Нарушения валютного законодательства субъектами внешнеторговой деятельности и их квалификация



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения валютного законодательства субъектами внешнеторговой деятельности и их квалификация



Выявление нарушений валютного законодательства во внешнеэкономической сфере составляет основную направленность деятельности органов и агентов валютного контроля, действий их должностных лиц. Под нарушением валютного законодательства следует понимать несоблюдение субъектами ВТД: 1) требований установленных валютных ограничений; 2) порядка и сроков оформления основных документов валютного контроля, прежде всего паспортов сделок. Все эти нарушения являются административными правонарушениями, поэтому они соответствующим образом квалифицируются, и по ним устанавливается ответственность Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) (ст. 15.25). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП устанавливает административную ответственность.

Таможенные органы в своей практической деятельности в качестве агента валютного контроля при квалификации административных правонарушений, предусмотренных данной статьей КоАП, руководствуются соответствующими Методическими рекомендациями ФТС РФ (Письмо ФТС России № 01-11/217 от 10.01.2008 г.).

Нарушения валютного законодательства субъектами внешнеторговой деятельности выступают в различных видах (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Виды нарушений валютного законодательства

№ п/п Вид нарушения Квалификация нарушения по КоАП
Осуществление незаконных валютных операций п. 1 ст. 15.25
Невыполнение в установленный контрактом срок обязанности по получению на свои счета в уполномоченных банках выручки в иностранной валюте или в валюте РФ за экспортированные товары п. 4 ст. 15.25

Окончание табл. 11.1

№ п/п Вид нарушения Квалификация нарушения по КоАП
Невыполнение в установленный контрактом срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России п. 5 ст. 15.25
Несоблюдение единых правил и сроков оформления паспортов сделок п. 6 ст. 15.25

 

На практике незаконные валютные операции часто выступают в виде расчетов в наличной валюте между резидентами и нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу РФ. К числу незаконных также относятся валютные операции физических и юридических лиц – резидентов с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ при проведении на территории России сделок по купле-продаже товаров вне сферы розничной торговли, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.

Широко распространенным нарушением валютного законодательства является несоблюдение ограничений, установленных на вывоз с таможенной территории России иностранной валюты и/или валюты РФ. Если физическое лицо вывозит с данной территории иностранную валюту и/или валюту РФ в сумме, превышающей 10000 долл. США при отсутствии у него ввозной таможенной декларации или других документов, подтверждающих ввоз или перевод в Россию валюты, вывозимой сверх установленной нормы, то такие действия квалифицируются по части 1 статьи 15.25 КоАП как осуществление незаконной валютной операции.

В случае выявления таможенными органами фактов осуществления незаконных валютных операций на территории РФ информация о них передается в установленном порядке в территориальные органы Росфиннадзора. Материалы о нарушениях резидентом валютного законодательства РФ, совершенных за пределами территории РФ, а также информация, связанная с обоснованными подозрениями о наличии таких нарушений, направляются в налоговые органы по месту регистрации резидента в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной таможенной службы РФ от 14.07.2005 (ст. 9).

Нарушение валютного законодательства при экспорте товаров резидентами заключается в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары.

Нарушение валютного законодательства, относящееся к выполнению требования по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России, заключается в нарушении установленных контрактом сроков возврата денежных средств, а при их отсутствии – сроков ввоза либо получения товаров в зависимости от условий договора. Эти сроки определяются в контракте.

Наиболее типичными нарушениями единых правил оформления паспортов сделок являются:

· установление даты оформления ПС позже совершения валютной операции или исполнения иного обязательства по контракту (например, обязательство по передаче товара);

· неверное заполнение или незаполнение одной или нескольких граф – чаще всего раздела 3 «Общие сведения о контракте» или раздела 6 «Специальные сведения о контракте»;

· нарушение срока переоформления ПС в случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, указанные в паспорте.

В соответствии с Приказом ФТС от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» информация о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, направляется в течение трех дней в отдел валютного контроля соответствующей таможни для проведения проверки.

 

11.2. Содержание и формы проверок соблюдения
субъектами внешнеэкономической деятельности
валютного законодательства Российской Федерации

 

Проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности валютного законодательства как форма валютного контроля представляют собой упорядоченную совокупность контрольных действий его органов и агентов, направленных: 1) на выявление и пресечение нарушений валютного законодательства РФ, правил ведения учета и отчетности по валютным операциям; 2) предупреждение и предотвращение таких нарушений; 3) повышение эффективности применяемых методов контроля.

Право на проведение проверок органами и агентами валютного контроля установлено Законом (ст. 23).

Проведение проверок основывается на определенных принципах (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Принципы проведения проверок соблюдения
валютного законодательства

№ п/п Название принципа Способ обеспечения
Законность Строгое соблюдение должностными лицами контролирующих органов установленных в законодательном порядке прав и обязанностей при выполнении ими своих функций
Недопустимость ведомственного произвола Полное соответствие ведомственной нормативной базы, применяемой при совершении контрольных действий должностных лиц органов и агентов валютного контроля, положениям федеральных законов и актов органов валютного регулирования
Экономичность Минимизация затрат на проведение проверок при максимизации их результата
Презумпция невиновности проверяемого лица Объективное исследование должностными лицами контролирующих органов максимально возможного объема информации
Гласность Доступность информации о ходе и результатах проводимой проверки проверяемому лицу

 

Проверки соблюдения валютного законодательства, проводимые органами и агентами валютного контроля, имеют целевой, документальный характер и осуществляются в следующих видах:

· плановые и внеплановые;

· камеральные и выездные.

Росфиннадзор как орган валютного контроля проводит плановые проверки в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на год, утверждаемым министром финансов РФ. Территориальные органы Росфиннадзора осуществляют проверочную деятельность на основе годовых планов контрольной работы. Плановые проверки производятся не чаще чем один раз в два года по отношению к одному проверяемому предприятию.

Наряду с плановыми проверками данный орган валютного контроля проводит внеплановые проверочные мероприятия. Их основанием являются:

· поручения Президента РФ, Правительства РФ;

· поручения руководителя Росфиннадзора, руководителя территориального органа;

· поступившая информация или материалы от органа или агента валютного контроля;

· поступившие сообщения или материалы из правоохранительных, таможенных, налоговых и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, содержащие данные о нарушении валютного законодательства;

· сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные о нарушении валютного законодательства.

Таможенные органы как агенты валютного контроля проводят проверки соблюдения валютного законодательства на основании:

· ежемесячных планов проверок, формируемых на основе информации о предполагаемых нарушениях субъектами ВЭД валютного законодательства;

· информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при таможенном оформлении и таможенном контроле, а также информации о возможных нарушениях валютного законодательства, полученной из структурных подразделений данного таможенного органа, налоговых и иных контролирующих органов;

· поручений ФТС РФ на проведение проверок соблюдения валютного законодательства.

Камеральными называются проверки, проводимые без выезда на объект проверки, т.е. по месту нахождения структурного подразделения контролирующего органа. Их основное содержание составляет исследование должностными лицами органов и агентов валютного контроля запрашиваемых у проверяемого лица документов, необходимых для достижения целей проверки. Это значит, что камеральные проверки имеют документальный характер. В настоящее время камеральные проверки составляют основной объем проверочных мероприятий, осуществляемых органами и агентами валютного контроля, в том числе Росфиннадзором и таможенными органами. Однако это не исключает проведение ими выездных проверок или участие в них.

Выездными являются проверки, проводимые по месту нахождения объекта проверки. Они позволяют исследовать более широкий круг источников информации, в том числе бухгалтерские документы, отчетность проверяемого предприятия и др.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.01 с.)