Управление бухгалтерскими валютными рисками



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление бухгалтерскими валютными рисками



 

Базовая стратегия управления бухгалтерскими валютными рисками состоит в увеличении суммы активов, номинированных в валютах, обменный курс которых относительно отечественной валюты прогнозируется к росту, а также к уменьшению суммы активов, номинированных в валютах, обменный курс которых прогнозируется к снижению. Что касается обязательств (пассивов), то картина должна быть противоположной. Данная стратегия реализуется посредством использования ряда методов (рис. 6.2).

 

Рис. 6.2. Методы страхования бухгалтерских
валютных рисков

 

Коррекция валютных потоков сводится к изменению величины и/или валюты планируемых денежных потоков компании. Этот метод управления валютными рисками предполагает применение прямых и косвенных инструментов. К прямым инструментам относятся:

· установление цен на экспортную продукцию в сильных, а на импортную – в слабых валютах;

· инвестирование в ценные бумаги и другие активы, выраженные в сильных валютах;

· заимствования и создание других обязательств в слабых валютах.

В качестве косвенных инструментов коррекции валютных потоков выступают:

· изменение трансфертных цен по внутрифирменным продажам;

· ускорение или замедление внутрифирменных платежей и дивидендов;

· применение техники лидз-энд-лэгз (ускорение или задержка инкассирования или платежа) по внутрифирменным приходным и расходным счетам.

Если ожидается снижение курса иностранной валюты против национальной, то в рамках валютного риск-менеджмента принимаются следующие меры:

1) сокращаются суммы денежных средств на банковских счетах и рыночных ценных бумаг в слабой валюте;

2) сокращаются поступления средств в слабой иностранной валюте (например, путем ужесточения условий коммерческого кредита);

3) задерживается инкассирование приходных счетов в сильной валюте;

4) увеличиваются заимствования в слабой валюте;

5) задерживается оплата счетов в слабой иностранной валюте;

6) ускорение переводов в подразделения компании дивидендов и комиссионных в слабой валюте.

Если ожидается повышение курса иностранной валюты против национальной, то производится:

1) увеличение суммы денежных средств и рыночных ценных бумаг в сильной иностранной валюте;

2) увеличение доходных счетов в сильной иностранной валюте (ослабление условий коммерческого кредита);

3) ускорение инкассирования средств в слабой валюте;

4) замедление импорта товаров в слабой валюте;

5) сокращение заимствований в сильной валюте;

6) ускорение оплаты счетов в сильной валюте.

Форвардные контракты применяются для хеджинга бухгалтерского риска как при ожидании повышения, так и снижения курса иностранной валюты. В первом случае заключаются форвардные контракты на покупку сильной иностранной валюты, во втором – на продажу слабой.

Неттинг валютного риска чаще всего применяется крупными компаниями, которые имеют валютные позиции в нескольких иностранных денежных единицах. Применение данного инструмента означает компенсирование открытой позиции в одной валюте посредством открытия противоположной позиции в той же валюте или такой же – в другой валюте. При этом доходы и убытки по этим позициям должны компенсировать друг друга.

6.6. Управление экономическими и политическими
валютными рисками

 

Поскольку экономические валютные риски обладают сложной природой, оказывая влияние на долгосрочные рыночные позиции и конкурентоспособность фирмы, стратегия их менеджмента должна быть нацелена на защиту прибыли компании и связана с корректировкой ее маркетинговой, производственной и финансовой политики.

В значительной мере эта корректировка зависит от продолжительности изменений валютных курсов. Так, если станет дороже национальная валюта, экспортер должен решить, повышать ли и в какой мере цены в иностранной валюте. Если ожидается временный рост курса национальной валюты, то экспортер оставит цены без изменения. Несмотря на некоторое снижение доходности продаж, такое решение будет выгоднее, чем повышение цен, а потом их снижение в результате падения курса национальной валюты. При долгосрочном ее удорожании компании придется увеличить экспортные цены даже за счет временного снижения объемов реализации. Если издержки на восстановление уровня продаж велики, то фирма, скорее всего, будет держать экспортные цены без изменения, заботясь о перемещении производства за рубеж, чтобы сохранить в долгосрочном периоде приемлемую прибыльность своей деятельности.

