Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей

Поиск

 

Далеко не все страны имеют специальное законодательство или отдельные предписания общих нормативных актов, которые регулировали бы отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами, исполнителями). Но это не помешало им в накоплении значительной практики по защите прав потребителей.

В Германии не существует единого закона о защите прав потребителей, наподобие российского, но его гражданское законодательство содержит ряд соответствующих положений. Насколько всеобъемлющую защиту они обеспечивают, можно судить даже по названиям нескольких перечисленных ниже законов: «О защите нанимателей жилья»; «О надзоре за страхованием»; «О договорах перевозки»; «О консультационной помощи»; «О продуктах питания»; «О лекарствах»; «О безопасности приборов»; «О порядке упаковки товаров и нанесения цен»; «Об утилизации отходов»; «О маркировке текстильных изделий» и т.д.

Проблема недобросовестных условий связана с массовым использованием предпринимателями (продавцами, исполнителями работ, услуг) типовых или стандартизированных договорных условий, на основе которых потребителям отчуждаются товары и иное имущество, оказываются услуги. Разумеется, недобросовестные условия или «злоупотребительные» оговорки могут присутствовать и в договорах, положения которых индивидуально обсуждаются с потребителем, однако стандартные, типовые договоры создают широкое поле для нарушения прав потребителей. Зарубежные исследователи этой проблемы выявили ряд оснований, создающих опасность нарушения прав потребителей: среднестатистический потребитель, как правило, просто не знает общие (стандартные) условия договоров, разработанные торговыми палатами, штаб-квартирами компаний и корпораций и включенные в договор путем ссылки в договоре на эти условия; потребитель получает возможность ознакомиться с полным текстом договора, однако шрифт текста и его объем обычно не вызывают у потребителя желания внимательно его прочитать; зачастую потребитель, не будучи специалистом в области юриспруденции и сфере продаж и услуг, не может понять смысла прочитанного текста; потребитель, даже осознавший смысл договора, обычно рассчитывает на то, что событие, с которым связано исключение или ограничение ответственности предпринимателя, не наступит или что предприниматель не прибегнет в этом случае к практическому применению оговорок в договоре; нередко потребитель оказывается не в состоянии внести изменения в договор, поскольку служащий фирмы продавца или исполнителя работ (услуг) не полномочен вносить изменения в договор.

Все эти обстоятельства позволяют продавцам, исполнителям работ и услуг использовать свое преимущественное положение в ущерб интересам потребителей.
Важно отметить, что стандартные, типовые, общие условия договоров как таковые не являются средством нарушения прав потребителей. Напротив, в правовой литературе отмечаются весьма серьезные преимущества подобной формы заключения договоров.

Специальное законодательство о стандартных условиях договоров имеется в Израиле. В соответствии с положениями Закона 1964 года о стандартных договорах предприниматели обязаны утверждать типовые стандартные договоры в административных судах, органы прокуратуры вправе осуществлять надзор за содержанием стандартных договоров на предмет их добросовестности.

В Дании в Закон о договорах, принятый в 70-х годах, впервые была включена так называемая «общая оговорка» о добросовестности договоров - норма закона, позволяющая определять, какие из стандартных, заранее разработанных предпринимателями условий являются недобросовестными.

Аналогичные правила появились в законодательстве других европейских стран. Австралия, ФРГ, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швейцария наделили суды специальной компетенцией по вынесению решений о запрете использования недобросовестных стандартных условий не только для конкретного договора, но и в других договорах. Истцами по таким искам обычно выступают организации потребителей - союзы, ассоциации, общества, действующие в интересах неопределенного круга потребителей.

Во Франции в 1993 году принят новый закон о защите прав потребителей N 93-949 от 26 июля 1993 года, имеющий характер общего закона в этой области и получивший вследствие этого название Кодекса потребителей*.

В Англии такого рода нормы включены в Закон о справедливой торговле 1973 года и в Закон о несправедливых договорных условиях 1977 года. В Соединенных Штатах Америки в 1975 году был принят Федеральный закон о простых договорных условиях. Его также называют Законом Могнусона-Мосса. Указанный акт закрепил в интересах потребителей определенный минимум договорных гарантий. В частности, согласно § 108 (в) этого закона, продавец не может предусмотреть в стандартных договорах, которые он использует в своей практике, оговорку, исключающую гарантии пригодности товара для продажи. Он вправе лишь ограничить продолжительность действия такой гарантии.

