Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические укахзания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3.3.1. Методические рекомендации для выбора формы проведения контроля знаний и умений студентов на занятиях.
Формы проведения контроля знаний и умений студентов на занятиях. Педагогическая практика свидетельствует о том, что основные цели профессиональной подготовки специалистов реализуются через эффективную систему обучения и контроля за усвоением изученного материала. Действующая система контроля за успеваемостью должна быть достаточно гуманной, с одной стороны, и объективной, с другой. Этого можно достичь в результате осуществления постоянного взаимодействия между преподавателем и студентами, основанного на идеях педагогического сотрудничества. Это возможно при условии высокой профессиональной компетенции и педагогическом мастерстве преподавателя, наличии у студентов устойчивой положительной мотивации на обучение. Проверка успеваемости студентов может осуществляться в процессе проведения текущего, рубежного, итогового и заключительного контроля. Указанные виды контроля имеют своей целью: -во-первых, поддерживать непрерывную обратную связь преподавателя со студентами и в случае необходимости корректировать учебно-воспитательный процесс; -во-вторых, стимулировать самостоятельную работу студентов по изученному ими предмету; - в-третьих, выявить уровень усвоения изучаемого материала и его соответствие требованиям государственных образовательных стандартов профессионального образования. Текущий контроль (проверка) должен осуществляться регулярно при проведении семинарских и практических занятий в учебных группах. Текущая проверка и оценка успеваемости студентов имеют свою технологию и методику проведения, которая представляет собой совокупность психолого-педагогических приемов и методов. Целью текущей проверки является поддержание обратной связи между преподавателем и студентами. В ходе проведения текущего контроля преподаватель может выявить степень усвоения и понимания пройденного учебного материала, способность студентов воспроизвести пройденное и применить теоретические знания при решении практических задач. Показатели текущего контроля и позволяют определить текущую успеваемость студентов, степень усвоения различных разделов изучаемых дисциплин. Для контроля текущей успеваемости преподаватель может выбрать по своему усмотрению методы контроля, применяемые в настоящее время в большинстве образовательных учреждений страны. Среди них: - индивидуальный учебный опрос; - письменные ответы на вопросы, рассмотренные на предыдущих занятиях; - проверка выполнения домашних заданий; - ответы на вопросы, поставленные для самоконтроля; - решение задач по пройденной теме и другие. Главное при текущем контроле приучить студентов к регулярному самоконтролю за степенью усвоения ими программного материала и к самооценке своих знаний. С этой целью рекомендуется в учебно-методических материалах по проведению практических и семинарских занятий давать перечень вопросов по рассмотренной теме. Тем студентам, которые испытывают определенные затруднения с усвоением изученного материала, рекомендуется в письменном виде отвечать на поставленные вопросы. В каждом конкретном случае самостоятельная работа студентов должна быть оценена преподавателем с выставлением в журнал отметок, что будет стимулировать обучающихся на регулярное изучение программного материала. Кроме того, текущая проверка (контроль) позволит выявить степень формирования профессионального мышления студентов как в ходе проведения аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. В ходе проведения текущего контроля за успеваемостью для преподавателя важно не только подвести итог проведенного занятия, но и оценить то, как усвоена тема в целом, какие вопросы недостаточно изучены, и в этой связи этим вопросам следует уделить дополнительное внимание. Оценивая ответы студентов, участвовавших в рассмотрении изучаемой темы и проявленную при этом активность каждого из них, целесообразно отметить (не выставляя отметки в журнал), кто из выступивших усвоил материал полно, а кто усвоил материал слабо. Это, в первую очередь, должно касаться тех студентов, кто был вызван преподавателем для дополнения выступления студента, которому было поручено выступить с основным ответом. При необходимости преподаватель может дать конкретные указания отдельным студентам обратить внимание на доработку изучаемого материала. Рубежный контроль. Данный вид контроля проводится два раза в год и представляет собой неотъемлемую часть педагогического процесса. Оправданным, на наш взгляд, является рубежный контроль, проводимый одновременно по всем изучаемым дисциплинам текущего семестра. Такой контроль мобилизует студентов на более добросовестное отношение к учебе, сокращается количество необоснованных пропусков занятий и опозданий. Активизируется работа студентов, увеличивается посещение библиотеки и читального зала, что, несомненно, не может не радовать весь педагогический коллектив. Дидактической