Данной цели вполне соответствует политика диверсификации, которая ведет к расширению рынков, на которых действует компания. Если реальный обменный курс в какой-то отдельной стране падает, компания может увеличить там производство продукции на экспорт и осуществлять его в те страны, где реальные обменные курсы или возрастают, или остаются без изменения. Поскольку реальный обменный курс постоянно меняется, предприятие, имея диверсифицированную деятельность, может оперативно на это реагировать, эффективно реализуя возникающие производственные возможности. Например, стоимость евро растет быстрее, чем различия в темпах инфляции в Европе и США, которые определяют соотношение стоимостей данных валют в соответствии с их покупательной способностью. Транснациональная корпорация, имеющая здесь предприятия, могла бы понизить объемы производства в Европе и повысить их в США. Произведенная в США дополнительная продукция экспортировалась бы в Европу, где реализовывалась за евро. Поступающие за это суммы конвертировались бы в большее количество долларов благодаря более высокому курсу.

Компании могут также понизить экономический валютный риск выравниванием своих активов и пассивов, номинированных в одной иностранной валюте, по рыночной стоимости и срокам действия. Например, американская компания, имеющая филиал в Европе, может удовлетворить его финансовые потребности за счет обязательств, номинированных в евро, причем с тем же сроком действия, что и активы. В случае понижения долларовой стоимости активов это даст понижение в той же мере долларовой стоимости обязательств филиала.

Политические (страновые) риски могут снижаться путем применения определенных экономических и правовых методов. К экономическим методам относится страхование данного вида рисков. Его часто осуществляет страна происхождения компании-инвестора. Например, в США для этих целей создана правительственная Корпорация зарубежных частных инвестиций, которая производит четыре вида страхования прямых инвестиций из США:

1) от введения ограничений на перевод денежных средств в долларах в виде прибылей филиалов американских компаний;

2) от национализации и экспроприации;

3) от ущерба, нанесенного военными действиями, восстаниями, беспорядками;

4) от убытков вследствие конфликтов на политической почве.

К юридическим методам снижения политических рисков относятся заключение инвестиционных и концессионных соглашений, а также юридическая защита. При заключении данных соглашений оговариваются условия, регламентирующие налоговые льготы для инвестора, права собственности на совершение переводов доходов за рубеж, возможность получения кредитов в местных банках и т.д. При этом немаловажно предусмотреть в соглашениях выгоду стороны, принимающей инвестиции.

Применение юридической защиты предполагает рассмотрение спорных моментов в Международном центре разрешения инвестиционных споров, если страна, принимающая инвестиции, признает его решения.

Итак, валютные риски, сопровождающие внешнеэкономическую деятельность, имеют различные формы, поэтому для их снижения требуются адекватные инструменты. Их выбор составляет важную задачу финансовых служб предприятия, от решения которой в значительной мере зависит доходность его внешнеэкономической деятельности.

Основные выводы

1. Валютные риски, с которыми сталкиваются все участники внешнеэкономической деятельности (экспортеры, импортеры, инвесторы, банки и др.), обусловлены неблагоприятной динамикой валютных курсов.

2. Количественная определенность валютного риска выражается в степени риска, имеет вероятностный характер и измеряется суммой потерь стоимости актива, обусловленной неблагоприятными изменениями валютного курса.

3. Валютные риски выступают как операционные, бухгалтерские, экономические и политические. Основной разновидностью валютных рисков является операционный риск, конкретное распределение которого зависит от валюты платежа, установленной в контракте.

4. Бухгалтерский риск возникает в силу того, что возможные изменения валютного курса могут отрицательно сказаться на стоимости активов и пассивов субъекта ВЭД при их пересчете из иностранной валюты в национальную, который производится различными методами.

5. Экономический валютный риск в значительной мере зависит от воздействия валютного курса на будущие денежные потоки фирмы, а значит – на ее долгосрочные рыночные позиции и конкурентоспособность.

