Правовые проблемы приватизации в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые проблемы приватизации в



Сухумский Открытый Институт

Кафедра национальной экономики и юриспруденции

Допускается к защите

Зав.кафедрой _________________

акад., чл-корр. АНА

д.э.н., проф. Шалашаа З.И.

«______»________________2016г.

 

Дипломная работа

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В

РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ

студента 5 курса, спец.: »Юриспруденция и экономика» з/о

КВИЦИНИЯ ДЕНИСА ГЕННАДИЕВИЧА

Научный руководитель доц. Мукба М.Д.

Рецензент________________________

 

Дата защиты______________________

 

Оценка___________________________

 

 

Сухум-2016

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I.Понятие и правовое регулирование приватизации в

Республике Абхазия…………………………………………………...........7

1.1.Понятие приватизации государственного и муниципального

имущества и её правовое регулирование в Абхазии…………………….7

1.2..Объекты и субъекты приватизации………………………………….11

1.3..Необходимость разработки и создания Государственной

программы приватизации государственного и местного

имущества в Республике Абхазия…………………………………………25

Глава II.Способы приватизации государственного имущества и

имущества административно- территориальных образований….………35

2.1.Порядок проведения приватизации государственных и местных

предприятий…………………………………………………………………35

2.2.Способы приватизации…………………………………………………44

Заключение…………………………………………………………….........54

Список использованной литературы……………………………………....60

 

 

В В Е Д Е Н И Е

Актуальность избранной темы обуславливается рядом обстоятельств теоретического и практического характера, так как, несмотря на длительный период, в течение которого осуществляется программа приватизации государственного имущества, проблемы ее правового регулирования в Абхазии до сих пор не разрешены.

В частности, несовершенен сам механизм изменения формы, что искусственно заложено в законодательстве. Это приводит к значительным финансовым потерям и издержкам в государственном секторе экономики, распространению коррупции и взяточничества.

Сегодня в Абхазии разработка и реализация приватизационной политики и вопросов, связанных с правовым регулированием приватизации, особенно усложняются в силу действия следующих факторов:

- параллельно с процессом выбора глобальных моделей происходит масштабная приватизация на микроуровне, спонтанный перевод государственных предприятий и имущества в иные формы собственности;

- приватизация - та область экономических реформ, где проблемы правового регулирования в максимальной степени испытывают на себе политический и популистский прессинг.

Последнее обстоятельство во многом обусловливает противоречивость и нестабильность законодательной базы о приватизации, что проявляется в отсутствии единого правового подхода; одномоментном действии противоречащих друг другу нормативных актов; возможности отмены уже принятых решений; спонтанности и стихийности приватизации в Абхазии без учета опыта приватизации других стран; отсутствии в законодательстве Абхазии правовых норм, регулирующих приватизацию вновь создаваемых объектов.

 

 

Для Абхазии разгосударствление должно стать основным методом перехода к различным формам собственности. Однако преобразованию государственной собственности должны предшествовать практические меры, направленные на демонополизацию отраслей экономики, создание многообразных форм хозяйствования и предпринимательской деятельности. Одним из ключевых направлений разгосударствления выступает приватизация, передача государственной собственности в частные руки.

Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Исторический опыт свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются успешнее, чем те, в основе которых лежит государственная собственность. Основной недостаток господства государственной собственности связан с отсутствием эффективного собственника. Поэтому в Абхазии приватизация должна иметь первостепенное значение в процессе реформирования экономики, для чего необходимо расширение круга государственных и муниципальных предприятий, передаваемых в частную собственность или на срочное возмездное владение и пользование.

Утверждение и развитие конституционного принципа частной собственности в Абхазии потребует еще очень много нормативного материала.

В условиях постсоциализма государственная власть- главный инструмент «первоначального накопления капитала». Поэтому приватизация проходит в системе координат, гарантирующей, с одной стороны, сохранение государственного контроля над значительным объемом собственности, а с другой- личное обогащение чиновников. Приобретая, таким образом, в собственность предприятия, иную недвижимость, новые их владельцы не задумывались ни о судьбах трудовых коллективов, ни о государственных (зачастую стратегических) интересах, ни о развитии этих предприятий, а помогает им в этом вопиющий правовой нигилизм чиновничества. Государственное управление рядом предприятий породило их полную остановку, развал. По сути, управление сводилось к элементарной бесхозяйственности и разворовыванию.

