ТОП 10:

Вступление Мексики в Североамериканскую зону



Свободной торговли

 

Региональное объединение в составе США, Канада, Мексика на условиях зоны свободной торговли, формально было создано в 1988).

Связи между США и Канадой являются самыми большими в этом союзе. Связи США-Мексика: США – самый большой торговый партнер Мексики, Мексика – третий по величине торговый партнер США.

Продолжение процесса развития открытого пространства происходит за счет ликвидации тарифов.

Общие ключевые положения НАФТА (введены в действие 1/1/94):

- Снижение тарифов во всех секторах на 99% в течение 10 лет.

- Неограниченные ПИИ (исключение составляют – нефть и железные дороги в Мексике, культура в Канаде, воздушные коммуникации в США).

- Отсутствие свободного перемещения трудовых ресурсов (исключение для «белых воротничков»).

- Защита прав интеллектуальной собственности.

- Неограниченный поток услуг между государствами.

- Применение экологических стандартов.

- Два общесоюзных комитета обладают правом налагать штрафы по вопросам здоровья, безопасности, детского труда, минимального размера заработной платы.

Экономическая среда и мексиканский рынок до образования НАФТА.

Из-за своей близости к США, Мексика являлась весьма привлекательным объектом для американской торговли и инвестиций. Население Мексики составляло 98 миллионов человек (треть от населения США), большой рынок сбыта для продукции американских компаний. Географическая близость Мексики к Соединенным Штатам означала значительно более низкие транспортные расходы, чем, например, при торговле со странами Европы и Азии. В связи с этим увеличивалась и конкурентоспособность американских товаров на мексиканском рынке по сравнению с европейской и азиатской продукцией, которую приходилось транспортировать в Мексику через Атлантический и Тихий океаны. США являлись для Мексики самым крупным торговым партером. Более 75 процентов мексиканского импорта поступало из США, и 84 процента ее экспорта направлялись в Соединенные Штаты. Многие американские фирмы пользовались преимуществом более низкой стоимости труда в Мексике и инвестировали значительные суммы в мексиканское производство, впоследствии вывозя произведенные в Мексике товары либо обратно в США, либо на рынки других стран для продажи по более низким ценам.

В то время, как американский рынок являлся очень важным для Мексики, Мексика занимала небольшой удельный вес в инвестициях и внешней торговле США. С начала 1900-х годов доля экспорта США в страны Латинской Америки сокращалась. Американский экспорт в Канаду и страны Азии, где экономический рост проходил значительно успешнее, чем в Мексике, наоборот, увеличивался быстрыми темпами. Канада являлась крупнейшим импортером американской продукции. Япония была крупнейшим экспортером продукции в США, Канада занимала второе место. Американские инвестиции в Мексику также были небольшими, главным образом из-за прошлых правительственных ограничений на иностранные инвестиции. Большая часть иностранных инвестиций США были направлены в страны Европы, Азии, и в Канаду.

Недостаточное количество иностранных инвестиций и торговли с Мексикой являлось главным образом следствием долгих ограничений торговли и иностранных инвестиций правительством Мексики. Институционная революционная партия, пришедшая к власти в Мексике в 1930 – х годах, следовала политике протекционизма с целью защиты экономики Мексики от иностранной конкуренции. Многие отрасли промышленности Мексики находились под контролем или во владении мексиканского правительства, и многие мексиканские компании производили продукцию для внутреннего рынка, не обращая внимание на создание экспортного рынка. Высокие тарифы и торговые барьеры ограничивали импорт в Мексику, а мексиканское правительство запрещало или значительно ограничивало возможность иностранного владения собственностью на территории государства.

 

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

В период до 1989 года, Мексика облагала большую часть импортируемой продукции очень высокими тарифами. Кроме того, большая часть оставшегося импорта являлась объектом квот, лицензионных соглашений, и других нетарифных торговых барьеров. В 1986 году Мексика присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Как члену ГАТТ, Мексике пришлось применять одинаковую тарифную систему по отношению ко всем странам-членам ГАТТ и, следовательно, снизить тарифные ставки на многие импортируемые товары. Кроме того, Мексике пришлось отменить импортные лицензионные требования для большей части импортируемой продукции (за исключением 300 наименований продукции). Во время президентского правления Салинаса, тарифы были снижены на большую часть продукции в среднем со 100 до 11%.

