Особенности организации и проведения проверочных, показательных, опытных и комплексных учений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации и проведения проверочных, показательных, опытных и комплексных учений



Проверочные учения планируют и организуют: начальники гарнизонов пожарной охраны — в своих гарнизонах, а руководители вышестоящих органов — в подчиненных им гарнизонах, органах и подразделениях.

Проверочные учения в гарнизоне пожарной охраны проводят: начальник гарнизона и его заместители, начальник отдела (отделения) службы и подготовки и его заместитель, начальник дежурной службы пожаротушения, начальники отрядов и другие лица по поручению начальника гарнизона. Проверочные учения, организуемые вышестоящими органами пожарной охраны, проводятся, как правило, лицами, возглавляющими инспекторские комиссии в период проверки служебной деятельности подчиненных гарнизонов, органов и подразделений пожарной охраны. Они организуются с целью определить уровень подготовки начсостава к управлению силами и средствами при тушении крупных и сложных пожаров, а также оценить степень готовности отдельных подразделений и гарнизонов пожарной охраны в целом к ведению боевых действий в условиях пожаров, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Организация подготовки руководителя, порядок и методика проведения проверочных учений имеют особенности, вытекающие из цели учений. Основное отличие проверочных учений от тренировочных заключается в том, что о дате и времени проведения проверочных учений, объекте, тактическом замысле, привлекаемых подразделениях не должен знать никто из начсостава, кроме узкого круга лиц, привлекаемых для подготовки и проведения учений. Следовательно, при привлечении к учениям небольшого количества подразделений руководитель учения готовит и проводит пожарно-тактические учения лично, а при участии в них подразделений по повышенному номеру вызова, создании оперативного штаба пожаротушения, тыла, БУ он подбирает себе минимально необходимое количество помощников из лиц начсостава — наиболее опытных и дисциплинированных. При проведении учений в ходе инспекторских проверок руководитель для подготовки и проведения учений, как правило, привлекает членов инспекторской комиссии, а также может привлекать начсостав научных и учебных заведений и подразделений, имеющий соответствующую подготовку и опыт работы.

Подготовка, разработка тактического замысла и составление плана-конспекта осуществляются так же, как и для тренировочных учений. При проведении учений начальниками ОГПС, УГПС, если привлекаются подразделения по повышенным номерам вызова, для разработки тактического замысла и плана-конспекта может назначаться рабочая группа из опытных оперативных работников пожарной охраны. Для подготовки к учениям при комплексных проверках выше стоящими органами пожарной охраны рабочую группу комплектуют, как правило, из компетентных членов комиссии. В этих случаях могут разрабатывать план учения в форме плаката, который используют для инструктажа посредников и разбора учений. В процессе подготовки к проверочным учениям материальную базу, за исключением средств имитации, не готовят и личный состав не инструктируют.

Порядок и методика проведения проверочных учений примерно такие же, как и для тренировочных. В назначенные день и час руководитель учений с посредниками прибывает на объект, уточняет их задачи, имитирует требуемую обстановку и объявляет первую вводную представителю охраны, администрации или обслуживающему персоналу, а затем отрабатывает все последующие вопросы пожарно-тактического учения.

Разбор проверочных ПТУ проводит их руководитель. Вначале он указывает цель, задачи и раскрывает тактический замысел учений. Затем руководитель предоставляет слово посредникам, закрепленным за начсоставом и подразделениями, в порядке фактической очередности включения их в управление силами и средствами. Посредники должны подробно проанализировать действия участников.

В процессе заслушивания посредников руководитель может потребовать от отдельных лиц начсостава объяснения их действий. В заключение разбора руководитель учений дает общую оценку боеспособности начсостава и подразделений, участвующих в учениях, и указывает пути ее повышения. Если учения проводятся в период проверки служебной деятельности, то в заключение разбора может выступить начальник проверяемого гарнизона, учреждения или подразделения пожарной охраны и перечислить конкретные мероприятия, направленные на повышение уровня боеготовности подчиненных подразделений и начсостава.

По результатам проверочных учений могут издаваться приказы и распоряжения соответствующих начальников, направленные на устранение выявленных недостатков.