Результатом непродуманной приватизации с непосредственным участием ответственных за ее проведение чиновников исполнительной власти стали зияющие разбитыми окнами производственные корпуса промышленных предприятий, выросший вокруг них бурьян. Больно и обидно смотреть на это. Ведь правильно организованный переход к рыночной экономике должен был обеспечить повышение эффективности и расширение производства, что позволило бы не только избежать чрезмерного уровня безработицы в регионах с высокой концентрацией наукоемкой и обрабатывающей промышленности, но и превратить их в локомотивы экономического роста и центры роста занятости. Примером такого перехода может стать экономический рост, наблюдаемый в Китае.

Объектом исследования являются общественные отношения в области приватизации как социального, политического и экономического явления, связанного с передачей государственного или муниципального имущества в частную собственность.

Предмет исследования - проблемы правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества в Абхазии.

Цель исследования заключается в комплексном, всестороннем анализе проблем правового регулирования приватизации в Республике Абхазия, его способов и моделей, а также выявлении общих закономерностей и специфики правового регулирования приватизации в Абхазии.

В соответствии с поставленной целью в исследовании определены следующие задачи:

-определить место и роль приватизации в системе отношений собственности;

- сформулировать определение понятия приватизации;

-охарактеризовать общие и индивидуальные особенности приватизации и проблемы правового регулирования приватизации на примере отдельных стран;

- осветить проблему законодательных пробелов в правовом регулировании приватизации в Абхазии;

Методологической основой исследования выступает диалектический подход к изучению проблем правового регулирования приватизации с учетом требований принципов историзма, объективности, всесторонности, комплексности и конкретности.

В работе широко используются общенаучные (анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукция и дедукция) и частнонаучные методы исследования (сравнительно-правовой, социологический, логический, статистический, документальный, метод компаративистики).

Теоретическую основу исследования составили идеи, положения и концепции, содержащиеся в фундаментальных трудах, посвященных изучению различных аспектов общей теории государства и права, имеющих не только теоретическое, но и общеметодологическое значение для настоящего исследования: В.М. Бартоша, В.С.Белых, С.Э.Жилинского, С.И. Комарицкого, И.С.Петрова и др.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе раскрывается понятие приватизации, особенности объектов приватизации государственного имущества.

Вторая глава посвящена порядку и способам проведения приватизации в Абхазии.

 

Абхазия.

 

Приватизация государственного и местного имущества должна осуществляться согласно ежегодно пересматриваемой Государственной программе приватизации государственного имущества в Республике Абхазия. Кабинет Министров РА ежегодно, одновременно с проектом закона о бюджете республики на соответствующий год, должен представлять в Парламент проект закона о внесении изменений и дополнений в Программу приватизации. Парламент должен принимать закон о Государственной программе приватизации государственного имущества в Абхазии на соответствующий год. В свою очередь Кабинет Министров РА, на который возлагается её выполнение, ежегодно должен представлять Парламенту РА отчёт об итогах реализации Программы приватизации за прошедший год.

Таким образом, процесс приватизации государственного имущества будет полностью введён в законодательное русло, приобретёт наконец легитимный и постоянный характер, будет контролироваться Парламентом РА.

Программа приватизации должна определять политику государства в области приватизации государственного имущества, исходя из ее целей: приватизация государственного и местного имущества осуществляется в целях повышения эффективности экономики, ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса страны, осуществления протекционизма по отношению к абхазским товаропроизводителям.

Как видим, такая декларация целей приватизации отвечает интересам государства, его населения. Вместе с тем провозглашение таких целей преобразования отношений собственности означает фактическое признание законодателями того факта, что частное ведение хозяйства более эффективно по сравнению с тем, которое ведется от имени государства на государственных и местных предприятиях[16].

Правда, при этом умалчивается, что преобразование отношений собственности неизбежно сопровождается ростом численности слоя частных собственников. Этот весьма существенный факт приведёт к сужению в результате приватизации размеров государственной и муниципальной собственности, соответствующему росту частной и на этой основе значительное увеличение уже в ближайшей перспективе слоя крупных и средних собственников неизбежно ведут к усилению их влияния на экономические, социальные, политические и иные процессы, происходящие в стране. Процесс создания и роста частных капиталов, формирование нового для нашей страны элитарного слоя - скорее, класса становится необратимым.

Абстрагироваться от этого процесса, закрывать на него глаза нельзя. В этой связи необходимо провозглашение в Законе о приватизации - в качестве одной из целей приватизации - создания класса собственников, что легализировало бы их присутствие в законодательстве и тем самым в сознании широких масс граждан страны, закрепив за предпринимателями определенный статус в обществе.