1 января 1994, Североамериканское соглашение о свободной торговле вступило в силу. Начало работы НАФТА, членами которой являются Канада, США и Мексика, привело к созданию торгового блока с большей численностью населения и с более высоким ВВП, чем население и ВВП Европейского союза. Ожидалось, что НАФТА создаст наиболее благоприятную ситуацию для экспортируемой в США мексиканской продукции, так как снижение тарифов увеличило конкурентоспособность мексиканской продукции в сравнении с продукцией, экспортируемой в США другими странами. В 1995 году, через год после вступления НАФТА в силу, Мексика впервые за шесть лет объявила о достижении положительного сальдо торгового баланса. Одной из причин этого являлось снижение тарифных барьеров по соглашению НАФТА. Кризис песо 1995 года, который привел к снижению стоимости песо по отношению к доллару США, вызвал увеличение цен импортируемой в Мексику продукции и снижение цен мексиканской продукции, экспортируемой в США. Таким образом, было еще слишком рано оценивать полный эффект соглашения НАФТА.

(Использованы материалы из: Peter J., Donnelly J. Marketing Management.- New York: Irwin/McGraw-Hill,2001, p.751-754.)

 

Вопросы:

1.Сравните ЕС и НАФТА по общим экономическим характеристикам и глубине интеграционного объединения.

2.В чем состояла заинтересованность Мексики в создании зоны свободной торговли? В чем состояла заинтересованность США в создании зоны свободной торговли?

3.Почему до создания НАФТА торговля Мексики развивалась медленно, а после создания союза она значительно ускорилась?

4.Почему региональные экономические объединения типа ЕС и НАФТА относят к протекционистским методам государственной политики?

 

 

Основные выводы

Количественные ограничения встречаются в современной протекционистской политике значительно активнее, чем импортные пошлины, поскольку на использование последних имеются различные ограничения со стороны международного сообщества и стандартов, установленных режимами ГАТТ-ВТО. Импортные ограничения используются в двух основных формах – импортные квоты и «добровольные ограничения» экспорта. Но в какой бы форме не применялись они, их эффективность ниже, по сравнению с импортными пошлинами. К тому же введение количественных ограничений импорта может усилить тенденцию к монополизации оберегаемых отраслей национальной экономики.

Дикриминация импорта из одних стран по сравнению с импортом из других как вид протекционистской политики возможен тогда, когда отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Основой такого объединения является соглашение о полной отмене таможенных пошлин внутри союза и сохранении их по отношению к третьим странам. Как показывает экономический анализ, таможенные союзы могут привести как к выигрышу, так и к проигрышу национальной экономики. Превышение чистого выигрыша над чистым проигрышем зависит от уровня развития экономики стран, входящих в таможенный союз. Чем выше этот уровень, тем выше эффективность объединения.

В отношении экспорта как инструменты протекционизма используются как пошлины, так и субсидии. Соответственно цели их использования разнонаправлены. Пошлины в современных условиях используются в тех случаях, когда государство видит экспортные поступления в качестве одного из важнейших источников доходов казны. Также пошлины (также как и квоты) могут использоваться, когда страна (или группа стран) обладает монополией производителя на мировом рынке и, сокращая свое предложение, таким образом способствуют повышению мировых цен на экспортируемый ими продукт. Если объединение стран происходит именно на этой основе, то говорят о создании международного картеля. Примером наиболее успешного международного картеля является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Экспортные субсидии используются для стимулирования экспорта. Однако, согласно международным стандартам, предоставление государством субсидии своим экспортерам относится к методам нечестной конкуренции, поэтому в случае их введения и доказанности этого факта против государства, использующего экспортные субсидии могут быть введены дополнительные компенсационные пошлины. Демпинг – это дискриминация в ценах, когда товар продается на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле среднего уровня цен этого рынка. Он относится к методам нечестной конкуренции, и в случае доказанности факта демпинга против фирмы, использующей его, могут быть введены антидемпинговые пошлины.

Основные понятия

Новый протекционизм

Количественные ограничения

Импортные квоты

Добровольные экспортные ограничения

Дискриминация импорта из одних стран по сравнению с импортом из других

Таможенный союз

Экспортная субсидия

Международный картель

Компенсационная пошлина

Демпинг

Антидемпинговые мероприятия

Антидемпинговая пошлина

 

Задания для самостоятельной работы

1. Основные термины и понятия.

