Административный процесс и административно-процессуальное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административный процесс и административно-процессуальное право



Административный процесс (административное производство) - это урегулированная нормами административно-процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях - разделами III - V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов и лиц (прежде всего, как это видно из самого названия, органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей) по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, включая:

· лицензионно-разрешительное производство;

· регистрационное производство;

· производство по принятию правовых актов управления;

· производство по делам о поощрении;

· производство по делам о дисциплинарных проступках;

· производство по обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам) граждан;

· производство по делам об административных правонарушениях;

· процедуру трехстороннего разрешения административно-правовых споров (то есть споров, вытекающих из властных отношений) в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса)[

Администрати́вно-процессуа́льное пра́во — это установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе разрешения индивидуально-конкретизированных дел в сфере государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов; процессуальное право.

Ученые различают (хотя единого мнения нет) следующие виды производств: по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; по делам о поощрении; по делам одисциплинарных проступках; по делам об административных правонарушениях. Выделяют также производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба, производство по делам об изобретениях, открытиях и патентах, производство по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и др.[2] Отмечается, что видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:

· юрисдикционное производство;

· процедурное производство[3]

К административно-юрисдикционным производствам относят — производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство и производство пожалобам.

К административно-процедурным производствам ученые относят — лицензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления.

Предметом административного процессуального права являются административно-процессуальные отношения, возникающие при осуществлении уполномоченными субъектами права (исполнительными органами государственной и муниципальной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) компетенции и полномочий властного характера, а также в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина и установления гарантий судебной правовой защиты от неправомерных действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц. Как можно предположить, в условиях отсутствия единого правового источника административного процесса предмет административного процессуального права, его содержание и структура напрямую зависят от содержания и структуры административного процесса. Таким образом, в структурном плане в предмет административного процессуального права можно включить виды управленческих отношений, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности в целях:

1. организации и функционирования публичного управления (государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы), обеспечения действия органов исполнительной власти (организация и система управления, формы и методы осуществления управленческих действий, система и структура органов исполнительной власти, исполнение административных регламентов); определения порядка совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административно- правовых актов, заключение административных договоров);

2. создания гарантий судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных либо индивидуальных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами общей юрисдикции, арбитражными и военными судами;

3. установления различных административно-правовых режимов, обеспечивающих установленный порядок осуществления управленческих действий и реализации административных процедур во всех сферах публичного управления, в особенности в области общественного порядка и общественной безопасности, а также законность и обоснованность применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности за совершенные субъектами административные правонарушения;

4. определения видов административного принуждения за «отрицательные» результаты публичного управления (за противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (например, дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих).

В административном процессуальном праве используется, главным образом, императивный метод правового регулирования. Императивность проявляется в необходимости строгого соблюдения субъектами административного процессуального права установленных для них процессуальных обязанностей, ограничений, соответствующих правовых режимов. Диспозитивный метод правового регулирования используется в случаях, когда субъекты административного процессуального права обладают равными правовыми (в том числе процессуальными) возможностями, действуют независимо друг от друга, не находятся в соподчиненном административном правоотношении, имеют право выбора действия по своему усмотрению, могут воспользоваться своими правами или отказаться от предоставленных возможностей активного действия, используют государственные гарантии защиты собственных прав, свобод и законных интересов.

В зависимости от особенностей предмета правового регулирования можно говорить о применении следующих методов правового регулирования процессуальных отношений в сфере публичного управления:

1. предписание как способ обеспечения правового регулирования порядка публичного управления, как метод деятельности исполнительных органов государственного управления и муниципального управления, реализации полномочий должностными лицами, исполнения управленческих функций государственными и муниципальными служащими. Так называемый позитивный управленческий процесс, обеспечивающий нормальное функционирование исполнительной власти, основан на использовании данного метода;

2. запрет как способ правового регулирования, распространенный в системе административного правового регулирования не только при применении административного принуждения к физическим или юридическим лицам, но и при установлении особого правового режима запретов и правоограничений для государственных и муниципальных служащих, а также для граждан, иных индивидуальных либо коллективных субъектов административного права;

3. дозволение как метод правового регулирования, проявляющийся в установлении правовой возможности соответствующего поведения и прав лица, а также процедуры обеспечения и защиты (в административном или судебном порядке) прав, свобод, законных интересов субъектов административного права.

Система административного процессуального права представляет собой совокупность разнообразных по назначению и содержанию административных производств, которые можно классифицировать по соответствующим критериям. Важно отметить, что в нее включаются как административные производства, содержащиеся в федеральных законах (например, производство по делам об административных правонарушениях), так и производства, имеющие обычный уровень административного правового регулирования (например, производство по исполнению государственной функции по осуществлению земельного или строительного надзора, производство по применению дисциплинарных взысканий регламентируются законодательством о государственной гражданской службе).

Подводя итог, можно констатировать, что в структуру административно-процессуального права входят следующие административные производства:

§ административно-нормотворческая процессуальная деятельность (производство по изданию административных правовых актов);

§ производство по обращениям граждан;

§ лицензионно-разрешительное производство;

§ регистрационное производство;

§ учредительное (организационное) производство;

§ поощрительное производство;

§ административно-договорное производство;

§ исполнительное производство;

§ дисциплинарное производство;

§ производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности (например, мер административного пресечения или предупреждения);

§ производство по делам об административных правонарушениях;

§ административное судопроизводство (рассмотрение судьями административно-правовых споров — дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений);

§ производство по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов (административное судопроизводство);

§ производство по разрешению споров о компетенции между исполнительными органами государственной власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.011 с.)