С целью более эффективной защиты прав потребителей федеральными органами исполнительной власти США, в частности Федеральной торговой комиссией (ФТК), разрабатываются специальные правила, касающиеся отдельных видов услуг, таких, как ритуальные услуги, услуги оздоровительных и иных организаций. На основе таких правил штаты развивают свое собственное законодательство. В области прав потребителей путь разработки специального законодательства в США признается наиболее эффективны

В Финляндии целая серия законодательных актов об охране потребителей вступила в силу с 1 сентября 1978 года Законы о защите прав потребителей приняты в Австрии (1979 г.), Канаде (1978 г.) и ряде других стран.
Сам факт указанных реформ весьма знаменателен. Западный законодатель после долгих десятилетий замалчивания или попросту игнорирования существования отношений финансовой зависимости между сторонами в договорных отношениях вынужден был признать наличие экономического неравенства в самой распространенной категории договоров: соглашениях между потребителями и профессиональными коммерсантами - крупными компаниями. Основное содержание законодательных новелл сводится к тому, чтобы с помощью правовых средств постараться как-то смягчить остроту этого неравноправного положения сторон в договоре, предоставить рядовым потребителям дополнительные права и гарантии, возложить на коммерсантов определенные обязанности, ограничить свободу компаний в определении содержания стандартных договоров, в том числе запретить включение в эти договоры положений, наиболее открыто и грубо ущемляющих интересы потребителей, наконец, предоставить потребителям более простые, дешевые, а посему и доступные процессуальные средства защиты своих прав.

Новые законодательные акты распространяют свое действие либо на типовые, стандартные контракты, либо на договоры, в которых профессиональному коммерсанту противостоит потребитель.
Западное право при определении лица, которое можно считать потребителем, исходит обычно из двух критериев: во-первых, потребитель не является предпринимателем, т.е. профессиональным коммерсантом, оперирующим с товарами или услугами; во-вторых, он приобретает вещь или услугу для удовлетворения своих частных потребностей. Финский законодатель рассматривает в качестве потребителя частное лицо, которое приобретает вещь, товар или услугу для своей семьи. Сходные определения содержатся и в законодательстве (судебной практике) других западных стран.

После развала СССР на его территории появилось множество законодательных актов, регулирующих права потребителей. Но в тоже время за семьдесят лет существования Советского Союза у граждан, проживающих на его бывшей территории, сложились родственные, деловые и дружеские связи. Кроме того, по многолетним традициям люди уже привыкли отдыхать в соседних республиках, например, в Крыму или на Балтийском побережье. Поэтому, граждане России приезжая в гости, на отдых или в командировку, в соседние государства, сталкиваясь с нарушением своих прав, зачастую не знают, как восстановить нарушенное право, и какое законодательство регулирует потребительские отношения на территории того или иного государства. В связи с эти нам кажется, что было бы своевременно ознакомить граждан Российской Федерации с действующим законодательством, таких наиболее посещаемых государств нашими соотечественниками, как Беларусь, Украина.

Закон Республики Беларусь от 19.10.1993 N 2572-XII «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей товаров и распространяется на отношения их с предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также гражданами-предпринимателями.

Статьей 4 закона предусмотрено, что любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов; надлежащие качество товаров; безопасность товаров; полную и достоверную информацию о товарах; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества; обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов; создание общественных объединений потребителей.

Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрена большая степень ответственности.

Право требовать возмещения вреда, причиненного товаром ненадлежащего качества, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с изготовителем, исполнителем или продавцом.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он наступил в течение предусмотренного нормативно-технической документацией срока службы, а при отсутствии такового - в течение десяти лет с момента изготовления товара, если договором между изготовителем (продавцом) и потребителем не установлены более длительные сроки.

Требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, наступившего в течение гарантийных сроков или сроков годности, а при их отсутствии гарантийных сроков, подлежит возмещению изготовителем (исполнителем) этого товара.

Продавец, изготовитель, исполнитель освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения товара, в том числе и когда вред возник в период эксплуатации товара по истечении установленных сроков его службы.