Что касается содержательной части Программы приватизации, то она в качестве своей исходной задачи должна устанавливать:

- приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества;

- ограничения при ее проведении;

- порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц;

- основы приватизации муниципального имущества.

Неопределенность содержания указанных выше понятий приведет, скорее всего, к очередным трениям между Кабинетом Министров РА и депутатами Парламента РА, поскольку каждая из сторон может вкладывать в содержание этих понятий свой смысл.

Программа приватизации должна в том числе содержать:

- прогноз проведения приватизации государственного имущества в соответствующих отраслях экономики страны;

- прогноз изменения платежного баланса РА вследствие приватизации государственного имущества;

- прогноз внутренних и внешних инвестиций в экономику РА вследствие приватизации государственного имущества.

Разработка ежегодных программ приватизации - задача Правительства РА. Оно будет делать это, имея свои представления о масштабах приватизации, ее объектах и способах, а утверждать ежегодные программы приватизации, преобразуя их в законы, будет Парламент РА.

Программа приватизации должна содержать:

- порядок выбора способов приватизации государственного имущества и принятия решений о его приватизации, условия закрепления акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие РА или административно- территориальных образований в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»);

- порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества;

- определение льгот работникам государственных и местных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот;

- порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате приватизации имущества.

Все эти установления означают, что в Программе приватизации будет приведен перечень предприятий, иных объектов, в отношении которых решения о приватизации, выбор ее способов, закрепление акций в государственной собственности, использование специального права «золотой акции» будут, соответственно, приниматься органами государственной власти Республики Абхазия и ее субъектов в соответствии с Программой приватизации.

Что же касается административно- территориальных образований, то Программа приватизации не будет их обязывать разрабатывать свои программы приватизации предприятий, принадлежащих им на праве собственности. Они могут сделать это самостоятельно. Вместе с тем муниципальные образования, их органы власти самостоятельно выбирают порядок выбора способов приватизации и принятия решений о приватизации своих предприятий, тогда как условия закрепления акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в местной собственности должны оставаться теми, что предусмотрены Программой приватизации. Точно так же административно- территориальные образования должны соблюдать предусмотренный Программой приватизации порядок принятия решений об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на их участие в управлении данными обществами («золотой акции»).

Как было показано выше, Программа приватизации должна предусматривать порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества, т.е. имущества, находящегося в собственности РА. Что же касается порядка оценки стоимости приватизируемого муниципального имущества, то вопрос, кем он будет определяться, остается открытым. Скорее всего, это должны будут делать сами административно- территориальные образования.

Программа приватизации должна содержать определение льгот работникам государственных и местных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот.

Выражение «определение льгот» на деле может означать, что такие льготы будут конкретно установлены или же они будут определяться по каким-либо признакам при акционировании каждого предприятия. Учитывая же, что Программы приватизации будут пересматриваться каждый год, такая неопределенная запись может привести к периодическому пересмотру льгот. Это поставит работников предприятий, акционируемых в разные годы, в неравное положение, нарушит их социальное равенство.

Предусматриваемый Программой приватизации механизм предоставления льгот распространяется также и на работников акционируемых местных предприятий. Таким образом, для работников государственных и местных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, будут предусматриваться единые льготы и порядок их предоставления.

Что же касается порядка и нормативов распределения денежных средств, полученных в результате приватизации предприятий, то Программа приватизации будет их устанавливать только в отношении государственных предприятий. Вопрос об установлении порядка и нормативов распределения средств, полученных в результате приватизации собственности административно- территориальных образований, остается открытым. Отсюда следует, что эти вопросы административно- территориальные образования должны решать сами.

Исходя из политики государства в отношении целесообразности и возможности приватизации тех или иных государственных предприятий в зависимости от их народнохозяйственной, социальной, оборонной или иной значимости, необходимости сохранения постоянно или временно контроля за их деятельностью, в законе о приватизации должна быть дана их классификация по следующим признакам:

- имущество, приватизация которого запрещена;

- имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

- имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РА, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических или юридических лиц;

- имущество, которое приватизируется на основании решения Кабинета Министров РА;

- имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом (орган по управлению государственным имуществом), по согласованию с органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики.

В Программе приватизации должны содержаться прогнозные перечни таких предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества.

