Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Правовые основы государственной защиты прав потребителей↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………………………………………………..6 1.1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей………6 1.2. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей………….12 1.3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей………...26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ………………………………………..35 2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств…………………………………………………………………..35 2.2. Устранение недостатков и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров…………………………….49 2.3. Замена товара ненадлежащего качества……………………………….63
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………..66 3.1. Внесудебная защита прав потребителей……………………………….66 3.2. Судебная защита прав потребителей…………………………………...74 3.3. Проблемы защиты прав потребителей………………………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...86 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...91
Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка товаров и услуг, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К этому рядовой потребитель оказался не готов. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Были исследованы труды юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского и уголовного права: Афониной А.В., Барсегян Т.К., Богдан В.В., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Грибанова В.П., Гришаева С.П., Еналеевой И.Д., Ершовой И.В., Парций Я.Е., Райлян А.А., Эрделевского А.М. и др.
Выбор темы дипломной работы обусловлен важностью и актуальностью исследуемой проблемы и ее явно недостаточной разработанностью в науке гражданского права, а также очевидным отставанием законодательного регулирования. Кроме того, изучение действующих правовых норм в рассматриваемой сфере, анализ практики их применения позволяет показать межотраслевое значение института гражданской ответственности в области защиты прав потребителей. Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской деятельности, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных; рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др. Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность выбранной темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные правонарушения, как в административном, так и в судебном порядке. В связи с этим, очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, выделение критериев разграничения полномочий между различными органами исполнительной власти при осуществлении контроля за соблюдением прав потребителей и применению мер административной ответственности за их нарушения.
В ряде случаев ответственность за нарушение прав потребителей регулируется нормами гражданского и уголовного права, в силу чего требуется четкое законодательное разграничение гражданско-правовой ответственности от административно-правовой и уголовно-правой. Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей. Задачами работы для достижения данной цели явились: - анализ основ государственной защиты потребителей; - изучение правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей; - рассмотрение судебного и внесудебного способов защиты прав потребителей; - изучение проблем защиты прав потребителей. ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы в области защиты прав потребителей позволяют констатировать, что происходит качественно новый поворот в сторону укоренения целостной системы, способной адекватно представлять и защищать законные права и интересы граждан-потребителей. Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия добротной законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях. Позитивное влияние на эти процессы, несомненно, оказала расширяющаяся практика создания и реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ по защите прав потребителей. Все большую актуальность приобретают проблемы взаимной коррекции конкурентной и потребительской политики с ориентацией на интересы конечного потребителя. В первую очередь, это касается услуг, предоставляемых предприятиями отраслей, относящихся к естественным монополиям, с неразвитой конкуренцией, оказывающих услуги так называемого “народного потребления” (электроэнергия, коммунальные услуги). Однако, и в сложившихся условиях, при несовершенной еще конкуренции во многих секторах потребительского рынка, отсутствии устойчивых стереотипов цивилизованного рыночного поведения, потребительское законодательство в основном позволяет обеспечивать защиту прав потребителей.
