Импортные тарифы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Импортные тарифы Российской Федерации



 

Импортный тариф является главным инструментом торговой политики Российской Федерации. Его использование регулируется Федеральным Законом «О таможенном тарифе». С января 1997 г. российские таможенные тарифы основывались на международной классификационной системе ГС-96 (GS-96). Новая классификационная система ГС-2002, вступившая в силу с 1 января 2002 г., призвана заменить устаревшую и в большей степени приспособить классификационный подход к реальному положению в промышленном производстве.

Существующая система таможенного тарифа состоит из 11032 тарифных линий. Значительное большинство тарифных единиц – адвалорные, но 1515 представляют собой смешанный (адвалорный и специфический) тариф, а 75 тарифных единиц – специфические (на яблоки, шоколад, пиво и сильные алкогольные напитки.

В ноябре 2000 г. Правительство ввело новую четырехступенчатую сетку, которая начала действовать с января 2001 г. Существовавшая до этого тарифная сетка имела тарифные максимальные уровни – с 30% до 20%, и при этом средний тариф составлял 10%. Новая четырехступенчатая система включает уровни 5, 10, 15 и 20 %. Значительное исключение в новой системе составляет импорт автомобилей, который является предметом специального 25% тарифа, что сделано с целью защиты национальной автомобилестроительной промышленности. Но и этот уровень сейчас ниже, по сравнению с существовавшим ранее 30-процентным тарифом. Другие исключения касаются импорта домашней птицы, сахара, спирта, табака.

Поскольку Россия не является членом ВТО, эта организация не ограничивает уровень российского тарифа. Последние изменения в тарифной системе являются краеугольным камнем в государственной реформе таможенной системы, которая имеет целью продвижение по пути вступления России в ВТО.

Впервые Россия заявила о своем намерении вступить в ВТО в 1993 г. Членство в этой организации является обязательным для любой страны, стремящейся к нормальному развитию внешнеторговых отношений с остальным миром. Европейский Союз с самого начала активно поддерживает желание России стать членом ВТО, т.к. считает, что это облегчит развитие внешнеторговых отношений между Россией и Европейским Союзом.

В современных условиях Россия также предпринимает усилия по выравниванию условий для импортных и национальных товаров в отношении внутреннего налогообложения. Это касается прежде всего товаров из стран Европейского Союза, которые составляют более 50 процентов Российского импорта.

 

Источник: The Market Access Database. – European Commission, FAQ’s Trade News, 2002. http://mkaccdb.eu.int/

 

 

Вопросы:

1. Дайте оценку изменениям тарифной системы, описанным в прочитанном материале, и объясните их «проторговую» (способствующую развитию торговли) направленность.

2. Почему Европейский Союз поддерживает российские внешнеторговые реформы?

3. Используя приведенный в конце статьи интернет-адрес найдите данные о российской тарифной защите сельскохозяйственных товаров и мешиностроительной продукции. Как здесь действует система эффективного уровня тарифной защиты?

 

 

Основные выводы.

Традиционной формой современного протекционизма является использование таможенных пошлин. Эта политика является альтернативой политике свободной торговли. Анализ влияния таможенного тарифа позволяет определить, в чем отличие результатов свободной торговли от протекционизма. В результате использования импортной таможенной пошлины выигрывают производители, увеличивается доход государственного бюджета, но проигрывают потребители. Причем совокупный проигрыш потребителей больше выигрыша производителей и государства. В результате протекционизм в форме импортной пошлины приводит к снижению благосостояния страны в целом.

Существует множество способов использования таможенных пошлин, что позволяет говорить о необходимости их определенной классификации. В современной внешнеторговой практике выделяются два основных вида пошлин – специфическая (определяется как фиксированная денежная сумма с физической единицы товара) и адвалорная (определяется как процент от стоимости товара). В современных условиях большинство стран переходит к использованию адвалорной пошлины, главное преимущество которой заключается в том, что с ростом цен эта пошлина позволяет увеличивать и величину импортного налога. Одновременно происходит отказ от специфической пошлины.

