Соглашения о разделе продукции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соглашения о разделе продукции



Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск (п. 1 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции).

Цель соглашения заключается в том, чтобы разведать, есть ли в недрах участка полезные ископаемые, добыть их и разделить между инвестором и государством продукцию (добытые из недр полезные ископаемые).

Закон о соглашениях о разделе продукции устанавливает два способа раздела.

1. Раздел только прибыльной продукции. Прибыльная продукция - та, которая остается после передачи инвестору части продукции (компенсационная продукция) в целях компенсации затрат инвестора (возмещаемых расходов), состав которых устанавливается соглашением о разделе продукции (далее - соглашением), и в соответствии с нормами главы 26.4 НК РФ. Компенсационная продукция не должна превышать 75 процентов общего количества произведенной (добытой из недр) продукции, а добытой на континентальном шельфе - 90 процентов ее общего количества (п. 1 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции).

За счет компенсационной продукции возмещаются также такие налоги и сборы, как: на добавленную стоимость, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог, акцизы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данный способ раздела весьма выгоден инвесторам, цифры 75 и 90 процентов говорят сами за себя: делить приходится из остающихся 25 и 10 процентов продукции.

2. Прямой раздел, исключающий этап определения компенсационной продукции. Пропорции раздела устанавливаются соглашением, при этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов.

Предпосылкой заключения соглашения о разделе продукции является федеральный закон (законы), предусматривающий перечень конкретных участков недр, которые могут передаваться на условиях СРП.

Для включения участка в перечень необходимо обоснование целесообразности этого Правительством РФ, решения по данному вопросу законодательных (представительных) органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр. В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется также решение соответствующего органа местного самоуправления. Разрешается предоставление на условиях СРП не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Закон предусматривает основание для включения участка недр в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Таковым является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий СРП. Подтверждением отсутствия такой возможности служит проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ "О недрах" и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников (п. 4 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции).

Закон, помимо оснований, предусматривает условия для включения в перечни участков недр. К числу таких условий, определяемых правительством, относятся следующие:

- если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки приведет к негативным социальным последствиям;

- если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

- если разработка данного месторождения требует использования высокозатратных прогрессивных технологий для добычи трудноизвлекаемых, значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

Процесс заключения соглашения о разделе продукции - достаточно сложная и длительная процедура. Инвестор по СРП определяется по итогам аукциона. Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, установленных Правительством РФ и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находится участок недр.

Указанный аукцион, таким образом, имеет сходство с конкурсом, победитель аукциона, помимо оплаты цены за право заключения соглашения, обязан соблюдать обязательные условия аукциона: обязательным условием аукциона является также выплата инвестором государству компенсаций при нарушении режима традиционного природопользования на территориях проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (п. 1 ст. 6 Закона о соглашениях о разделе продукции).

На наш взгляд, целесообразно было бы проводить не только аукционы, но и конкурсы. Это позволило бы отбирать проекты разработки недр, наиболее выгодные государству. Особенно это касается СРП, предусматривающих компенсацию затрат инвесторов. Аукцион не дает возможность выявить инвесторов, предлагающих реализовать проект с наименьшими затратами.

Условиями конкурса могли бы быть многие условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции и включаемые сейчас в соглашение, заключаемое с победителем аукциона, такие, как: количество (соотношение в процентах) привлекаемых российских и иностранных работников для реализации СРП, предоставление российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве, количество материалов, технических средств, оборудования российского происхождения в стоимостном выражении в общем объеме их закупок инвестором для реализации СРП.

Обратим внимание, что предметом аукциона является не сам участок недр, а право на заключение соглашения о СРП.

В отличие от общих правил ГК РФ о торгах (ст. 447 ГК РФ), предусматривающих максимальный срок 20 дней для заключения договора после завершения торгов и подписания протокола, соглашение о разделе продукции заключается в срок не позднее чем через один год со дня создания специальной комиссии для подготовки проекта соглашения. В свою очередь комиссия, состав которой формируется из представителей федеральных и региональных органов власти, создается Правительством РФ с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ - в срок не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. Таким образом, заключению соглашения о разделе продукции предшествует период - до полутора лет со дня завершения аукциона. Представляется, что этот срок чрезмерно велик для того, чтобы сформировать комиссию и выработать условия СРП с конкретным инвестором.