Показательные учения проводятся с целью обучить начсостав, подразделения, курсантов и слушателей учебных заведений пожарной охраны путем заранее подготовленной демонстрации новых способов и приемов ведения действий, рационального использования новой пожарной техники и средств связи, новых средств, способов и приемов обеспечения безопасности людей, эффективных огнетушащих средств и приборов их подачи, организации управления силами и средствами на пожарах, при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также отработки требований различных указаний и рекомендаций по вопросам пожаротушения.

Показательные учения организуются, как правило, при проведении методических сборов, семинаров, при разработке новых положений по организации ПТП. Количество показательных учений определяется исходя из условий работы гарнизонов и указывается в планирующих документах, Руководителями показательных учений, как правило, являются начальники УГПС, ОГПС, их заместители или, по их указанию, наиболее подготовленные другие должностные лица гарнизона. Подготовка к показательным учениям имеет ряд особенностей.

Для организации всей работы по подготовке к этим учениям из числа компетентных лиц назначается рабочая группа. В нее обычно входят руководители отделов, отделений и служб УГПС, ОГПС. Рабочая группа определяет круг вопросов по подготовке к учениям, намечает должностных лиц из начсостава, ответственных за решение каждого из этих вопросов, разрабатывает и представляет на утверждение план подготовки к показательным пожарно-тактическим учениям. В зависимости от характера учений в план подготовки могут включаться разнообразные мероприятия, которые можно разделить на следующие группы: организационные мероприятия; разработку методических документов для проведения учений и определения его руководства и участников; подготовку объекта (полигона); подготовку пожарной техники, пожарно-технического вооружения и огнетушащих веществ; подготовку подразделений, участвующих в учениях; контроль исправности и создание схем работы средств связи и проверки готовности к учениям.

Организационные мероприятия включают в себя: выбор объекта, соответствующего цели учения; согласование с его руководителем места и времени проведения учений, степени участия в нем администрации и обслуживающего персонала; определение необходимости и возможности привлечения пожарных подразделений и формирований, специальных служб объекта и служб города и конкретизацию их задач на учениях и др. Объект подбирают исходя из цели показательных учений. Если, например, необходимо продемонстрировать организацию и способы проведения массовой эвакуации людей, поисковых и спасательных работ, выбирают наиболее характерный объект с массовым пребыванием людей (театр, дворец культуры и т.п.). Если же нужно показать способы спасания людей с помощью автолестниц, коленчатых автоподъемников, каскадов штурмовых лестниц, комбинированным способом, с помощью спасательных рукавов и других средств, подыскивают наиболее характерное здание повышенной этажности с массовым пребыванием людей (гостиница, общежитие, проектное учреждение и др.). При демонстрации выполнения требований Рекомендаций по тушению пожаров на открытых технологических установках по переработке горючих жидкостей и газов, Рекомендаций по предупреждению и тушению пожаров в резервуарах с понтонами и плавающими крышами и других руководящих документов по пожаротушению определяют наиболее характерные из этих объектов, находящиеся на территории, которая охраняется гарнизоном пожарной охраны. Учения с демонстрацией новой пожарной техники, приборов и аппаратов пожаротушения, огнетушащих веществ, способов и приемов их подачи, работы личного состава в теплоотражающей и теплозащитной одежде могут проводиться как на соответствующих объектах, так и на специальных полигонах.

Формы методических документов для проведения показательных учений могут быть различными — в зависимости от конкретных целей учений и характера их организации. В тех случаях, когда на учениях демонстрируют отработку боевых действий подразделений по тушению пожаров, соответствующую руководящим документам, как правило, составляют план-конспект. Он, как и план-конспект для тренировочных учений, состоит из общей части, методической разработки и приложений.

В общей части указывают тему, цель, дату и время проведения учений, наименование объекта, дают его краткую характеристику, перечисляют привлекаемые силы и средства, состав руководства учениями, используемые средства имитации и др. В методической разработке излагают тактический замысел и приводят обоснование его соответствующими расчетами и требованиями руководящих документов, указывают элементы обстановки условного пожара, принимаемые по ним решения и методы отработки показательных действий. Схему расстановки сил и средств и другие данные графической части разрабатывают в виде плаката, который используют при инструктаже начсостава перед учениями, при передаче информации о ходе учений, а также при их разборе. В некоторых случаях могут разрабатывать план проведения показательных учений в виде плаката.