6. Валютный риск-менеджмент в своем арсенале содержит такие стратегии управления рисками, как нейтральное к нему отношение, принятие риска, страхование риска.

7. В зависимости от видов валютных рисков их страхование производится с применением широкого круга различных методов: валютные и мультивалютные оговорки, сальдирование валютного риска, неттинг открытых валютных позиций, параллельные займы, срочные валютные операции, коррекция валютных потоков, политика диверсификации, выравнивание активов и пассивов, инвестиционные соглашения, юридическая защита.

 

Ключевые понятия

Бухгалтерский валютный риск

Валютная оговорка

Валютные риски

Валютный риск-менеджмент

Коррекция валютных потоков

Мультивалютная оговорка

Неттинг открытых валютных позиций

Операционный валютный риск

Параллельные займы

Политический валютный риск

Сальдирование операционного риска

Степень риска

Стратегия валютного риск-менеджмента

Стратегия нейтрального отношения к валютным рискам

Стратегия принятия валютных рисков

Стратегия страхования рисков

Тактика валютного риск-менеджмента

Экономический валютный риск

Юридическая защита

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое валютные риски и какие причины их вызывают?

2. Как измеряется степень валютного риска?

3. Какие бывают виды валютных рисков?

4. Что такое операционный валютный риск и какие последствия он вызывает?

5. Когда возникают бухгалтерские валютные риски?

6. Какие существуют способы валютной трансляции?

7. В чем состоит природа экономических валютных рисков и с каким из видов валютного курса (номинальным или реальным) связано их действие?

8. В чем выражаются политические валютные риски?

9. В чем состоит сущность управления валютными рисками?

10. Какие применяются стратегии управления валютными рисками?

11. Какие факторы влияют на выбор методов страхования валютных рисков?

12. Как действуют валютные и мультивалютные оговорки?

13. Что значит «передать риск другой компании»?

14. Что такое сальдирование валютного риска?

15. В чем сущность параллельных займов, неттинга открытых валютных позиций?

16. Почему срочные операции применяются в качестве инструмента хеджирования валютных рисков?

17. Как соотносятся различные срочные операции по потенциалу хеджирования валютных рисков?

18. Какие существуют методы страхования бухгалтерских валютных рисков?

19. Что такое коррекция валютных потоков и какими методами она осуществляется?

20. Какие меры принимаются для снижения бухгалтерских валютных рисков, когда повышается курс иностранной валюты?

21. Какие меры принимаются для снижения бухгалтерских валютных рисков, когда понижается курс иностранной валюты?

22. Как осуществляется управление экономическими валютными рисками?

23. Как страхуются политические валютные риски?

 

 

Раздел 2
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Глава 7
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ

 

 

7.1. Современная валютная политика российского
государства и ее основные особенности

Рыночные реформы, интеграция России в мировое хозяйство вызвали необходимость формирования принципиально новых механизмов осуществления политики государства во внешнеэкономической сфере. Это касается всех ее направлений, и особенно валютной политики, поскольку от состояния валютных отношений, уровня их организации в значительной мере зависит эффективность участия страны в мирохозяйственных связях.

Как известно, деятельность государства в конкретной сфере экономики осуществляется посредством соответствующего вида политики: промышленной, инвестиционной, налоговой, финансово-кредитной, внешнеторговой, валютной и т.д. Каждая из них имеет особенности, которые определяются прежде всего содержанием процессов, имеющих место в данном секторе экономики. В то же время у всех видов экономической политики есть общая черта – они представляют собой сферу реализации государственных интересов. Интересы, которые преследует государство в той или иной части экономической системы, определяют смысл, направленность соответствующего вида экономической политики.

Экономические интересы государства существенно отличаются от экономических интересов любого другого субъекта (предприятия, организации, индивидуального производителя и потребителя и т.д.). Они не ограничиваются только максимизацией доходов. Государство заинтересовано прежде всего в устойчивом, динамичном и пропорциональном развитии всех сфер экономики страны, а значит, развития ее в целом. Реализация в полной мере интересов государства в валютной сфере является свидетельством того, что валютная политика выполняет свое назначение в качестве важнейшего инструмента интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Итак, валютная политика – это деятельность государства, направленная на реализацию его интересов в валютной сфере национальной экономики, главным из которых является обеспечение стабильного функционирования этой сферы.

