Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория сравнительных преимуществ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специализация и торговля между странами снижают издержки и позволяют повысить экономическую эффективность. Рассмотрим это на примере, но условимся, что 1) мировая экономика состоит из двух стран — страна П и страна О; 2) обе страны имеют возможность производить и производят два товара — пшеницу и сукно; 3) издержки замещения этих товаров являются постоянными; 4) не принимаются во внимание транспортные расходы; 5) государство не вводит никаких ограничений на внешнюю торговлю. С помощью данных предпосылок мы имеем простейшую модель, позволяющую определить возможности и результаты внешней торговли. Представим, что, используя все свои экономические ресурсы, страна П может производить 30 ед. пшеницы или 30 ед. сукна, а страна О, используя все свои производственные ресурсы, производит 10 ед. пшеницы или 20 ед. сукна. Но поскольку странам нужны оба продукта, они будут производить их в количествах, меньших, чем указанные предельные объемы производства. Сколько в каждой стране будет произведено пшеницы и сукна, в конечном итоге определяется соотношением спроса и предложения. Если представить ситуацию графически (рис. 2.1), то линия, соединяющая предельные объемы производства, — линия производственных возможностей, показывает все многообразие вариантов производства двух товаров, но в любой момент времени существует лишь одна точка (т. А для страны П и т. В для страны О), определяемая соотношением спроса и предложения, показывающая, какое количество того и другого товара страна производит и потребляет. Назовем точки А и В точками самообеспечения. В этих точках при отсутствии внешней торговли страна П производит 18 ед. пшеницы и 12 ед. сукна, а страна О —8 ед. пшеницы и 4 ед.сукна. Линии производственных возможностей двух стран не совпадают, поскольку различна обеспеченность стран ресурсами и технологиями, а соответственно в этих странах различны издержки производства. В стране П соотношение издержек (поэтому и обмена) этих двух товаров составит 1 ед. пшеницы за 1 ед.сукна (1П = 1С), а в стране О — 1 ед. пшеницы за 2 ед. сукна (1П = 2С). На основании этого можно вывести правило, определяющее направление специализации и соответственно внешней торговли двух стран: каждой стране следует специализироваться на том товаре, в производстве которого у нее ниже издержки замещения. В этом и заключается принцип сравнительного преимущества, описанный впервые Д. Рикардо В рассматриваемом примере в России ниже альтернативные издержки в производстве пшеницы, так как ей следует отказаться лишь от 1 ед. сукна для производства 1 ед. пшеницы, в то время как остальной мир вынужден отказываться от двух ед. сукна для производства одной ед. пшеницы. Это значит, что стране П следует специализироваться на производстве пшеницы, поскольку именно здесь находятся ее сравнительные преимущества. В стране О ниже альтернативные издержки производства сукна. Для производства 1 ед. сукна она должна отказаться от производства 1/2 ед. пшеницы, в то время как страна П для производства 1 ед. сукна должна отказаться от производства 1 ед. пшеницы. Таким образом, стране О следует специализироваться на производстве сукна, поскольку он имеет сравнительное преимущество в этой области.
Если страна П будет специализироваться на производстве пшеницы и вообще откажется от производства сукна, а страна О будет специализироваться на производстве сукна и вообще откажется от производства пшеницы, то мировое хозяйство в целом получит 30 ед. пшеницы и 20 ед. сукна. Это больше, чем до начала специализации (18+8=26 ед. пшеницы и12+4=16 ед. сукна). Следовательно, специализация приводит к росту экономической эффективности, рационализации использования ограниченных ресурсов для получения наибольшего совокупного объема производства в рамках мирового хозяйства в целом. Но потребители и в стране П, и в стране О потребители захотят иметь оба товара, поэтому и необходима внешняя торговля, т.е. специализация порождает торговлю. На каких условиях будет происходить торговля между двумя странами, как определить соотношение обмена одного товара на другой? Проблему условий торговли можно решить на основе внутренних соотношений обмена в каждой стране, существовавших до начала торговли. Поскольку в стране П до начала внешней торговли 1 ед. пшеницы обменивалась на 1ед. сукна, то теперь она должна получать больше 1 ед. сукна за 1 ед. пшеницы, иначе внешняя торговля для страны П будет невыгодной. Остальной мир, чтобы иметь выгоды от внешней торговли, должен получать 1 ед. пшеницы, экспортируя менее 2 ед.сукна. Таким образом, соотношение международного обмена (или условия торговли) будет находиться где-то между 1П = 1С и 1П = 2С. Фактические условия торговли определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и располагаются между верхним и нижним пределами. Если мировое соотношение обмена будет приближаться к 1П = 2С, т.е. к соотношению обмена, существовавшему в условиях самообеспечения в остальном мире, например, 1П = 1 4/5 С, это приведет к тому, что больший выигрыш от внешней торговли получит страна П, а если наоборот, например 1П = 1/5С, то больший выигрыш получит страна О.
