Формирование таможенной стоимости товара и импортной таможенный тариф 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование таможенной стоимости товара и импортной таможенный тариф



Отсутствие долгосрочной продуманной стратегии в период перехода к рыночной экономике проявилось в неожиданном и резком изменении методов государственного воздействия на управление народным хозяйством, составной частью которого является внешняя торговля, в том числе импорт товаров и услуг.

Ужесточение системы административных и экономических методов регулирования импорта, точнее, переход к системе сбалансированных приоритетов, на которой должна строиться разумная политика государства во внешнеторговой деятельности, берет начало с формирования рыночной экономики.

Основные ее положения сводятся к следующему:

· лицензирование импорта;

· контроль подтверждения безопасности отдельных видов ввозимых товаров;

· установление порядка определения таможенной стоимости импортной продукции;

· тарифное и налоговое регулирование ввоза в Россию товаров;

· отмена с 1 июля 1993 г. всех ранее предоставленных льгот, касающихся уплаты таможенных пошлин, кроме предусмотренных ст. 34-37 Закона «О таможенном тарифе» и постановлением ВС РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Лицензированию подлежит ограниченный круг товаров (продукция, имеющая двойное назначение, химические средства защиты растений и некоторые другие).

В номенклатуру продукции, требующей подтверждения безопасности, входят товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии и некоторые другие.

Зарубежный товар должен соответствовать требованиям безопасности, установленным ГОСТом России (ГОСТ Р), и иметь соответствующее подтверждение. Оно может осуществляться двумя способами: на основе сертификации поставляемой в Россию продукции по правилам Российской системы сертификации или на основе предъявляемого экспортером сертификата, полученного им за границей, если он признается в Российской Федерации в соответствии с международными, региональными и двусторонними соглашениями.

В миро вой торговле применяются сертификат соответствия, сертификат безопасности, сертификат качества.

Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий, что данное наименование товара, соответствующий вид работ или услуг вписываются в перечень требований конкретного стандарта или другого нормативного документа, выданного по правилам системы сертификации ГОСТ Р.

Сертификат безопасности имеет более ограниченное значение, т. е. им подтверждается, что продукция (работы, услуги) соответствуют требованиям стандарта по показателям безопасности. Сертификат качества расширяет подтверждение в части соответствия их всем потребительским показателям стандарта.

Обычный срок действия сертификата – три года, если товар выпускают серийно. Но может быть установлен я меньший срок, особенно если речь идет о скоропортящейся продукции.

Перечень основных скоропортящихся товаров объединяет 7 групп:

1.Овощи и грибы свежие.

2.Фрукты и ягоды свежие.

3.Мясо и мясопродукты, а также животные жиры.

4.Молоко и молочные продукты.

5.Яйцо и яичный меланж.

6.Рыба, рыбопродукты и раки.

7.Растения живые (включая рассаду овощную, саженцы всякие и другой посадочный материал).

К таким товарам применяются повышенные требования безопасности. Поэтому их сертификация осуществляется, помимо системы ГОСТ Р, еще и с точки зрения соблюдения гигиенических, ветеринарных или фитосанитарных требований. Эти требования подтверждаются гигиеническим сертификатом, выдаваемым Госкомсанэпиднадзором РФ. Без гигиенического сертификата продовольственные товары не допускаются к сертификации по системе ГОСТ Р. Документы, выдаваемые ведомственными санитарными службами, признаются недействительными.

Гигиенические стандарты оформляются на каждый вид продукции. В связи с этим подтверждение соответствия конкретной партии товара установленным требованиям входит в обязанности поставщика или фирмы-производителя.

При отсутствии на таможне условий для хранения указанных товаров по заявлению импортера под таможенным контролем разрешается хранить скоропортящиеся товары в иных местах, где обеспечены надлежащие условия по их сохранности. Такое разрешение выдается начальником таможенного органа при условии согласия руководителя местного Центра стандартизации и метрологии. В подобном случае на эти товары распространяется режим временного хранения до их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом.

С 1 июля 1993 г. таможня стала требовать документы, подтверждающие заявленную декларантом стоимость.

Эта мера преследовала две цели:

· правильно определить размер таможенных пошлин, сборов и налогов, поскольку их размер напрямую связан со стоимостью товара, являющейся расчетной базой налогообложения;

· выработать универсальный механизм контроля за соблюдением действующих правил в системе внешнеторговых операций.

Основополагающие инструменты определения таможенной стоимости товаров заложены в Законе РФ «О таможенном тарифе».

