Организация и методика проведения теоретических занятий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика проведения теоретических занятий



 

При теоретической пожарно-тактической подготовке используют: занятия по объяс­нению нового учебного материала; закреплению ранее изученного материала и приобретенных навыков и умений; повторения, систематизации и обобще­ния изученного материала; контроля, проверки и оценки знаний; комбинированные занятия. Наиболее часто в системе ПТП проводятся ком­бинированные занятия, структура которых показана на рис. 2.1.

Подготовка руководителя к занятиям

Всю подготовку руководителя заня­тий условно можно разделить на следующие этапы: под­готовку к составлению плана-конспекта; составление плана-конспекта и его утверждение; подготовку аудито­рии, технических и наглядных средств обучения к заня­тиям. Подготовка руководителя к составлению плана- тий; отбора и изучения учебной литературы; подбора технических средств обучения и наглядных по­собий; разработки плана изучения нового материала; разработки общего плана проведения занятий.

Уяснить тему — это означает конкретизировать ее со­держание, объем с учетом времени, отведенного на за­нятия, а также существо вопросов, вытекающих из темы. Уясняя тему, целесообразно познакомиться с методическими указаниями, изложенными в программах и указаниях по тактической подготовке начсостава.

Определяя образовательные, воспитательные и развивающие цели занятий, руководитель занятий должен учитывать уровень знаний обучаемых, их моральные, волевые, эстетические и другие качества, а также их способности к формулированию логически обоснован­ных суждений и степень развития их тактического мыш­ления. Это позволит руководителю занятий не только предопределить содержание учебного материала, но и структуру урока, дидактические методы и приемы изучения материала.

Рис. 2.1 Примерная схема проведения комбинированного урока

Отбирая литературу, надо, в первую очередь, проду­мать, определить, какие руководящие документы (уста­вы, наставления, приказы, обзоры и др.) содержат све­дения, необходимые для проведения занятий. Затем следует наметить учебники, учебные пособия, справочную и педагогическую литературу, статьи из журналов и дру­гие источники учебного материала, а также подобрать примеры из практики работы части или гарнизона по­жарной охраны. После отбора литературы руководитель занятий тщательно ее изучает и определяет, какие тех­нические средства обучения и наглядные пособия необ­ходимо использовать для более качественного изучения нового материала, а также какие схемы, таблицы, гра­фики и другой иллюстративный материал целесообраз­но изготовить к занятиям или воспроизвести на классной доске.

После изучения литературы руководитель приступает к наиболее ответственному этапу — к разработке плана изучения нового материала. План должен состоять из вопросов и подвопросов, расположенных в требуемой логической последовательности.

Вопросы должны быть краткими, понятными и соот­ветствовать сути изучаемого материала. При этом целе­сообразно оценить, сколько времени можно затратить из общего его количества, отведенного на занятия, для изучения нового материала и каждого вопроса в отдель­ности. Это позволит руководителю занятий определить, какой тип урока целесообразно применить, есть ли воз­можность планировать опрос по пройденному материалу, закрепление материала, изученного на данных занятиях, выполнение упражнений и других элементов. При этом целесообразно продумать методические приемы изучения материала, позволяющие достичь максимальной резуль­тативности.

Завершающим элементом первого этапа подготовки руководителя является составление общего плана прове­дения занятий. Общий план (схема) занятий зависит от типа урока и может включать следующие элементы: под­готовку обучаемых к занятиям; опрос по пройденному материалу объявление темы, целей и плана изучения нового материала; изложение нового материала; закрепление материала; подведение итогов занятий; выдачу заданий для самостоятельной работы и др. По каждому элементу занятий выясняют, какое количество времени будет на него затрачено из общего бюджета времени, отведенного на занятия. Время необхо­димо распределить так, чтобы каждый элемент занятий был полностью отработан, а в конце занятий остался резерв на ответы при возникновении вопросов у обуча­емых.

Не следует отводить много времени на введение, предисловия и т. п. После составления общего плана целе­сообразно проверить распределение времени по элемен­там занятий, проверить отобранный учебный материал, чтобы занятия не были перегружены и в то же время соответствовали принципу обучения при высоком уровне трудностей. Если оказалось, что занятия перегружены, надо уменьшить количество нового материала, или провести более качественный его отбор в соответствии с уровнем, необходимым для обучаемых, или исключить отдельные элементы, например опрос или закрепление учебного материала, т. е. принять другую структуру урока.