целью рубежного контроля является то, что он позволяет проверить и оценить степень усвоения студентами отдельных больших и сложных тем либо относительно самостоятельных разделов изучаемой дисциплины. Положительным, по нашему мнению, является то, что преподаватель вправе выбрать наиболее подходящее для такого контроля время и формы. В настоящее время в большинстве случаев используется тестирование, позволяющее охватить максимальное количество изученного материала, сократив тем самым затраты времени на его проведение. Подготовленные вопросы и задачи для тестирования, имеющие контрольно-обучающую функцию, позволяют студентам самостоятельно, в часы самоподготовки осуществить контроль своих знаний по данным предметам. При проведении рубежного контроля рекомендуется использовать различные методы, имеющие контрольную функцию. Среди них: - письменные контрольные работы; - письменное тестирование; - подготовка рефератов; - подготовка и защита курсовых работ и др. При проведении письменных контрольных работ количество тестов и задач должно значительно превышать количество студентов учебной группы, что позволяет придать такой работе элемент самостоятельности. Итоговый контроль. Этот контроль, как известно, проводится в форме зачета либо экзамена, что позволяет обеспечить основательную проверку знаний студентов, наличие у них умений и навыков, степень сформированности необходимых моральных и профессионально-деловых качеств, что предусмотрено государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой выпускника учебного заведения. Традиционным методом проведения зачетов и экзаменов является устный опрос по составленным кафедрой билетам. По мнению большинства опрошенных нами преподавателей, целесообразно давать учащимся не позднее, чем за две недели до сессии перечень вопросов, планируемых вынести на экзамены. При этом допускается включение в билеты вопросов, не содержащихся в лекционном курсе или тематике семинарских занятий, но предусмотренных учебной программой дисциплины, о чем преподаватель должен заранее сообщить студентам. Все это позволит студентам планово и предметно организовать самостоятельную работу по подготовке к экзаменам. При составлении содержания билетов следует обратить внимание на то, чтобы вопросы в них были равновеликими по своему объему. Дидактически правильным будет включать в каждый экзаменационный билет по три вопроса, два теоретических и один практический вопрос. Включение в билеты теоретических и практических вопросов позволяет проверить степень усвоения студентами всей программы изученного курса. Следует обратить внимание при составлении вопросов билета и на краткость формулируемых вопросов. Говоря о проведении самого экзамена, следует обратить внимание на рекомендацию о том, что экзаменовать надо так, чтобы велась непринужденная беседа преподавателя с экзаменуемым, тогда любая шпаргалка будет помехой студенту, поскольку шпаргалками пользуются студенты у тех преподавателей, которые проводят формальную проверку знаний и нагоняют страх на обучающихся. Преподаватели, проводящие экзамены, должны выслушать ответы на все поставленные вопросы, не перебивая отвечающего. Не следует задавать студентам уточняющих вопросов (вопросы ради вопросов) при полном и грамотном ответе. В случае ответа, по своему содержанию близкому к полному ответу, преподаватель может задать ряд уточняющих вопросов, но в пределах экзаменационного билета. Так, четкие и яркие ответы на них позволят преподавателю повысить оценку, неполные же - оставить оценку прежней, а неудовлетворительные могут снизить оценку на один балл. Дополнительные вопросы в пределах программы изученного курса задаются в двух случаях. Во-первых, при неполном и слабом ответе, близком по содержанию к удовлетворительной оценке, преподаватель может задать несколько дополнительных вопросов в пределах программы изученного курса. При этом дополнительные вопросы должны быть легче вопросов содержащихся в билете. В случае если экзаменуемый ответит на дополнительные вопросы, то ему выставляется положительная оценка. А при неправильных ответах выставляется неудовлетворительная оценка. Во-вторых, при полном ответе дополнительный вопрос в пределах программы изученной дисциплины формулируется относительно экзаменационного вопроса по связанным темам с целью выяснить степень усвоения учебной дисциплины в целом. В случае если студент может связать знания нескольких тем учебной дисциплины ему выставляется, безусловно, отличная оценка. Заключительный контроль представляет собой разновидность итоговой проверки. Как самостоятельный вид контроля он выделяется для того, чтобы показать его значимость. Заключительный контроль может проводиться в виде государственной аттестации и в виде защиты дипломных работ (проектов). Главная задача заключительного контроля состоит в том, чтобы дать окончательную оценку результатам подготовленности выпускников учебного заведения и определить уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта профессионального образования и квалификационных характеристик.