Интересы государства в валютной сфере экономики страны обусловливают цели его валютной политики. В то же время посредством определения целей (целеполагания) происходит осознание государством своих интересов в валютной сфере. Определить цели валютной политики – это значит не только их сформулировать, но и установить между ними субординацию, учитывая их значение для развития экономики, временные параметры и т.д.

Цели валютной политики различаются на долгосрочные и текущие.

К долгосрочным целям относятся:

· укрепление экономической безопасности страны;

· повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;

· обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

· создание условий, благоприятных для применения в стране капитала, в том числе иностранного;

· защита денежной системы и экономики страны в целом от негативного воздействия внешних факторов;

· пополнение золотовалютных резервов государства;

· обеспечение доходов государственного бюджета.

Реализация долгосрочных целей валютной политики существенным образом сказывается на развитии экономики страны, особенно ее внешнеэкономической сферы, на эффективности ее функционирования.

Текущие цели валютной политики государства неразрывно связаны с ее главной составляющей – политикой валютного курса. Как указано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов», «политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования».

Такая направленность валютной политики государства означает, что оно прилагает меньше усилий по поддержанию динамики курса рубля в заданном направлении и перераспределяет их на регулирование денежного рынка в целях сдерживания инфляции. Режим ее таргетирования предполагает декларирование целевых значений инфляции на краткосрочную и среднесрочную перспективу при поддержании стабильности цен в долгосрочной перспективе. Устойчивость обменного курса как цель денежной политики учитывается, но в качестве второстепенной.

Целеполагание по обменному курсу и целеполагание по инфляции – в значительной мере противоположные направления денежной (валютной) политики государства. Как показывает мировая практика, для полного перехода от одного направления к другому необходимы соответствующие условия:

1. Сбалансированность экономики страны, отсутствие у нее сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса.

2. Наличие развитой финансовой системы, современных финансовых рынков, устойчивой банковской системы.

3. Полная независимость центрального банка от исполнительной власти.

4. Наличие у центрального банка возможностей обеспечивать надежную статистику и высокий уровень аналитической работы.

Поскольку в России данные условия не сложились в должной мере, переход от жесткого регулирования валютного курса к режиму таргетирования инфляции происходит постепенно. На начальном его этапе допускается промежуточный вариант, когда комбинируется регулируемое плавание национальной валюты с декларацией целей по уровню инфляции.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса и таргетирования инфляции Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. Это позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Итак, ориентиры современной валютной политики в полной мере вписываются в применяемый Центральным банком РФ режим регулируемого плавания валютного курса рубля, который реализуется в условиях либерализации валютной политики государства и обеспечивается применением соответствующих методов валютного регулирования.

 

7.2. Валютное регулирование как средство
осуществления валютной политики

 

Для реализации целей валютной политики государство применяет соответствующее средство. В качестве такого средства выступает валютное регулирование. Поэтому необходимость валютного регулирования обусловлена прежде всего данным обстоятельством. Валютное регулирование представляет собой адекватный рыночным отношениям способ воздействия государства на валютную сферу, которое направлено на реализацию целей его валютной политики.

Адекватность природе рыночных отношений – существенная черта регулирующих воздействий государства на валютную сферу. Это следует подчеркнуть особо, поскольку специфика регулирования не всегда понимается правильно, что ведет, по сути дела, к его отождествлению с управлением. «Между понятиями “государственное управление экономикой” и “государственное регулирование экономики”, – пишут авторы одного из учебников, – трудно провести четкую грань…»[3]. Это не совсем так, если иметь в виду, что регулирование и управление как способы воздействия извне на деятельность экономических субъектов основательно отличаются друг от друга.

Управление имеет характер непосредственноговоздействия на экономические процессы. Посредством управления деятельности экономических субъектов задаются параметры, в соответствии с которыми она должна осуществляться. Это лишает данных субъектов возможности выбора, а с этим – самостоятельности как основы их деятельности. Поэтому в условиях управления действия хозяйствующих единиц сводятся к выполнению команд, поступающих извне.