С учетом положений этого Закона ГТК завершил поэтапный переход к декларированию таможенной стоимости (ДТС) по всей номенклатуре ввозимых товаров по специально установленным формам. Исключением являются товары стоимостью не более 5 тыс. долларов, а также ввозимые физическими лицами не для коммерческих целей: по ним взимается только сбор за таможенное оформление. Таможенная стоимость таких товаров заявляется по отдельной графе ГТД.

Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на территорию России, исходит из общих принципов, принятых в международной практике.

Таможенная стоимость (ТС) товаров является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений.

Вопрос ее определения является наиболее сложным в таможенной практике. Необходимо учитывать, что любой товар, предъявляемый к таможенному оформлению, имеет пять стоимостных оценок:

1.Контрактная цена – применяется во всех паспортах сделки (ПС, ПСи, ПСб).

2.Цена сделки – фиксируется в счете фактуры/проформы. Под ценой сделки понимается как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

3.Фактурная стоимость указывается в гр. 22 и 42 ГТД. Если товар один, то суммы, указанные в этих графах, совпадают.

4.Статистическая стоимость – гр. 46 ГТД, обозначена в долларах США.

5.Таможенная стоимость – база для налогообложения, определяемая на основании цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей оплате, с учетом расходов по доставке до места ввоза на территорию РФ, скорректированной с учетом установленных доначислений и вычетов.

Таможенную стоимость товара используют для таможенной оценки ввозимых и вывозимых товаров.

Важность исчисления таможенной стоимости товара обусловлена также интересами участников ВЭД – ведь они по понятным соображениям стремятся ее занизить или вообще уклониться от оплаты таможенных платежей. Для этого товары нередко декларируются не своим «настоящим» наименованием по перечню товарной номенклатуры, в котором более 1000 позиций. Установление реальной оценки таможенной стоимости товара весьма важно для таможенных органов, поскольку по отдельным товарам или группе товаров размер пошлин устанавливается в зависимости от таможенной стоимости товаров. Поэтому в последнее время в системе таможенного оформления грузов стали внедрять раздельный контроль за прохождением товара: документальное оформление и фактический его досмотр при пересечении границы. Создаются отделы таможенного оформления со специализацией работников: прием и регистрация грузовых таможенных деклараций, формально-логический контроль за правильностью их оформления, платежи, валютный контроль, лицензии, квоты, разрешение других органов п т. п. Эти отделы наделены правом выпустить груз на таможенную территорию либо задержать его. Любое из этих решений должно приниматься на основе тщательного анализа содержания контракта, дополнительных соглашений к нему (если они предусмотрены), а также следующих документов: счетов-фактур (инвойс), учредительных документов (устав, учредительный договор), банковских платежных документов (если счет оплачен), бухгалтерских документов, на основании которых определена стоимость товара, лицензий, спецификаций, прейскурантов (прайс-листы) фирм-изготовителей, каталогов, транспортных и страховых документов, таможенной декларации страны отправления (если она имеется), заказов на поставку, упаковочных листов, сертификатов о происхождении товара, качества, безопасности.

Таможенный орган вправе потребовать и другие документы, подтверждающие обоснованность заявленной таможенной стоимости товара.

Такая процедура вполне логична, учитывая, что таможенная стоимость является базой исчисления всех таможенных платежей:

· таможенной пошлины (адвалорной) – в % к таможенной стоимости;

· сборов за таможенное оформление – рассчитывается в % к таможенной стоимости;

· акцизов;

· НДС.

· В процессе исчисления таможенной стоимости необходимо принимать во внимание условия контракта, перечень и содержание предоставленных документов, подтверждающих цену ввозимого товара. К документам по доставке его в зависимости от вида транспорта относятся:

· железнодорожная, авиационная или товарно-транспортная накладная;

· коносамент для морских перевозок.

· Для целей определения таможенной стоимости под местом ввоза/вывоза понимается:

· для авиаперевозок – аэропорт назначения или аэропорт разгрузки товаров;

· для морских и речных перевозок – первый порт разгрузки или перевалки на территории РФ, если факт перегрузки подтвержден таможенным органом этого порта;

· для перевозок другими видами транспорта – местонахождение пункта пропуска на таможенной границе РФ;

· для товара, доставляемого по почте, – пункт международного почтового обмена.

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров через таможенную территорию страны определяется Правительством РФ, а порядок и условия ее заявления, а также форма декларации устанавливается ГТК РФ.