3.3.2. Методические рекомендации по проведению текущего контроля знаний студентов и аттестации студентов по учебной дисциплине. Действующая нормативная документация высшей школы устанавливает систему взаимосвязанной формы контроля учебной работы студентов в течении всего учебного года. Текущий контроль учебной работы должен обеспечивать оперативное управление учебным процессом, успешное выполнение студентами графиков индивидуальной и самостоятельной работы. Текущий контроль учебной работы осуществляется по двум графикам. Первый - график промежуточного контроля знаний студентов. Второй – график проведения текущих аттестаций. Текущий контроль знаний студентов включает в себя различные формы контроля, объединенные в стройную систему аттестации в виде семестрового графика контрольных мероприятий. В график промежуточного контроля знаний студентов включаются мероприятий различной формы, в том числе по усмотрению кафедры: ·контроль посещаемости занятий; ·коллоквиумы и проблемные семинары; ·защита лабораторных и расчетно-практических работ; ·сдача контрольных работ; ·защита курсовых работ; ·активность студентов на практических (семинарских) занятиях; ·сдача рефератов.
График промежуточного контроля знаний студентов составляется ведущими лекторами и ПМК по дисциплине и рассматривается на заседании кафедры (шаг планирования: цикл учебной дисциплины – семестр – полтора месяца). Порядок проведения аттестации студентов. Графики текущих аттестаций разрабатываются деканами на основе предложенных кафедрами графиками промежуточного контроля знаний студентов. Эти графики утверждается в установленном порядке не позднее первой недели текущего семестра. Утвержденный деканом график текущих аттестаций является руководящим документом в равной мере для студентов и преподавателей. Аттестация проводится на 6 и 12 неделях по итогам работы за предыдущий период. Аттестация проводится по 4-х бальной системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" по дисциплине в целом (а не по отдельным видам занятий) или по двух бальной системе: «аттестован» и «неаттестован». Обеспечение четкого и организованного проведения аттестации возлагается на заведующих кафедрами и преподавателей, которые в соответствии с графиком аттестации студентов отвечают за своевременное представление баллов и всех сведений в аттестационную ведомость, находящуюся у старосты группы. Аттестационная оценка должна быть заверена подписью преподавателя. После окончания аттестационной недели староста группы передает аттестационную ведомость в деканат. Контроль за проведение аттестации возлагается на деканов факультетов. Аттестацию целесообразно проводить на очередных групповых занятиях, где преподаватель должен прокомментировать результаты работы отдельных студентов, дать необходимые рекомендации, предъявить определенные требования. Оценка не должна вызывать вопросы и если таковые возникают, то их необходимо разъяснить. Необходимо организовать глубокий анализ итогов контрольных недель по группам, курсам, факультету, отметить тенденции изменения показателей, выявить лучших и худших студентов. Для студентов, успешно прошедших аттестацию, могут быть рекомендованы следующие меры поощрения: выставление преподавателем зачета или экзаменационной оценки без дополнительного опроса. Несогласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена. Для студентов, получивших в результате аттестации неудовлетворительную оценку по одному или нескольким предметам, могут быть рекомендованы следующие меры взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, отчисление из института. Студенты, не имеющие положительной аттестации по половине и большему количеству дисциплин или пропустивших более 30% учебных занятий по неуважительным причинам отчисляются из института с формулировкой "за академическую неуспеваемость". Итоги аттестации доводятся до студентов и обсуждаются на собраниях студенческих групп. 3.3.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению тестовых и письменных форм итогового контроля знаний студентов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.01 с.) |