Для проведения показательных учений по демонстрации пожарной техники, приборов пожаротушения, способов и приемов подачи огнетушащих веществ, тактических возможностей подразделений могут составлять план учений или методическую разработку, в которых в качестве тактического замысла в строго логической последовательности указывается: название каждого элемента (приема, действия) демонстрации на учениях, его содержание, отведенное для него время, исполнителей и меры техники безопасности при его выполнении. В графической части целесообразно выполнять по каждому элементу демонстрации отдельную схему боевых действий в виде плаката.

Перед проведением учений для непосредственного управления силами и средствами назначают наиболее подготовленных и инициативных лиц из начсостава гарнизона. К ним могут назначать помощников или посредников, в задачу которых входит оказание помощи руководству показательными ПТУ в своевременной, качественной и методически правильной демонстрации боевых действий на каждом этапе. При демонстрации тактико-технических характеристик и тактических возможностей пожарной техники, приборов пожаротушения, способов и приемов подачи огнетушащих средств, приемов спасания людей, как правило, назначают лицо, ответственное за подготовку и проведение каждого этапа показываемого опыта, способа и приема.

При проведении показательных учений назначается специальное лицо (информатор) из начсостава для комментирования (объяснения) решений, принимаемых руководителем учений, РТП, оперативным штабом, тылом и другими структурами, боевых действий подразделений присутствующим на учениях начсоставу и другим лицам. Информатор должен заранее хорошо изучить цели, задачи и замысел учений, разработать план информации, согласовать его по времени с ходом учения и представить руководителю учений. В плане информации по каждому элементу указывают цель его демонстрации, дают его обоснование, характеристику объекта, условия ведения боевых действий и примеры из практики пожаротушения, тактико-техническую характеристику пожарной техники, включая ее укомплектованность, и характеристику пожарно-технического вооружения, физико-химический состав огнетушащих веществ и их воздействие на людей и окружающую среду и другие вопросы, исходя из цели и характера учений. В процессе проведения учений информатор должен постоянно получать информацию от руководителя учений о ходе решения задач и использовать ее в объяснениях присутствующему начсоставу. Последний, как правило, не имеет возможности лично проследить за всеми принимаемыми решениями и действиями подразделений, и в этих условиях роль информатора особенно важна.

Подготовка объекта проводится согласно тактическому замыслу показательных учений и состоит из подготовки самого объекта или той его части, где планируются учения, и подготовки пожарного подразделения или формирования объекта, администрации, объектовых служб и обслуживающего персонала. При подготовке объекта проверяют исправность систем противопожарного водоснабжения, обнаружения и извещения о пожаре, дымоудаления, внутреннего противопожарного водопровода, стационарных и передвижных установок и первичных средств пожаротушения и др. Кроме того, определяют места имитации обстановки условного пожара и ее динамику в процессе учений, количество и виды средств имитации.

Подготовка администрации объекта, пожарных подразделений и формирований, служб и обслуживающего персонала объекта заключается в том, что перед ними заранее раскрывают замысел учений, проводят их инструктажи. нацеливающие на быстрые и четкие действия в период учений, соблюдение правил техники безопасности при их выполнении. При необходимости практически отрабатывают с ними действия по тушению условного пожара в соответствии с замыслом учений.

Для проведения пожарно-тактических учений, связанных с демонстрацией тактических возможностей пожарных машин, приборов и устройств пожаротушения, огнетушащих веществ, способов и приемов их подачи, на полигонах и демонстрационных площадках подготавливают необходимое количество сгораемых веществ и материалов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, определяют способ их укладки (применительно к условиям хранения). С учетом требуемого времени свободного горения создают достаточный запас огнетушащих веществ и проверяют их качество. Для подготовки и обслуживания учений заранее формируют из личного состава соответствующую бригаду и обеспечивают ее необходимым инвентарем, средствами тепловой защиты и др. Перед началом учений пожарную технику расставляют на исходные позиции.

Подготовку пожарной техники, пожарно-технического вооружения и огнетушащих веществ осуществляют примерно так же, как перед тренировочными тактическими учениями. Вместе с тем для показательных учений отбирают наиболее новую и надежную пожарную технику и пожарно-техническое вооружение; при демонстрации способов и приемов спасания людей или работы личного состава на высотах особенно тщательно проверяют спасательные и страхующие устройства.