 

2.2. Составление плана-конспекта

 

После тщательного изучения материала и составления общего плана проведения занятий руководитель приступает ко второму этапу подготовки — к составлению плана-конспекта для проведения занятий. Форма плана-конспекта может быть произвольной, но не должна противоречить требованиям соответствующих руководителей. Практикой организации и проведения классных занятий по ПТП личного состава выработаны определенные закономерности составления и структуры плана-конспекта (рис.2.2). Объем конспективного материала зависит от опыта руководителя занятий и требований старших начальников.

Рис. 2.2 Форма плана-конспекта для комбинированного занятия

Для начинающих руководителей занятий рекоменду­ется полное написание конспекта. Опытным руководите­лям (по усмотрению старших начальников) достаточно развернутого плана изучения нового учебного материала и тезисного изложения этого материала. При построении изложения основного материала требуется соблюдать строго логическую последовательность, чтобы каждый вопрос или подвопрос вытекал из предыдущего, был по содержанию связан с ним, но не дублировал его по смыслу. При изложении теоретического материала необходимо ссылаться на уставы, наставления и другие руководящие документы, а также приводить цитаты и формулировки. Поэтому при составлении конспектов цитаты надо вписывать дословно, ссылаясь на источники. Все статьи уставов, цитаты, формулировки по смыслу и содержанию должны быть органически связаны с излагаемым учеб­ным материалом. Однако не следует перегружать ими конспект, так как у обучаемых может создаться впечат­ление начетничества.

Основными источниками учебного материала являются действующие руководящие документы, учебники и учебные пособия последних изданий. Вместе с тем, ко всему изложенному в учебных пособиях, статьях журналов и других публикациях следует относиться критически, поскольку в них могут быть допущены неточности или может приводиться устаревший материал. При каких-либо дополнениях необходимо проконсультироваться у старших начальников. Нужно постоянно стремиться к творческому обобщению и выводам на основе имеющихся знаний и личного опыта.

Написание полного текста изучаемого материала к данным занятиям полезно для каждого руководителя занятий, особенно для начсостава, имеющего недостаточный опыт проведения занятий. В процессе написания текста руководитель отбирает материал, осмысливает его и перерабатывает с учетом своей специфики и опыта устной передачи информации обучаемым. Он подбирает наиболее краткие, понятные и красочные фразы, дополняет их привычными для него элементами разговорной речи. По ходу изложения в необходимых местах включаются статьи уставов и наставлений, формулировки, цитаты, а также примеры из практики. Текст учебного материала должен быть увязан с жизнью, заботами и достижениями пожарной охраны.

Написание текста, полностью охватывающего излагаемый материал, не означает, что весь текст следует прочесть перед аудиторией. Механическое чтение лишило бы руководителя простоты, естественности и непринужденности при проведении занятий, не позволило бы использовать педагогические методы и приемы активизации обучаемых, установить психологический контакт с ними. Полный текст материала составляют для того, чтобы сохранить в памяти его содержание в деталях, при необходимости воспользоваться им на занятиях. Но нельзя быть к нему привязанным.

Составляя конспект какого-либо материала, руково­дитель занятий должен тщательно продумать и записать методические приемы его изучения на занятиях. Напри­мер, если предполагается использовать форму беседы, ру­ководитель занятий в последней графе конспекта должен в заранее определенных местах, напро­тив изучаемого текста, указать вопросы, которые он бу­дет задавать обучаемым в ходе беседы. Аналогично ука­зывается, когда и какой фрагмент кинофильма, слайд диафильма, плакат продемонстрировать, где обратить внимание личного состава на соблюдение правил охраны труда, что именно требуется законспектировать дословно (например, статьи Боевого устава пожарной охраны, определения), где и какой пример привести, что надо выделить интонацией и др. Определения, статьи и пункты документов, выводы по вопросам целесообразно выделить в тексте, чтобы при необходимости быстро их отыскать.

После разработки всего плана-конспекта целесообраз­но его еще раз проверить; затем руководитель занятий подписывает план-конспект и представляет на просмотр и утверждение старшему начальнику.

Подготовка аудитории, технических средств обучения и наглядных пособий заключается в том, что руководи­тель занятий отбирает краткие и содержательные фраг­менты учебных кинофильмов, слайды и диапозитивы, наи­более полно отражающие изучаемый материал, а также плакаты, схемы и т. п. После отбора он контролирует ис­правность технических средств, проверяя их в такой по­следовательности, в какой они будут использованы на занятиях. При отборе наглядных пособий целесообразно обращать внимание не только на их содержание, но и не эстетическое оформление. Необходимо заранее принять меры по изготовлению недостающих схем, плакатов, слайдов, а также по устранению неисправностей технических средств обучения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.007 с.)