Проблемы защиты прав потребителей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы защиты прав потребителей.



 

В нашей стране пока отсутствует полноценная система защиты прав потребителей. К сожалению, был утерян большой опыт по защите прав потребителей, накопленный в свое время антимонопольным ведомством. В период административной реформы функции по контролю за законодательством в сфере защиты прав потребителей были переданы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). С годами специалисты данной службы приобрели должный опыт, но время было упущено.

В связи с принятием Закона российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.200г. № 131-ФЗ и внесением изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, исчез очень важный уровень защиты потребителей – муниципальный. [86] В целом на местах потребителем никто практически не занимается, а ведь именно службы защиты прав потребителей органов местного самоуправления могут и должны обеспечить оперативную защиту интересов потребителя по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.

В системе защиты прав потребителей главным является сам Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который обоснованно считают жестким. Но дело в том, что чем жестче закон, тем чаще его стараются обойти. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» постоянно отстает от реалий жизни, в нем наблюдается смешение различных по характеру правовых норм, а внесенные в него поправки от 25.10.2007г. привели к полной теоретической неразберихе. Например, введя изменения в статью 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», авторы поправок запутали ситуацию окончательно, предоставив каждому желающему самостоятельно решать, что такое «технически сложный товар». В самом Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» об этом не сказано, а перечень таких товаров, утвержденный Правительством Российской Федерации, пока не существует. [87]

Как следствие этого, многие судьи, а чаще всего мировые, которые и так-то слабо разбираются в потребительском праве, без особого энтузиазма применяют на практике положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Следующая проблема состоит в том, что выиграв дело после многомесячных судебных разбирательств, потребитель должен получить свои деньги по решению суда. При этом ответчик может легко не исполнить решение суда. Для этого особенно и придумывать ничего не стоит. Любой юрист, сталкивающийся хоть раз с такой ситуацией, легко подскажет пути отхода. Налицо явный пробел в законодательстве. А пока многие должники- предприниматели при желании исчезают и от службы судебных приставов, и от потребителей.

Одним из очевидных препятствий развития общественных организаций защиты прав потребителей является то, что в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» поверхностно прописаны нормы института общественной защиты потребителей. Согласно статье 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественным организациям дано право проверять соблюдение прав потребителей в различных коммерческих структурах малого и среднего бизнеса, что вызывает постоянное раздражение последних. Действиями общественных организаций по проведению проверок подрывается сама идея общественного контроля за соблюдением прав потребителей.

Но если говорить в общем, то потребительское движение в защиту прав потребителей в нашей стране больше стоит, чем движется. Куда оно пойдет, если пойдет вообще, во многом зависит от политики государства в целом по вопросам защиты прав потребителей. В последнее десятилетие настойчиво высказывается мнение о необходимости проведения в России целостной потребительской политики, которую возможно проводить через специальную Целевую государственную программу. [88]

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты работы в области защиты прав потребителей позволяют констатировать, что происходит качественно новый поворот в сторону укоренения целостной системы, способной адекватно представлять и защищать законные права и интересы граждан-потребителей.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия добротной законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.

Позитивное влияние на эти процессы, несомненно, оказала расширяющаяся практика создания и реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ по защите прав потребителей.

Все большую актуальность приобретают проблемы взаимной коррекции конкурентной и потребительской политики с ориентацией на интересы конечного потребителя. В первую очередь, это касается услуг, предоставляемых предприятиями отраслей, относящихся к естественным монополиям, с неразвитой конкуренцией, оказывающих услуги так называемого “народного потребления” (электроэнергия, коммунальные услуги). Однако, и в сложившихся условиях, при несовершенной еще конкуренции во многих секторах потребительского рынка, отсутствии устойчивых стереотипов цивилизованного рыночного поведения, потребительское законодательство в основном позволяет обеспечивать защиту прав потребителей.

Оценивая достигнутый уровень работы по защите прав потребителей, можно сделать вывод о том, что она и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потре­бительской политики.

Среди них определены следующие основные направления:

1. Обновленное потребительское законодательство, расширение законодательства требуют:

- расширения и развития системы превентивных, в том числе программных, мер в сфере защиты прав потребителей;

- усиления координации работы по выработке единых позиций в реализации законодательства о защите прав потребителей на основе масштабной правоприменительной практики органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судебной системой и общественными организациями потребителей;

- повышения роли межведомственных и координационных советов по защите прав потребителей, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации в реализации законодательства о защите прав потребителей, определении приоритетных направлений формирования потребительской политики в сфере услуг.

2. Создание необходимых условий для развития и укрепления системы государственной и общественной защиты прав потребителей в сфере услуг с учетом усиления роли органов местного самоуправления в этой области для обеспечения доступности ее для широких слоев населения.

3. Предстоит решить проблемы, связанные с непротиворечивым применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в том числе определение места в регулировании гражданско-правовых отношений с участием граждан-потребителей Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и транспортных уставов и кодексов.

В ближайшие годы предстоит перейти на новый этап консолидации государственных и общественных структур в реализации прогрессивной потребительской политики, в том числе и в сфере услуг, создание общественных объединений профессиональных защитников прав потребителей.

5. С целью накопления практики применения обновленного гражданского и потребительского законодательства нужно продолжать проведение мониторинга в различных секторах потребительского рынка услуг в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей, в том числе медицинских, образовательных услуг, а также по отдельным вопросам обеспечения безопасности и качества оказываемых услуг.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.005 с.)