Регулирование, напротив, способ воздействия на экономические процессы, которое имеет косвенный характер. Это значит, что оно направлено не на саму деятельность экономических субъектов и их права, а, по преимуществу, на условия, в которых она осуществляется. Изменения условий вызывают у данных субъектов необходимость менять параметры своей деятельности. При этом они не лишаются выбора, сохраняют высокую степень свободы, что крайне важно для нормального осуществления экономических процессов.

Управление экономикой со стороны государства возможно в хозяйственной системе, у которой мало общего с рынком и которая реализует монополию государства на все виды экономической деятельности. Такая система господствовала в СССР и других социалистических странах.

Рыночная экономика – экономика иного типа. В ней основные хозяйственные процессы не управляются, а регулируютсярынком. Управление существует только на уровне предприятия, обеспечивая согласование действий участников совместной деятельности. В рыночной экономике активность государства в экономической сфере является вторичной, т.е. она дополняет собой функционирование рыночного механизма. При этом данная активность, как и действие рыночного механизма, имеет характер регулирования. Это в полной мере относится и к регулированию государством валютных отношений, т.е. валютному регулированию.

Оказывая регулирующее воздействие на валютную сферу, государство преследует те же цели, что и при проведении валютной политики. Эти цели конкретизируются в задачах, решаемых посредством валютного регулирования. Они состоят в следующем:

· установлении режима валютного курса и поддержании его стабильности;

· обеспечении желательного режима присутствия страны на мировом валютном рынке;

· регламентировании проведения международных расчетов;

· определении порядка проведения операций с валютными ценностями;

· установлении правил перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа;

· определении режима осуществления иностранных инвестиций и др.

Валютное регулирование осуществляется на трех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном. Каждый из них имеет свои особенности. Национальный уровень в этой иерархии является исходным. На нем валютное регулирование осуществляется государством на основе национального законодательства. Национальная форма валютного регулирования отражает особенности экономики страны и накладывает отпечаток на ее участие в валютных отношениях международного уровня.

Межгосударственное регулирование представляет собой «рамочный» механизм, действие которого основано на международном праве и направлено на создание благоприятных условий для обмена товарами, услугами, движения капитала между странами в целях поддержания в них устойчивого экономического роста. Действие данного механизма происходит в виде координации валютной политики отдельных стран, принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций, согласования валютной политики стран – участниц соглашений в отношении третьих стран. Важную роль при этом играют международные финансовые организации, среди которых особое место занимает Международный валютный фонд.

Валютное регулирование на региональном уровне распространяется на отдельные группы стран. Как правило, его механизм складывается и действует под влиянием ведущей валюты региона. Поэтому региональный уровень валютного регулирования представлен в валютных зонах. В Европе сложилась зона евро, в Америке – доллара США, в Азии – японской йены.

Валютное регулирование, которое осуществляется на национальном уровне, – явление общее для всех стран. Его необходимость обусловлена прежде всего самим объектом, на который воздействует государство, – денежными отношениями. Уже сам факт монополии государства на эмиссию денежных знаков, которая всегда имеет количественные границы, свидетельствует о регулирующей направленности действий государственных органов. Кроме того, государство по причине участия (и даже неучастия) страны в мировых хозяйственных связях должно определять характер отношения национальной валюты к валютам других стран, т.е. режим валютного курса национальной денежной единицы.

Вместе с тем валютное регулирование в отдельной стране или группе стран обладает особенностями, которые зависят от уровня развития их экономик. Суть этой зависимости состоит в том, что чем выше уровень экономического развития страны, тем менее интенсивно государство воздействует на валютную сферу. В экономически развитых странах, в которых давно сложились традиции рыночного хозяйства, валютное регулирование минимально. В странах с недостаточным уровнем экономического развития, там, где в экономике осуществляются коренные преобразования, воздействие государства на валютную сферу должно быть более широким и активным.