Порядок возмещения морального вреда регулирует статья 15 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит денежному возмещению тем, кто причинил ущерб, при наличии его вины. При наличии спора размер денежного возмещения ущерба определяется судом. При нарушении иных прав потребителя на предприятиях сферы торгового и других видов обслуживания продавец (исполнитель) несет ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством Республики Беларусь, признаются недействительными на основании статьи 17. Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, ему был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Закон Украины от 15.12.1993 N 3682-XII с изменениями и дополнениями от 18.06.1997 «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и изготовителями, исполнителями, продавцами в условиях разных форм собственности, устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав.

Потребители, которые находятся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд, имеют право на основании статьи 3 Закона Украины «О защите прав потребителей» на:

 государственную защиту своих прав;

 гарантированный уровень потребления;

 надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания;

 безопасность товаров (работ, услуг);

 необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг);

 возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами) в случаях, предусмотренных законодательством;

 обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав;

 объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).

В российском законодательстве нет статьи, которая говорила бы о правовой защите служебных лиц, а в украинском законодательстве существует статья 10, которая говорит, что служебное лицо государственного органа по делам защиты прав потребителей при выполнении своих служебных обязанностей находится под защитой закона. Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества служебного лица государственного органа по делам защиты прав потребителей и членов его семьи от преступных посягательств и других противозаконных действий. Все служебные лица государственных органов по делам защиты прав потребителей подлежат государственному обязательному страхованию за счет средств государственного бюджета. Оскорбление служебного лица государственного органа по делам защиты прав потребителей, а также сопротивление, угроза, насилие и другие действия, которые препятствуют выполнению возложенных на него задач, влекут за собой установленную законом ответственность.

В случае увечья или инвалидности, произошедших в связи с выполнением служебных обязанностей, лицо государственного органа по делам защиты прав потребителей получает компенсацию в размере от годового до пятигодового денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности, а в случае его гибели по указанной причине семье погибшего выплачивается одноразовая помощь в размере десятилетнего денежного содержания по последней должности.

Убытки, причиненные имуществу служебного лица, его семье в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются в полном объеме за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Служебные лица государственных органов по делам защиты прав потребителей имеют право бесплатно пользоваться по служебным удостоверениям на территории Украины всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси), электропоездами пригородного сообщения и автобусами пригородных и внутрирайонных маршрутов.
На наш взгляд, введение подобной статьи в российское законодательство, позволило бы стимулировать работу должностных лиц, которые обязаны следить за соблюдением прав потребителей на территории Российской Федерации.

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств

 

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную федеральными законами и договором.

Если потребителю не предоставлена возможность получить при заключении договора информацию о работе (услуге), он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за работу (услугу) суммы и возмещения других убытков. [31]

Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о работе (услуге), несет ответственность, предусмотренную Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» за недостатки услуги (работы), возникшие после ее принятия потребителем вследствие отсутствия у него такой информации.

В случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

а) безвозмездного устранения недостатков;

б) соответствующего уменьшения установленной за работу цены;

в) безвозмездного повторного выполнения работы;

г) возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или существенные отступления от условий договора.[32]

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Данные условия вытекают из положений статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» - права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).[33]

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (лицами);

- соразмерного уменьшения цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Здесь же отметим, что последние два пункта в большей степени касаются приобретения товара, чем получения услуги, но исключать их из текста нет необходимости.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» позволяет потребителю отказаться от исполнения договора в части его оплаты и (или) выполнения иных условий, выполнение которых не является целесообразным по той причине, что исполнитель оказал некачественную услугу или выполнил некачественную работу и, соответственно, потребитель не имеет возможности использовать свою вещь.[34]

В данном случае по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Однако и потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие предоставления ему работы (услуги) ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров.

Данный перечень утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации от 13 мая 1997 г. N 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».[35]

Перечисленные требования предъявляются потребителем исполнителю, продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

В данной связи необходимо обратить внимание на немаловажный факт. Законодатель предусмотрел существенную оговорку - отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия оказания услуги, покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.[36]

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. [37]

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Действующим законодательством установлено правило, по которому в том случае, если гарантийный срок не установлен, потребитель вправе предъявить требования о восстановлении нарушенных прав, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. [38]

При обнаружении недостатков в работах (товарах), на которые установлен гарантийный срок, обязанные лица отвечают за недостатки в работе (товаре), кроме тех случаев, когда они докажут, что недостатки возникли после передачи товара потребителю.