В общем виде Программа приватизации должна содержать:

- прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества;

- прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в республиканской собственности, предполагается продать.

В перечнях должно содержаться: обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ; предполагаемые способы и сроки их приватизации; предполагаемые ограничения при их приватизации; размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ; прогноз начальной цены таких пакетов акций.

В прогнозные перечни также включаются:

-открытые акционерные общества, при продаже акций которых Кабинет Министров РА принял решение о закреплении таких акций в собственности РА или об использовании специального права на участие РА в управлении указанными обществами («золотой акции»)

- открытые акционерные общества, в отношении акций которых, находящихся в республиканской собственности, в следующем году предполагается принять решение о прекращении их закрепления с указанием способа распоряжения ими: частичная или полная продажа таких акций, полная их продажа с использованием в отношении указанных обществ специального права («золотой акции»);

- открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в республиканской собственности, подлежат передаче в качестве вклада РА в уставные капиталы хозяйственных обществ;

- открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в республиканской собственности, могут быть отчуждены владельцам государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В Программе должны содержаться данные о государственных унитарных предприятиях, приватизация которых может быть осуществлена посредством передачи государственного имущества в аренду работникам указанных предприятий с правом его выкупа в порядке, установленном Законом о приватизации.

Ежегодная Программа приватизации не будет устанавливать обязательность для Кабинета Министров РА задания на приватизацию определенного количества государственных унитарных предприятий. Она будет содержать прогноз проведения приватизации государственного имущества в соответствующих отраслях экономики.

Что касается приватизации местных предприятий, то в Программе приватизации должны быть определены лишь:

- порядок закрепления акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в местной собственности;

- порядок использования в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие местных образований в их управлении («золотой акции»);

-определение льгот работникам местных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот.

Основными целями Программы приватизации могут быть:

— повышение эффективности деятельности национальной экономики на основе проведения структурной ее перестройки, создания конкурентной среды и равных конкурентных возможностей среди приватизируемых и других предприятий;

— вовлечение в процесс приватизации максимально большого количества населения республики и создание на этой основе широкого слоя частных собственников в качестве экономической основы функционирования переходной экономики;

— логическое завершение начавшегося с 1998 года процесса «малой» приватизации и ускорение на этой основе развития сферы услуг, торговли, восстановления разрушенных войной объектов;

— приватизация средних и крупных предприятий реального сектора экономики и на начальном этапе, их послеприватизационная государственная поддержка;

— привлечение национальных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;

— осуществление мероприятий, связанных с социальной защитой приватизируемых предприятий;

— принятие ограничительных мер по послеприватизационной деятельности предприятий в целях бесперебойного функционирования национальной экономики и др.

Объекты приватизации можно подразделить на следующие группы:

а) предприятия и организаций, приватизация которых запрещена;

б) предприятия и организации, приватизация которых осуществляется по решению Народного Собрания Республики Абхазия;

в) предприятия и организаций, приватизируемые решением местных органов самоуправления;

г) предприятия и организаций, подлежащие обязательной приватизации.

В соответствии с подобным разделением необходимо установить конкретный перечень предприятий, подлежащих приватизации или не относящихся к таковым, которые пообъектно должны быть утверждены Народным Собранием республики или местным органом самоуправления, в зависимости от того в чем ведении находится тот или иной объект.

Важными моментами проведения приватизации должны быть соблюдение принципа социальной справедливости и обеспечение максимальной прозрачности в ее проведении.

 

 

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА.

Путём прямой продажи.

Под приватизацией путём прямой продажи понимается приобретение у государства физическими или юридическими лицами Республики Абхазия и иностранных государств в частную собственность объектов приватизации в случаях, когда не представляется возможность их приватизации на аукционе или конкурсе, либо когда имеется один покупатель.

Для проведения прямой продажи комиссия по приватизации передаёт продавцу: план приватизации объекта; материалы ликвидационной комиссии при продаже активов ликвидированного предприятия, пакет данных о приватизируемом объекте. После подготовки пакета данных о приватизируемом объекте покупателю предоставляется возможность ознакомиться с объектом приватизации.

Цена покупки объекта устанавливается решением Кабинета Министров РА.

Для участия в приватизации путём прямой продажи в адрес продавца необходимо представить заявку на участие в прямой продаже. Юридическое лицо дополнительно представляет заверенную нотариально копию учредительного документа.

