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Вышеназванным законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество.

 

29. Правовое положение субъектов приватизации государственного и муниципального имущества

Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели - с другой. Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности - федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ).

По правилам, установленным для приватизации государственных предприятий, приватизируются и муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований.

Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691*(802).

Сравним: если своим имуществом распоряжается физическое или юридическое лицо, право собственности осуществляется гражданско-правовыми способами, путем совершения сделок с имуществом.

Государство сочетает законодательную и исполнительную власть, являясь в то же время собственником. Это накладывает отпечаток на осуществление им права собственности.

Сначала государство непосредственно в законе устанавливает порядок, способы приватизации. Наиболее важные объекты, такие как предприятия федерального железнодорожного транспорта, могут быть приватизированы на основе специального закона.

На основе Закона о приватизации Правительство РФ принимает постановления - подзаконные акты в целях реализации Закона.

В порядке, предусмотренном законом, органы государственной власти принимают решения о приватизации. По смыслу Закона о приватизации сделки по распоряжению объектами собственности, подпадающими под сферу регулирования Законом, без предварительно принятых решений органов государственной власти являются ничтожными сделками.

В целом можно выделить два этапа в принятии решений о приватизации:

1-й этап - разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации;

2-й этап - подготовка предприятия к приватизации и принятие решения об условиях приватизации.

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.

В отличие от Закона о приватизации 1997 г., в соответствии с которым продавцом выступало только одно учреждение - РФФИ, по новому Закону о приватизации может быть несколько подобных учреждений. Однако нужно отметить, что распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2002 г. N 605-р функции по продаже федерального имущества от имени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ.

Отметим, что РФФИ не является органом государственной власти, он выступает в качестве агента государства и обязан действовать в его интересах и на наиболее выгодных для него условиях. РФФИ - некоммерческая организация - учреждение, финансируется по смете. Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства.

Покупателями, как и по Закону о приватизации 1997 г., могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также организаций с долей государства, муниципальных образований в уставном капитале более 25 процентов.

Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно - в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.

Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на наш взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.

Напомним, что в Законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов.

Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит. Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.

В отличие от двух предыдущих законов о приватизации (1991 и 1997 г.), новый Закон о приватизации не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества. Работники могут на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

Однако согласно ст. 43 Закона о приватизации (она называется "Переходные положения"), если работники, реализуя свои льготы по старым законам, без конкурса и аукциона подписались на акции по закрытой подписке до вступления в силу Закона о приватизации и если им направлены соответствующие извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся им по закрытой подписке, то правила нового Закона к закрытой подписке не применяются.

На покупателей Закон о приватизации возлагает обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. Так, имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан не любому физическому лицу, а только индивидуальному предпринимателю (п. 1 ст. 27 Закона).

Из документов, представленных юридическим лицом, имеющим намерение приобрести приватизируемое имущество, должно быть видно, что решение об этом принято компетентным органом управления юридического лица. Согласно ст. 16 Закона представителем юридического лица представляется решение в письменной форме соответствующего органа управления юридического лица о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Здесь надо иметь в виду, что сделка может быть крупной (например, приобретается имущественный комплекс унитарного предприятия). И для ее совершения требуется согласие совета директоров общества или даже собрания акционеров (ст. 79 Закона "Об акционерных обществах"). Если крупная сделка совершена без такого согласия, она недействительна (ничтожна - ст. 168 ГК РФ).

Несколько иные последствия наступают, если руководитель организации, например генеральный директор общества с ограниченной ответственностью, совершает сделку с превышением полномочий, ограниченных самими учредителями в учредительных документах. Такая сделка является оспоримой: она может быть признана судом недействительной (ст. 174 ГК РФ).

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранный инвестор может участвовать в приватизации на условиях и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации о приватизации.

Закон о приватизации 2001 г. непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном регулировании по вопросу о документах, представляемых претендентами - нерезидентами РФ: требования к документам определяются специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Специфично положение самого приватизируемого унитарного предприятия. С одной стороны, это имущественный комплекс, объект приватизации. С другой - до его продажи в целом как единого объекта или до преобразования в открытое акционерное общество оно сохраняет статус субъекта - государственного предприятия как юридического лица.

В соответствии со ст. 14 Закона о приватизации со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника:

- сокращать численность работников предприятия;

- совершать сделки, цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия или превышает более чем в 50 тыс. раз установленный в стране минимальный размер оплаты труда;

- получать кредиты;

- осуществлять выпуск ценных бумаг, выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Надо сказать, что эти ограничения касаются предприятий с правом хозяйственного ведения. Что касается унитарных казенных предприятий, действующих на основе права оперативного управления, они в силу своего статуса все сделки совершают с согласия собственника, т.е. права их ограничены и тогда, когда решение об их приватизации не принималось. Казенные предприятия самостоятельно распоряжаются лишь готовой продукцией, и то если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 297 ГК РФ).

Отметим, что независимо от приватизации права предприятий с правом хозяйственного ведения значительно ограничены сейчас Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

 

30. Понятие, средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.011 с.)