Качество проведения показательных учений во многом зависит от подготовки к ним пожарных подразделений. Подготовка их заключается в том, что личному составу заранее сообщают дату проведения учений и разъясняют их замысел, указывают объект проведения учения и задачу каждого подразделения. Всю подготовку личного состава подразделения организует и проводит лицо начсостава, которое будет возглавлять подразделение на учениях. В период подготовки к учениям рекомендуется организовывать на территории части тренировки личного состава по работе со специальным пожарно-техническим вооружением. Например, можно выполнять сборку и установку телескопических пеноподъемников перед проведением учений на нефтебазе или сборку рукавных линий, установку ГПС, сборку и установку дымососов, работу с пневматическими инструментами перед тушением условных пожаров в подвалах, туннелях и подземных сооружениях. Иногда подразделения выезжают на объект (полигон) учений, на месте изучают его оперативно-тактическую характеристику и при необходимости практически отрабатывают оперативно-тактические действия, которые будут выполняться на учениях. При этом нужно добиваться от личного состава четкой, быстрой. и слаженной работы по выполнению боевых действий, а также строгого соблюдения мер техники безопасности.

Важным элементом подготовки показательных учений является организация бесперебойной связи управления и информации. Для этой цели рабочая группа совместно с начальником связи гарнизона разрабатывает общую схему связи на учениях. Особенность данной схемы заключается в том, что с ее помощью должна обеспечиваться не только связь управления и взаимодействия между подразделениями, но и связь для передачи информации о ходе учений всему присутствующему начсоставу и приглашенным лицам. Практика свидетельствует о том, что на показательных учениях целесообразно организовывать громкоговорящую связь управления силами и средствами, чтобы присутствующие на учениях слышали объявляемые вводные и отдаваемые по ним распоряжения и приказания руководящего состава подразделениям. Эта связь позволяет также информатору с помощью громкоговорящих средств давать пояснения по отрабатываемым вопросам в паузах между оглашением распоряжений руководства. Если такую схему связи на учениях по каким-либо причинам применить невозможно, тогда необходимо создать такие условия, чтобы информатор постоянно и своевременно получал сведения об объявлении вводных и отдаче распоряжений и приказаний руководством учений, администрацией объекта и другими должностными лицами. Тогда информатор сможет последовательно и своевременно объявлять их присутствующему начсоставу и качественно вести пояснения по ходу проведения учений.

Руководитель учений должен постоянно контролировать ход подготовки показательных учений. Он может периодически заслушивать рабочую группу, координируя подготовку. Для более качественной подготовки к показательным учениям целесообразно перед их проведением провести штабную тренировку или деловую игру. Для этой цели руководитель собирает начсостав, принимающий участие в учениях, и “проигрывает” с ним весь ход учений. В заключение руководитель учений указывает начсоставу на недостатки, выявленные в процессе “проигрывания”, и намечает, какие дополнительные вопросы необходимо решить во время подготовки к учениям.

Руководитель и весь начсостав в ходе учений должны использовать наиболее эффективные методические способы и приемы показа каждого элемента боевых действий, чтобы привить необходимые знания и навыки начсоставу, присутствующему на данных учениях, в организации и тушении пожаров на конкретных объектах, а также в проведении занятий с личным составом по ПТП.

Разбор показательных учений проводит, как правило, их руководитель. Он оценивает степень достижения цели учений, характеризует качество выполнения личным составом всех демонстрировавшихся элементов, приводит требования руководящих документов, касающихся темы учений, а также отдает указания о внедрении в практику пожаротушения (в течение определенного срока) показанных технических средств или об обучении личного состава подразделений продемонстрированным способам и приемам ведения боевых действий.

Опытные (исследовательские) учения являются разновидностью показательных. Они проводятся в целях исследования, проверки или испытания новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов их подачи, обоснования и определения требований при разработке руководящих документов или нормативных данных по развитию и тушению пожаров и других показателей. Эти пожарно-тактические учения служат одним из основных средств развития пожарной тактики.