Содержание соглашения предопределено законом. Условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции, включаются в соглашение в качестве его обязательных условий.

В порядке, определенном этим соглашением, утверждаются программы, сметы выполняемых работ. При этом под работами Закон имеет в виду как подготовительные работы (например, обустройство участка недр, установка необходимого для добычи полезных ископаемых оборудования), так и саму деятельность по их поиску, разведке, добыче.

В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное количество представителей от каждой стороны - инвестора и государства. При этом обеспечивается и равное представительство со стороны РФ и субъекта РФ, на территории которого находится участок недр (п. 7 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). Помимо координации работ, управляющий комитет утверждает программы работ, сметы расходов инвестора, состав возмещаемых инвестору расходов за счет компенсационной продукции (пп. 5, 8 ст. 346.38 НК РФ).

Сторонами СРП являются:

а) Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченные им лица;

б) инвесторы-организации - юридические лица, а также не являющиеся юридическими лицами их объединения, создаваемые на основе договора простого товарищества (о совместной деятельности), осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. Объединение представляет собой группу коммерческих организаций, которые в обязательстве со множественностью лиц, основанном на соглашении, имеют солидарные права и несут солидарные обязанности (ст. 3 Закона о соглашениях о разделе продукции).

Множество лиц на стороне инвестора рассматривается законодателем как единый инвестор прежде всего из соображений практической целесообразности - раздел продукции производится между государством и инвестором как единым лицом, а порядок дальнейшего ее раздела между участниками простого товарищества определяется договором между ними и выходит за рамки регулирования Законом и самим соглашением о разделе продукции. Кроме того, уже на момент проведения аукциона обеспечивается прозрачность в составе инвесторов с точки зрения оценки их финансовых возможностей в реализации СРП, с одной стороны, и своевременного создания объединений, способных к проведению работ и их финансированию, - с другой.

Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по его поручению оператором соглашения. Оператор соглашения, помимо функции заказчика - организатора работ по реализации СРП, ведет учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора по каждому отдельному соглашению, обособленно от учета деятельности, не связанной с соглашением (п. 4 ст. 7, ст. 14 Закона о соглашениях о СРП).

Оператор соглашения не является стороной соглашения о разделе продукции, вся полнота ответственности перед государством за действия оператора возлагается на инвестора: он отвечает за действия оператора как за свои собственные (п. 4 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). На момент заключения соглашения оператор, если инвестор предполагает привлечь его для реализации СРП, может быть еще не определен.

В качестве оператора могут выступать в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о СРП филиалы или юридические лица, созданные инвестором для этих целей на территории РФ, либо привлекаемые инвестором другие юридические лица. Филиал - структурное подразделение юридического лица. Деятельность филиала - это деятельность самого юридического лица. Поэтому выполнение функций оператора филиалом означает, что деятельность инвестора и оператора (заказчика) сочетаются в одном лице.

Индивидуальные предприниматели не могут выступать ни в качестве инвесторов по СРП, ни в качестве операторов.

Подрядчики, поставщики, перевозчики и прочие исполнители отбираются инвесторами либо по их поручениям операторами (заказчиками), в том числе на конкурсной основе, самостоятельно. В самом соглашении о СРП их персональный состав не устанавливается. Исполнителями, подрядчиками могут быть и индивидуальные предприниматели.

При этом инвесторы обязаны обеспечивать соблюдение требований ст. 7 Закона о СРП о преимущественном праве российских юридических лиц на участие в работах в качестве исполнителей, подрядчиков, поставщиков на основании договоров с инвесторами, о приобретении не менее 70 процентов общей стоимости оборудования, материалов, технических средств, необходимых для реализации СРП, российского происхождения. При нарушении инвестором этого требования его капитальные затраты на приобретение указанного имущества за счет компенсационной продукции не возмещаются (п. 10 ст. 346.38 НК РФ).

