Потребители электрической энергии и энергоснабжающие организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребители электрической энергии и энергоснабжающие организации



Энергосбытовые организации – организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведённой или приобретённой электрической энергии.

Потребители электроэнергии – лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и(или) производственных нужд.

В соответствии с указанным законом к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие многогранную деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе:

производство электрической и тепловой энергии;

поставки (продажу) электрической энергии;

энергоснабжение потребителей;

предоставление услуг по передаче электрической энергии;

предоставление услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

сбыт электрической энергии;

организацию купли-продажи электрической энергии.

К потребителям электрической энергии относятся лица, приобретающие ее для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Под объектами электроэнергетики понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

К услугам по передаче электрической энергии относится комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Энергосбытовая деятельность представляет собой управленческую деятельность по выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям (абонентам).

Договор энергоснабжения относится к публичным договорам, по которым одна сторона осуществляет услуги по продаже электроэнергии надлежащего качества и в количестве, оговоренном в договоре энергоснабжения, а другая сторона обязана оплачивать принятую энергию и соблюдать режим ее потребления. Такой договор имеет свободную структуру и содержание, поэтому стороны могут заключить договор энергоснабжения как в предусмотренной законом или иными правовыми актами, так и в иной форме.

ГК ст.539, 543. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Основополагающим разделом договора энергоснабжения является «Порядок расчетов за электроэнергию».

Расчеты представляют собой юридические и фактические действия сторон, направленные на надлежащее прекращение денежных долговых обязательств абонента перед энергоснабжающей организацией по оплате за потребленную этим абонентом энергию.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Энергосбытовые организации при осуществлении расчетов с потребителями электрической энергии руководствуются упомянутым выше Положением об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии.

Взаимоотношения между потребителем электрической энергии и энергоснабжающей организацией и осуществление расчетов за потребленную электроэнергию могут поддерживаться лишь при обеспечении учета электроэнергии и требуемого по нормам и правилам технического состояния ее приемников, присоединенных к сети энергоснабжающей организации.

Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о количестве ее производства, передачи, распределения и потребления для осуществления коммерческих расчетов и решения других технико-экономических задач, в том числе:

финансовых (коммерческих) расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами оптового и розничного рынков;

управления режимами электропотребления;

определения и прогнозирования всех составляющих баланса электроэнергии (выработки, отпуска с шин, потерь электроэнергии и т. д.);

контроля технического состояния и соответствия требованиям нормативно-технических документов систем учета электроэнергии в электроустановках и др.

В соответствии с ГК РФ (ст. 544, пп. 1, 2) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии согласно данным ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Средства учета электрической энергии представляют собой совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и трансформаторы напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенные между собой по установленной схеме.

Учет электрической энергии может быть расчетным (коммерческим) для денежного расчета с энергоснабжающей организацией и (или) техническим (контрольным) для контроля расхода электроэнергии внутри электростанций, подстанций, предприятий.

Основной задачей ревизии средств учета электрической энергии является проверка соответствия их фактического состояния требованиям действующих нормативных документов, соблюдения сроков периодических поверок и повышения их защищенности от несанкционированного доступа. Ревизия должна осуществляться путем визуального осмотра, проверки пломб и технической документации средств учета электрической энергии. Средства учета электрической энергии

– совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Счетчики для расчетов энергоснабжающей организации (продавца) с потребителем электрической энергии (покупателем) устанавливаются на границах раздела сети (по балансовой принадлежности) энергоснабжающей организации и потребителя.

Расчеты за электроэнергию производятся по соответствующим тарифам (одноставочному, двухставочному или дифференцированному), зафиксированным сторонами в договоре энергоснабжения.

Тариф на электрическую энергию представляет собой систему ставок, по которой взимают плату за потребленную электрическую энергию.

Одноставочный тариф включает в виде одной ставки тарифа полную стоимость одного потребленного киловатт-часа электроэнергии.

Двухставочный тариф состоит из двух ставок:

основной – ставка платы за один киловатт заявленной (разрешенной, присоединенной) мощности;

дополнительной – ставка платы за один потребленный киловатт-час электроэнергии.

Дифференцированный тариф, представляющий собой систему зонных тарифов, устанавливает стоимость одного потребленного киловатт-часа дифференцированно по зонам суток и времени года.

Потребители электрической энергии должны знать о возможности выбора наиболее приемлемого варианта тарифа, что определяется несложным расчетом для конкретной электроустановки. Данное обстоятельство отчасти является компенсацией за то, что потребители отстранены от установления тарифов на электроэнергию.

В соответствии с Законом о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (принят Государственной Думой РФ 10.03.1995 г.), который определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, тарифы на электрическую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.

Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется в целях:

защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической энергии;

формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

обеспечения юридическим лицам – производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на ФОРЭМ – федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Тарифы вводятся в действие с момента их утверждения решением Региональной энергетической комиссии.

Отпуск электрической энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления.

Срок действия установленных тарифов не может быть менее трех месяцев.

Изменение тарифов в период действия договора энергоснабжения не требует его переоформления. Кроме того, энергоснабжающая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в выборе тарифа с включением его в договор энергоснабжения, поскольку данный вариант тарифа утвержден постановлением Региональной энергетической комиссии (органом местного самоуправления).

В случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности), а также и региональные энергетические комиссии могут обратиться для их разрешения в Федеральную энергетическую комиссию.

Споры, в том числе разногласия, связанные с государственным регулированием тарифов, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Оплата потребленной электроэнергии может производиться ее потребителями два раза в календарный месяц с применением предварительной (авансовой) оплаты, что фиксируется в договорах энергоснабжения по соглашению сторон.

Под периодом платежа понимается установленный Положением об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии или соглашением абонента и Энергосбыта регулярный и периодический отрезок времени, по истечении которого сведения о физическом и стоимостном объеме потребленной абонентом энергии обобщаются и оформляются в виде соответствующего счета-фактуры и точно идентифицируют обязательства абонента по оплате потребленной энергии.

В расчетных документах должна содержаться ссылка на период платежа, в рамках которого производятся соответствующие расчеты.

Задолженность за электроэнергию, не оплаченная за данный период платежа до окончания следующего за ним периода платежа, считается текущей задолженностью. При наличии у абонента только текущей задолженности в первую очередь погашается задолженность по денежным формам расчетов, а затем – все остальные.

Задолженность за электроэнергию, не оплаченная за данный период платежа более одного следующего за ним периода платежа, считается просроченной задолженностью. При наличии у абонента только просроченной задолженности она погашается в форме расчетов, оговоренными абонентом и энергоснабжающей организацией.

При наличии у абонента и просроченной, и текущей задолженности денежными формами расчетов погашается текущая задолженность, а неденежными – только просроченная.

Согласно действующим нормативно-правовым актам ограничение или прекращение подачи электроэнергии может быть вызвано двумя основными причинами:

возникновение или угроза возникновения аварии в работе систем электроснабжения;

применение указанной меры к неплательщикам.

В первом случае основополагающим документом является «Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения», утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.06.1999 г. № 664.

Положение определяет порядок действий энергоснабжающих организаций по ограничению или временному прекращению подачи электрической энергии (мощности) потребителям в указанных обстоятельствах, является обязательным для всех электростанций, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии независимо от форм собственности и включает следующие основные указания.

Ограничение или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускается на основании п. 3 ст. 546 ГК РФ в случае необходимости принятия мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжения при условии немедленного уведомления абонента; производится либо в соответствии с заранее разработанными графиками ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности), либо посредством противоаварийной автоматики. Условия применения графиков ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности) и противоаварийной автоматики отражаются в договорах энергоснабжения.

Энергоснабжающие организации, как правило, редко применяют такие крайние меры, как ограничения или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям-неплательщикам без проведения предварительной организационной работы по изысканию возможностей ликвидации задолженностей со стороны таких неплательщиков.

Для энергоснабжающей организации потребитель электрической энергии считается неплательщиком при выполнении хотя бы одного из следующих трех условий:

если потребитель не оплатил потребленную электроэнергию за последний истекший период платежа до истечения 10 дней следующего за ним периода платежа (текущая задолженность);

если потребитель имеет задолженность за электроэнергию в объеме более чем за один полный период платежа, и отсутствует заключенное им с энергоснабжающей организацией соглашение о порядке урегулирования этой просроченной задолженности;

если ранее с абонентом было заключено соответствующее соглашение об урегулировании его текущей (просроченной) задолженности и это соглашение не выполняется абонентом надлежащим образом.

Отнесение абонента к категории неплательщиков оформляется путем составления предупреждения абоненту со стороны энергоснабжающей организации с указанием трехдневного срока для исполнения ее требований в части погашения задолженности по оплате электроэнергии.

Неисполнение потребителем требований, изложенных в предупреждении энергоснабжающей организации, является основанием для применения к абоненту следующих мер воздействия:

ограничение подачи электроэнергии;

приостановление (в том числе полное) подачи электроэнергии;

полное прекращение подачи электроэнергии и расторжение договора энергоснабжения с данным потребителем;

оформление исковых материалов на абонента в суд и дальнейшее принудительное взыскание образовавшейся задолженности.

