Организация и проведение проверки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение проверки



Эффективность проверочных мероприятий органов и агентов валютного контроля в значительной мере зависит от уровня организации действий их должностных лиц, которые производятся на различных взаимосвязанных этапах проверки (рис. 11.1).

 

 

Рис. 11.1. Этапы проведения проверки

 

На первом этапе изучается предварительная информация о проверяемом предприятии, заключенном им внешнеторговом контракте, сопровождавших его исполнение валютных операциях, признаках нарушений валютного законодательства. Это позволяет определить цель и задачи проверочных мероприятий, установить их наиболее важные направления, общий объем необходимых для их осуществления документов и сведений, конкретные сроки проведения проверки.

Предельные сроки проведения целевых проверок таможенными органами определены приказом ФТС РФ от 05.02.2009 № 125, который предписывает соответствующим своим подразделениям осуществлять проверки соблюдения субъектами ВЭД валютного законодательства в течение:

· сроков, обеспечивающих своевременное направление в орган валютного контроля (Росфиннадзор) материалов об АП и рассмотрение им возбужденных дел до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП;

· двух месяцев со дня получения поручения ФТС РФ, а также со дня получения информации о возможных нарушениях валютного законодательства из налоговых и других контролирующих органов.

Содержание второгоэтапа проверки заключается в оформлении запросов на документы и информацию, необходимых для решения поставленных задач, и их получение. Запросы оформляются на официальных бланках контролирующих органов их должностными лицами. В запросе указываются:

· основание проверки;

· перечень запрашиваемых документов.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право запрашивать у проверяемого лица документы, перечень которых определен Законом (ст. 23). Причем агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции, а обязательный срок представления данных документов не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса. Закон также устанавливает требования к представляемым документам:

1) документы должны быть действительными на день представления контролирующим органам;

2) документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом оформленной копии. Копии документов могут удостоверяться как резидентом, от имени которого заключен контракт, так и должностными лицами органов и агентов валютного контроля. Возможен и нотариальный порядок удостоверения копий документов в соответствии с законодательством РФ о нотариате;

3) оригиналы документов принимаются контролирующими органами для ознакомления и возвращаются представившим их лицам;

4) документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке.

При проведении целевых проверок таможенные органы запрашивают документы и информацию в основном:

· у субъекта внешнеторговой деятельности (контракт, паспорт сделки, ГТД, накладные, платежные документы и др.);

· налоговых органов (регистрационные сведения о проверяемом лице);

· уполномоченного банка (контракт, ведомость банковского контроля, карточки с образцами подписей и др.).

Днем представления запрошенных документов и информации является:

· дата отправления документов проверяемым предприятием по почте;

· дата, указанная в отметке контролирующего органа о принятии им документов непосредственно.

На третьем этапе проверки производится анализ имеющихся документов и информации, позволяющий документально подтвердить факт нарушения валютного законодательства.

На четвертом этапе подводится итог проведенной проверки.

Подведение итогов проверки

Подведение итогов проверки – важный и ответственный этап ее проведения. От него в значительной мере зависят перспективы производства дела об АП в случае его возбуждения по выявленному в ходе проверки факту нарушения субъектом ВЭД валютного законодательства. Итоги проведения проверки оформляются актом (см. приложение 5).

Акт проверки – документ, содержащий систематизированное изложение документально подтвержденных данных о наличии признаков нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых.

Акт проверки составляется в одном экземпляре должностным лицом таможенного органа, уполномоченным на ее проведение. В случае выявления нарушения валютного законодательства, которое содержит признаки АП, акт проверки составляется в двух экземплярах. Один из них приобщается к материалам, направляемым в орган валютного контроля (территориальное управление Росфиннадзора).

Акт проверки состоит из трех частей: 1) вводной; 2) аналитической (описательной); 3) итоговой (заключительной) (пример составления акта представлен в приложении 5). К акту прилагаются документы или их копии, подтверждающие факты, отраженные в акте, а также другие материалы, которые могут иметь значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

В вводной части акта содержатся:

· обязательные реквизиты акта (номер, дата и место составления);

· сведения о проводимой проверке (основание для проверки, сведения о проверяющих лицах, цель проверки);

· сведения о проверяемом лице (полное наименование организации согласно учредительным документам; организационно-правовая форма юридического лица; юридический и фактический адреса; фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера; ОГРН, ИНН, КПМ; банковские реквизиты);

· номера актов предыдущих проверок;

· предмет проверки (конкретные ГТД либо отгрузки, осуществленные за определенный период времени);

· перечень использованных в ходе проверки документов;

· период, в течение которого проводилась проверка.