Классификация тарифа позволяет выделить номинальный и эффективный тариф. Номинальный тариф определяет, как изменится цена товара для потребителя. Эффективный – как изменится величина добавленной стоимости, произведенной в отрасли, производящей готовую продукцию под влиянием всей тарифной системы, т.е. с учетом существования тарифа в отраслях, производящих комплектующие. Эффективный тариф будет больше номинального (т.е. страна будет в большей степени стимулировать развитие отраслей, производящих готовую продукцию), если номинальный тариф в отраслях, производящих промежуточную продукцию, будет ниже номинального тарифа в отрасли, производящей готовую продукцию.

Общий теоретический вывод из анализа использования таможенных пошлин состоит в том, что этот вид протекционизма приводит к снижению общественного благосостояния по сравнению со свободной торговлей. Вопрос об оптимальном тарифе поднимается тогда, когда исследователи пытаются выяснить, существует ли вообще такой тариф, который мог бы, в отличие от обычного, привести к совокупному выигрышу страны. Т.е. оптимальным считается такой тариф, который приводит к росту благосостояния страны. Такой тариф возможен только в том случае, когда страна-импортер является большой, т.е. объемом своего спроса может повлиять на уровень мировых цен импортируемого ею товара. Однако для мирового хозяйства в целом оптимального тарифа не существует.

Поскольку общие результаты использования импортного тарифа отрицательны, а возможность ситуации оптимального тарифа слишком мала, то встает вопрос, а имеются ли какие-либо другие методы государственного регулирования, которые позволили бы решить проблему повышения конкурентоспособности национального производства и увеличения его объемов, но при этом не было бы общего отрицательного результата, и цены на товары, конкурирующие с импортом, на национальном рынке не возрастали. Одним из таких методов является импортная субсидия, которая предоставляется национальным производителям, конкурирующим с импортом. По целому ряду результатов импортная субсидия более эффективное средство защиты, чем пошлина, однако многие страны предпочитают использовать пошлины, поскольку субсидии ведут к возрастанию расходов государственного бюджета.

Основные понятия

Традиционный протекционизм

Таможенный тариф

Таможенная пошлина

Критерий «равноценность денег»

Потребительский эффект тарифа

Производственный эффект тарифа

Специфическая пошлина

Адвалорная пошлина

Эффективный уровень таможенной защиты (эффективный тариф)

Оптимальный тариф

«Большая страна» с точки зрения мировой экономики

«Малая страна» с точки зрения мировой экономики

Импортная субсидия

 

Задания для самостоятельной работы

1. Основные термины и понятия.

а) импортная политика;

б) нетарифные барьеры;

в) оптимальный тариф;

г) импортная субсидия;

д) фактический уровень тарифной защиты;

е) потребительский эффект тарифа;

ж) производственный эффект тарифа.

 

1. Абсолютные потери страны, которые не оборачиваются ничьим выигрышем и вызваны тем, что введение импортного тарифа не позволяет потребителем приобрести товар дешевле.

2. Все инструменты внешнеторговой политики государства (за исключением таможенных пошлин), ограничивающие внешнюю торговлю.

3. Количественная оценка воздействия всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, произведенной данной отраслью.

4. Возмещение государством части издержек производителям, конкурирующим с импортом.

5. Импортный тариф, повышающий благосостояние страны.

6. Налог на импортируемую продукцию.

7. Абсолютные потери страны, вызванные дополнительными издержками в результате смещения в сторону более дорогого отечественного производства.

Упражнение. Проблемы.

1. Приведенный ниже рис.2 иллюстрирует внутренний спрос и предложение на рынке магнитофонов в стране Х. Мировая цена магнитофона равна отрезку ОВ.

а) Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта при условии свободной международной торговли;

б) Предположим теперь, что на каждый импортируемый магнитофон правительство вводит пошлину, равную отрезку ВС. Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта после введения пошлины;

 

 

 
 

 


в) Как изменится объем внутреннего производства магнитофонов?

SS
г) Определите на графике площадь фигуры, отражающей дополнительные расходы потребителей на покупку магнитофонов после введения импортной пошлины.

д) Какая часть этих дополнительных расходов поступит в госбюджет как доходы от введения пошлины и какая часть составит дополнительную прибыль местных производителей?

е) Каковы чистые потери общества от введения импортной пошлины?

 

2.Верны ли следующие утверждения? Поясните.

а) экономическое благосостояние страны в условиях свободной международной торговли всегда ниже, чем при введении импортных пошлин;

б) введение таможенных пошлин стимулирует внутреннее потребление в стране;

в) необходимость защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции – справедливый аргумент в пользу установления торговых барьеров;

г) импорт увеличивает совокупный спрос в стране;

д) цель введения импортных пошлин – сократить импорт, чтобы защитить национальные отрасли и рабочие места от иностранной конкуренции;

е) ограничения импорта ведут к сохранению в стране неэффективных отраслей и сдерживают рост эффективных производств;

ж) тариф не влечет за собой издержек общества, т.к. перекладывает деньги из одного кармана в другой: от потребителей к производителям и государству.

 

3.Министр труда небольшого развивающегося государства собирается стимулировать отечественное производство часов и призывает к введению 10% импортной пошлины для достижения этой цели. Одновременно министр промышленности предлагает вместо 10% пошлины 10% субсидию местным производителям, утверждая, что того же результата можно достичь с меньшими социальными потерями. С помощью графиков покажите:

а) влияние пошлины на внутреннее производство и потребление;

б) чистые выгоды и потери от пошлины для нации в целом;

в) то же самое в случае с производственной субсидией;

г) определите различные последствия этих мероприятий для государственного бюджета;

д) какую политику предпочтет озабоченный проблемой дефицита бюджета министр финансов?

 

4. Министр финансов страны А предлагает ввести небольшую импортную пошлину на бытовую технику, что с его точки зрения увеличит не только прибыли национальных производителей товаров-субститутов, но и повысит благосостояние страны в целом. Его рассуждения базируются на следующих данных:

 

  До введения тарифа При 5% тарифе
1. Средняя внутренняя цена на бытовую технику 200 долл. 205 долл.
2. Средняя мировая цена 200 долл. 195 долл.
3. Пятипроцентная пошлина - 10 долл.
4. Внутреннее производство 200 тыс. шт. 300 тыс. шт.
5. Внутреннее потребление 1200 тыс. шт. 110 тыс. шт.

 

Своими расчетами подтвердите справедливость выводов министра финансов.

 

5. Производство какого из следующих товаров вероятнее всего будет иметь сильную, а какого слабую протекционистскую защиту в условиях России:

а) пшеница;

б) холодильники;

в) вино;

г) хлопковое сырье;

д) хлопковый текстиль и изделия из него;

е) самолеты.

Как этого достичь.

 

6. Рассчитайте фактический уровень защитного тарифа:

При свободной торговле каждый доллар стоимости в текстильной промышленности распределяется следующим образом: 40% - добавленная стоимость, 30% - хлопковая пряжа, 30% - прочее волокно. Предположим, что импорт текстиля облагается пошлиной в размере 25%, а импорт хлопковой пряжи – в размере 1/6 (16.7%). Покажите распределение новой стоимости единицы продукции, учитывающей тариф и равной поэтому не 1 долл., а 1.25 долл. Затем рассчитайте фактический уровень защитного тарифа. Для чего необходимо знать его величину?

 

Глава 6. Методы нового протекционизма .

1. Количественные ограничения импорта. Импортные квоты.

2. Дискриминация импорта из одних стран по сравнению с импортом из других.

3. Экспортные ограничения.

4. Демпинг и антидемпинговые мероприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.024 с.)