Количество опытных учений, проводимых в течение года, определяют исходя из конкретных условий планирования их научно-исследовательской работы. Руководителями учений могут быть начальники гарнизонов, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений пожарной охраны, их заместители или (по их указанию) лица, наиболее подготовленные по профилю учений. Эти учения проводят на специальных полигонах или заранее подготовленных опытных площадках (тушение газовых фонтанов, ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, лесоматериалов в штабелях и т.д.), на конкретных объектах (в домах, жильцы которых отселены, и в других зданиях и сооружениях, списанных с баланса и подлежащих сносу), на различных установках, в зданиях и сооружениях по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно и всесторонне создается обстановка пожара, максимально приближенная к реальной. Порядок подготовки к опытным учениям имеет ряд особенностей, поскольку здесь требуется научный подход в соответствии с действующими методиками исследований процессов развития и тушения пожаров, целью и задачами данных учений. Нередко опытные учения подготавливаются и проводятся совместно гарнизонами пожарной охраны, научными учреждениями, учебными заведениями и другими заинтересованными организациями.

Для проведения опытных учений разрабатывают специальные методические документы. В них, кроме темы, цели, места и времени проведения, материального обеспечения, привлекаемых сил и средств, должны быть отражены содержание, порядок и методика проведения каждого опыта (эксперимента). 'Например, могут приводить: краткую оперативно-тактическую характеристику объекта (если учение проводится в здании, сооружении или на установке); размеры помещений, площади резервуаров и другие параметры; вид, количество и характеристику горючей нагрузки, способ и размеры ее укладки; применяемые огнетушащие вещества, интенсивности и способы их подачи; применяемую пожарную технику, характеристики приборов подачи огнетушащих веществ. При изложении порядка и методики проведения опытов могут, например, указывать: время и способы зажигания горючих веществ по каждому опыту; время свободного горения; приемы и способы подачи огнетушащих веществ, их расходы, интенсивности подачи; методы, способы и приборы для определения температуры горения, времени тушения и других параметров развития и тушения пожаров; количество и порядок повторных проведении данного опыта. Для каждой позиции опытного учения (каждого опыта) целесообразно разрабатывать отдельную схему расстановки сил и средств, на которой указывают не только расположение пожарной техники и пожарно-технического вооружения, но и места замеров различных параметров, расстояния от них ёдо зоны горения, размеры горящего объекта (массива), направление ветра и другие необходимые сведения. В процессе подготовки разрабатывают таблицы и схемы для занесения в них показателей замеров различных параметров.

Для проведения всей подготовительной работы и организации опытных учений соответствующий руководитель назначает рабочую группу, состоящую из наиболее компетентных специалистов пожарного дела, а также специалистов, ответственных за конкретные опыты (элементы) по своему профилю. Члены рабочей группы разрабатывают порядок и методику подготовки и проведения опытов (элементов) учений, подготавливают материальную базу и обеспечивают качество проведения экспериментов. При совместном проведении учений в рабочую группу включают представителей руководящего состава гарнизона, а также соответствующих руководителей и специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений. Руководитель учений определяет подразделения для подготовки объекта или полигона и его обслуживания в период учений. На опытные учения нередко приглашают весь свободный от дежурств начсостав гарнизона пожарной охраны, а следовательно, в таких случаях назначают информатора.Онзаранее подготавливает вступительную информацию и вначале знакомит с ней приглашенных лиц, а затем комментирует ход учений.

Характерным элементом при подготовке опытных учений является формирование группы экспериментаторов. Их назначают из числа компетентных лиц начсостава; они заранее под руководством ответственных лиц подготавливают приборы, монтируют системы и устройства на объекте (полигоне) для замера различных параметров, например температуры горения, тепловых потоков, скорости притока воздуха в зону горения, расходов огнетушащих веществ. В ходе учений экспериментаторы осуществляют замеры параметров развития и тушения пожаров, ведут соответствующие записи, затем обрабатывают их и сдают лицам, ответственным за опыты (элементы) учений по своему профилю.

По результатам опытных учений, как правило, составляют отчет или другие документы, в которых обобщают и анализируют полученную информацию, а выводы и предложения из них в дальнейшем используют при разработке руководящих документов или для обоснования нормативных данных по пожаротушению.