Аналитическая часть акта содержит систематизированное изложение проверенных, документально подтвержденных фактов со ссылками на соответствующие первичные документы в следующем порядке:

· существенные условия договора;

· произведенные платежи (при импорте) и переданный нерезиденту товар (при экспорте) по договору;

· полученные товары, денежные средства или иные встречные предоставления;

· иные сведения, имеющие значение для принятия решения по результатам проверки.

В случае выявления нарушения валютного законодательства в акте проверки отражаются все существенные обстоятельства, которые относятся к выявленному нарушению.

В итоговой части акта отражаются:

· сведения о выявленных фактах нарушений валютного законодательства или указание об их отсутствии;

· подписи должностных лиц, проводивших проверку.

Суммы нарушений, выраженные в иностранной валюте, отражаются в акте с одновременным указанием их рублевого эквивалента по установленному официальному валютному курсу на день совершения правонарушения.

После ознакомления проверяемого лица с актом проверки или при вручении ему копии акта на последней странице экземпляра акта, находящегося на хранении в таможенном органе, делается соответствующая запись с проставлением подписи законного представителя проверяемого лица с указанием его фамилии и инициалов, а также дата ознакомления или вручения копии акта.

 

11.5. Действия должностных лиц органов и агентов
валютного контроля в случае выявления факта
административного правонарушения. Ответственность
за нарушения валютного законодательства

 

В случае выявления факта нарушения валютного законодательства в результате проведенной проверки при наличии достаточных оснований должностными лицами органа или агента валютного контроля возбуждается дело об административном правонарушении. Максимальными полномочиями по производству такого рода дел (административное производство) обладает орган валютного контроля (Росфиннадзор РФ). Его должностные лица реализуют эти полномочия, действуя в определенном порядке (см. рис. 11.2).

В таможенных органах круг лиц, которые имеют право возбуждать и вести дела об АП в соответствии с установленным объемом полномочий, определяется Приказом ФТС РФ от 15.03.2005 № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

 

 

Рис. 11.2. Стадии административного производства

 

После выявления факта совершения нарушения валютного законодательства немедленно составляется протокол об АП (см. приложение 6). Соответственно, дело об АП считается возбужденным с момента составления данного протокола. При его составлении, а также на всех стадиях административного производства физическому лицу или законному представителю юридического л и ца, в отношении которого возбуждено дело об АП, разъясняются в установленном порядке их права и обязанности. В случае отсутствия возможности составления протокола об АП на месте выявления нарушения лица, в отношении которых возбуждено дело об АП, извещаются о времени и месте составления протокола.

Нередко после выявления факта нарушения валютного законодательства возникает необходимость совершения таких дополнительных процессуальных действий, требующих значительных затрат времени, как:

1) установление фактического местонахождения проверяемого лица;

2) оформление запросов для получения необходимых пояснений, которые могут касаться:

· уточнения меры ответственности должностных лиц предприятия-нарушителя;

· оценки ущерба, нанесенного действием (бездействием) проверяемого лица;

· подтверждения фактов ошибочного зачисления средств на счета проверяемого лица в других банках, по другому контракту и т.д.;

· подтверждения фактов ошибочного отражения сотрудниками уполномоченного банка сведений в ведомостях банковского контроля и др.

В этом случае выносится определение о возбуждении дела и проводится административное расследование. Лицо, в отношении которого вынесено определение, уведомляется об этом в установленном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АП.

Полномочия таможенных органов по ведению дел об административных правонарушениях ограничиваются составлением протоколов об АП (проведением административных расследований и составлением протоколов). Составленный протокол вместе с другими материалами дела об АП передается в орган валютного контроля – Росфиннадзор для вынесения постановления:

· о назначении административного наказания (см. приложение 7);

· о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если по результатам рассмотрения дела выяснится, что оно не относится к компетенции рассмотревшего его органа, может быть вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Копия постановления по делу об АП вместе с разъяснением прав и обязанностей вручается под расписку лицам (их законным представителям), в отношении которых оно вынесено, либо высылается в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Ответственность за нарушения валютного законодательства устанавливается статьей 15.25 КоАП РФ. Она определяет вид нарушения, а также вид и меру ответственности за него (табл. 11.3).