а) импортная квота;

б) таможенный союз;

в) экспертная пошлина;

г) международный картель;

д) экспортная субсидия;

е) компенсационная пошлина;

ж) демпинг;

з) антидемпинговая пошлина.

 

1. Международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном.

2. Установление экспортных барьеров одновременно несколькими странами – основными производителями данного продукта с целью повлиять на установление более высоких мировых цен.

3. Налог на экспортируемый товар.

4. Объединение нескольких стран с целью установления более благоприятного, чем на мировом рынке, торгового режима.

5. Количественное ограничение объема импорта разрешенного к ввозу в страну в течение какого-либо периода.

6. Дополнительная пошлина на импортируемый товар, взимаемая в случае доказанности в суде ценовой дискриминации.

7. Субсидирование национальных производителей экспортоориентированной продукции.

8. Ответная мера импортирующей страны на применение экспортной субсидии.

 

 

Упражнения. Проблемы.

1. Какая из трех фирм может быть обвинена в демпинге?

 

  Японская фирма Фирма из Великобритании Фирма из Канады
1. Средние удельные издержки (руб.).
2. Цена товара А на внутреннем рынке
3. Экспортная цена товара
4. Цена товара А на Российском рынке

 

 

2. Страны А и Б собираются образовать зону свободной торговли. До этого А импортировала 10 млн. транзисторных радиоприемников из третьих стран по 100 долл. каждый, облагавшихся пошлиной в 30 долл. Издержки производства подобных радиоприемников в Б – 110 долл., а в А – 130 долл. Какой будет цена переориентации ее внешней торговли на Б после создания зоны свободной торговли? Насколько должен увеличиться объем импорта, чтобы компенсировать издержки, вызванные этой переориентацией?

 

3. Россия и Украина имеют соглашение о зоне свободной торговли. В этих условиях цена украинского сахара на российских рынках достигла 0.38 долл. за кг, Россия ввозила 1.4 млн. тонн сахара, потери государственной казны от отсутствия пошлины (из расчета 25% импортной пошлины) составили 72.4 млн. долл. В мае 1997 г. Россия ввела таможенный тариф на украинский сахар:

а) на сколько сократился импорт украинского сахара?

б) проиллюстрируйте ситуацию графически и отметьте объем импорта до и после введения импортной пошлины;

в) как вы расцениваете решение президента Б.Ельцина, принятое в декабре 1997 г. об отмене импортной пошлины, зная из теории суть соглашения о зоне свободной торговли;

г) при каких условиях потери от создания таможенного союза России, Украины, Белоруссии и др. стран СНГ, связанные с сокращением торговли с третьими странами, будут меньше выигрыша, связанного с переориентацией на торговлю со странами-партнерами?

 

4. В 1981 г. США впервые «заставили» Японию сократить свой экспорт автомобилей в США до 1680 тыс. штук в год (первоначальный ежегодный объем составлял 2400 тыс. штук). Средняя цена автомобиля в США до введения ограничений составляла 20 тыс. долларов.

а) Представьте ситуацию графически. Что произойдет со средней ценой автомобиля в США?

б) Как изменилась средняя цена автомобиля на американском рынке, если общая выручка японских производителей от продаж на американском рынке, по подсчетам американских экспертов, в итоге возросла на 3.2 млрд. долл. по сравнению с общей выручкой до введения ограничений.

в) Такое же изменение цен могло быть достигнуто и с помощью импортных пошлин. Каковы основные различия этих двух инструментов государственной торговой политики?

г) Как вы думаете, почему американцы предпочли бы добровольные ограничения экспорта пошлине на импорт.

 

5. В апреле 1997 г. в России были увеличены импортные пошлины на черный и зеленый фасованный чай – с 10% до 20%. Пошлины на нефасованный чай остались прежними – 5%. Добавленная стоимость в производстве фасованного чая составляет 50% стоимости готового продукта.

а) Как изменится фактический уровень тарифной защиты производства фасованного чая в России (эффективный уровень тарифа)?

б) Что показывает эффективный уровень тарифа?

в) Приведет ли описанная ситуация к изменению внутренней розничной цены на чай в России? Почему? Как это повлияет на интересы потребителей?

г) покажите на графике возможные изменения.

 

 

 

Глава 7. Сравнительный анализ экономики свободной торговли и экономики протекционизма.

1. Аргументы за свободную торговлю.

2. Аргументы за протекционизм.

3. Внешняя торговля и структурная перестройка.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.011 с.)