ТОП 10:

Основные виды валютной политики.



 

Ранее рассмотрены основные принципы, в соответствии с которыми обмениваются валюты, механизм установления валютных курсов, а также факторы, определяющие валютный курс.

Теперь необходимо, в общем, взглянуть на проблему управляемости валютным курсом. Как государство может осуществить это управление, и как условия развития государства определяют особенности управления. Решение проблем валютного регулирования напрямую связано с задачами достижения макроэкономической стабильности.

Можно выделить пять вариантов валютной стратегии страны. Для упрощения каждый способ можно определить как реакцию на платежный дефицит и падение курса валюты:

1.Финансирование общего платежного дефицита без изменений валютного курса или условий национальной экономики (т.е. при системе фиксированного валютного курса).

1а. При ситуации дефицита текущих платежей, страны находят более выгодным финансировать его прибегая к своим резервам или используя кредиты других стран и международных экономических организаций, таких как МВФ. Однако возможности использования этих источников ограничены. Они наиболее подходят для ситуации, когда дефицит текущих платежей является отражением кратковременных трудностей.

Если трудности, переживаемые страной, носят длительный структурный характер, то как бы ни были значительны ее резервные запасы, их не хватит на длительное финансирование дефицита. И вряд ли стоит ожидать, что какая-либо страна или международная организация согласится длительное время финансировать чужие долги.

Таким образом, этот вид кредитования не может покрывать постоянный валютный дефицит, т.е. этот способ валютной политики может использоваться лишь при временном дефиците. В то же время существует случай когда несбалансированность международных платежей может финансироваться бесконечно - когда избытки и дефициты платежного баланса последовательно чередуются и финансирование дефицита осуществляется за счет избытков предшествовавшего периода (рисунок 12.1.)

 

1 б. Дефицит в стране ключевой валюты, «дефицит без слез» – страны – центры резервной валюты находятся в более выгодном положении и могут иметь платежный дефицит в течение длительного времени, который будет финансироваться другими странами, предпочитающими часть неоплаченных долгов хранить на банковских депозитах в этой стране.

2.Валютный контроль – правительство может жестко контролировать все сделки между страной и остальным миром.

 

 

 

Вал.курс

 

 

Рис. 12.1. Финансирование дефицитов платежного баланса одного периода за счет положительного сальдо другого.

 

 

Даже оптимально организованный валютный контроль влечет значительные издержки ( см. рис.12.2), как импортеров, так и экспортеров.

Кроме того издержками является заштрихованная область АСЕ: если интерпретировать кривые спроса и предложения через кривые предельных выгод и издержек, то от точки С до точки Е есть еще покупатели дополнительных фунтов по цене выше 1,5$, а от точки А до точки Е – дополнительные экспортеры, которые уступили бы дополнительное количество по курсу дороже 1£. Каждый вертикальный разрыв между кривыми спроса и предложения до точки Е прибавляет потерь, т.к. валютный контроль сдерживает частные сделки. Все эти потери составляют площадь АСЕ ( 5 млрд. £)

Валютный контроль ограничил объем продажи £ 30 млрд., жестко зафиксировав курс покупки и продажи фунтов стерлингов.

Потери от валютного контроля связаны и с попытками обойти этот контроль или получить валютную лицензию. Все эти издержки валютного контроля делают более привлекательными три других способа валютной политики.

3. Плавающие валютные курсы – страна может позволить валютному рынку самостоятельно установить курс валюты, дать ему «опуститься» до восстановления валютного равновесия.

4.Постоянно фиксированные курсы: если страна постоянно испытывает дефицит внешних платежей,

-можно сократить предложение денежной массы;

-проводить дефляционную политику со снижением цен и доходов.

Это будет продолжаться до тех пор, пока спрос на иностранную валюту и ее предложение не уравновесятся при заданном фиксированном паритете. Такой подход называется «классическим лекарством» от неуравновешенности платежного баланса.

 

 

Потери от валютного контроля связаны и с попытками обойти этот контроль или получить валютную лицензию. Все эти издержки валютного контроля делают более привлекательными три других способа валютной политики.

3. Плавающие валютные курсы – страна может позволить валютному рынку самостоятельно установить курс валюты, дать ему «опуститься» до восстановления валютного равновесия.

4.Постоянно фиксированные курсы: если страна постоянно испытывает дефицит внешних платежей,

-можно сократить предложение денежной массы;

-проводить дефляционную политику со снижением цен и доходов.

Это будет продолжаться до тех пор, пока спрос на иностранную валюту и ее предложение не уравновесятся при заданном фиксированном паритете. Такой подход называется «классическим лекарством» от неуравновешенности платежного баланса.

5.Компромисс валютных курсов. Он представляет собой сочетание вариантов 4 и 3. Возможен компромисс на базе фиксированного валютного курса или на основе системы плавающих валютных курсов. Поэтому различают два варианта компромисса.