Таблица 11.3

Мера ответственности за нарушения валютного
законодательства

№ п/п Вид нарушения Часть ст.15.25 КоАП РФ Вид ответственности Ответственный Мера ответствен-ности
  Осуществление незаконных валютных операций   Административный штраф Граждане ¾ – 1 размер суммы незаконной операции
Должностные лица
Юридические лица
  Нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами РФ   Административный штраф   Граждане 1–1,5 тыс. руб.
Должностные лица 5–10 тыс. руб.  
Юридические лица 50–100 тыс. руб.
  Невыполнение резидентами в установленный срок обязанности по получению на счета в уполномоченных банках экспортной выручки   Административный штраф Должностные лица ¾ – 1 размер суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках
Юридические лица
  Невыполнение резидентами в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на территорию России   Административный штраф Должностные лица ¾ – 1 размер суммы денежных средств, не ввезенных на территорию РФ
Юридические лица
  Нарушение правил оформления паспортов сделок, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок   Административный штраф Должностные лица 4–5 тыс. руб.
Юридические лица 40–50 тыс. руб.

 

Итак, проверки органами и агентами валютного контроля соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности валютного законодательства являются важным элементом его механизма. Их проведение имеет определенную организацию и предполагает соблюдение должностными лицами, осуществляющими контрольные действия, ряда процессуальных норм, установленных КоАП РФ. От уровня организации проверок, строгого соблюдения данных норм, согласованности взаимодействия контролирующих органов в значительной мере зависит не только эффективность валютного контроля, но и решение задач, стоящих перед системой валютного регулирования в целом.

 

Основные выводы

1. Нарушения валютного законодательства и актов органов валютного контроля являются административными правонарушениями, поэтому по ним устанавливается ответственность КоАП.

2. Нарушения валютного законодательства выступают в различных видах, наиболее значимыми из них являются нарушения: 1) сроков получения экспортерами валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках; 2) сроков возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России; 3) единых правил и сроков оформления паспортов сделок.

3. Проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности валютного законодательства являются особой формой валютного контроля, позволяющей прежде всего выявить и пресечь нарушения данного законодательства, предупредить и предотвратить их.

4. Проверки бывают камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми, они проводятся на соответствующих основаниях и имеют ряд этапов: 1) подготовительные мероприятия; 2) запрос и получение документов; 3) анализ полученной информации; 4) подведение итогов.

5. Особое значение при проведении проверки имеет подведение ее итогов, оформляемое актом, к составлению которого предъявляются определенные требования.

6. Выявление факта нарушения валютного законодательства в результате проведения проверки сопровождается возбуждением дела об административном правонарушении, что предполагает составление протокола об АП, который передается в орган валютного регулирования – Росфиннадзор и выступает в качестве основания вынесения постановления о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об АП.

 

Ключевые понятия

Административное правонарушение

Административное расследование

Акт проверки

Внеплановая проверка

Выездная проверка

Камеральная проверка

Нарушение валютного законодательства

Основание проверки

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Плановая проверка

Постановление о назначении административного наказания

Проверка соблюдения валютного законодательства

Протокол об административном правонарушении

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой нарушение валютного законодательства?

2. Какой характер имеют эти нарушения?

3. Какие существуют виды нарушений валютного законодательства?

4. Какие нарушения единых правил оформления паспортов сделок являются типичными?

5. Что представляют собой проверки соблюдения валютного законодательства участникам внешней торговли?

6. На каких принципах производится проведение проверок?

7. Какие бывают виды проверок?

8. На каких основаниях Росфиннадзор проводит внеплановые проверки?

9. На каком основании проводят проверки таможенные органы?

10. Сколько этапов включает проверка?

11. В чем состоит содержание первого этапа проверки?

12. Чем отличается второй этап проверки?

13. Каким образом подводятся итоги проведения проверки?

14. Что представляет собой акт проверки?

15. В каких случаях возбуждается дело об АП?

16. В каком порядке действуют должностные лица органа валютного контроля, осуществляя административное производство?

17. В каких случаях проводится административное расследование?

18. Какие полномочия по ведению дел об административных правонарушениях имеют таможенные органы?

19. Кто выносит постановление по делу о нарушениях валютного законодательства?

20. Какие санкции предусмотрены за нарушение валютного законодательства?

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение дисциплины «Валютное регулирование» позволяет убедиться, во-первых, в сложности и многогранности такой важной составляющей денежной системы национальной экономики, как валютная сфера. Природа валютной сферы в значительной мере обусловлена тем, что она находится «на пересечении» функционирования экономики страны и мирового хозяйства. Поэтому валютные отношения представляют собой своеобразный «денежный мост», связывающий национальное хозяйство с мировым.