Таможенная стоимость заявляется и документально подтверждается декларантом таможенному органу при пересечении товара через границу. Эта стоимость исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов:

· по цене сделки с ввозимыми товарами;

· по цене сделки с идентичными товарами;

· по цене сделки с однородными товарами;

· вычитания стоимости;

· сложения стоимости;

· резервного метода (рекомендуется таможней).

Первый метод предусматривает, что в цену сделки включена таможенная стоимость в сумме фактически понесенных затрат по приобретению товара на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза). Сумма фактических затрат слагается:

· из затрат, понесенных при изготовлении, включая расходы на упаковку данной продукции;

· расходов по транспортировке от пункта их отправки грузоотправителем до таможенной территории России (морского порта, железнодорожной станции, аэропорта), включая расходы по погрузке, перевозке, выгрузке и страхованию груза;

· стоимости тары (контейнеров или другой многооборотной тары);

· затрат на брокерские или комиссионные услуги, понесенных покупателем, кроме комиссионных расходов по закупке товаров;

· расходов, связанных с инженерной проработкой,
дизайном, художественным оформлением, и некоторых других расходов, которые мог нести изготовитель на конечной стадии производства товаров;

· износа объекта интеллектуальной собственности.

Приведенный перечень фактических расходов при исчислении таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в основном не расходится с перечнем этих расходов, указанных в ч. I Налогового кодекса РФ от 31.07.98 г. (с изменениями от 08.08.01 г.). Различие состоит в том, что в последнем предусматривается дополнительно в качестве компонента определения таможенной стоимости – прямой или косвенный доход продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации. Такой подход вызывает обоснованное сомнение, учитывая, что на стадии растаможивания эти операции не имеют места. Включать эти суммы дохода в налогооблагаемую базу для исчисления таможенной стоимости юридически неправомерно, так как груз прошел процедуру таможенной очистки.

Ограничения в применении данного метода сводятся к следующему:

· участники сделки не должны быть зависимы один от другого, если такая зависимость может оказать влияние на величину цены;

· опровержение возможности такой зависимости лежит на декларанте при предъявлении им таможенной декларации.

Данный метод по полноте информации, позволяющей исчислить таможенную стоимость ввозимого товара, следует признать как определяющий среди других методов.

В основе метода «по цене сделки с ввозимыми товарами» лежат базисные условия CIF (CIF – англ. «Cost, Insurance, Freight») – стоимость, страхование, фрахт. На этих условиях поставки продавец обязан оплатить страховку товара и доставить его в указанный в транспортных документах порт назначения, который находится в стране покупателя. Все экспортные формальности и их оплату берет на себя продавец, а импортные – покупатель.

Следовательно, содержание базисных условий CIF определяет цена сделки, включая все издержки по доставке товара до таможенной территории. Причем в зависимости от способа доставки действующие правила под местом ввоза на таможенную территорию определяют:

· для морских и речных перевозок – первый порт разгрузки или порт перевалки на территории РФ (при условии, что факт перегрузки подтвержден таможней данного порта);

· для авиаперевозок – первый аэропорт на территории РФ, в котором самолет, перевозящий груз, совершает посадку и где производится его разгрузка, или аэропорт назначения;

· для перевозок другими видами транспорта – место нахождения пункта пропуска на таможенной границе РФ на пути следования товара;

· для товара, доставляемого по почте, – пункт международного почтового обмена.

Наряду с этим основным и по существу самым распространенным методом в таможенной практике (на его долю приходится свыше 90%) также применяются и другие указанные выше методы.

Метод по цене сделки с идентичными товарами исходит, прежде всего, из четкого представления самого понятия «идентичные товары». Под ним понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе обязательные, присущие только этим товарам признаки.

Перечень таких признаков включает:

· физические характеристики конкретного товара;

· его качество и репутацию на рынке;

· страну происхождения;

· наименование производителя данного товара.

Для определения таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию РФ товаров в расчет принимается цена сделки с идентичными товарами только в том случае, если они отвечают одновременно трем условиям:

1.проданы для ввоза на территорию РФ;

2.время ввоза совпадает с оцениваемыми товарами или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

3.ввоз товаров произведен примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях.

В случае отклонения указанных показателей декларант обязан произвести корректировку цены ввозимых идентичных товаров, подтвердив это документально. При таком подходе возможно наличие более одной цены на идентичные товары. Законодатель учел подобные ситуации. Декларант для определения таможенной стоимости ввозимых товаров по второму методу вправе применить самую низкую цену, с которой будут исчислены таможенные платежи.