5 (а). Изменяемые паритеты валют, или Бреттон-Вудская система. Страна поддерживает фиксированный курс по варианту 4 за счет незначительных изменений в экономике, но в случае недостаточности этих изменений происходит девальвация валюты и устанавливается новый фиксированный курс.

5 (б). Регулируемое плавание валют. Официальные органы изменяют валютный курс постепенно, пока не будет достигнуто новое равновесие. Во время движения к новому равновесию центральный банк

- может девальвировать национальную валюту ежедневно на заранее запланированную и объявленную величину («скользящая привязка»);

- при необходимости - «опустить» курс на большую величину с заранее объявленной периодичностью («ползущая привязка»)

- при необходимости – «опускать» курс на заранее необъявленную величину каждый день («грязное плавание»)

Одновременно правительство принимает меры по приспособлению экономики к новой ситуации и поскольку финансовых средств для облегчения необходимых ограничений на валютном рынке.

В условиях смешанной экономики рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции, обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют и подчиняется рыночным законам спроса и предложения. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от следующих факторов:

· - экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене интенсивности внешнеэкономической деятельности;

· - временного промежутка в рамках данной страны.

Межгосударственное регулирование валютных отношений в настоящее время все более сосредоточивается в руках небольшого числа компактных и высокоэффективных международных организаций. К ним в первую очередь следует отнести Международный валютный фонд (МВФ) , и Банк международных расчетов .

Международный валютный фонд изначально был создан как механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсов, но постепенно его функции расширились. В настоящее время МВФ выполняет следующие основные функции:

-надзор за валютными курсами и макроэкономической политикой стран-членов и развитием международной экономики в целом;

-предоставление временной финансовой помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов;

-предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.

Банк международных расчетов (БМР) был создан в 1930 г. Россия является его членом. БМР осуществляет широкий круг банковских операций с целью содействия центральным банкам в управлении их валютными резервами. Кроме того, он служит форумом для международного валютного сотрудничества, в рамках которого периодически встречаются руководитель ЦБ ведущих стран.

Справка.

Банк международных расчетов.Банк международных расчетов занимает особое место среди международных валютно-кредитных организаций. Он был создан в Базеле в 1930 году на основе межправительственного соглашения шести государств ( Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует банк, для урегулирования вопроса о германских репарациях времен 1 мировой войны. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931-1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно классифицировать как международный банк центральных банков. Операции с коммерческими банками и частными лицами могут осуществляться лишь с согласия центрального банка соответствующей страны.

Официально США не участвовали в создании БМР. Однако фактически федеральные резервные банки ФРС – поддерживают с БМР корреспондентские отношения и другие контакты. Представители ФРС и американского казначейства присутствуют на ежемесячных совещаниях управляющих центральными банками в Базеле и участвуют в общих собраниях Банка.

В настоящее время членами БМР являются более 80 стран. Банк организован в форме акционерного общества и структура его управления обеспечивает наиболее крупным подписчикам на капитал контроль над Банком и использование его деятельности в своих интересах. Органами управления БМР являются: Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе представителей 13 центральных банков. Остальные члены отстранены от руководства и решения вопросов и ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.

На БМР по Уставу возложены две основные функции:

1/ содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций;

2/ действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.

Исходя из этих функций, БМР выполняет следующие операции в соответствии с Уставом:

куплю-продажу и хранение золота;

депозитно-ссудные операции с центральными банками;

прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

операции с валютой и ценными бумагами / кроме акций/;

операции в качестве агента или корреспондента центральных банков;

заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.

Основные функции БМР в отношении еврорынка – наблюдение за его состоянием и функционированием.

В рамках своих операций БМР осуществляет регулирование международных валютно-кредитных отношений.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности. Заседания Совета директоров всегда закрыты, туда не допускаются журналисты, о деятельности банка очень мало публикаций. В него практически закрыт доступ политическим деятелям.

Сравнивая деятельность МВФ, МБРР и БМР, некоторые исследователи Запада отмечают, что на последний в меньшей степени оказывает влияние политическая деятельность того или иного государства, что обеспечивает большую степень независимости этого Банка и способствует повышению его роли в современном регулировании валютно-финансовых вопросов и усилению наднациональности в его деятельности.

 

 

3. Валютная политика России на современном этапе.

