Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы эволюции системы валютного контроля в РФСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окончание табл. 10.1
Начало первого этапа эволюции системы валютного контроля связано с введением в 1993 г. валютного контроля экспортных операций. Это было сделано в целях обеспечения действия валютного ограничения, установленного Законом РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» и предусматривавшего репатриацию в полном объеме валютной выручки отечественными экспортерами на счета в уполномоченные банки в 180-дневный срок после заключения внешнеторгового контракта. Исключительно сложная экономическая ситуация, возникшая после распада СССР и объявления Россией государственного суверенитета, политическая нестабильность, отсутствие в стране многих институтов власти привели к тому, что после либерализации внешней торговли, введенной Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации ВЭД на территории РСФСР», экспортные операции стали основным каналом незаконной утечки валютных средств за границу. Эта утечка происходила посредством невозврата валютной выручки под предлогом различных чрезвычайных обстоятельств, занижения экспортных цен и т.д. Валютное ограничение, установленное принятым в октябре 1992 г. Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», которое должно было воспрепятствовать незаконной утечке валютных средств из страны, без механизма, обеспечивавшего его действие, не могло выполнять свою функцию. Поэтому такой механизм был создан в виде валютного контроля экспортных операций. Причем его действие ограничивалось таможенным режимом экспорта и распространялось на расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте. Основную работу по формированию механизма валютного контроля экспорта выполнили Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ). В соответствии с действовавшим в то время Законом № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк РФ имел статус органа валютного контроля, как и ГТК РФ, а РТУ и таможни – агента валютного контроля. Создатели механизма валютного контроля внешней торговли опирались на зарубежный опыт, прежде всего Франции, в которой введенный после Второй мировой войны валютный контроль базировался на «домицилировании». Суть последнего состояла в том, что экспортер или импортер выбирали в качестве доверенного лица банк (домицилиат), который отвечал за финансовую сторону операции и был обязан после завершения сделки проверять ее правильность с точки зрения соответствия валютному законодательству. Так, например, по экспортным операциям дело о домицилировании заводилось после прохождения товара через таможню на основе таможенного документа, направленного в банк. Контроль состоял в сопоставлении таможенных и финансовых документов по странам и организациям в зависимости от контрактных сроков. Домицилирование позволяло убеждаться в том, что, к примеру, выручка от экспорта была на самом деле репатриирована. Таким образом, содержание механизма валютного контроля внешней торговли во Франции составляло взаимодействие банков и таможенных органов. Данный опыт был приспособлен к условиям России и реализован в созданном механизме валютного контроля, получившем название таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК). Основное содержание данного механизма, состоявшего в информационном взаимодействии таможенных органов и уполномоченных банков, регламентировала совместная инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.1993 № 19 и № 01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». В ней устанавливались: · алгоритм информационного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков; · форма, порядок заполнения и оборота документов валютного контроля (паспорт сделки, учетная карточка); · порядок действий должностных лиц контролирующих органов. Валютный контроль экспорта сложился как процесс, осуществлявшийся на трех этапах (в трех формах): 1) предварительный контроль; 2) текущий (информационно-аналитический) контроль; 3) последующий контроль. Основное содержание первых двух этапов валютного контроля состояло в обмене информацией между таможенными органами и уполномоченными банками, а также между различными уровнями таможенной системы. Третий этап представлял собой проведение таможенными органами целевых проверок участников внешней торговли. Введение валютного контроля экспорта существенно повысило эффективность применения соответствующего валютного ограничения. Доля не возвратившейся в страну валютной выручки в ее общем объеме снизилась до 4%. Однако из-за отсутствия валютного контроля импорта установленное в отношении его ограничение практически не действовало. Поэтому канал незаконной утечки валютных средств из страны переместился в сферу импортных операций. Наиболее широко при этом применялись: · необоснованные авансовые перечисления при расчетах по импорту в счет фиктивных контрактов на поставку товаров; · использование фирм-«однодневок» для осуществления разовых импортных сделок; · непогашение в срок импортных авансов и др. По данным официальной статистики, ущерб от такой деятельности в то время составлял ежемесячно до 400 млн долл. США. Это послужило причиной распространения в 1996 г. сферы валютного контроля на импорт товаров, что стало точкой отсчета второгоэтапа его эволюции. Иное по сравнению с экспортом направление товарных и денежных потоков, преимущественно авансовый характер расчетов по ним обусловили цель валютного контроля импорта. Она заключалась в обеспечении соответствия суммы денежных средств, переведенных резидентами в оплату за импорт, стоимости товаров, ввезенных