45. Правовой режим особых экономических зон

46. Правовое регулирование строительной деятельности

47. Правовое регулирование страховой деятельности

Страхование как вид предпринимательской деятельности осуществляется специализированными субъектами рынка - страховыми организациями. Как отмечал Д.И. Мейер, "страхование, организованное по началу взаимности, выгоднее для участников, потому что взнос, который они делают, употребляется исключительно на вознаграждение убытков... Во всяком случае остаток составляет общую собственность участников договора, тогда как при страховании, организованном по началу промышленному, страховщик старается получить возможно большую прибыль и остаток премии в любом случае составляет собственность страховщика, его барыш. Тем не менее, однако же, более употребителен способ страхования, организованный по началу промышленному"*(691). На рынке страховых услуг коммерческие страховые услуги представлены наиболее широко.

Как вид предпринимательской деятельности страхование характеризуется следующими особенностями. Эта деятельность:

1. Является лицензируемой, при этом лицензия выдается на отдельные виды страхования (п.2 ст.32 Закона об организации страхового дела в РФ). Лицензии выдает федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, функции которого с 1996 г. исполняет Министерство финансов РФ. При выдаче лицензии на отдельные виды страхования федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью утверждает правила страхования этого вида и страховые тарифы.

2. Подлежит специальному регулированию и контролю со стороны федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

3. Является исключительной. Это означает, что страховые организации не вправе заниматься производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью, с одной стороны, и с другой стороны, никакие иные субъекты оборота, кроме специализированных страховых организаций, имеющих соответствующую лицензию, не имеют права оказывать услуги по страхованию.

4. Связана с формированием страховых фондов, средства которых могут размещаться страховыми организациями в приносящие доходы активы.

5. Направлена, как отмечалось, на переложение убытков от страховых случаев на всех участников страхования. Поэтому для обеспечения постоянного пополнения страховых фондов требуется значительная реализация страховых услуг. Законодательство содержит понятия страхового агента и страхового брокера*(692), выступающих в качестве посредников при продаже страховых услуг и позволяющих страховым организациям постоянно пополнять страховые фонды за счет таких продаж.

6. Как правило, связана с принятием страховыми организациями на себя самых разнообразных рисков. Для их равномерного распределения по страховой системе используется институт перестрахования, т.е. переложения страховой организацией части рисков на другую страховую организацию, в результате чего риски равномерно распределяются по всей экономической системе. При этом речь идет не только об экономической системе государства; перестрахование может осуществляться и в иностранных страховых организациях.

Кроме перечисленного выше, следует отметить следующие существенные особенности, присущие правовому регулированию страховой деятельности.

Во-первых, закон предусматривает для страховых организаций отличные от общих правила их создания, размер минимального уставного капитала*(693), нормативы соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами*(694), осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и платежеспособностью страховых организаций, установление правил формирования и размещения страховых резервов*(695), специальные формы учета и отчетности.

Во-вторых, в законодательстве о банкротстве установлены специальные правила банкротства страховых организаций (ст.144-147 Закона о банкротстве), которые, в частности, предусматривают участие в процессе банкротства федерального органа по надзору за страховой деятельностью; специального субъекта (страховой организации), являющегося покупателем при продаже имущественного комплекса страховщика-банкрота, а также условие о принятии покупателем имущественного комплекса страховщика-банкрота обязательств последнего на себя по заключенным им договорам страхования, страховой случай по которым еще не наступил; специальную очередность кредиторов в конкурсном производстве в пределах пятой очереди и т.д.

