Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые формы реализации права на осуществление предпринимательской деятельности↑ Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции предпринимательства В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэко номическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под от ветственность юридического лица и индивидуальных предприни мателей, действующих от своего имени и под свою имуществен ную ответственность. Предпринимательская деятельность направлена на производст во товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием сис темы экономических законов рыночной экономики (спроса и пред ложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объектив ной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйст венных отношений. Ресурсная функция является важной функцией предпри нимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффек тивное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфе ре деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищ ническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. Всвязи с этим важное значение приобретает регулирующая роль го сударства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним. Творческо-поисковая (инновационная) функция свя зана не только с использованием в процессе предприниматель ской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринима тельства тесно связана со всеми другими функциями, которые до полняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической сво боды субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений. Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция пред принимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной це ли. Однако одновременно растет слой наемных работников, кото рые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устой чивой деятельности предпринимательских предприятий. Чем эффективнее будут функционировать предприниматель ские предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные вне бюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального поло жения наемных работников. Организаторская функция предпринимательства прояв ляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринима тельского управления, в создании сложных структур, в измене нии стратегии деятельности фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сете вом) предпринимательстве. Таким образом, сущность предпринимательства наиболее пол но проявляется в сочетании всех названных функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской дея тельности и государственной поддержки. Предпринимательство – одна из форм деятельности человека. Ст.34 К РФ – право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Предпринимательская деятельность – составная часть экономической деятельности. Экономическая деятельность – процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Основа существования общества – производство, в условиях рыночной экономики особая роль – обмен. Для эконом деятельности характерно: 1) вытекает из существования товарного производства, рыночной организации экономики; 2) связана исключительно с процессом воспроизводства материальных благ, т.е. носит товарный характер; 3) воплощается в производстве продукции в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) их использовании (распределении, обмене, потреблении). Хозяйственная, предпринимательская, коммерческая деятельность входят в экономическую. Хозяйственная деятельность – один из видов эконом деятельности; порядок организации, руководства и непосредственного осуществления эконом деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами. Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности; связана с предпринимательским риском, новаторством, новыми подходами к управлению, использованием научных достижений, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли. Предпринимательство – такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник. Он рационально соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет им на основе предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный предпринимательский результат – получение прибыли. Коммерческая деятельность – вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом. Предпринимательство – особый стиль хозяйственной деятельности, т.к. это постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Законодательное определение – предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке – абз.2 п.1 ст.2 ГК РФ. Признаки: · систематичность и деятельности, и получения прибыли + постоянство; · самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; · рисковый характер – неопределенность результата; · направленность на систематическое получение прибыли.
2. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие, классификация Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности*(256). Государство, муниципальные образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность - не производят товары, не выполняют работы (услуги) аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия. Вместе с тем государство, муниципальные образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются им, например, в процессе приватизации, передают в аренду, передают участки недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции и иным образом используют его, получая доходы от такого использования. Продажа имущества РФ возложена на Российский фонд федерального имущества*(257), передача в аренду - на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В литературе весьма распространена точка зрения, что государство - Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя таким образом имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, хотя преобладающей в их деятельности является хозяйственно-организующая деятельность и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей*(258). Полагаем, что государство, равно как и муниципальные образования, непосредственно само, от своего имени, предпринимательской деятельностью не занимается, так как: 1) Конституция РФ говорит об управлении государственной собственностью (п. "д" ст. 71), муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132), не квалифицируя эту деятельность в качестве предпринимательской. В то же время предусмотрено право физического лица (человека и гражданина) на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ); 2) в силу ГК РФ предпринимательской деятельностью занимаются физические и юридические лица (ст. 23, 48), зарегистрированные в установленном законом порядке. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях, действуя соответственно через органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 124, 125 ГК). Но, как известно, не всегда совершение даже возмездных сделок является предпринимательской деятельностью. Предпринимательской признается деятельность, обладающая целым рядом признаков (которые рассмотрены в главе 1 учебника). Во всяком случае, ГК РФ не относит публично-правовые образования к субъектам предпринимательской деятельности; 3) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(259) (далее - Закон о конкуренции) называет в качестве хозяйствующих субъектов российские и иностранные коммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, но не публичные образования (ст. 4 Закона о конкуренции). Если рассматривать деятельность публичных образований (их органов) по использованию имущества в качестве предпринимательской, это будет противоречить и ст. 7 Закона о конкуренции, запрещающей совмещение функций органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов. Деятельность государства, органов местного самоуправления по использованию и распоряжению принадлежащим им имуществом является прежде всего формой регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация); поддержки предпринимательства (аренда государственного и муниципального имущества с применением понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от видов деятельности арендаторов-предпринимателей, льготные кредиты за счет средств бюджетов соответствующих уровней, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам предпринимателей, предоставление предпринимателям в установленных случаях субсидий и субвенций и иные виды поддержки); косвенного воздействия на ценообразование: в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей (государственные закупки зерна по заранее объявленным ценам, обеспечивающим возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и получение ими необходимой прибыли), в интересах покупателей в условиях дефицита (например, вследствие неурожая) сельскохозяйственных культур (интервенции зерна на рынок за счет государственных фондов); ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности (например, доступ на аукционной основе к недрам, иным ресурсам, принадлежащим государству) и иного регулирующего воздействия на рынок с использованием возможностей публичных образований как собственников. Государство, муниципальные образования реализуют свою правосубъектность через органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. При этом, независимо от вида правоотношения (по осуществлению предпринимательской деятельности или регулированию таковой), субъектом правоотношения является публичное образование - РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Мы согласны с В.С. Мартемьяновым, что "в хозяйственном праве все субъекты действуют на основе имущественного обособления. Права и обязанности государства тесно связаны с его имущественной базой: на нее ложатся соответствующие обременения по программам, актам об имущественных обязательствах"*(260). От себя отметим, что за незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц ответственность в форме возмещения убытков перед предпринимателями несут Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование: убытки возмещаются за счет принадлежащего им на праве собственности имущества (казны), главным образом за счет средств бюджета соответствующего уровня (ст. 16, 126 ГК). Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государство одновременно действует: а) как федеральный собственник и представитель интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов); б) как республика, входящая в состав РФ, являющаяся собственником своего имущества и соответственно выражающая интересы республики; в) в качестве краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий; г) в качестве автономной области и автономных округов, являющихся собственниками своих имущественных фондов и выражающих интересы населения их территорий. Все указанные территориальные единицы являются субъектами РФ (ст. 5 Конституции РФ). Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, определение предмета их совместного ведения регулируется ст. 71-73 Конституции РФ. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности определяется, как минимум, следующими требованиями охраны публичных интересов*(261): а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; б) формирования государственного бюджета; в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами; г) обеспечения занятости населения; д) обеспечения безопасности и обороны страны; е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования. Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ). Основной субъект предпринимательского права - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Обобщенным (родовым) понятием для таких лиц-организаций по ранее действовавшему (до принятия части 1 ГК РФ) законодательству было понятие "предприятие" (ст. 4 Закона РФ от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"*(262)). В настоящее время термин "предприятие" используется законодателем для обозначения только таких юридических лиц, как государственные и муниципальные унитарные предприятия. В основном же его значении по ГК РФ предприятие это не субъект, а объект - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). Однако в теории коммерческие организации по-прежнему рассматриваются как предприятия*(263), законодателю предлагается вернуться к сложившемуся в теории и на практике термину "предприятие" для обозначения коммерческих организаций либо закрепить в ГК РФ иной, но единый термин для обозначения всех субъектов предпринимательской деятельности, например "хозяйствующий субъект", хотя "он явно проигрывает термину "предприятие"*(264). Как нами уже отмечалось, Закон о конкуренции называет субъектов предпринимательской деятельности (включая индивидуальных предпринимателей и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации) хозяйствующими субъектами.