Оценивая достигнутый уровень работы по защите прав потребителей, можно сделать вывод о том, что она и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики. Среди них определены следующие основные направления: 1. Обновленное потребительское законодательство, расширение законодательства требуют: - расширения и развития системы превентивных, в том числе программных, мер в сфере защиты прав потребителей; - усиления координации работы по выработке единых позиций в реализации законодательства о защите прав потребителей на основе масштабной правоприменительной практики органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судебной системой и общественными организациями потребителей; - повышения роли межведомственных и координационных советов по защите прав потребителей, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации в реализации законодательства о защите прав потребителей, определении приоритетных направлений формирования потребительской политики в сфере услуг. 2. Создание необходимых условий для развития и укрепления системы государственной и общественной защиты прав потребителей в сфере услуг с учетом усиления роли органов местного самоуправления в этой области для обеспечения доступности ее для широких слоев населения. 3. Предстоит решить проблемы, связанные с непротиворечивым применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в том числе определение места в регулировании гражданско-правовых отношений с участием граждан-потребителей Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и транспортных уставов и кодексов. В ближайшие годы предстоит перейти на новый этап консолидации государственных и общественных структур в реализации прогрессивной потребительской политики, в том числе и в сфере услуг, создание общественных объединений профессиональных защитников прав потребителей. 5. С целью накопления практики применения обновленного гражданского и потребительского законодательства нужно продолжать проведение мониторинга в различных секторах потребительского рынка услуг в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей, в том числе медицинских, образовательных услуг, а также по отдельным вопросам обеспечения безопасности и качества оказываемых услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебники и учебные пособия
3. Статьи и периодические издания
Обзор судебной практики
Приложение 1
Рис. 1. Анализ обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей, поступивших в администрацию города Владивостока за 2008 год
Приложение 2
Рис. 2. Анализ работы по претензиям, предъявленным потребителями к хозяйствующим субъектам города Владивостока за 2008 год
Приложение 3
Рис. 3. Динамика поступлений денежных взысканий (штрафов) в бюджет города Владивостока за нарушение законодательства в области защиты прав потребителей за 2006-2008 годы
[1] Райлян А.А. Потребительское право//Основы обществознания: Учебное пособие для абитуриентов, учителей и школьников/ Коллектив авторов. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2000. – С. 370. [2] Райлян А.А. Потребительское право//Обществознание: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Карташова и А. А. Райляна. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». - 2003. – С. 435. [3] Богдан В.В. Исторические этапы развития современного законодательства о защите прав потребителей в России [Актуальные проблемы гражданского права] // Гражданское право. – 2005. - № 3. – С.13. [4] Барсегян Т.К. Неустойка как мера ответственности.// Юрист. 2006. № 7.- С.7. [5] Афонина А.В. О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг// Жилищное право. 2006. № 12. - С. 18. [6] Защита прав потребителей. Разъяснения по применению закона. - М.: Статут. - 2002.- С.27. [7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/ Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. - М.: Юрайт – Издат. - 2006. – С. 12. [8] Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. № 294-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч.1). – Ст. 6249. [9] Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг// Юрист. - 2003. № 7. – С. 14. [10] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. [11] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.20.
[12] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 26 [13] Там же. – С.328. [14] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. [15] Там же. [16] Там же. [17]Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 18 [18] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. [19]Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 18. [20] Богдан В.В. «Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг» // «Юрист». 2003. №. - С 16. [21] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. [22] Там же. [23] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура». – 2001. – С.323. [24] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. [25] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 29. [26] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.18. [27] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 20. [28] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. [29] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 19.
[30] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
[31] Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). - М.: Статут. - 2006.- С. 328. [32] Райлян А.А. Конституционные основы защиты прав потребителей// Актуальные проблемы конституционного права. Материалы научного семинара. – Вологда,2002. – С. 68. [33] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 29.
[34] Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут. - 2001. – С.177. [35] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 326.
[36] Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). – М.: Статут. - 2006. – С.240. [37] Брагинский М.И., Витрянский В.И. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. – М.: Фонд «Правовая культура». – 2001.- С.289. [38] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 22.
[39] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2006 г.)// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации - 2007 - № 3. [40] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 23. [41] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)// Собрание законодательства РФ. - 2002. – № 46. – Ст. 4532.
[42] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 24. [43] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.19. [44] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/ Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт - Издат. - 2004. – С.169. [45] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 29. [46] Там же. – С. 20. [47] Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С.74. [48] Практическое пособие для граждан: защита прав потребителей. «Теория – Советы – Судебная практика». – М.: ИНФРА. - 2005. – С.77. [49] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 20.
[50] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 31.
[51] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 28. [52] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 23. [53] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 327.
[54] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.11.2000г. № 32 (ред. от 17.03.2004)//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2001. - № 3.
[55] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.23. [56] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (в редакции от 30.12.2008г.)//Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. – Ст. 410.
[57] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
[58] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.24. [59] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (в редакции от 30.12.2008г.)//Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. – Ст. 410.