Третий метод – по цене сделки с однородными товарами несколько «размывает» понятие «однородные товары», если проводить соответствующую аналогию с понятием «идентичные товары».

Под однородными товарами для целей определения таможенной стоимости ввозимых товаров понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, должны иметь сходные характеристики и иметь схожие компоненты. В рамках этих требований; однородные товары должны выполнять те же функции, что и оцениваемые товары и быть коммерчески взаимозаменяемы, т. е. иметь одно и то же производственное назначение.

При использовании третьего метода во внимание следует принимать ряд ограничений, основные из которых:

· товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они произведены в разных странах;

· товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в одном случае, а именно: нет ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных одним лицом – производителем оцениваемых товаров;

· товары не считаются идентичными или однородными, если все работы, предшествовавшие их изготовлению (проектирование, опытно-конструкторские и прочие работы), были выполнены в Российской Федерации.

В процессе исчисления таможенной стоимости по методу по цене сделки с идентичными (однородными) товарами в целях ее подтверждения декларант представляет, но сути, те же документы, что он представлял для подтверждения обоснованности метода по цене сделки с вводимыми товарами. Дополнительно представляется акт таможенного досмотра или акт повторного таможенного досмотра (при условии, если он проводился).

Не представляются учредительные документы.

 

Четвертый метод – вычитание стоимости предусматривает корректировку в сторону снижения таможенной стоимости ввозимых оцениваемых идентичных или однородных товаров.

Для этого из цены единицы товара подлежат вычитанию следующие расходы:

· на выплату комиссионных вознаграждений;

· обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в РФ ввозимых товаров того наименования и класса;

· ввозные таможенные пошлины, налоги и сборы;

· другие расходы, произведенные в РФ на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы.

Метод вычитания стоимости применяется при соблюдении следующих условий:

4.Оцениваемые идентичные или однородные товары будут продаваться в РФ без изменения своих первоначальных характеристик;

5.За основу исчисления таможенной стоимости ввозимых товаров принимается цена единицы товара, по которой товары, указанные выше (см. п. 1), продаются наибольшей партией, не выходя за рамки времени продолжительностью 90 дней с даты их ввоза;

6.Покупатель таких товаров не является взаимозависимым с продавцом лицом.

Пятый метод на основе сложения стоимости используется для исчисления таможенной стоимости ввозимых ни территорию РФ товаров путем корректировки этой стоимости в сторону увеличения. Базой ее определения является цена товара, рассчитанная путем сложения трех составляющих:

· стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

· необходимых издержек, понесенных изготовителем в стране вывоза вплоть до места пересечения таможенной границы РФ. К таким издержкам относятся транспортные расходы, исходя из соответствующих базовых условий поставки товаров, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, страхование и т.п.;

· прибыли, обычно получаемой экспортером при по ставке в РФ таких товаров.

Наконец, шестой метод – резервный – используется и тех случаях, когда декларант не смог аргументированно документально подтвердить ни один из заявленных методов определения таможенной стоимости товаров, вводимых на таможенную территорию РФ. В такой ситуации право исчисления таможенной стоимости ввозимых товаров принадлежит таможенному органу РФ.

Любой из указанных методов должен отвечать одному из основополагающих принципов бухгалтерского учета – реальности оценки заявленного в ГТД имущества. Реальность оценки обеспечивается достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информацией, предоставляемой декларантом, а в ряде ситуаций – дополнительно и таможенным органом.

Только таможенный орган имеет право принимать решение по вопросам обоснованности применения декларантом выбранного им метода оценки, правильности определения и заявления декларантом таможенной стоимости товаров.

В ситуации, когда ввозимый товар не представлен в таможенный орган назначения, таможенные органы РФ обязаны производить расчет таможенных платежей (без включения в них таможенных сборов за таможенное оформление) в отношении таких товаров как если бы товары были выпущены в таможенном режиме для внутреннего потребления. Данная процедура осуществляется по состоянию на дату истечения срока подачи таможенной декларации. Такой датой признается 15-й день после истечения срока доставки товаров в таможенный орган назначения, установленного таможенным органом, находящегося в пункте пропуска через государственную границу РФ или пункт принятия уведомлений.

После истечения этой даты таможенный орган начисляет пени за несвоевременную уплату таможенных платежей в соответствии с установленным законодательством РФ порядком.

После окончательного определения таможенной стоимости товара, отражения ее в таможенных документах по данной поставке определяется сумма в разнице платежей между ранее начисленной на депозит таможенного органа и окончательной.