Заявка покупателя рассматривается продавцом. В случае, если покупателем и продавцом соблюдены все условия участия в прямой продаже, при обоюдном согласии сторон составляется протокол о результатах прямой продажи. После подписания протокола покупатель вносит 5% от продажной цены объекта в качестве залога.

В срок не позднее 30 дней с момента подписания протокола о результатах проведения прямой продажи между продавцом и покупателем должен быть подписан договор купли- продажи.

В соответствии с установленными сроками и формой платежа покупатель обязан внести на расчётный счёт продавца наличными установленную договором сумму. В случае, если покупатель в указанный срок не внесёт на расчётный счёт наличными установленную сумму продавцу, договор купли- продажи аннулируется, а сумма внесённого им залога не возвращается. Сумма залога, внесённая покупателем, включается в сумму его платежа по договору купли- продажи.

Право собственности на объект приватизации переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Продавец передаёт покупателю свидетельство о собственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что институт приватизации государственного и муниципального имущества является дискуссионным, требует взвешенного объективного изучения, точной нормативной регламентации. Приватизация в том виде, в каком она осуществляется сейчас, наносит ущерб экономической и государственной безопасности Абхазии.

Большая приватизация в Абхазии так и не началась. В государственной собственности остаются десятки крупных предприятий, пребывающих в разрухе и запустении. По существу на самом деле их нет, есть только территории с кучей металлолома. Однако де-юре все эти предприятия существуют и обязаны платить налоги. Министерство по налогам и сборам из года в год переносит их многомиллионные долги и периодически в некоторых случаях передает дела в прокуратуру.

Законопроект «О приватизации государственной и муниципальной собственности», предложенный на рассмотрение парламента Абхазии во втором чтении в ноябре 2015г., был в очередной раз отклонен и отправлен на доработку.

Необходима разработка не только адекватного механизма приватизации с обоснованным включением предприятий в число приватизируемых объектов, но и создание механизма национализации, а также эффективной технологии защиты прав, нарушенных в процессе приватизации.

Приватизация сегодня окончательно теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения в этом процессе участия не принимают, что ведет к укреплению позиций только частного и номенклатурного капитала и «вытеснению» большей части населения в сферу наемного труда. При таком подходе перспектива создания «среднего класса», необходимого сейчас для Абхазии отодвигается на неопределенный срок.

Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база целенаправленно не ориентируют приватизацию на подъем в реальном секторе экономики страны.

Сегодня нужна такая приватизация, которая способна обеспечить реструктуризацию и финансовое оздоровление предприятий, оживление и рост производства.

Устранение перечисленных негативных тенденций требует изменения приоритетов государственной политики в области приватизации, разработки и реализации новых подходов к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Прежде всего, необходимо создание законодательной основы для проведения дальнейших преобразований в экономике, в частности, касающиеся так называемой, «большой» приватизации, охватывающей средние и крупные предприятия. Экономические реформы можно проводить, придерживаясь Государственной программы приватизации, где должны быть, расписаны основные цели и задачи приватизации, перечень объектов, приватизация которых запрещается, список субъектов приватизации, а также общие условия и требования послеприватизационного функционирования, приватизируемых предприятий и другие проблемные вопросы.

Особое место в решении этих проблем должно занять повышение эффективности использования государственного имущества. Следует четко определить цели государства применительно к каждому предприятию и организации, создать систему экономического мониторинга и ужесточить контроль за деятельностью предприятий, находящихся в собственности государства. Необходимо разработать такую систему взаимоотношений с руководителями, которая бы стимулировала их деятельность не в личных интересах, а в интересах собственника.

Объекты приватизации можно подразделить на следующие группы:

а) предприятия и организаций, приватизация которых запрещена;

б) предприятия и организации, приватизация которых осуществляется по решению Народного Собрания Республики Абхазия;

в) предприятия и организаций, приватизируемые решением местных органов самоуправления;

г) предприятия и организаций, подлежащие обязательной приватизации.

В соответствии с подобным разделением необходимо установить конкретный перечень предприятий, подлежащих приватизации или не относящихся к таковым, которые пообъектно должны быть утверждены Народным Собранием республики или местным органом самоуправления, в зависимости от того в чем ведении находится тот или иной объект.