Валютное регулирование, осуществляемое в России, базируется на ряде принципов, которые впервые в отечественной практике нашли законодательное закрепление в ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в дальнейшем – Закон). В качестве этих принципов определено следующее:

1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

3. Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации.

4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Несложно заметить, что данные принципы во взаимосвязи друг с другом определяют основы взаимоотношений государства и экономических субъектов, складывающихся в процессе валютного регулирования, и главное – позицию государства как гаранта соблюдения интересов участников валютных отношений.

Итак, валютное регулирование представляет собой важнейший инструмент осуществления валютной политики государства, систему определенных воздействий государства на валютную сферу, обеспечивающих ее стабильное функционирование как необходимое условие поступательного развития экономики страны, ее эффективной интеграции в мирохозяйственные связи.

 

7.3. Становление системы валютного регулирования
в России

Валютное регулирование – явление достаточно динамичное. Оно находится в непрерывном становлении, меняя свои основные характеристики в зависимости от особенностей протекания фундаментальных процессов в экономике страны, ее валютной сфере. Как и всякое историческое явление, валютное регулирование имеет предпосылки возникновения, условия развития и этапы становления.

Предпосылки возникновения валютного регулирования в современной России зародились в недрах предшествовавшей исторической эпохи – в советский период. Они были связаны с разложением государственной монополии на все виды экономической деятельности, в том числе и валютной монополии, которая означала абсолютное право собственности государства на валютные средства и осуществление с ними соответствующих операций. Это право реализовывалось в попытках тотального управления государством всеми процессами, протекавшими в валютной сфере советского хозяйства, что исключало возможность возникновения в ней полноценных рыночных отношений, а значит, и какие-либо регулирующие воздействия на нее извне.

Первые признаки разложения валютной монополии проявились в середине 80-х гг. прошлого века. В 1986 г. государство решило усилить стимулы повышения экспортной активности предприятий. С этой целью были приняты Постановления Совета Министров СССР № 1535 и 1537, в соответствии с которыми предприятия получили возможность формировать из экспортной валютной выручки валютные фонды, а также расходовать их средства на собственные нужды. Долгосрочные нормативы, по которым рассчитывались размеры данных фондов, дифференцировались по разным министерствам и ведомствам, что в значительной мере зависело от их влиятельности. Так, Гостелерадио получало в свои фонды до 100% валютных поступлений, Министерство гражданской авиации – только 2%.

Эффективность административных усилий по ослаблению валютной монополии была крайне низкой. Они не были способны вывести развитие валютной сферы советской экономики на качественно новый уровень, который может быть связан только с рыночными отношениями. Несмотря на то, что валютная монополия и валютный рынок – явления несовместимые, государство предпринимало попытки решать проблему развития рыночных отношений, не отказываясь до конца от валютной монополии. Так, Совет Министров СССР в августе 1990 г. принял Постановление № 776 «О мерах по формированию общесоюзного валютного рынка». Его реализация была направлена в первую очередь на расширение круга валютных операций на территории России, создание валютной биржи. Постановлением отменялись долгосрочные валютные коэффициенты и узаконивалась множественность валютных курсов.

С конца 1989 г. был введен специальный туристский курс доллара США, который превышал официальный почти в 10 раз. Внешэкономбанк СССР начал устанавливать валютный курс проводимых им валютных аукционов, который был своего рода прообразом рыночного курса рубля к доллару. В 1990 г. вводится коммерческий курс рубля, который применялся во внешнеторговом обороте по отношению к доллару США и превышал официальный курс почти в 3 раза (1 долл. = 1,80 руб.). Существовал и валютный курс «черного» рынка.

В марте 1991 г. вступил в силу Закон СССР «О валютном регулировании и валютном контроле», в апреле приступила к работе валютная биржа Госбанка СССР. В этом же году появились первые коммерческие банки – важный шаг на пути создания в стране денежного рынка.

Стремление государства насадить элементы валютного рынка в условиях, когда валютная монополия не была полностью ликвидирована, является свидетельством того, что старая система хозяйствования исчерпала свой исторический ресурс и в ее недрах зародились предпосылки валютного рынка, а вместе с ними и принципиально иного отношения государства к валютной сфере – предпосылки валютного регулирования. Реализация данных предпосылок в полной мере стала возможной в результате коренных изменений в политической системе общества, с отменой в 1992 г. всех видов монополии государства в экономической сфере.