Российская экономика пришла к современному состоянию валютной политики в результате развития рыночных отношений, отказавшись от официального курса, множественности курсов и дифференцированных валютных коэффициентов в пользу цивилизованного его определения в рыночных структурах под влиянием спроса и предложения. Таким образом, с января 1992 года в стране сделан значительный шаг вперед в развитии национальной денежной системы на рыночной основе. Однако сложившийся курс рубля не является реальным, он не отражает реальной покупательной способности российской денежной единицы по сравнению с иностранными денежными единицами. Выделим основные причины существования заниженного курса рубля:

- он определяется не полной корзиной товаров и услуг, которые предлагаются на национальном рынке, а лишь теми товарами и услугами, которые участвуют во внешнеторговом обороте;

- на занижение курса рубля оказывает влияние спекулятивный момент, выражающийся в том, что в условиях нестабильности национальной экономики и денежной системы многие юридические и физические лица предпочитают держать денежные остатки не в рублях, а в иностранной валюте, прежде всего в долларах, поэтому на руках у населения, по различным оценкам, находится до 80 млрд. долл.;

- изначально заниженный курс рубля является в определенной степени результатом государственной политики, которая таким образом стремиться поддержать конкурентоспособность национальных экспортеров;

- сказывается замкнутость рубля, его использование только на национальном рынке, что ограничивает спрос на российскую валюту по сравнению со спросом на российские товары и др.

До 1992 г. существовала полная неконвертируемость (замкнутость) рубля, что являлось результатом прошлой, проводившейся в течение шестидесяти лет в СССР внешнеэкономической политики, направленной на изоляцию национальной экономической системы, что, в принципе, противоречило объективной логике экономического развития. Сейчас, решая проблему вхождения в общее мировое экономическое пространство, России необходимо обеспечить себя полноценным составляющим рыночного механизма – конвертируемой (обратимой) валютой.

В международной практике различают внешнюю и внутреннюю обратимость валюты. Внешняя обратимость – это обратимость валюты для иностранных физических и юридических лиц (нерезидентов). Внутренняя обратимость означает возможность для граждан и фирм данной страны (резидентов) осуществлять платежи за границу и покупку иностранной валюты без каких-либо ограничений. Существование одновременно внешней и внутренней обратимости означает полную обратимость валюты.

В современных условиях в России существует внутренняя конвертируемость рубля.

Валютное регулирование в России ставит перед собой следующие цели:

- постепенный переход к полной конвертируемости национальной валюты;

- поддержка стабильного курса рубля;

- превращение рубля в единственное законное платежное средство.

При решении проблем конвертируемости рубля в 1992-1994 гг. достигнут определенный прогресс. Основной показатель этого – быстрое развитие валютного рынка:

В 1991г. валютный рынок (валютные биржи) обслуживал лишь 0,8% российского импорта в свободно конвертируемых валютах. Но уже к осени 1993 г. объемы продаж на валютном рынке России стали значительно превышать объемы импорта.

За этот период сформировалось 8 крупных межбанковских валютных бирж, выделилась в качестве лидера валютного рынка Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Постепенно развивалась инфраструктура валютного рынка, появлялось валютное законодательство.

Началось развитие межбанковского валютного рынка, на котором сразу же обозначилось множество специфических нерешенных проблем, в частности, высокий уровень рисков, низкая скорость прохождения платежных документов, низкая степень технической оснащенности. Некоторые из этих проблем существуют и в современных условиях.

На первом этапе развития валютного рынка преобладали операции на рынке спот. Срочных операций было очень мало, в то время как за рубежом 90% всех валютных операций - срочные.

В этот период в России действовал режим технической частичной обратимости рубля (внутренней), который имел следующие ограничения:

- обязательная в полном объеме репатриация валютной выручки;

- обязательная продажа значительной части валютной выручки на внутреннем валютном рынке в обмен на рубли. В настоящее время экспортеры обязаны продавать только 25% валютной выручки. (таким образом Центральный банк решает проблему накопления официальных резервов, необходимых для обслуживания внешнего долга);

Экономические ограничения обратимости гораздо более существенны – рубль не стал валютой, используемой в качестве ликвидного ресурса на международном уровне – в международных платежах и операциях на мировом валютном рынке.

В России в современных условиях нет концепции валютной политики и ее перспективного развития. Для разработки этой концепции необходимо иметь теоретическую базу. Для создания концепции валютной политики необходим системный, воспроизводственный подход. Цель валютной политики:

- стимулирование экономического роста;

- стабилизация денежного обращения, снижение инфляции;

- сдерживание роста безработицы;

- равновесие платежного баланса.

В России есть концепция единой государственной денежно- кредитной политики, где в содержании в большом объеме присутствуют направления валютной политики. В этом документе представлено два направления:

-курсовая политика;

-политика валютных резервов

В настоящее время в России проводится политика постепенного удорожания рубля, целью которой является снижение инфляции. Однако такая политика может привести к снижению темпов экономического роста экономики страны, кризису неплатежей по государственному долгу и т.п.

Одним из направлений современной валютной политики России является диверсификация валютных резервов, т.е. перевод части валютных резервов в евро и другие стабильные, конвертируемые валюты.

В России за валютную политику отвечают Центральный банк и Министерство финансов. Однако между этими ведомствами нет единства в подходах и разделения ответственности.

Ретроспективный анализ валютной политики показывает, что выздоровление еще не наступило, но стабилизация есть и ее необходимо поддерживать.

 

 

Практическая ситуация







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.159.8 (0.012 с.)