В-третьих, законодатель и органы исполнительной власти в рамках закона могут ограничивать участие иностранных компаний в капитале российских страховщиков. В частности, установлены следующие ограничения участия иностранного капитала на рынке страховых услуг:

а) закон устанавливает квоту участия иностранного капитала в уставных капиталах всех страховых организаций в размере 15% от совокупного уставного капитала страховых организаций;

б) предусмотрено предварительное согласование в федеральном органе по надзору за страховой деятельностью участия иностранных инвесторов в прямых или портфельных инвестициях в российских страховых организациях;

в) право на занятие должности руководителя и главного бухгалтера в страховой организации с иностранными инвестициями принадлежит только гражданам РФ (п.3 ст.6 Закона об организации страхового дела в РФ);

г) иностранные страховые организации не имеют права (за редким исключением) оказывать страховые услуги на территории Российской Федерации, в том числе через российских посредников, на рынке страховых услуг (п.1 ст.6 и п.4 ст.8 Закона об организации страхового дела в РФ);

д) федеральный орган по надзору за страховой деятельностью вправе устанавливать дополнительные требования к порядку и условиям образования и размещения страховых резервов страховыми организациями с иностранными инвестициями и к нормативным соотношениям между их активами и страховыми обязательствами (п.4 ст.26 и п.1 ст.27 Закона об организации страхового дела в РФ);

е) страховые организации с иностранными инвестициями, превышающими 49%, не имеют права осуществлять "в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций" (п.3 ст.6 Закона об организации страхового дела в РФ).

Законом могут быть предусмотрены и другие ограничения прав страховых организаций с иностранными инвестициями. Из перечисленных законодательных ограничений участия иностранного капитала на российском рынке страховых услуг видно, насколько этот сегмент рынка актуален для экономической безопасности России.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая на рынке страховых услуг, состоит из: (1) продажи услуг, т.е. заключения договоров страхования, (2) сбора страховых премий, формирования и размещения страховых резервов и фондов, (3) осуществления страховых выплат по наступившим страховым случаям и (4) прекращения или расторжения договора страхования.

Договор страхования в науке было принято считать реальным, т.е. вступающим в силу, с момента оплаты страховой премии или первого страхового взноса. Действующий ГК РФ (п.1 ст.957) устанавливает презумпцию реальности договора страхования, однако же эта норма является диспозитивной, стороны в договоре страхования могут установить иной момент вступления его в силу, нежели уплата первого страхового взноса. Деление договоров страхования на односторонние или двусторонние зависит от того, являются они реальными или нет и уплачивается страховая премия одним или несколькими взносами. Если договор страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии, причем страховая премия уплачивается одним взносом, такой договор будет односторонним, поскольку с момента вступления его в силу обязанностям страховщика противостоят только права страхователя. Другие договоры страхования являются двусторонними. По своей природе договор страхования относится к возмездным: даже если страхование организовано по принципу взаимности и взаимные страхователи не уплачивают взносов для образования страхового резерва, право требования от взаимных страхователей выплаты возникает у пострадавшего от страхового случая лица взамен на соответствующую обязанность с его стороны участвовать в покрытии убытков от страхового случая других страхователей.

Для того чтобы договор страхования считался заключенным, сторонами (страхователем и страховщиком) должно быть достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Для заключения договора страхования предусмотрена обязательная письменная форма (п.1 ст.940 ГК РФ), несоблюдение которой, в отличие от общего правила, ведет не к невозможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора (п.1 ст.162 ГК РФ), а к его недействительности.

Заключение договора страхования может быть осуществлено не только путем подписания единого документа. Более распространена практика заключения договора страхования путем выдачи страхователю страховщиком страхового полиса: страхователь делает письменное или устное заявление страховщику, и на основании этого заявления страховщик вручает страхователю полис, свидетельство, сертификат или квитанцию, подписанные страховщиком. При этом страховщик в той или иной форме должен оповестить страхователя об условиях, на которых он предлагает заключить договор. Как правило, это достигается путем приложения к страховому полису правил страхования соответствующего вида. Согласие страхователя на заключение договора страхования на предложенных страховщиком условиях подтверждается конклюдентным действием - принятием от страховщика страхового полиса. Следует отметить, что если договор является консенсуальным, т.е. моментом вступления его в силу является момент достижения сторонами согласия по всем существенным условиям договора страхования, то для доказывания согласия страхователя на заключение договора страхования устного заявления и конклюдентных действий, как это допускается ст.940 ГК РФ, может оказаться недостаточным. В таких случаях желательно заручиться письменным подтверждением страхователя его согласия с условиями договора страхования.