на территорию страны в установленные законом сроки. В основу механизма валютного контроля импорта была положена организационно-технологическая схема, использованная при осуществлении контроля экспорта. Действие данного механизма регламентировалось совместной инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.1995 № 30 и № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» и распространялось на два таможенных режима: выпуск в свободное обращение и реимпорт, а также на сделки, расчеты по которым велись в иностранной валюте. После введения валютного контроля экспорта не только импортные операции превратились в канал незаконной утечки из страны валютных средств, но и международные бартерные сделки, представлявшие собой прямой обмен эквивалентными по стоимости товарами между резидентами и резидентами. К середине 90-х гг. значительно расширился объем этих сделок. Так, к 1996 г. во внешнеторговом обороте Ростовской области он составлял почти 15%. Часто осуществление бартерных операций не было экономически оправданным, не соблюдался принцип эквивалентности встречных поставок. Поэтому с ноября 1996 г. Указом Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» был введен контроль за исполнением бартерных операций. Его механизм заимствовал основное содержание механизма валютного контроля экспорта и импорта, в том числе и ту его сторону, которая связана с участвующими в контроле документами. Это прежде всего касалось основного документа валютного контроля – паспорта сделок. На бартер также распространялись временные параметры валютных ограничений, применяемых в отношении экспорта и импорта. Тем не менее, поскольку денежные расчеты не сопровождают бартерные сделки, их контроль не является валютным и имеет свои особенности. В первую очередь они проявлялись в составе контролирующих органов. На момент введения контроля бартера кроме таможенных органов в этот состав входили Министерство внешнеэкономических связей РФ (МВЭС РФ), региональные представители которого оформляли паспорта сделок, и Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ФС ВЭК)[5]. Распространение валютного контроля на импортные операции, использование его организационно-технологической схемы применительно к внешнеторговым бартерным сделкам стало важным шагом в его эволюции. Благодаря этому шагу, а также осуществлению валютного контроля над трансграничным перемещением валютных ценностей, контроль государства над валютными и бартерными операциями во внешней торговле приобрел черты системного явления. Это стало отличительным признаком второго этапа рассматриваемой эволюции и положительно сказалось на эффективности применения соответствующих валютных ограничений. Система валютного контроля, сформировавшаяся на втором этапе своей эволюции, не оставалась без изменений. Ситуация, складывающаяся в экономике страны, ее финансовой сфере, вызывала необходимость внесения коррективов в действие механизма валютного контроля. Валютно-финансовый кризис 1998 г. подтвердил эту необходимость. В качестве основного направления ее реализации было определено ужесточение применяемых валютных ограничений и усиление ответственности резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. С этой целью в декабре 1998 г. и в июле 1999 г. приняты новые редакции Закона № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которыми: 1) операции расчетов в рублях между резидентами и нерезидентами по внешнеторговым контрактам были отнесены к валютным; 2) сокращены сроки проведения валютных операций при расчетах по экспорту и импорту со 180 до 90 дней; 3) ограничен вывоз из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами. Кроме этого, были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ. Претерпел соответствующие изменения и нижний уровень нормативно-правовой базы валютного контроля. Это выразилось в разработке и вступлении в действие новой совместной инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 № 86-И № 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров», вступившей в силу с 1 января 2000 г. Данная инструкция распространила действие механизма валютного контроля на экспортные сделки, расчеты по которым производятся в рублях. С 1 января 2001 г. вступила в силу новая совместная инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 04.10.2000 № 91-И и № 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». Она расширила диапазон действия механизма валютного контроля на операции по импорту, предусматривающие оплату в рублях и векселями, а также на большинство случаев ввоза товаров на территорию РФ с помещением их под любой таможенный режим. Это позволило распространить валютный контроль на 90% стоимости товарного импорта. Изменения в действии механизма валютного контроля, предусмотренные новыми инструкциями ЦБ РФ и ГТК РФ, обусловили особенности третьегоэтапа его эволюции. Он завершился в середине 2004 г. с вступлением в силу нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», что в то же время знаменовало начало нового – четвертогоэтапа данной эволюции. Его особое содержание определяется взятым государством курсом на либерализацию валютной политики, а значит, соответствующими изменениями в системе валютного регулирования и валютного контроля. Итак, механизм валютного контроля внешней торговли прошел эволюцию, включающую к настоящему времени 4 этапа, которые имеют следующие хронологические рамки: 1) начальный этап – 1993–1995 гг.; 2) этап формирования валютного контроля как системы – 1996–1999 гг.; 3) этап совершенствования действующего механизма валютного контроля – 2000–2003 гг.; 4) этап либерализации – 2004 г. – настоящее время.