В том случае, когда первая выше второй, образуется положительная разница. Она возвращается декларанту или зачисляется в фонд будущих платежей при очередном ввозе товаров. Отрицательная разница возмещается импортером.

По завершении оформления таможенных процедур грузовая таможенная декларация и другие документы передаются на контроль в функциональные подразделения таможни (в отдел платежей – для отслеживания списания авансовых платежей и поступления средств; в отдел валютного контроля – для проверки своевременности поступления экспортной выручки, в отдел нетарифного регулирования – для учета квот).

Таможенный контроль распространился на весь перечень импортных товаров.

Порядок и условия заявленной таможенной стоимости по всему перечню ввозимых товаров предусматривает заполнение Декларации таможенной стоимости (ДТС). Она прилагается к ГТД и без последней не имеет юридической силы. ДТС заполняется в трех экземплярах:

· первый экземпляр остается в таможенном органе;

· второй передается декларанту, это экземпляр покупателя;

· третий направляется в соответствующее региональное таможенное управление.

В ней декларант подтверждает заявленную стоимость по одному из шести указанных ранее методов определения таможенной стоимости импортируемого товара.

Различают две формы – ДТС-1 и ДТС-2. Форма ДТС-1 заполняется по товару, ввозимому на таможенную территорию России в порядках мены, безвозмездной поставки или обычной сделки купли-продажи, и имеет целью определить таможенную стоимость по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами). Данный вариант допускается использовать и в случае, когда декларант, заявив первый метод определения таможенной стоимости, не подтверждает его документально или не выполняет условий, необходимых для его обоснования. В этой ситуации ДТС-1 используется для определения таможенной стоимости по шестому, резервному, методу.

Форма ДТС-2 используется для остальных методов.

Заполнения ДТС по формам 1 и 2 не требуется, если:

· заявленная декларантом и подтвержденная таможней стоимость ввозимой партии товаров не превышает 5 тыс. долларов США (кроме многоразовых поставок по одному контракту, а также повторяющихся поставок по разным контрактам одного и того же получателя);

· по заявленному таможенному режиму товар освобождается от таможенной пошлины (но не от сбора за таможенное оформление);

· товар ввозится физическим лицом для производственной деятельности.

Вся работа по контролю за экспортом и импортом товаров в таможенной системе отныне возлагается на Управление таможенной инспекции ГТК РФ, в которое преобразовано бывшее Контрольно-ревизионное управление ГТК РФ. В обязанности этого Управления входит также организация взаимодействия таможенных органов с финансовыми, налоговыми и правоохранительными органами по вопросам проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и т.п.

Таможенными органами взимаются пошлины до или в момент принятия таможенной декларации. Подтверждением оплаты является платежное поручение с отметкой уполномоченного банка, прилагаемое к заполненной ГТД.

Импортная таможенная пошлина уплачивается в рублях или по желанию плательщика в свободно конвертируемой валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия ГТД к таможенному оформлению.

Импортный таможенный тариф включает в себя свод показателей, состоящих из кода товаров по ТН ВЭД, краткого наименования товара и ставок импортной таможенной пошлины, установленных в процентах от таможенной стоимости импортных товаров.

Ставки импортной таможенной пошлины разделены на три группы, в зависимости от статуса ввозимого товара:

· первая – товары из развивающихся стран. Размер ставок по ним определен на уровне в два-три раза ниже относительных базовых ставок;

· вторая – товары из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации. Они пропускаются на территорию России с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам импортного таможенного тарифа, дифференцированным в пределах от 5% до 15% от уровня таможенных пошлин ввозимых товаров;

· третья – товары из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации. Они пропускаются на территорию РФ с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам импортного таможенного тарифа, увеличенным в 2 раза.

Например, по изделиям из пластмассы ставки установлены соответственно –5; 7,5; и 10% к таможенной стоимости.

Товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию РФ беспошлинно.

В соответствии с межправительственными соглашениями о режиме свободной торговли, подписанными Россией и государствами СНГ, взаимные поставки из этих стран также не облагаются импортными пошлинами.

По-прежнему действуют таможенные льготы в отношении товаров (за исключением подакцизных), ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями.

В последнем случае бухгалтерский учет должен содержать подробную информацию, которую следует сопоставить с данными учредительных документов предприятий, в адрес которых направляются товары для указанных целей.

В чем сущность новаций принятого импортного таможенного тарифа и каковы принципиальные решения по его совершенствованию?