[60] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.25.
[61] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. [62] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.26.
[63] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.26. [64] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (в редакции от 30.12.2008г.)//Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. – Ст. 410. [65]Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.22.
[66] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 20. [67] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 24.
[68] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (в редакции от 30.12.2008г.)//Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. – Ст. 410.
[69] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.26.
[70] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 36. [71] Там же. – С. 36. [72] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (в редакции от 23.07.2008г.)// Собрание законодательства РФ. - 2005. – № 1(1ч.). – Ст. 14. [73] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.77. [74] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 200 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 07.11.2008г.)// Собрание законодательства РФ. - 2005. – № 31. – Ст. 3233. [75] Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. – № 19. – Ст. 2060.
[76] Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. – № 19. – Ст. 2060.
[77] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.36.
[78] Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» (по состоянию на 20июня 2007 года)// Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С.60. [79] Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г. № 259-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 46. – Ст. 5555.
[80] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)// Собрание законодательства РФ. - 2002. – № 46. – Ст. 4532.
[81] Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в редакции от 22.07.2008г.)// Собрание законодательства РФ. - 1998. – № 51. – Ст. 6270. [82] Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С.20 [83] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)// Собрание законодательства РФ. - 2002. – № 46. – Ст. 4532. [84] Там же.. [85] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007 N 24 "О внесении изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. N 6, от 25 октября 1996 г. N 10, от 17 января 1997 г. N 2, от 21 ноября 2000 г. N 32, от 10 октября 2001 г. N 11, от 6 февраля 2007 г. N 6)"// "Бюллетень Верховного Суда РФ". - 2007 - N 7.
[86] Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2008г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003, N 40, ст. 3822. [87] Корягин А. Прилетели. Почему потребителям в России трудно защитить свои права»// Российская газета, N 4780, 24.10.2008г. - С.6.
[88] Корягин А. Прилетели. Почему потребителям в России трудно защитить свои права// Российская газета, N 4780, 24.10.2008г. - С.6.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………………………………………………..6 1.1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей………6 1.2. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей………….12 1.3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей………...26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ………………………………………..35 2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств…………………………………………………………………..35 2.2. Устранение недостатков и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров…………………………….49 2.3. Замена товара ненадлежащего качества……………………………….63
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………..66 3.1. Внесудебная защита прав потребителей……………………………….66 3.2. Судебная защита прав потребителей…………………………………...74 3.3. Проблемы защиты прав потребителей………………………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...86 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...91
Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка товаров и услуг, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К этому рядовой потребитель оказался не готов. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Были исследованы труды юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского и уголовного права: Афониной А.В., Барсегян Т.К., Богдан В.В., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Грибанова В.П., Гришаева С.П., Еналеевой И.Д., Ершовой И.В., Парций Я.Е., Райлян А.А., Эрделевского А.М. и др. Выбор темы дипломной работы обусловлен важностью и актуальностью исследуемой проблемы и ее явно недостаточной разработанностью в науке гражданского права, а также очевидным отставанием законодательного регулирования. Кроме того, изучение действующих правовых норм в рассматриваемой сфере, анализ практики их применения позволяет показать межотраслевое значение института гражданской ответственности в области защиты прав потребителей. Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской деятельности, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных; рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др. Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность выбранной темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные правонарушения, как в административном, так и в судебном порядке. В связи с этим, очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, выделение критериев разграничения полномочий между различными органами исполнительной власти при осуществлении контроля за соблюдением прав потребителей и применению мер административной ответственности за их нарушения. В ряде случаев ответственность за нарушение прав потребителей регулируется нормами гражданского и уголовного права, в силу чего требуется четкое законодательное разграничение гражданско-правовой ответственности от административно-правовой и уголовно-правой. Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей. Задачами работы для достижения данной цели явились: - анализ основ государственной защиты потребителей; - изучение правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей; - рассмотрение судебного и внесудебного способов защиты прав потребителей; - изучение проблем защиты прав потребителей. ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.014 с.) |