Указанные меры воздействия могут быть отменены по следующим основаниям:

при полном погашении неплательщиком соответствующей задолженности и исполнении иных требований энергоснабжающей организации;

при заключении с неплательщиком соответствующего соглашения о порядке урегулирования текущей (просроченной) задолженности;

при заключении с неплательщиком мирового соглашения в рамках искового или исполнительного судебного производства.

Пути снижения оплаты потребляемой электроэнергии

Рациональная оплата за потребляемую электроэнергию зависит не только от правильного и экономного ее расходования, но и, в определенной степени, от условий договоров между ее потребителями и энергоснабжающими организациями. Большое значение имеет также контроль расчетов, достоверности и правильности оформления соответствующих платежных документов (счетов), предъявляемых к оплате энергоснабжающей организацией, со стороны руководства и специалистов энергослужб потребителей.

Переплата за электроэнергию в последнем случае может быть вызвана неправильным расчетом потерь электроэнергии в головных абонентских трансформаторах и питающих магистралях, неправильным учетом расчетных коэффициентов измерительных трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, расчетных коэффициентов самих приборов учета, а именно (например, для индукционных счетчиков):

постоянной счетчика, т. е. числа ватт-секунд, ватт-часов или киловатт-часов, приходящихся на один оборот диска прибора;

передаточного числа счетчика, т. е. числа оборотов диска, которое он должен сделать, чтобы показание счетчика изменилось на один киловатт-час;

коэффициента счетчика, т. е. числа, на которое нужно умножить показания счетчика, чтобы получить фактический расход электроэнергии в киловатт-часах.

Для энергоснабжающих организаций основным источником дохода является отпуск электрической и тепловой энергии ее потребителям с последующим получением за данную услугу оплаты через регулируемые государством тарифы. Поэтому выбор и включение в договор энергоснабжения того или иного тарифа (одноставочного, двухставочного или дифференцированного), способа оплаты отпускаемой электроэнергии (акцептный или безакцептный, с авансовой предоплатой или без нее и др.), условий и размера оплаты за генерацию и потребление реактивной энергии (мощности) и т. д. являются основой для рациональной оплаты потребляемой электроэнергии.

У развивающихся предприятий (организаций), на которых мощность установленных трансформаторов рассчитана на перспективу, как правило, отсутствует договоренность с энергоснабжающей организацией о том, чтобы оплата производилась не за всю мощность трансформаторов, а только за заявленную мощность; это должно быть оговорено в договоре энергоснабжения.

Зачастую потребители электроэнергии не пользуются своим правом (п. 2 ст. 541 ГК РФ) уменьшать оплачиваемую мощность («изменять количество принимаемой им энергии»), обусловленную договором энергоснабжения, своевременно не извещают об этом энергоснабжающие организации, что также приводит к переплатам. Такую возможность также необходимо включить в договор энергоснабжения с указанием сроков и способов извещения (письменно, по факсу, электронной почтой и т. д.).

ГК РФ (ст. 542, п. 2) предоставляет абоненту право отказа от оплаты некачественной электроэнергии. Если абоненту причинен ущерб из-за поставки ему некачественной электроэнергии, то в соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ он вправе доказать и взыскать размер ущерба с энергоснабжающей организации. В принципе абонент должен оплатить использованную некачественную электроэнергию, но по соразмерно уменьшенной цене в виде скидки с тарифа, что также необходимо оговорить в договоре энергоснабжения.

В ФЗ об энергосбережении (ст. 14, в которой говорится о льготах потребителям и производителям энергетических ресурсов) установлено, что потребители энергетических ресурсов – юридические лица – в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению. В таких случаях закон предоставляет потребителям электроэнергии широкий спектр возможностей – от налоговых льгот до снижения тарифов.

Характерные разногласия между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями

Практика оформления, заключения и действия договоров энергоснабжения и технологического присоединения к электрическим сетям позволила выявить ряд характерных спорных ситуаций между сторонами – участницами договорных отношений, которые во многих случаях решаются на уровне арбитражного суда. Рассмотрим некоторые из них.

1. При заключении договора энергоснабжения потребителем не указано количество ежемесячно и ежеквартально необходимой электроэнергии.

Такая ситуация может быть связана с тем, что для данного потребителя точный, а в ряде случаев даже приближенный расчет ожидаемого потребления (подачи) электроэнергии затруднителен. Однако в силу договорных обязательств количество поставляемой (потребляемой) электроэнергии должно быть известно хотя бы в первом приближении.

В соответствии с ГК РФ (ст. 432, п. 1) договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.

Если же договор энергоснабжения не позволяет определить количество подлежащей поставке электроэнергии, то в соответствии с ГК РФ (ст. 465, п.2) он не считается заключенным.