В качестве примера можно привести следующее.

Потребитель Т. в одном из автосервисных центров произвел замену тормозных накладок, а также замену дисков сцепления. На выполненные работы исполнитель установил гарантийный срок. Уже по истечении гарантийного срока потребитель обнаружил недостатки в замененных запасных частях и решил обратиться к продавцу с требованием о расторжении договора либо о замене некачественных запасных частей на исправные. Однако исполнитель отказался удовлетворить требование, ссылаясь на то, что гарантийный срок уже истек. [39]

Поскольку на оказанную услугу был установлен гарантийный срок, а недостатки обнаружены потребителем по его истечении, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в том числе требование о замене на товар аналогичной марки или о расторжении договора, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (пункт 5 статьи 19).[40] В то же время бремя доказывания момента возникновения недостатков лежит на потребителе, как и доказывание обратного лежит на исполнителе. Цитируя статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мы вынуждены констатировать:

- каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений;

- суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.[41]

Потребитель вправе (а в данном случае обязан) провести соответствующую экспертизу качества товара за свой счет, если иное не вытекает из договора.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» требования потребителя о замене товара ненадлежащего качества должны быть удовлетворены продавцом (изготовителем) в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня их предъявления.[42]

Требования потребителя о расторжении договора, возврате уплаченной суммы и возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня их предъявления.

Согласно статье 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя продавец уплачивает за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара (услуги).

При этом потребителям следует учитывать, что в случае неудовлетворения требований в добровольном порядке потребители имеют право обращаться в суд, используя предоставленные им статьей 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» права, а именно:

- иск может быть подан по месту жительства истца,

- по месту нахождения ответчика по выбору потребителя.

Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

На основании статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребители вправе требовать компенсации морального вреда. [43]

При удовлетворении иска потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы иска, присужденной судом в пользу потребителя.

Возвращаясь к примеру, следует отметить, что потребитель Т. имеет реальные шансы выиграть иск в том случае, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы).

Исполнитель отвечает за недостатки оказанной услуги (выполненной работы), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. [44]

Исполнитель отвечает за недостатки оказанной услуги (выполненной работы), на которую установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после принятия оказанной услуги (выполненной работы) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата оказанной услуги (выполненной работы), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки оказанной услуги (выполненной работы) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата оказанной услуги (выполненной работы) или по причинам, возникшим до этого момента.[45]

Статьей 19 Федерального закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закреплены следующие правила.

Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.[46]

В отношении работ или услуг, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. [47]

Гарантийный срок работ или услуг, а также срок службы исчисляется со дня передачи работ или услуг потребителю, если иное не предусмотрено договором.

Для сезонных товаров (например, обогреватели и/или кондиционеры, обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не истекает до устранения продавцом таких обстоятельств.

Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар. [48]

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае если на комплектующее изделие и составную часть в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем общий гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков работ или услуг потребитель вправе предъявить исполнителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении выявленных недостатков, если докажет, что они возникли до передачи работ или услуг потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня передачи работ или услуг потребителю, в течение установленного срока службы или в течение десяти лет со дня передачи работ или услуг потребителю в случае неустановления срока службы.

Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить исполнителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» требования.[49] Или может возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Недостатки оказанной услуги (выполненной работы) должны быть устранены исполнителем в назначенный потребителем разумный срок, который указывается в договоре.

В случае выявления существенных недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата оказанной услуги (выполненной работы) или по причинам, возникшим до этого момента.

Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены:

- по истечении двух лет со дня принятия результата оказанной услуги (выполненной работы), но в пределах установленного на результат оказанной услуги (выполненной работы) срока службы;

или

- в течение десяти лет со дня принятия результата оказанной услуги (выполненной работы) потребителем, если срок службы не установлен.

Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней от даты его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

а) соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу (выполненную работу);

б) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьими лицами;

в) отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги и возмещения убытков.[50]

Исполнитель, предоставивший запасные части и материалы для оказания услуг и выполнения работы, отвечает за их качество по правилам ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги (выполнения работы), сроки начала и (или) окончания оказания услуги (выполнения работы) и (или) промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

а) назначить исполнителю новый срок;

б) поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения цены за оказание услуги



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.012 с.)