Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

Поиск

В соответствии с законом «Об электроэнергетике» система оперативно-диспетчерского управления включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в

пределах ЕЭС России и технологически изолированных территориальных энергетических систем, осуществляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном данным законом. Оперативно-диспетчерская система управления предназначена для принятия мер по обеспечению исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам технологического присоединения к электросетям, договорам купли-продажи электроэнергии на оптовом и розничном рынках.

Федеральным законом об электроэнергетике определены следующие субъекты оперативно-диспетчерского управления:

– системный оператор ЕЭС России – специализированная организация, осуществляющая единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой. Системный оператор оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике её субъектам;

– иные субъекты оперативно-диспетчерского управления (организации и физические лица), уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления.

Субъекты оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня оказывают услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня на основе заключаемых между ними договоров.

К потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой относится категория потребителей, которая в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияет на её качество, надёжность работы ЕЭС России и оказывает в связи с этим на возмездной договорной

основе услуги по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на договорных условиях. Системный оператор является коммерческой организацией – открытым акционерным обществом. Ему запрещается заниматься деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. Системный оператор представляет собой верхний уровень системы оперативно-диспетчерского управления и в соответствии с ФЗ об электроэнергетике, осуществляет: обеспечение соблюдения установленных параметров надёжности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии; управление технологическими режимами работы объектов

электроэнергетики в порядке, устанавливаемом основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; участие в организации деятельности по прогнозированию объёма производства и потребления в сфере электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей; согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию; выдачу субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций системного оператора; разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций и электрических сетей ЕЭС России; регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, системной и противоаварийной автоматики; организацию и управление режимами параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств; участие в формировании и выдаче при присоединении субъектов электроэнергетики к ЕНЭС

России и территориальным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе ЕЭС России.

Специализированные субъекты оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня по отношению к системному оператору осуществляют оперативно-диспетчерское управление в пределах зон своей диспетчерской ответственности. В пределах таких зон они вправе принимать решения в форме обязательных для исполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций по оперативно-диспетчерскому управлению.

Оперативные диспетчерские команды и распоряжения субъектов оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня обязательны для исполнения субъектами оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня.

Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике изложены в ст. 20, а вопросы антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничном рынках электроэнергии – в ст. 25 ФЗ «Об электроэнергетике».

Гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления

Мера гражданско-правовой ответственности и обязанности системного оператора по защите имущественных интересов субъектов электроэнергетики определены в ст. 18 ФЗ «Об электроэнергетике». В соответствии с этой статьей за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления несут ограниченную ответственность в пределах, установленных данным ФЗ. За убытки, причинённые субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления, действовавшие в пределах своих полномочий, ответственность не несут. Такие убытки возмещаются согласно договорам, заключаемым в соответствии с основными положениями функционирования оптового рынка, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков. Если же убытки причинены субъектами оперативно-диспетчерского управления, действовавшими с превышением своих полномочий, то они возмещаются в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусматривающем возмещение реального ущерба в полном объёме и упущенной выгоды в случае, если в судебном

порядке будет доказано, что указанные действия (бездействие) совершены умышленно или по грубой неосторожности. Для защиты имущественных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии от указанных выше действий (бездействия) системный оператор обязан осуществлять страхование риска ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителей электрической энергии в соответствии с гражданским законодательством о страховой деятельности. Для защиты своих имущественных интересов субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии вправе осуществлять дополнительное добровольное страхование своих предпринимательских рисков.

Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 854 (в ред. от 03.03.2010 № 117). Оперативно-диспетчерское управление в энергосистемах (Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетические режимы соответствующих энергосистем.

Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет управление электроэнергетическим режимом энергосистемы в зоне своей диспетчерской ответственности через один или несколько диспетчерских центров, за каждым из которых закрепляет соответствующую операционную зону (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2006 № 273).

