Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. Конституционно-правовая основа местного самоуправления в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. Конституционно-правовая основа местного самоуправления в РФ.



 

Под конституционно-правовой основой местного самоуправления понимаются федеральные, региональные, муниципальные нормативные акты, в которых содержатся нормы муниципального права.

Систему нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность местного самоуправления в России, можно разделить на четыре основных уровня. Это – международные акты, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты местного самоуправления.

Федеральное законодательство включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, акты Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ входят в правовую систему России. Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., подписанная Российской Федерацией в феврале 1996 г. и ратифицированная федеральным законом в апреле 1998 г. Официально Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.

Целью Европейской Хартии является восполнение отсутствия общеевропейских нормативов определения и защиты прав местных органов власти. В ней содержатся принципы организации и деятельности органов местного самоуправления, указывается необходимость конституционных и правовых основ местного самоуправления. Согласно Европейской Хартии органы местного самоуправления составляют основу любого демократического строя, а право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к важнейшим принципам современного демократического государства.

Европейская Хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление как «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Это определение весьма прагматично, поскольку не ограничивается правом органов местного самоуправления самостоятельно принимать решения, но подчеркивает реальную способность это делать.

В целом положения Европейской Хартии местного самоуправления следует рассматривать как общие принципы, определяющие политику государства по отношения к органам муниципального уровня.

Конституция РФ признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законодательном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. В ст. 12 местное самоуправление, его самостоятельность и автономность определены в качестве одной из основ конституционного строя. Помимо этого, в Конституции РФ имеется специальная гл. 8 (ст. 130-133), посвященная местному самоуправлению.

Статья 130 Конституции РФ, развивая норму о местном самоуправлении как одной из основ конституционного строя, содержит понятие местного самоуправления и его основную цель – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. В этой главе закрепляются основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления. Среди них – формы непосредственной демократии: местный референдум, местные выборы и другие формы прямого волеизъявления; а также формы представительной демократии – осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131 Конституции РФ определяет территориальную основу местного самоуправления. Территориями, на которых осуществляется местное самоуправление, являются городские, сельские поселения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций. Чаще всего территориями местного самоуправления выступают отдельные населенные пункты, которые приобретают признаки муниципальных образований. Возможно создание муниципальных образований на территории нескольких близлежащих населенных пунктов.

В ст. 132 Конституции РФ определяются основные функции и полномочия органов местного самоуправления. Примечательно, что конституционные положения допускают наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наделение полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. Делегирование – это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Наделение полномочиями может распространяться на всю систему органов местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона, в границах одной административно-территориальной единицы.

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом и сопровождается передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное условие, гарантирующее, во-первых, само осуществление полномочий, а во-вторых, продолжение выполнения местным самоуправлением присущих ему главных функций. Еще одно условие, связанное с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны государства за их реализацией. Такой контроль, по общему правилу, означает возможность соответствующих государственных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности, а также отменять при необходимости такие решения или приостанавливать их.

Статья 133 Конституции РФ предусматривает некоторые особо значимые государственные гарантии осуществления в Российской Федерации местного самоуправления.

Судебная защита является эффективным универсальным средством государственной охраны любых нарушенных прав, в том числе права на местное самоуправление. В случае, если государственные органы или должностные лица устанавливают препятствия для самостоятельного и независимого осуществления органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий, суд может в установленном порядке отменить акт органа государственной власти и должностного лица, нарушающий права и законные интересы местного самоуправления.

Важной гарантией, направленной на защиту экономической основы местного самоуправления, является предусмотренная Конституцией РФ обязанность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной к власти. Такие расходы должны компенсироваться органами, принявшими эти решения, в полном объеме.

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит запрет на ограничение прав местного самоуправления. Такой запрет обусловлен организационной самостоятельностью и обособленностью местного самоуправления.

Таким образом, Конституция РФ устанавливает основы местного самоуправления, создает базу для текущего законодательства в этой сфере.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

1. Гражданское правоотношение: понятие, форма, содержание, субъекты, виды.

Гражданское правоотношение – общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, возникающих по основаниям, предусмотренным законодательством, и действий субъектов, порождающих права и обязанности.

Структура любого правоотношения состоит из трех необходимых элементов:

Субъектов правоотношения; Объекта; Содержания (субъективного права и субъективной обязанности) гражданского правоотношения;

Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие виды оснований возникновения гражданских правоотношений:

Из договоров и иных сделок; из актов государственных органов и органов местного самоуправления; из судебного решения; в результате приобретения имущества, создания произведений интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц, событий;

Субъектный состав правоотношений состоит из управомоченного и обязанного лиц. Управомоченное лицо – имеет право требовать выполнения определенного действия или воздержания от его выполнения. Обязанное лицо – обязано совершить в интересах другого лица или воздержаться от совершения действия.

Под субъектами понимаются участники гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 2 ГК ими являются: физические лица, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Правосубъектность – возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений — состоит из право и дееспособности, включая деликтоспособность.

Правоспособность – способность субъекта иметь гражданские права и обязанности — возникает при рождении или при государственной регистрации (для юридических лиц).

Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и нести обязанности. Деликтоспособность – способность субъекта нести ответствен­ность за совершенные им гражданские правонарушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.01 с.)