Прежде всего, повышены ставки импортных таможенных пошлин, главным образом на готовую продукцию. Их рост допускается в размере до 30% от таможенной стоимости товаров. В этот перечень не включены предметы роскоши, табачные изделия, алкогольные напитки и оружие. В целом же перечень введенных импортных таможенных пошлин гораздо обширнее предыдущего.

Ранее ввозимые беспошлинно чай, кофе и лекарства теперь облагаются по ставке 10%. Вдвое увеличены ставни импортных пошлин на рыбу и рыбопродукты (с 5 до 10%); втрое – на овощи (с 5 до 15%).

В то же время следует отметить относительное понижение ставок на комплектующие изделия. Например, на электронно-лучевые трубки для телевизоров пошлина снижена с 60 до 5–20%; на диоды, транзисторы и тому подобные элементы – с 60 до 20–25%.

Правительство РФ разработало поэтапный график снижения импортных таможенных пошлин. В основу его взяты укрупненные группы товаров ТН ВЭД, исходя из следующих предпосылок: максимальная ставка импортного тарифа – 20% с 1 января 1998 г. и 15% – с 1 января 2000 г. К указанным срокам эти ставки по отдельным группам товаров изменены в соответствии с изменившейся экономической конъюнктурой и накопленным к тому времени опытом функционирования действующих импортных таможенных пошлин.

В целом новый импортный таможенный тариф наряду с фискальной направленностью несет в себе и черты разумного протекционизма.

Анализируя очередное изменение таможенных тарифов, следует отметить более широкий диапазон размера ставок ввозных таможенных пошлин. Он установлен в интервале от 5 до 100% к таможенной стоимости товаров. Более представителен спектр выбора между специфическими и адвалорными пошлинами в зависимости от того, какая ставка окажется выше. Цель такого нововведения – исключить возможность занижения российским импортером таможенной стоимости ввозимых товаров.

С 1 января 1993 г. подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС), а подакцизные товары – также и акцизами.

Ставка НДС по промышленным товарам определена на уровне 18% от таможенной стоимости импортируемых товаров (за исключением тех из них, ввоз которых освобожден от уплаты), увеличенной на таможенную пошлину. На продовольственные товары НДС установлен по ставке 10%.

При исчислении НДС по подакцизным товарам в указанную выше базу налогообложения включается, кроме того, и сумма акциза.

Не взимаются таможенные пошлины, НДС, акцизы, а также таможенные сборы за таможенное оформление при помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства. Под такой режим подпадают товары и транспортные средства как ввозимые в Россию и ранее помещенные под любой другой таможенный режим, так и вывозимые из России.

Предприятия приобретают товары за границей за счет валютных средств или в порядке товарообменных (бартерных) операций.

Суммы НДС, взимаемые одновременно с таможенными платежами по установленным ставкам, в отпускную цену не включаются.

Перечень товаров, освобождаемых от налогообложения по НДС, ввозимых на таможенную территорию, был в целом расширен и включает 14 позиций.

В частности, не взимается НДС при ввозе товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь. Такой же порядок применяется при ввозе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа с территорий государств –участников СНГ.

Не являются объектом обложения НДС товары, предназначенные в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, ввозимые на территорию РФ инвестором, оператором такого соглашения, их поставщиками и перевозчиками, другими лицами, непосредственно принимающими участие в выполнении работ по указанному соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором и (или) оператором.

Общая схема налогообложения по НДС при ввозе на таможенную территорию РФ регулируется ст. 151 ПК РФ. В основу ее положен соответствующий таможенный режим, заявленный декларантом. Например, в полном объеме он уплачивается при декларировании ввозимых товаров в наиболее распространенном таможенном режиме – выпуск для свободного обращения. Освобождение от уплаты НДС товаров, помещаемых под данный таможенный режим, возможно в четко определенных условиях, перечень которых установлен ст. 150 IIK РФ.

В то же время при помещении товаров под большинство таможенных режимов – транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства – налог не уплачивается.

В таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории РФ НДС уплачивается при их ввозе с последующим возвратом суммы платежа при вывозе продуктов переработки этих товаров обратно за пределы таможенной территории РФ.

На товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под таможенный режим временного ввоза, а также ввозимых продуктов переработки товаров, которые помещаются под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется правило: полное или частичное освобождение от НДС в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством РФ.

Ниже приведен пример определения цены на импортные товары с учетом взимания НДС и без его взимания при таможенном оформлении (таблица 4.2.1).

Таблица 4.2.1





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.019 с.)