На комплексных учениях отрабатывают в комплексе задачи, которые решают отдельно при тренировочных, проверочных и показательных учениях. Такие учения позволяют получить комплексную оценку уровня противопожарной устойчивости производственных и других объектов. Для подготовки и проведения комплексных учений привлекают начсостав отделов (отделений) службы подготовки и пожаротушения, Госпожнадзора, пожарной техники и средств связи, гражданской обороны и мобилизационной работы. Эти специалисты анализируют и обобщают положительные моменты и недостатки (с точки зрения своих служб), разрабатывают и предлагают руководителю учений мероприятия по устранению выявленных недостатков и внедрению в практику положительного опыта работы.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ

6.1. Факторы, определяющие необходимость психологической подготовки

 

Психологическая специфика деятельности сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности.

Внешние и внутренние факторы выступают в ней в своеобразном взаимодействии.

Для органов управления они связаны с обеспечением безопасности людей и животных на пожаре и ликвидацией горения в тех размерах, которое оно принимает к моменту прибытия подразделений пожарной охраны с наименьшей затратой сил и средств в минимальные сроки.

Психологически значимыми особенностями выполняемых задач являются: общественная значимость, безусловная необходимость их достижения и решения, большая сложность достижения и решения, моральная, административная и уголовная ответственность.

Неполное или некачественное решение задач на пожаре приводит к нанесению повышенного, а порой и невосполнимого материального ущерба государству, личной собственности граждан, а иногда здоровью и жизни людей, неблагоприятному общественному, а в отдельных случаях и международному резонансу. Как правило, неудачи оборачиваются и серьезными неприятностями для участников тушения пожара.

Особенности выполняемых задач органами управления на пожаре, как правило, психологически обеспечивают высокую целеустремленность, внутреннюю мобилизацию, энергичность, решительность и смелость, стимулируют активность и инициативность по ведению боевых действий. Отдача приказа лицом, принимающим решение на пожаре, который включает в себя постановку боевых задач, что помогает мобилизовать и преодолеть внутренние трудности, если они возникают.

Вместе с тем приказ всегда вызывает повышенные психические нагрузки, которые не все могут выдерживать, что иногда оборачивается фактами нерешительности, перестраховки, замаскированного формализма, безынициативности и попытки ухода от ответственности.

Осложняющим психологическим моментом является внезапность возникновения ряда задач на пожаре. Многие из задач связаны конкретными обстоятельствами, и они возникают порой лишь с прибытием к месту пожара и уточнением обстановки. Внезапность же нередко вызывает растерянность, требует повышенной оперативности во внутренних перестройках, готовности действовать в любых обстоятельствах пожара.

Оперативно-тактические особенности объекта в обстановке на пожаре связаны с тем, что личному составу подразделений пожарной охраны приходится участвовать в ликвидации самых разнообразных пожаров, в жилых и общественных зданиях, в зданиях с массовым пребыванием людей, на примышленных и сельскохозяйственных объектах, в условиях воздействиях оперативных факторов пожара. Учитывая вышеизложенное, к основным психически значимым особенностям обстановки на пожаре можно отнести:

—различие общественной, государственной значимости объекта пожара;

—масштабы и динамика развития пожара;

—наличие угрозы людям и животным от опасных факторов пожара;

—наличие и состояние сил и средств для ведения действий на пожаре;

—сложность ведения действий по тушению пожара;

—воздействие опасных факторов пожара;

—наличие опасности для жизни участников тушения пожара и т.д.

Различия в значимости, сложности внешних психологических факторов могут вызывать неодинаковую внутреннюю мобилизованность, энергичность, решительность и стойкость сотрудника органа управления.

Даже один и тот же объект пожара со всеми присущими ему особенностями будет неодинаково сказываться на действиях, как опытного сотрудника органа управления, так и недавно назначенного. Так небольшие очаги горения могут психически отрицательно восприниматься опытными управленцами, не вызывая у них интереса, внутреннего подъема, приводя к расслабленности, беспечности, пренебрежению правилами по охране труда. Необычные усложненные условия тушения пожаров у одних могут вызвать полную мобилизованность, азарт, а у других - страх, растерянность и пр.

Профессионально значимые факторы тушения весьма специфичны, многообразны, различны как по характеру, так и по своему психологическому воздействию на людей. Оперативно-тактические действия на пожаре приходится осуществлять днем и ночью, при низких и при высоких температурах, в задымленной и отравленной среде, на высотах и в подвалах, в условиях взрывов, обрушений, паники среди людей и животных и т.п.