10.2. Основные особенности действия механизма Либерализация валютной политики государства привела к ряду законодательно оформленных изменений, относящихся к системе валютного контроля внешней торговли. Эти изменения затронули: а) структуру контролирующих органов; б) валютные ограничения, применяемые в отношении экспорта и импорта; в) содержание механизма валютного контроля. Изменения в структуре контролирующих органов выразились в уменьшении числа органов валютного контроля за счет утраты этого статуса таможенными органами, а также упорядочении состава агентов валютного контроля и его законодательном закреплении. Валютные ограничения, применяемые в отношении экспорта и импорта, лишились временного параметра, устанавливаемого государством (90 дней). Сроки, в которые экспортеры должны репатриировать выручку на счета в уполномоченные банки, а импортеры – возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России, стали определяться во внешнеторговых контрактах, т.е. самими экспортерами и импортерами. Существенную модификацию претерпел механизм валютного контроля внешней торговли. Изменения в нем связаны с утратой взаимоотношений между участниками контрольных действий, прежде всего уполномоченными банками и таможенными органами, характера информационного обмена, достаточно жестко регламентированного на основе единого совместного (ЦБ РФ и ФТС РФ) нормативного акта. Данный обмен стал осуществляться по преимуществу в запросно-ответной форме, на основании двусторонних соглашений между участвующими в контроле ведомствами. Так, взаимоотношения между таможенными органами и Росфиннадзором регулируются Соглашением от 15.08.2005 «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля», а взаимоотношения между таможенными органами и Банком России – Соглашением от 28.11.2006 № 01-48/12 «Об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы». Аналогичные соглашения заключены на региональном уровне – между территориальными структурами данных ведомств. Современный механизм валютного контроля внешней торговли складывается из достаточно большого числа взаимодействий его органов и агентов (см. рис. 10.1). Данные взаимодействия имеют различное содержание, заключающееся в следующем: 1 – представление экспортерами и импортерами информации и документов, связанных с проведением валютных операций, и получение данных документов в окончательно оформленном виде; 2 – представление экспортерами и импортерами документов для таможенного оформления и таможенного контроля; 3 – направление в ГНИВЦ ФТС РФ информации из ГТД в электронном виде, получение из ФТС электронных копий паспортов сделок; 4 – направление ОВК таможни запросов в целях получения необходимой информации для проведения проверок соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
Рис. 10.1. Схема осуществления валютного контроля
5 – направление ОВК таможни запросов в целях получения необходимой информации для проведения проверок соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; 6 – передача информации, содержащей признаки нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; 7 – после анализа базы данных ГТД, ПС и ведомостей банковского контроля передача в РТУ поручений на проведение проверок и информирование ФТС об их результатах; 8 – получение ОВК таможни поручений от РТУ на проведение проверок и информирование РТУ об их результатах; информация о нарушениях передается через РТУ и ФТС электронными каналами связи; 9 – передача протоколов об административных нарушениях (АП); 10 – передача протоколов об АП, дел и информации о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; 11 – передача в электронном виде паспортов сделок и других сведений из ведомости банковского контроля, а также информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; 12 – передача в электронном виде паспортов сделок и других сведений из ведомости банковского контроля; 13 – направление запросов в целях получения информации об участниках внешней торговли; 14 – передача информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Наиболее значимые из данных взаимоотношений имеют определенный порядок, который устанавливается особыми нормативными актами. Это касается прежде всего исходного пункта действия механизма валютного контроля – оформления резидентами и нерезидентами документов, необходимых для его осуществления.