Наблюдение Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Порядок введения данной процедуры зависит от того, кто является заявителем. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника по общему правилу наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в "Российской газете"*(505). Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51). С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия: - требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику; - по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству; - приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением случаев, названных в п. 1 ст. 63 Закона; - запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников); - запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др. В целях обеспечения наступления перечисленных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы. В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др. Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника; ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения, созыв и проведение первого собрания кредиторов. По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона о банкротстве. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом либо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия - на одного из работников должника. Как уже было сказано, одна из целей наблюдения - анализ финансового состояния должника*(506). Он проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена*(507). Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить кандидатуры управляющих. По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается. Фирменные наименования Понятие фирмы впервые стало упоминаться российским законодателем в 19 веке. «Фирма есть название торгового предприятия, а право на фирму есть исключительное право производства или сбыта известных товаров от имени данного предприятия, под данной фирмой. Так как известное предприятие, благодаря достоинству своих товаров, приобрело значительный круг потребителей, то для других представляется искушением воспользоваться чужой фирмой, чтобы отвлечь внимание покупателей. Здесь-то закон принимает под свою защиту интересы предприятия и запрещает всем другим употреблять ту же фирму. Это достигается мерами предупредительными и карательными». В настоящее время права на фирменные наименования регулируются Гражданским кодексом РФ, специальными законами об отдельных видах юридических лиц, например, федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. «О введении в действие положения о фирме» утратило силу 1 января 2008 года. Положения о фирменном наименовании содержатся в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятия фирменного наименования. Под фирменным наименованием следует понимать наименование юридического лица, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота. Исключительное право на фирменное наименование может принадлежать юридическому лицу - коммерческой организации и возникает при регистрации юридического лица. 1. Критерий творчества не является необходимым в отношении фирменного наименования. 2. Главное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации юридического лица. 3. Фирменное наименование является олицетворением деловой репутации предприятия и тем самым представляет личную и имущественную ценность. 4. Фирменное наименование должно быть постоянным и неизменным. 5. Название фирмы должно давать правдивую характеристику о ней. 6. Право на фирменное наименование, как правило, носит бессрочный характер. 7. Регистрация фирменного наименования может быть осуществлена только в отношении юридического лица – коммерческой организации. 8. Юридическое лицо может обладать лишь одним фирменным наименованием в отличие от других средств индивидуализации. Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица и отличительный элемент, например, закрытое акционерное общество «Незабудка». Таким образом, судебная практика идет по пути понимания фирменного наименования как совокупности двух элементов: указания на организационно-правовую форму юридического лица и отличительного элемента. Согласно п. 1 Письма Высшего арбитражного суда РФ от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике» при установлении факта о том, что ответчик свое наименование зарегистрировал раньше истца либо одно наименование присвоено различным формированиям (акционерное общество, кооператив, совместное предприятие и т.п.), требование истца об изменении ответчиком своего наименования не может быть удовлетворено. Согласно ст. 5 федерального закона от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в фирменном наименовании юридического лица не должны использоваться слова «биржа» и «товарная биржа», если оно не удовлетворяет требованиям названного закона. Согласно ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: 1. полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; 2. полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 3. полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; 4. полные или сокращенные наименования общественных объединений; 5. обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации. Требования к товарным знакам при их регистрации. Перечень требований к товарным знакам раскрывается законодателем путем перечисления оснований для отказа в регистрации товарного знака в случае несоблюдения требований к товарному знаку. ГК РФ предусматривает абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака. Так, первая группа оснований устанавливает для товарных знаков требование различительной способности, индивидуальности товарного знака (дистинктивность). Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью (например, линия или цифра) или состоящие только из элементов: · вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, слово «молоко» для молочных продуктов, изображение яблока для яблок, но возможно, например, для компьютеров); · являющихся общепринятыми символами и терминами (например, ЗАО, ООО); · характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта (например, «супер», «экстра»); · представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Указанные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых, если они не занимают в нем доминирующего положения. Например, цифра 1755, обозначающая год основания МГУ им М.В.Ломоносова, включена в товарный знак Университета в качестве неохраняемого элемента. Так, в качестве примера товарного знака, вошедшего во всеобщее употребление, можно привести знак, используемый в отношении зубной пасты «Фтородент». Вторая группа оснований характеризует требование недопустимости использования официальных обозначений в качестве товарных знаков. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только и элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходные с ними до степени смешения обозначения. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа. Третья группа безусловных оснований для отказа в регистрации направлена на соблюдение прав потребителей, общественных интересов. Не допускается также регистрация обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: · являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (например, Эйфелева башня для продуктов питания из Рязанское области); · противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Четвертая группа оснований направлена на защиту прав собственников объектов культурного или природного наследия, в качестве которых могут выступать публичные образования, действующие через соответствующие органы (например, Российская Федерация, от имени которой в этих правоотношениях может выступать Министерство культуры РФ). Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения: · с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; · либо объектов всемирного культурного или природного наследия; · а та
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.02 с.) |