Валютная сфера – явление исключительно динамичное. Находясь под воздействием большого числа как внутренних, так и внешних факторов, она непрерывно меняет свои параметры, оказывая соответствующее влияние на многие стороны экономической жизни общества. Вместе с тем то значение, которое валютная сфера имеет для развития современной экономики, требует от нее устойчивости и стабильности. Как свидетельствует мировой опыт, это требование в полной мере обеспечивается благодаря оптимальному сочетанию действия двух механизмов – механизма валютного рынка и механизма валютного регулирования, осуществляемого государством.

Второе, что наглядно проявляется при изучении дисциплины «Валютное регулирование», – сложность действий государства, направленных на поддержание стабильного функционирования национальной валютной системы. Это касается не только структуры (устройства) механизма валютного регулирования, но и его способности быстро реагировать на изменения, происходящие в экономике страны и мировом хозяйстве, перестраиваться соответствующим образом, чтобы эффективно выполнять свои функции. Поэтому осуществление валютного регулирования всегда сопровождалось и будет сопровождаться проблемами, данное же учебное пособие призвано помочь студентам сформировать понимание этих проблем и учитывать их в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-Ф3.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Таможенный кодекс РФ. Федеральный закон от 28.06.2003 № 61-ФЗ.

5. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

7. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

8. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

9. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

10. Федеральный закон от 26.03.1998 41-ФЗ № «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

11. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 «О либерализации ВЭД на территории РСФСР».

12. Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок».

13. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О концепции национальной безопасности РФ».

14. Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».

15. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

16. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной таможенной службе».

17. Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

18. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе».

19. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

20. Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

21. Положение ЦБ РФ от 20.07.2007 № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

22. Приказ Министерства финансов РФ от 11.07.2005 № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

23. Приказ Министерства финансов РФ от 06.11.2007 № 98н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля».

24. Письмо Центрального банка РФ от 01.11.2008 № 137-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций».

25. Приказ ФТС РФ от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».

26. Приказ ФТС от 12.01.2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне».

27. Приказ ФТС РФ от 15.03.2005 № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (в ред. Приказов ФТС РФ от 10.02.2006 № 110, от 06.05.2006 № 424).

28. Приказ ФТС РФ от 05.07.2006 № 627 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля регионального таможенного управления и таможни».

29. Приказ ФТС РФ от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

30. Письмо ФТС РФ от 18.08.2005 № 01-06/28509 «О Соглашении между ФТС России и Росфиннадзором».

31. Письмо ФТС РФ 12.07.2007 № 01-06/25927 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок».

32. Письмо ФТС РФ от 10.01.2008 № 01-11/217 «О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства».

33. Авагян, Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения: учеб. пособие / Г.Л. Авагян, Ю.Г. Вешкин. – М.: Экономист, 2005. – 414 с.

34. Балабанов, А.И. Банки и банковское дело: учебник для вузов / А.И. Балабанов, В.А. Боровкова, О.В. Гонарчук. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

35. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: учебник / под общ. ред. В.М. Крашенинникова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 399 с.

36. Варламова, Т.П. Валютные операции: учеб. пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 272 с.

37. Ведихин, А.В. FOREX от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А.В. Ведихин, Г.А. Петров, Б.Н. Шилов. – 2-е изд. – М.: СмартБук, 2008. – 408 с.

38. Герчикова, И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учеб. пособие / И.Н. Герчикова. – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2000. – 624 с.

39. Гусаков, Н.П. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Н.П. Гусаков, И.Н. Белова, М.А. Стренина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 314 с.

40. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 576 с.

41. Мовсесян, А.Г. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 312 с.

42. Моисеев, С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: учеб. пособие / С.Р. Моисеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. – 816 с.

43. Наговицин, А.Г. Валютная политика / А.Г. Наговицин. – М.: Экзамен, 2000. – 512 с.

44. Симионов, Ю.Ф. Валютные отношения: учеб. пособие для вузов / Ю.Ф. Симионов, Б.П. Носко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.

45. Хаменушко, И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: учеб.-практич. пособие / И.В. Хаменушко. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 316 с.

46. Шапкин, А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: монография / А.С. Шапкин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 544 с.

47. Экспорт и импорт / под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: ИД «Аргумент», 2006. – 440 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.08 с.)