2. У энергоснабжающей организации имеются права на безакцептное списание с потребителя задолженности за отпущенную ему электроэнергию. Однако банк, которому было направлено платежное требование о списании этой задолженности в безакцептном порядке, возвратил его без исполнения из-за отсутствия распоряжения клиента на списание денежных средств.

При такой ситуации, т. е. при невозможности списания с потребителя стоимости отпущенной ему электроэнергии по вине третьего лица (банка), энергоснабжающая организация вправе взыскать ее в судебном порядке.

3. Электроустановка потребителя присоединена к сетям энергоснабжающей организации при отсутствии договора энергоснабжения между ними.

Поскольку факт потребления электрической энергии установлен, то отсутствие письменного договора не освобождает ее потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной электроэнергии. В данном случае требование энергоснабжающей организации об оплате потребленной электроэнергии является обоснованным.

4. Отпуск электрической энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления, а не региональными энергетическими комиссиями.

В общем случае тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями. Однако согласно ФЗ о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (ст. 5) для энергоснабжающих организаций, находящихся в муниципальной собственности, тарифы устанавливаются органами местного самоуправления. Поэтому в данной ситуации при обращении потребителя электрической энергии в арбитражный суд по поводу неправомерности применения тарифов, установленных органом местного самоуправления, ему будет отказано в исковых требованиях.

5. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный этим действием.

Согласно ГК РФ (ст. 546, п. 2) перерыв в подаче энергии допускается по соглашению сторон. В одностороннем порядке энергоснабжающая организация вправе произвести перерыв в подаче энергии в случае, когда удостоверенное органом Ростехнадзора неудовлетворительное состояние электроустановки абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Без предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента допускается перерыв в подаче энергии только при необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации (ГК РФ ст. 546, п. 3).

В таких случаях действия энергоснабжающей организации рассматриваются как ненадлежащее исполнение ею обязательств по договору энергоснабжения и влекут за собой ответственность по ст. 547 ГК РФ.

6. Энергоснабжающая организация самовольно устанавливает произвольные тарифы на технологическое подключение к электрическим сетям.

С конца 2004 г. начало действовать внутреннее распоряжение ОАО «Мосэнерго», устанавливающее плату за технологическое присоединение к сетям в размере 33 000 руб. за один киловатт присоединенной мощности. Имеют место случаи, когда такую же плату требуют за переоформление договора технологического присоединения уже подключенных электроустановок. Самопроизвольно устанавливают тарифы и другие энергетические компании, например, ОАО «Ленэнерго». Для многих предприятий с большой мощностью подключаемых электроустановок сумма оплаты за подключение становится соизмеримой с капитальными вложениями в здания и помещения, где размещаются предприятия.

Согласно разъяснению представителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС)[1] плата за технологическое присоединение к электросетям установлена «Мосэнерго» незаконно.

В соответствии с ФЗ об электроэнергетике цена за присоединение устанавливается ФСТ (см. п. 1.1). Поэтому ни «Мосэнерго», ни энергетические компании других городов не могут произвольно и самостоятельно устанавливать плату за присоединение.

По состоянию на апрель 2005 г. цена технологического присоединения не установлена ФСТ: методические рекомендации по определению платы за техприсоединение разработаны, согласованы с ФАС и находятся на рассмотрении в правлении ФСТ; они должны быть приняты в самое ближайшее время.

Самопроизвольное установление энергоснабжающей организацией платы за присоединение может трактоваться как нарушение антимонопольного законодательства и прямое нарушение ФЗ об электроэнергетике. Первым аспектом занимается ФАС, вторым – прокуратура. В подобных случаях следует обращаться в ФАС, в прокуратуру и в ФСТ.

 

12. Субъекты, источники и основные понятия в сфере ЖКХ

Жилищно - коммунальный комплекс у людей обычно появляется тогда, когда жилищно-коммунальное хозяйство не справляется со своими обязанностями.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в России — многоотраслевой комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения; создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг:

холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, сбор, вывоз и утилизация мусора, текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем, капитальный ремонт, текущая уборка мест общего пользования, содержание и благоустройство придомовых территорий.

История взаимоотношений общества и ЖКХ начала складываться преимущественно в советское время. В этот период все основные объекты отрасли (коммунальные и жилищный фонд) находились в собственности государства, жилищно-коммунальные услуги воспринимались как государственная функция.

В 1946 году Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства. В 1991-1992 годах управление системой жилищно-коммунального хозяйства осуществляло Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, В 2008-2012 годах управление ЖКХ было в ведении Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона. 3 июня 2012 года Постановлением правительства РФ в составе Минрегиона РФ создано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой).

В результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации. Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья.

На современном этапе управление системой ЖКХ осуществляется на трех уровнях: федеральном, субфедеральном и местном. Президент РФ Владимир Путин 1 ноября 2013 года подписал Указ «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» и о назначении Михаила Меня министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьёй 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Также важную роль в функционировании жилищно-коммунального комплекса играют не входящие в систему федеральных органов исполнительной власти институты:

- некоммерческая организация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", созданный Федеральным законом от 21 июля 2007 года "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в организационно-правовой форме государственной корпорации. Фонд наделен распорядительной функцией с целью предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном федеральным законом случае местным бюджетам целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. С 2013 года средства Фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры;

-коммерческая организация Открытое акционерное общество "Российские коммунальные системы", созданная 29 мая 2003 года в период активного реформирования рынка ЖКХ с целью развития коммунальной инфраструктуры российских городов и предоставления качественных услуг потребителям;

-рабочая группа по развитию жилищно-коммунального хозяйства при экспертном совете Правительства РФ.

-департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Основными направлениями деятельности департамента являются: содержание и ремонт городских дорог, озеленение и благоустройство городских территорий, организация водопользования и охраны водных объектов, содержание и ремонт инженерных сооружений, организация обезвреживания и переработки отходов производства и потребления, эксплуатация жилого фонда, организация самоуправления в многоквартирных домах, а также социальная поддержка населения. Аналогичные структуры существуют в различных субъектах РФ.

Таким образом, в сфере управления ЖКХ происходит компромисс между административно-правовым и гражданско-правовым методом регулирования, который достигается путем разумного сочетания государственных и частных интересов.

Субъектами правового регулирования в сфере ЖКХ являются: центральная власть, муниципалитеты, частный бизнес и население.

Центральная власть — заинтересована в снижении расходов государственной казны на реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Муниципалитеты — заинтересованы в качестве услуг. А если у городской администрации есть контрольный пакет акций самых доходных предприятий ЖКХ, то это дополнительный источник для горбюджета.

Частный бизнес — заинтересован в рентабельных отраслях ЖКХ, как в объекте для инвестиций. Правда, есть два препятствия: осторожность, с которой банки кредитуют подобные предприятия, и местная власть, не желающая отдать даже убыточное хозяйство.

Население — заинтересовано в качестве услуг ЖКХ, понятной системе начисления тарифов и определенности

Основные понятия в сфере ЖКХ.

Термин «ЖКХ» имеет советское происхождение, широко применяется во многих странах бывшего СССР. В англоязычных странах для данного комплекса отраслей используется термин «public utility».

Жилищно-коммунальное хозяйство в широком смысле подразумевает:

• Энергоснабжение: — обеспечение поставки электричества; газоснабжение — обеспечение поставки газа; теплоснабжение — обеспечение поставки горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ; энергосбережение;

• Водоснабжение и водоотведение: водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в том числе для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления; канализация — отведение сточных вод;

• Вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха;

• Лифтовое хозяйство;

• Слаботочные сети (системы коммуникации и контроля): радиотрансляционная сеть; телевизионная антенна и кабель; телефонная сеть; компьютерная сеть; домофон; видеонаблюдение в местах общего пользования; технические средства вневедомственной охраны;

• Вывоз мусора: мусоропровод; утилизация и переработка отходов;

• Молниезащита здания;

• Системы пожарной безопасности (пожарная лестница, сигнализация;средства пожаротушения);

• Капитальный ремонт зданий;

• Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);

• Текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка мест общего пользования (в том числе дератизация и дезинсекция);.

• Содержание придомовых территорий (благоустройство).

Многоквартирный дом - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

долю в общем имуществе в многоквартирном доме.

Общее имущество – имущество, являющееся принадлежностью к жилым и нежилым помещениям, находящееся в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений, предназначенное для обслуживания, использования и доступа к помещениям, тесно связанное с ними назначением и следующие их судьбе.

Многоквартирный дом состоит из:

• жилых помещений (квартир или комнат, если это общежитие), помещения могут принадлежать на праве собственности как физическим, так и юридическим лицам - частным или государственным организациям;

• нежилых помещений (как правило, помещения, расположенные на первых этажах зданий, и принадлежащие различным юридическим лицам или гражданам);

• иные помещения, не являющиеся частями квартир и обслуживающие более одного помещения, в т.ч. лестничные площадки, лифты, чердаки и подвалы в которых имеется инженерное оборудование, обслуживающее более одного помещения, ограждающие и несущие конструкции, земельный участок на котором расположен многоквартирный дом и иное общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

• инженерные системы и коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.085 с.)