Для развития любого общественного явления требуются необходимые условия. Применительно к валютному регулированию в качестве таких условий выступают в первую очередь наличие в валютной сфере рыночных отношений и ее институтов в виде коммерческих банков и бирж, а также соответствующей нормативной базы. Начиная с 1992 г. в стране начала интенсивно формироваться двухуровневая банковская система. При участии Центрального банка РФ, ведущих коммерческих банков, Правительства Москвы 9 января 1992 г. произошла трансформация валютной биржи Госбанка СССР в акционерное общество закрытого типа – Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ). В октябре этого же года был принят Федеральный закон № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», ставший краеугольным камнем нормативной базы государственного воздействия на валютную сферу.

Таким образом, в стране были созданы исходные условия для развития валютного рынка и системы валютного регулирования, которое прошло ряд этапов. Основным критерием их выделения является характер устанавливаемого государством режима валютного курса национальной денежной единицы (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Этапы становления системы
валютного регулирования в РФ

Этап Хронологические рамки Основное содержание этапа (режим валютного курса рубля)
Первый 1992–1994 гг. Плавающий
Второй 1995–1997 гг. Наклонный коридор
Третий 1998 г. Центральный курс
Четвертый 1999–2003 гг. Регулируемое плавание
Пятый 2004 г. – настоящее время Регулируемое плавание с постепенным снижением вмешательства государства в действие рыночного механизма

 

Первый этап(19921994 гг.) характеризуется плавающим курсом рубля, низким уровнем активности государства в валютной сфере. В этот период переходная экономика страны отличается гиперинфляцией, которая сопровождается высокими темпами обесценения национальной валюты и большими колебаниями ее курса по отношению к ведущим иностранным валютам. Банки предпочитают осуществлять сделки через валютную биржу, которая выступает гарантом производимых расчетов. Валютные операции сконцентрированы в Москве на ММВБ. Начинается формирование региональных валютных рынков. Валютные биржи создаются в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке. Завершился данный этап 11 октября 1994 г. («черный вторник»), когда произошло резкое падение курса рубля и возникла острая необходимость усиления регулирующего воздействия государства на валютную сферу.

Второй этап(19951997 гг.) отличается применением в курсообразовании политики наклонного валютного коридора, который установил пределы колебания валютного курса рубля в режиме его плавного снижения. Это привело к стабилизации валютного рынка, снижению рисков для его участников. В результате произошел существенный рост объема валютных операций на межбанковском валютном рынке и снижение объема биржевых сделок. На функционировании валютного рынка благоприятно сказались два события: 1) присоединение России в 1996 г. к VIII статье Устава МВФ, обязывающей членов данной организации отменить валютные ограничения на текущие валютные операции; 2) допуск нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг – ГКО, существенно увеличивший объемы валютных операций.

Третий этап(1998 г.) характеризуется введением политики центрального курса рубля по отношению к доллару. Ее сущность состоит в поддержании курса национальной валюты около среднего значения в 6,2 руб. за доллар. Это – более либеральный режим регулирования валютного рынка по сравнению с валютным коридором. Его введение стало возможным в результате достижения более высокого уровня стабильности функционирования валютной сферы. Применять центральный курс в качестве ориентира формирования текущего курса рубля к доллару Правительством и Центральным банком РФ планировалось до 2000 г. Однако этим планам не суждено было сбыться. Финансовый кризис августа 1998 г., резкое падение курса рубля коренным образом изменили ситуацию на внутреннем валютном рынке. После принятия экстренных мер, направленных на стабилизацию финансовой и банковской сфер экономики страны, государство с 1999 г. возвратилось к режиму плавающего валютного курса рубля, но под контролем Центрального банка РФ.

Четвертый этап(19992003 гг.) отличается режимом управляемого (регулируемого) плавания курса рубля по отношению к доллар



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.021 с.)