Правовые основы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности



Электроэнергия - широко распространенный термин, используемый для определения количества энергии, отдаваемой электростанцией в электрическую сеть или получаемой из сети потребителем. Единица измерения - килоВатт в час (кВт-ч).

Мощность заявленная – мощность, определенная в договоре энергоснабжения или договоре оказания услуг по передаче электроэнергии, которую потребитель обязуется не превышать (исчисляется в мегаваттах - МВт). Используется для установления тарифов на предстоящий год.

 

Мощность максимальная – величина мощности, которая обусловлена составом оборудования потребителя, режимом работы и технологическим процессом работы потребителя. (Исчисляется в мегаваттах - МВт). Указывается в документах, выдаваемых после технологического присоединения (в акте о технологическом присоединении или акте разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон)

 

Мощность присоединенная – суммарная величина присоединенного к электросети оборудования потребителя, (исчисляемая в мегавольт-амперах – МВа). Т.е. зависит от количество устройств потребителя, которые могут потреблять электроэнергию

Законодательство РФ об электроэнергетике состоит из Гражданского

Кодекса РФ, Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов (правил, методических указаний),утверждаемых федеральными органами исполнительной власти. Согласно вышеизложенному подходу, нормативно-правовые акты, определяющие основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, представлены в виде иерархической системы. Гражданский кодекс РФ, часть II, глава 30, параграф 6 определяет базовые правовые нормы в отношениях между поставщиками и потреби-телями электроэнергии, а именно:− статья 539 ГК РФ регулирует отношения потребителей электро-энергии и энергоснабжающих организаций посредством договора энерго-снабжения; 44− договор энергоснабжения предусматривает количество электро-энергии, подаваемой потребителю, а также соблюдение режима электро-потребления;− количество поданной электроэнергии определяет в соответствии сданными учёта о её фактическом потреблении;− потребитель имеет право изменить количество потребляемой электроэнергии, определённое договором, при условии возмещения рас-ходов, понесённых энергоснабжающей организацией (ст. 541 ГК РФ);− оплата производится за фактически принятое количество электроэнергии в соответствии с данными учёта, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544ГК РФ).

Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗявляется основным системообразующим нормативно-правовым докумен-том. В соответствии с ним, экономической и технологической основойфункционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электроэнергии и мощности на опто-вом и розничных рынках (ст. 5 № 35-ФЗ).

Оптовый рынок электроэнергии и мощности – сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка.

Розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (ст. 3 № 35-ФЗ). Статья 37. Основы организации розничных рынков

1. Субъектами розничных рынков являются:

потребители электрической энергии;

поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона);

территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков

Нормативно-правовой базой функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии в развитии данного закона являются «Правила оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643с учётом изменений, внесённых Постановлением Правительства от31.08.2006 г. № 529, и «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электро-энергетики», утверждённые Постановлением Правительства РФ от31.08.2006 г. № 530.

Нормативно-правовые основы, определяющие участие в процессах ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии государственных регулирующих органов исполнительной власти (ФСТ РФ,РЭК субъектов РФ), а также их полномочия установлены Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ.

В соответствии с данным нормативно-правовым документом ФСТ РФ (Федеральная служба по тарифам):

– устанавливает порядок определения цены на электроэнергию

(мощность), продаваемую на оптовом рынке по регулируемым ценам;

– определяет предельные объёмы и порядок продажи по нерегулируемым ценам электроэнергии (мощности) на оптовом рынке;

– устанавливает предельные уровни цен на электроэнергию, продаваемую производителями по нерегулируемым ценам (ст. 5 № 41-ФЗ).

РЭК (региональная энергетическая комиссия) субъектов РФ устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, за исключением электроэнергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (ст. 6 № 41-ФЗ). Дальнейшим развитием нормативно-правой базы по вопросам ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии является Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» от 26.02.2004 г. № 109.

Данным нормативным документом устанавливается система тарифов (цен), в которую входят регулируемые и свободные (нерегулируемые) цены.

Соответственно к регулируемым ценам на оптовом рынке электроэнергии относят: цены на электроэнергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке по регулируемым договорам в рамках предельных объёмов продажи электроэнергии. На розничных рынках электроэнергии относят: цены на электроэнергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям (за исключением населения) в объёмах, соответствующих продаваемым по регулируемым ценам на оптовом рынке объёмам электроэнергии (мощности) (раздел II п. 3 ПП РФ № 109).

Из этого следует принципиальный вывод – объёмы электроэнергии, поставляемо гарантирующими поставщиками потребителям по регулируемым ценам на розничных рынках, должны быть равны объёмам электроэнергии, приобретаемым гарантирующими поставщиками по регулируемым ценам (регулируемым договорам) на оптовом рынке электроэнергии. Данный вывод подтверждается также положениями «Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики (раздел 1 п. 4 ПП РФ № 530), устанавливающими соответствие объёмов покупки электроэнергии гарантирующими поставщиками по регулируемым ценам объёмам продажи электроэнергии на розничных рынках по регулируемым ценам. Продажа остальных объёмов электроэнергии на розничных рынках производится по нерегулируемым ценам в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединённых в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую –Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим

причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности

На оптовом рынке продаются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности, поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объёме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника. В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 г., когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка

электроэнергии (мощности). Рынок электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок на сутки вперёд, балансирующий рынок. С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объёмов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа. Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объёмы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включённого в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объёма поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определённого в балансовом решении для соответствующего производителя. Объёмы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперёд (РСВ) и балансирующего рынка (БР). В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объёмы поставки.

Рынок мощности. С 1 июня 2008 г. торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объёме, непревышающем максимальную располагаемую мощность, учтённую Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ, в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности. Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности

(СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора.

Особенности правового регулирования розничного рынка электроэнергии и мощности

С принятием 4 ноября 2011 г. Постановления Правительства РФ № 877 на розничном рынке был введён новый принцип определения фактической мощности и новый принцип формирования одноставочной цены (тарифа), в результате чего были ликвидированы дополнительные

источники дохода энергосбытовых компаний. 4 мая 2012 г. Постановлением Правительства РФ № 442 была утверждена новая редакция Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Правила, утверждённые ПП РФ № 442, сохранили для потребителей первой ценовой категории прежний порядок расчёта цены по остаточному принципу. Цена для потребителей-одноставочников больше не зависит от их графика потребления и усилий по

энергосбережению, а полностью определяется поведением других участников рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.01 с.)