В отношении договоров личного страхования следует отметить, что в силу закона они признаются публичными договорами (ст.927 ГК РФ), а это означает: (а) недопустимость оказания предпочтения одному лицу перед другим в отношении заключения договора личного страхования; (б) равенство условий договоров, включая страховые тарифы, и (в) право лица, которому необоснованно отказано в заключении публичного договора, требовать в судебном порядке его заключения.

Особого внимания заслуживает предусмотренный ст.941 ГК РФ способ организации страхования с использованием генерального полиса, который представляет собой организационный договор страхования однотипных рисков на типовых условиях, например, такой способ страхования удобен для страхования однотипных грузов, регулярно отгружаемых или получаемых страхователем. При этом в обязанности страхователя помимо уплаты страховой премии входит предоставление страховщику предусмотренных договором сведений относительно каждой отдельной партии товаров. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать ему дополнительно к генеральному полису полисы на каждую партию товара, при этом в случае противоречия условий генерального и частного полисов приоритет имеют условия генерального полиса. Способ организации страхования с использованием генерального полиса позволяет страхователю установить устойчивые хозяйственные отношения со страховщиком и упростить процедуру страхования однотипных рисков.

Сбор страховых премий осуществляется страховыми организациями на условиях заключенных страховых договоров. В случае, если договор страхования прекратился в силу отпадения страхового риска (например, гибели имущества от огня, если оно было застраховано от наводнения), а также если расторжение договора вызвано наступлением обстоятельств, существенно увеличивающих страховой риск, страховщик возвращает страхователю страховую премию, за вычетом суммы премии за период, когда договор страхования действовал. В случае расторжения договора страхования по требованию страхователя, который вправе сделать это в любой момент, страховая премия не возвращается, если договором не предусмотрено иное, но страхователь освобождается от уплаты страховых взносов, срок уплаты которых не наступил к моменту расторжения договора страхования.

Имущество страховой организации (страховой фонд) делится на средства страховых резервов и так называемые собственные средства страховщика. При этом следует иметь в виду, что юридическая природа как собственных средств, так и средств страховых резервов одна - частная собственность страховой организации. Вместе с тем страховая организация не может свободно распоряжаться средствами страховых резервов. Они могут быть размещены только в определенные ликвидные активы. За счет этих средств страховщик осуществляет страховые выплаты по действующим договорам страхования. По окончании действия договора страхования часть резервов, соответствующая данному договору, переходит в состав собственных средств страховщика, при этом изъятие средств из страховых резервов в неограниченное владение страховщика считается в смысле налогообложения реализацией и облагается налогом на прибыль. Следует отметить, что размеры отчислений в страховые резервы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и зависят от вида резерва. Нужно иметь в виду, что страховые резервы могут формироваться не только за счет отчислений от собранных страховых премий, но и за счет доходов от размещения средств страховых резервов или собственных средств страховщика*(696); при этом такие суммы доходов, направленные в страховые резервы, налогом на прибыль не облагаются.

При размещении средств страховых резервов в доходные активы осуществляется государственный контроль за размещением для обеспечения ликвидности указанных активов и диверсификации рисков*(697).

При наступлении страхового случая страховщик осуществляет страховую выплату. На практике нередко встречаются случаи недобросовестного поведения страхователей, пытающихся получить страховую выплату необоснованно. В связи с этим закон предусматривает случаи освобождения страховщика от обязанности страховой выплаты полностью или частично. Например, если стоимость застрахованного имущества окажется ниже страховой суммы, страховая выплата осуществляется в размере действительной стоимости ущерба, а излишне уплаченные суммы страховой премии страхователю не возвращаются (ст.951 ГК РФ). Закон предусматривает следующие основания освобождения страховщика от страховой выплаты:

если страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер, чтобы уменьшить возможные убытки от страхового случая (ст.962 ГК РФ). Например, при наличии оборудованной пожарной системы страхователем умышленно не была задействована "тревожная кнопка" пожарной сигнализации;

если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (ст.963 ГК РФ)*(698);

если иное не установлено законом или договором, при наступлении страхового случая в результате: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок (п.1 ст.964 ГК РФ);

если иное не установлено законом или договором, при наступлении страхового случая по договору страхования имущества вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов (п.2 ст.964 ГК РФ);

если страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя). В этом случае страховщик вправе требовать возврата излишне выплаченной суммы страхового возмещения (ст.965 ГК РФ).

