Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от характера компетенции или установленной сферы деятельности органов, принимающих правовые акты управления, выделяются следующие акты.

Поиск

1. Акты управления органов общего управления (постановления Правительства РФ, правительств республик – субъектов РФ, областной или краевой администрации). Эти акты всегда издаются органами государственного управления так называемой общей компетенции. В правовых актах управления органов общей компетенции реализуются, как правило, общие функции и решаются самые главные задачи публичного управления.

2. Акты управления федеральных органов исполнительной власти, издающих в пределах своей компетенции нормативные или индивидуальные правовые акты отраслевого управления. Эти административные акты регламентируют общественные отношения или разрешают возникающие в сфере управления споры (дела) только в конкретной отрасли государственного управления, т.е. в одной установленной сфере деятельности.

3. Межотраслевые (межведомственные) правовые акты управления издаются в случае подготовки актов, содержащих положения межотраслевого значения и предусматривающих совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Федеральной службы по финансовым рынкам). В некоторых случаях может приниматься совместный нормативный правовой акт. Эти акты принимаются органами так называемой межотраслевой компетенции и направлены прежде всего на решение вопросов, имеющих важнейшее значение для нескольких отраслей или сфер государственного управления.

4. Правовые акты управления, издающиеся органами государственного надзора (например, государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора). Органы специального государственного надзора издают нормативные и индивидуальные правовые акты. В этих нормативных правовых актах содержатся важнейшие положения о существе соответствующего вида надзорной деятельности, пределах и задачах его осуществления, порядке осуществления контрольно-надзорной деятельности, процедуре применения мер административного принуждения за неисполнение законных предписаний или при совершении административных правонарушений.

В зависимости от необходимости государственной регистрации правовые акты управления можно разделить на следующие виды:

1) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие государственной регистрации. Это акты: а) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; б) устанавливающие правовой статус организации; в) имеющие межведомственный характер;

2) правовые акты управления, не требующие государственной регистрации. Как правило, соответствующий федеральный орган исполнительной власти самостоятельно устанавливает порядок опубликования и вступления в силу актов, которые признаются не нуждающимися в государственной регистрации.

В зависимости от органов, принимающих акты управления, и их наименования выделяют разные виды актов. В соответствии с действующим административным законодательством каждый орган исполнительной власти или каждое должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию актов управления, имеет право принимать только определенные виды административных актов.

В соответствии с конституционными нормами Президент РФ издает указы (ст. 83 Конституции РФ) и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ).

Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ст. 15 Конституции РФ).

В соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в виде приказа или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В соответствии с действующими правилами федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) могут издавать: 1) постановления; 2) приказы; 3) распоряжения; 4) правила; 5) инструкции; 6) положения (издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается).

В настоящее время система нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти, складывается из следующих актов: 1) Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти; 2) Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти; 3) регламенты федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства); 4) административные регламенты исполнения государственных функций; 5) административные регламенты предоставления государственных услуг; 6) должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.

Административный регламент федерального органа исполнительной власти составляют: 1) регламент федерального органа исполнительной власти; 2) административные регламенты исполнения государственных функций; 3) административные регламенты предоставления государственных услуг; 4) должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти.

В зависимости от степени соответствия законам (соблюдение требований принципа законности), юридической значимости и действительности административные акты можно разделить: 1) на правомерные; 2) оспоримые; 3) ничтожные.

Правомерные, или законные (правильные, социально значимые, необходимые, обоснованные, приносящие обществу, государству и гражданам социальную пользу), акты управления – это административные акты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к ним с тем, чтобы обеспечить их законность, обоснованность, целесообразность и эффективность.

Оспоримые акты управления (акты спорного характера), или неправомерные (незаконные), представляют собой правовые акты, правовое содержание которых является неясным, нечетким, не соответствующим правовым принципам, положениям законодательных или иных нормативных правовых актов. Как правило, оспоримые правовые акты необходимо проверять или контролировать с точки зрения соответствия принципу законности (правомерности). Как писал А.И. Елистратов, “в тех случаях, когда юридическая несостоятельность акта не является очевидной, когда точное установление недостатков акта, поражающих его правовую силу, требует известного исследования, административный акт почитается возникшим и действительным впредь до его отмены в порядке обжалования или по почину самой администрации. В таких случаях говорят об опровержимости или устранимости запятнанного юридическими недостатками акта” (Российское полицейское (административное) право: Конец XIX – начало XX в.: хрестоматия. С. 551–552). В связи с этим автором отмечалась известная презумпция правомерности административных актов, исходящих от государственных учреждений. Поэтому для “лишения несовершенного акта юридической силы в большинстве случаев требуется особое постановление компетентного учреждения, констатирующего недействительность дефектного акта” (Там же. С. 552).

Ничтожные административные акты (противоправные, недействующие) – это акты, которые недействительны и незаконны с момента их издания или принятия, поскольку абсурдность, неприемлемость и несоответствие публичным интересам, отсутствие юридической обработки акта настолько очевидны, что не требуют юридической квалификации и специального доказывания этого факта. По словам А.И. Елистратова, ничтожность административного акта имеет место в том случае, когда в волеизъявлении отсутствуют существенные юридические элементы административного акта. “Ничтожный акт юридически недействителен с самого начала: в случае ничтожности никакого административного акта в сущности не возникает. Поэтому ничтожный акт не нуждается ни в какой отмене и не подлежит никакому исправлению” (Российское полицейское (административное) право: Конец XIX – начало XX в.: хрестоматия. С. 551).

С формальной точки зрения ничтожными будут являться те административные акты, которые: нарушают правовые нормы, ясно и недвусмысленно устанавливающие соответствующие правила поведения, общезначимые положения или требования; не имеют законных оснований и предпосылок для издания административного акта, т.е. сама его социальная значимость и необходимость не вытекает не из каких документов или нормативных актов; были приняты лицом или органом публичной власти, не имеющими на то полномочий и компетенции; содержат требования о совершении правонарушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.009 с.)