К психологически значимым факторам, характерным для этих условий, относятся: неблагоприятные метеорологические условия; повышенная или пониженная температура воздуха; тепловое излучение; чрезмерная влажность воздуха; рентгеновское и радиоактивное излучение; повышенное или пониженное атмосферное давление; шум и сотрясение; токсичные вещества; высокая конценников тушения пожара, но их совокупность в каждом случае тушения пожара в чем-то своеобразна, что определяет их влияние на психику личного состава.

Огонь, высокая температура, задымление - наиболее типичные факторы, оказывающие психологическое воздействие на людей не только своим видом. Они могут восприниматься как стихия, как враг, приносящий огромный материальный урон и страдания людям.

Они выступают и как важнейшая опасность для жизни участников тушения. Имеющиеся данные исследований позволяют утверждать, что огонь психологически воспринимается людьми как самый неприятный вид опасности. Гибель в огне считается самым страшным видом гибели. К огню, как к виду опасности, привыкнуть труднее всего, если это вообще возможно, но именно повышенной психологической стойкостью к нему должны обладать участники тушения пожара.

Высокая температура воздуха и тепловое (инфракрасное) излучение от излучающих поверхностей вызывают нагрев тела, затрудняют дыхание, наблюдение, ухудшают функционирование органов чувств (так, повышение температуры с 21 до 28°С в два раза снижает остроту зрения и резко повышает утомляемость), приводят к ожогам, вызывают боль, которая может серьезно ухудшить качество боевых действий и даже сделать невозможным их продолжение. Следует отметить, что имеются индивидуальные психофизиологические различия чувствительности разных людей к повышенной температуре, что нелишне учитывать при назначении на должности, связанные с управленческой деятельностью на пожаре. При повышении температуры тела до 40°С и более может наступить перегрев и тепловой удар.

Дым действует на людей разнообразно: он ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма. Дым затрудняет ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.

Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объектах. Постоянный спутник пожаров - повышенная концентрация окиси углерода.

Управление силами и средствами на пожаре может осуществляться в зонах отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ.

Опасность отравления газом побуждает участников тушения к проявлению разумной осторожности, напряженному состоянию, использованию индивидуальных средств защиты органов дыхания.

Плохая видимость, темнота порождаются задымленностью, контрастами яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимается плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4 -5 мин плохо видит в темноте).

Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослабевает "чувство локтя", активизируется чувство одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.

Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления, шум в 130 децибел может быть при пожарах газовых и нефтяных фонтанов, что превышают допустимые нормы.

Воздействие шума на пожарных может сопровождаться неуверенностью, неверием в защитные свойства индивидуальных средств защиты. Действия в индивидуальных средствах защиты всегда более затруднительны и утомительны, требуют выработки специальных навыков и особой привычки.

Поражение радиоактивностью возможно при тушении пожаров на атомных электростанциях, других объектах атомной промышленности. Сама угроза радиоактивного заражения психологически сильно действует на людей. Последнее усиливается невидимостью радиоактивности, сомнениями в интенсивности радиоактивного излучения, необычностью и неизвестностью этого фактора, знанием тяжелых последствий от него.

В условиях радиоактивности при тушении пожара приходится считаться с возможностью появления лучевой болезни личного состава, ранее подвергшегося радиоактивному облучению. Поэтому психологическая реакция личного состава на радиоактивную опасность может базироваться как на сознании опасности (нередко ее переоценки), так и на основе психофизиологических симптомов развивающейся лучевом болезни. Подготовка к действиям в условиях радиоактивности особенно сложна и своеобразна.

Высота - весьма характерный фактор для современных гражданских и промышленных объектов. Пожарные должны быть приучены к высоте, не бояться ее, быстро и уверенно выполнять на высоте все профессиональные действия. Приходится учитывать, что с увеличением высоты возрастает и утомляемость. Работа на высоте всегда связана с риском и повышенным нервно-психическим напряжением.

Угроза поражения паром, электрическим током - факторы, постоянно сопутствующие деятельности личного состава подразделений пожарной охраны. Личному составу нужно уметь предвидеть их поражающее воздействие и строить работу так, чтобы избежать его.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.02 с.)