Судебная практика трактует изменение страхователем без согласия страховщика существенных условий договора как основание для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы, поскольку с этим может быть связано увеличение рисков страховщика. Так, юридическое лицо застраховало имущество, при этом в договоре указывалось место его хранения. В период действия договора имущество было перемещено в другое место и там часть его была похищена. Президиум ВАС РФ по этому поводу указал: "Поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает общее для всех договоров правило о том, что договор может быть изменен по соглашению сторон, изменение истцом в одностороннем порядке одного из существенных условий договора нарушает права страховщика и противоречит закону. При таких условиях правовые основания для возложения на страховщика обязанности по выплате страхового возмещения отсутствуют"*(699).

Недействительность договора страхования, помимо общих оснований, предусмотренных § 2 гл.9 ГК РФ, может быть вызвана следующими специальными основаниями:

в качестве объекта страхования выступают противоправные интересы, убытки от участия в играх, расходы по освобождению заложников (ст.928 ГК РФ);

по договору страхования ответственности за нарушение договора застрахована ответственность третьего лица, а не страхователя (п.2 ст.932 ГК РФ);

по договору страхования предпринимательского риска застрахован предпринимательский риск не страхователя или не в его пользу (ст.933 ГК РФ);

отсутствие у страхователя или выгодоприобретателя по договору имущественного страхования интереса в сохранении имущества (п.2 ст.930 ГК РФ);

несоблюдение письменной формы договора, кроме договора обязательного государственного страхования (ст.940 ГК РФ);

сообщение страховщику заведомо ложных сведений (п.3 ст.944 ГК РФ).

Иногда один объект страхования страхуется у нескольких страховщиков. Это бывает в случаях дополнительного страхования, сострахования и перестрахования.

При дополнительном страховании страхователь страхует один и тот же объект у двух или более страховщиков. Это объясняется стремлением страхователя исключить невозможность получения страховой выплаты при несостоятельности одного из страховщиков. При личном дополнительном страховании в случае наступления страхового случая страхователь получит страховую выплату у всех страховщиков. При имущественном же страховании совокупная страховая сумма не может превышать действительного ущерба, причиненного имуществу (ст.950 ГК РФ), но если это тем не менее происходит, то совокупная страховая выплата (от всех страховщиков) сокращается до размеров действительного ущерба.

Под сострахованием понимается такой вид деятельности, когда один и тот же объект страхования страхуется совместно несколькими страховщиками. Данный способ страховой защиты применяется при страховании крупных объектов, когда одна страховая компания не в состоянии принять на себя крупные риски.

При совместном страховании какого-либо объекта страховые компании подписывают один договор страхования, в котором наряду с условиями страхования содержатся условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика по страхованию данного объекта. При состраховании страхователю может выдаваться совместный или раздельный страховой полис, исходя из долей риска, принятых каждым страховщиком. Доля ответственности каждого страховщика определяется пропорционально полученной им премии.

Перестрахование представляет собой страхование страховщиком своего риска наступления ответственности по заключенным им договорам страхования. Перестрахование называют также вторичным страхованием или страхованием страховщиков. Благодаря перестрахованию риски равномерно распределяются по всей страховой системе. Приняв в перестрахование риск, перестраховщик может частично передать его другому страховщику (перестраховщику), который в свою очередь может передать его следующему страховщику (перестраховщику). Эта операция третичного и последующих размещений рисков получила название ретроцессии, а страховщик, принявший риски в порядке последующих за цессией размещения рисков, получил название ретроцессионария или ретроцессионера. Перестраховщик, передающий риски в ретроцессию, называется ретроцедентом. Перестрахованием рисков достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжким бременем на одно страховое общество, а осуществляется сообща всеми участвующими в перестраховании соответствующего риска.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.017 с.)