Динамизм приватизационного законодательства не исключает, а, наоборот, предполагает его стабильность и сбалансированность в регулировании определенных отношений. Однако новые акты часто принимаются без предварительной независимой экспертизы, заключений научных юридических учреждений. Традиционно используемый в нормотворческой практике принцип приоритета в регламентации общественных отношений на соответствующих уровнях нередко не соблюдается в данной сфере. Так, например, принятый еще в 2008г. Закон РА «Об оценочной деятельности» может работать только когда для него существует масса подзаконных нормативно-правовых актов. Абхазское госимущество при оценке стоимости приватизируемых объектов отталкивается от существующей еще с советских времен нормативно-правовой базы, которая не предусматривает рыночную оценку стоимости объектов. Кроме того, в Абхазии пока физически нет оценщиков. Сейчас в республике работают российские специалисты, оказывающие консультативную помощь при подготовке оценщиков.

Разгосударствление собственности не должно восприниматься в обществе как закрытый процесс передела собственности между государством и узким кругом крупных частных собственников. Порядок осуществления приватизации должен исключать субъективный подход при выборе способа приватизации. К тому же назрела необходимость существенно расширить перечень способов приватизации государственного имущества. То, что подходит для промышленных гигантов, привлекательных для покупателей, мало годится для средних предприятий с устаревшим производством и отягощенных долгами (в результате чего их реальная стоимость может быть не только нулевой, но и отрицательной). Способ разгосударствления собственности должен определяться «размером» предприятия, рыночной стоимостью имущества, а также значимостью этого предприятия (имущества) в экономике страны, интересом для потенциальных инвесторов. Привлекательные для инвесторов (высоколиквидные) предприятия необходимо продавать в соответствии с международными стандартами, с применением процедур, прозрачных и понятных для отечественных и иностранных инвесторов, позволяющих максимизировать бюджетные доходы. При приватизации же менее привлекательных (ликвидных) предприятий следует исходить из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятия, и размером средств, поступающих в государственный бюджет.

В целях пополнения республиканского и местного бюджета высоколиквидное имущество нужно продавать только на аукционах, специализированных аукционах (публичное размещение). Ликвидное имущество (акции средних и мелких предприятий, объекты недвижимости) должно продаваться как вышеперечисленными способами, так и на коммерческом конкурсе с инвестиционными и социальными условиями и на бирже. В отношении низколиквидного имущества следует предусмотреть так называемые малобюджетные способы приватизации.

Поскольку основной массив потенциальных объектов разгосударствления в настоящее время составляют мелкие и средние предприятия, недвижимость, объекты незавершенного строительства (а это объекты, недостаточно привлекательные в рыночном отношении, технически отсталые и нуждающиеся в инвестициях, требующие затратных предпродажных процедур), следует предоставить шанс поучаствовать в их приватизации среднему и малому бизнесу, частным лицам, не имеющим большого «начального капитала». Став собственниками предприятий, эти граждане возьмут на себя ответственность за их деятельность (в данном случае, как правило, сохраняются и даже создаются дополнительные рабочие места).

При этом будет устранена неопределенность в таком важном вопросе, как применение наемного труда в общественном производстве. Невозможность для работника принимать решения по важным вопросам жизнедеятельности предприятия, а также участвовать в выборе руководителя предприятия и распределении полученного дохода приводит к тому, что работник воспринимает производственную систему как чуждую ему. Именно с этим во многом связана проблема эффективного производства.

Реформирование отношений собственности должно повлечь за собой реализацию социальной справедливости путем возврата народу собственности. Полагаем, что только развитие у трудящихся хозяйской мотивации обусловит достижение в нынешней ситуации государственными предприятиями экономической эффективности.

Реализовать новые подходы к решению проблем, связанных с управлением государственным имуществом, возможно лишь при наличии соответствующей нормативной правовой базы. Сейчас основополагающими правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляются приватизация и управление государственным имуществом в Республике Абхазия, является лишь Закон РА «О приватизации» и отдельные временные положения о приватизации.

Однако перечисленная нормативная база не вполне соответствует той ситуации, которая сложилась в настоящее время в сфере приватизации и управления государственной собственностью.

При регламентации завершающей стадии приватизационного процесса особое внимание следует уделить правам и обязанностям сторон приватизационной сделки. В случаях, определенных договором, бывший собственник обязан способствовать новому в получении кредитов, ресурсов, государственных заказов. Одновременно целесообразно предусмотреть механизм контроля за соблюдением новым владельцем плана приватизации, условий подписанного договора.

Предложена новая редакция п.1 ст.14 Закона РА «О приватизации» «Информационное сообщение о продаже имущества, принадлежащего Республике Абхазия ил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.079 с.)