10.3. Порядок представления резидентами Взаимоотношения участников внешней торговли и уполномоченных банков как агентов валютного контроля в исходном пункте действия его механизма регламентируются двумя основными взаимодополняющими нормативными актами: 1) Инструкцией Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в дальнейшем – Инструкция); 2) Положением Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (в дальнейшем – Положение). Согласно Инструкции участники внешней торговли, осуществляющие валютные операции, должны оформлять: 1) справку о валютных операциях, являющуюся документом, подтверждающим осуществление валютной операции; 2) паспорт сделки. Справка о валютных операциях представляется вместе с документами, которые являются основанием для проведения валютной операции, в уполномоченный банк резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) при списании с его счета средств в иностранной валюте либо при их зачислении на счет в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления. Справка о валютных операциях, оформленная в соответствии с требованиями Инструкции (правильно заполненная, подписанная уполномоченными на то лицами и заверенная печатью резидента) (см. приложение 1), подлежит проверке со стороны уполномоченного банка на соответствие указанных в ней сведений информации, содержащейся в документах, которые являются основанием для проведения валютных операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления в банк. При отсутствии замечаний со стороны банка к оформлению справки она подписывается его уполномоченным лицом, заверяется печатью и помещается в материалы валютного контроля (досье по паспорту сделки), формируемые в целях учета валютных операций. При наличии таких замечаний банк отказывает резиденту в принятии справки, что влечет за собой и отказ в осуществлении валютной операции. В случае возникновения у резидента необходимости в данном документе по его письменному заявлению банк выдает копию справки в день подачи заявления. При осуществлении валютных операций в рублях резидент и нерезидент представляют в свои уполномоченные банки соответствующим образом оформленный расчетный документ – аналог справки о валютных операциях – в таком же порядке, как и при представлении последней. Паспорт сделки (ПС) является одним из основных документов валютного контроля, которому посвящена особая статья (20-я) Закона. ПС оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, связанных с расчетами через счета, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на нее товары по внешнеторговому договору. Если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют к рублю, установленному на дату заключения контракта, паспорт сделки не оформляется. ПС содержит сведения, необходимые для обеспечения валютного контроля, а также учета и отчетности по валютным операциям, сопровождающим внешнеторговые сделки: · наименование уполномоченного банка; · номер ПС; · сведения о резиденте (наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер, дата внесения записи в государственный реестр, ИНН/КПП); · реквизиты иностранного контрагента (его наименование, наименование и код страны); · общие сведения о контракте (номер, дата подписания, наименование и код валюты цены, сумма, дата завершения исполнения обязательств по контракту, особые условия); · информация о разрешениях; · справочная информация. Паспорт сделки оформляется резидентом по каждому контракту в одном уполномоченном банке (банке паспорта сделки), в котором через открытые счета по нему производятся валютные операции. Если аналогичные действия резидент осуществляет через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении ЦБ РФ. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк в срок не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше: 1) два экземпляра ПС, заполненных в соответствии с Инструкцией (см. приложение 2); 2) контракт, являющийся основанием для проведения по нему валютных операций; 3) другие необходимые документы. В процессе оформления ПС проходит процедуры, аналогичные тем, которые необходимы для оформления справки о валютных операциях. При этом срок проверки паспорта сделки не может превышать 3 рабочих дня со дня его представления резидентом в банк. В случае надлежащего заполнения и оформления один экземпляр паспорта сделки возвращается резиденту, другой – вместе с копиями обосновывающих документов помещается банком в досье по ПС. Паспорт сделки закрывается в трех случаях: 1) при переводе контракта на расчетное обслуживание в другой банк (по письменному заявлению резидента); 2) в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (по письменному заявлению резидента); 3) по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения обязательств по контракту. Для выполнения контрольных действий в отношении валютных операций, проведенных резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, уполномоченный банк должен обладать информацией, документально подтверждающей факт такого проведения. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам данной информации, содержащейся в подтверждающих документах, определяется указанным выше Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П. Резидент (юридическое лицо и физическое лицо – индивидуальный предприниматель), обязанный производить валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые в уполномоченном банке, представляет в него в соответствии с определенным порядком документы, связанные с проведением данных операций, которые подтверждают факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности. Главными из таких документов являются грузовая таможенная декларация, а также документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты РФ, поступившей от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке, последний наряду с указанными выше документами оформляет два экземпляра справки о поступлении валюты РФ (см. приложение 3). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной в соответствии с Положением (см. приложение 4) в согласованный с банком срок, не превышающий: · 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска(условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров. Эта дата определяется по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (графа «Д»); · 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в ее регистрационном номере; · 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ или его ввоз без подачи таможенной декларации. В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент (наряду с экземплярами справки о подтверждающих документах и самими этими документами) представляет в банк два экземпляра справки о расчетах через счета за рубежом с приложением копий банковских выписок, подтверждающих проведение валютных операций. Все эти три вида справок при оформлении проходят такие же процедуры, как и справка о валютных операциях. После их успешного завершения один экземпляр справок вместе с копиями подтверждающих документов и банковских выписок помещаются банком в досье по паспорту сделок. Второй экземпляр справок вместе с оригиналами подтверждающих документов в семидневный срок со дня предоставления справок в банк возвращаются резиденту. Информация о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования лицами, осуществляющими валютные операции, передается уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России для последующей передачи в территориальное управление Росфиннадзора в соответствии с порядком, установленным Положением ЦБ РФ от 20.07.2007 № 308-П.
10.4. Осуществление таможенными органами валютного контроля при таможенном оформлении товаров Осуществление таможенными органами и их должностными лицами контрольных действий в отношении валютных операций при таможенном оформлении товаров является важным элементом механизма валютного контроля. Данные действия производятся в соответствии с разработанными ФТС РФ на основе действующего законодательства Методическими рекомендациями по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (письмо ФТС РФ от 12.07.2007 № 01-06/25927). Осуществляя таможенное оформление и таможенный контроль товаров, должностные лица таможенных органов выполняют в целях валютного контроля следующие функции: 1) проверку наличия документов, необходимых для этих целей (внешнеторговый контракт, паспорт сделки, справка о валютных операциях и др.); 2) проверку соответствия условий внешнеторговых контрактов и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства РФ, а также правовых актов в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок; 3) проверку соблюдения порядка оформления паспорта сделки, представленного при таможенном оформлении; 4) проверку соблюдения правил заявления в таможенной декларации сведений, необходимых для целей валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок; 5) передачу в подразделение таможни, отвечающее за валютный контроль, сведений о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, в том числе не входящих в компетенцию таможенных органов; 6) оформление и передачу в Росфиннадзор протоколов об административных правонарушениях (АП), в основном связанных с перемещением наличной иностранной валюты через таможенную границу РФ. При проведении документального контроля соблюдения условий выпуска товаров должностные лица таможенных органов проверяют следующие сведения, заявленные для целей валютного контроля в грузовой таможенной декларации (ГТД), оформленной на бланках формы ТД1, ТД2, ТД3, ТД4: · о российском лице, заключившем соответствующий внешнеэкономический договор (сделку), либо о лице, перемещающем товар через таможенную границу РФ, без заключения соответствующих договоров или в рамках односторонних внешнеэкономических сделок (графа 9 ГТД); · код валюты (левый подраздел графы 22 ГТД); · стоимость товарной партии, подлежащая оплате в соответствии с условиями договора, либо компенсации в виде встречных представлений товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (правый подраздел графы 22 ГТД); · сведения о номере паспорта сделки (ПС) или паспорта бартерной сделки (ПСб) или номере ГТД, в которой заявлялся номер соответствующего ПС/ПСб, если в отношении декларируемых товаров изменяется предшествующий таможенный режим, либо ИНН соответствующей кредитной организации, через счета в которой осуществляются расчеты по договору (графа 28 ГТД, сведения в верхней строке под номером 1); · код формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (договора), коды характера сделки с декларируемыми товарами и особенностей расчетов за декларируемые товары и код клиринговой валюты (графа 28 ГТД, сведения в нижней строке под номером 2); · цена товара (графа 42 ГТД для ввозимых (ввезенных) товаров и/или выпущенных для свободного обращения, для вывозимых товаров); · реквизиты внешнеэкономического договора и иных документов, составленных при совершении сделки, а в случае совершения односторонней внешнеэкономической сделки – иных документов, выражающих содержание таких сделок (графа 44 ГТД, сведения под номером 4). Если заявленные в ГТД сведения не подтверждаются должным образом, таможенным органом могут быть запрошены дополнительные документы и сведения. Особой процедурой в действиях должностного лица таможенного органа при проверке им таможенной декларации, поданной с представлением ПС, является: 1) проверка его подлинности, в том числе соответствие контракту; 2) проверка соблюдения правил его оформления, установленных Инструкцией № 117-И. Проверка достоверности (подлинности ПС) и его соответствие договору осуществляется на основе сверки: · основных реквизитов договора и ПС, позволяющих произвести их однозначную идентификацию; · представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в электронной базе данных паспортов сделок, получаемой из ФТС России; · копии ПС его оригиналу (при необходимости с учетом изданных профилей риска по валютному контролю) с возвратом оригинала декларанту; · оттиска печати уполномоченного банка на ПС (на копии ПС) с образцом оттиска печати, содержащимся в Карточках образцов оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, направляемых ФТС России в региональные таможенные управления и таможни. Проверка соблюдения порядка оформления ПС осуществляется по следующим критериям: · соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих; · правильность формирования номера ПС; · соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование, номер лицензии, код ОГРН, адрес), сведениям, содержащимся в электронном справочнике уполномоченных банков (BANKLIST), направляемом ГНИВЦ ФТС России; · реквизиты экспортера (импортера) – в объеме, достаточном для его идентификации.
10.5. Особенности контроля внешнеторговых Внешнеторговые бартерные сделки (ВБС) представляют собой внешнеторговые операции, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности). В настоящее время они, занимая незначительную долю в объеме внешней торговли, сохраняют свою специфику, которая обусловливает особенности осуществления за ними контроля со стороны государства. ВБС оформляется договором международной купли-продажи (договор мены), который должен отвечать следующим основным требованиям: 1) иметь дату заключения и номер; 2) быть оформленным в виде одного документа за исключением сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений. В этом случае допускается оформление договоров виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки; 3) определять: · номенклатуру, количество, качество, цену товара (для сопоставления стоимости взаимных поставок) – по каждой товарной позиции; · сроки поступления компенсационного товара, условия экспорта и импорта (срок, место, поставки, упаковка, маркировка, вид и способ транспортировки, приемка); · перечень работ (услуг, результатов интеллектуальной деятельности), их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; · перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; · порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора и др. Российские лица, заключившие ВБС, обязаны в сроки, установленные контрактом, обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), эквивалентных по стоимости вывезенным товарам (работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности), с подтверждением факта ввоза соответствующими документами (таможенная декларация, акт приемки-сдачи, счет-фактура, транспортная накладная, договор об уступке прав, свидетельство, сертификат и др.). Данное требование российского законодательства является объектом контроля со стороны государства, который изначально стал осуществляться усилиями трех ведомств: Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом РФ. При этом их компетенция устанавливалась совместным Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу РФ (МВЭС – от 09.04.1997 № 10-83/1355, ФСВЭК – от 02.04.1997 № 07-26/768, ГТК – 11.04.1997 № 01-23/6678). В настоящее время правопреемниками этих ведомств являются соответственно – Министерство экономического развития и торговли, Министерство ф |
||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.217 (0.015 с.)