Каким образом специализация и внешняя торговля отразятся на экономическом положении каждой страны? Для определения результатов возьмем какое-либо соотношение обмена в рамках указанных пределов, например, 1П = 1 1/2 С, и введем в анализ линию торговых возможностей (рис. 2.2.). Она представляет собой множество точек — вариантов, которые существуют у каждой страны при специализации на одном товаре и обмене (экспорте) его на другой. При соотношении мирового обмена 1П = 1 1/2 С для двух стран появились новые возможности обмена пшеницы на сукно. Новое соотношение является более совершенным по сравнению с соотношением обмена в условиях самообеспечения. В результате обе страны могут добиться такого уровня производства пшеницы и сукна, который превосходит их производственные возможности и приведет к более рациональному использованию ограниченных производственных ресурсов. Предположим, что в условиях специализации страна П, производя 30 ед. пшеницы, 20 ед. оставляет для внутреннего потребления, а 10 ед. экспортирует в страны О в обмен на 15ед. сукна. Страна О, в свою очередь, получает 10 ед. пшеницы и оставляет для внутреннего потребления 5 ед. сукна. В результате специализации и внешней торговли каждая страна имеет теперь больше одного и другого товара: страна П до специализации имела 18 ед. пшеницы и 12 ед. сукна, а в результате специализации и внешней торговли —20 ед. пшеницы и 15 ед. сукна. Страна О — соответственно 8 ед. пшеницы и 4 ед. сукна, 10 ед. пшеницы и 5 ед. сукна. Таким образом, посредством внешней торговли и специализации каждая страна получает возможность повысить экономическую эффективность и преодолеть узкие рамки своих производственных возможностей. Значение теории сравнительных преимуществ. Несмотря на упрощенность модели и невозможность, на первый взгляд, использовать ее для анализа конкретных ситуаций, теория сравнительных преимуществ имеет практическое значение. Она позволяет строить внешнеторговую политику на научном фундаменте, это важно в условиях, когда многие практики отстаивают заблуждения, основанные на простом непонимании принципа сравнительных преимуществ. Заблуждение 1. Каждая страна должна защищать свои слабые отрасли от иностранной конкуренции. Свободная торговля выгодна только тогда, когда страна в состоянии выдержать иностранную конкуренцию. До тех пор, пока своя промышленность недостаточно развита, необходимо всевозможными средствами защищать ее от иностранной конкуренции. В этом тезисе кроется непонимание отличия абсолютных и сравнительных преимуществ. В нем делается упор на абсолютное преимущество. Сторонники подобного подхода считают, что следует открывать отрасль только тогда, когда в ней имеется абсолютное преимущество перед иностранными партнерами в затратах труда на производство товаров. И при этом не принимаются во внимание возможные различия в заработной плате. Цена любого товара определяется не только производительностью фактора (а), но и ценой этого фактора (w), т.е. Р= aw. Если в стране более низкая производительность факторов, но при этом плата за факторы будет тоже более низкой, по сравнению с другой страной, то первая страна может иметь и более низкую цену товара, изготовленного с помощью этого фактора, и будет его экспортировать. Заблуждение 2. Тезис развивающихся стран о неэквивалентном обмене с промышленно развитыми странами: торговля является замаскированной эксплуатацией, если стране требуется затратить больше труда для производства экспортных товаров, по сравнению с тем, что тратится на производство тех товаров, которые она получает взамен. Ошибка в данном случае заключается в том, что здесь сравниваются затраты труда страны А на производство экспортного товара с затратами на производство товаров, импортируемых из страны Б, которые действительно могут быть меньше. Но на самом деле нужно сравнивать не затраты страны А на экспортные товары с тем, что затрачивает страна Б на товары, импортируемые страной А. Нужно сравнивать то, что страна затратила на производство экспортного товара с тем, что она должна была бы затратить на собственное производство товара, который ею импортируется. Заблуждение 3. Тезис промышленно развитых стран, особенно популярный в профсоюзных кругах: необходимо сокращать импорт, т.к. импортные товары являются более конкурентоспособными из-за более низкой заработной платы за рубежом. На самом деле низкая заработная плата за рубежом не имеет отношения к вопросу о собственной выгоде от внешней торговли. Главное, что товары, цена которых определяется как Р= aw, за рубежом оказываются дешевле. А почему это происходит – обладает ли зарубежье более высокой производительностью или его заработная плата ниже – не имеет значения для определения преимуществ торговли. В результате данной стране производить самой товар оказывается дороже, чем покупать его за границей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.007 с.) |