В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления имеет только один диспетчерский центр, то закреплённая за ним операционная зона должна совпадать с зоной диспетчерской ответственности субъекта оперативно-диспетчерского управления. Системный оператор (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления) определяет в зоне своей диспетчерской ответственности структуру диспетчерских центров, включая их уровни и соподчинённость.

Субъект оперативно-диспетчерского управления обязан:

– обеспечить каждый диспетчерский центр оборудованием и помещениями, необходимыми для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы в соответствующей операционной зоне;

– обеспечить каждый диспетчерский центр резервными помещениями и оборудованием, необходимыми для осуществления функций диспетчерского центра в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

– обеспечить каждый диспетчерский центр основным и резервным каналами связи с другими диспетчерскими центрами для передачи диспетчерских команд и информации.

Диспетчерские центры при осуществлении своих функций действуют от имени того субъекта оперативно-диспетчерского управления, структурными подразделениями которого они являются. Диспетчеры дают диспетчерские команды от имени диспетчерского центра. Управление электроэнергетическим режимом энергосистемы осуществляется посредством диспетчерских команд и распоряжений, а также в случаях, устанавливаемых настоящими Правилами, – путём выдачи разрешений. Каждая диспетчерская команда регистрируется диспетчерским центром с указанием следующих сведений: время, когда даётся команда; требуемое время исполнения команды, если команда касается изменения нагрузки генераторов тепловых электрических станций или энергопринимающих установок потребителей с управляемой нагрузкой; фамилия,

инициалы и должность лица, давшего команду; фамилия, инициалы и должность лица, которому адресована команда; содержание команды; наличие подтверждения получения команды. Регистрация диспетчерской команды осуществляется при помощи технических средств. Каждый диспетчерский центр составляет перечень объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, в отношении которых он осуществляет диспетчерское ведение или диспетчерское управление.

Планирование электроэнергетического режима Единой энергетической системы

Для каждого планируемого периода диспетчерский центр даёт нижестоящим диспетчерским центрам и объектам электроэнергетики, входящим в его операционную зону, диспетчерские распоряжения, определяющие:

– схему электрических соединений объектов электроэнергетики;

– параметры электроэнергетических режимов энергосистемы, которые необходимо поддерживать на протяжении всего интервала планирования;

− указания о способах действий диспетчеров и дежурных работников в планируемых электроэнергетических режимах энергосистемы и возможных режимах, не соответствующих запланированным.

При планировании (прогнозировании) электроэнергетических режимов энергосистемы учитываются следующие данные:

− сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности), утверждаемый федеральным органом исполнительной власти по тарифам;

− действующие и прогнозируемые тарифы на электрическую и тепловую энергию;

− предоставляемые покупателями электрической энергии сведения о прогнозируемых объёмах потребления, включая заявляемые участниками оптового рынка объёмы планового почасового потребления электрической энергии;

− информация о результатах торговли на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (объёмы электрической энергии, определённые в двусторонних договорах купли-продажи электрической энергии, и плановое почасовое производство электрической энергии);

− характеристики готовности оборудования электрических станций к работе и обеспеченности энергоресурсами, а также техникоэкономические характеристики оборудования;

При долгосрочном и среднесрочном планировании (прогнозировании) системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах осуществляют:

− составление прогнозируемых балансов электрической энергии и мощности на 5 лет с разбивкой по годам;

− расчёт балансов электрической энергии и мощности на предстоящий год, квартал, месяц;

− расчёт долгосрочных и среднесрочных электроэнергетических режимов энергосистемы.

Информация о результатах планирования электроэнергетических режимов энергосистемы подлежит опубликованию соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления для всеобщего сведения.

При краткосрочном планировании электроэнергетических режимов энергосистемы осуществляется расчёт диспетчерского плана на предстоящие сутки, представляющего собой документ, составленный вышестоящим диспетчерским центром и предназначенный для определения нижестоящим диспетчерским центрам, соответствующим субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой планируемых параметров электроэнергетического режима энергосистемы. Изменения в диспетчерские планы могут быть внесены диспетчерским центром только после их предварительного согласования с вышестоящим диспетчерским центром.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.007 с.)