Опыт Китая по организационно-правовому и экономическому стимулированию иностранных инвестиций, повышение технологического уровня производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт Китая по организационно-правовому и экономическому стимулированию иностранных инвестиций, повышение технологического уровня производства.



 

Опыт Китая полезен для нашей страны по причинам определенной схожести в прошлом социально-экономических условий: централизованно планируемая экономика, крупные масштабы производства, технологиче­ское отставание от развитых стран, относительная дешевизна рабочей силы и, наконец, некоторая схожесть политических систем.

Актуальность изучения опыта Китая усиливается и тем, что за пери­од проведения хозяйственных реформ (с 1978 г.), создания и функциониро­вания ЗСП (с 1980 г.) эта страна достигла значительных успехов.

Опыт Китая представляет интерес с точки зрения разнообразия соз­данных там типов и видов ЗСП, практики законодательно-нормативного обеспечения и продуманности политики их создания, стимулирования при­влечения иностранных инвесторов, развития конкурентоспособных произ­водств, а также необходимости учета некоторых негативных социально-экономических последствий их создания.

Если использовать предложенную схему классификации ЗСП (рис. 1), то все созданные зоны Китая отличаются большим разнообразием. Часть из них функционирует как анклавные, а другие - в качестве центров освоения принципов и методов рыночной экономики, т.е. режимного типа. В их составе есть комплексные и функциональные ЗСП.

Во всех СпЭЗ основной акцент сделан на поощрение трудо- и капи­талоемкого экспортоориентированного производства, на создание перспек­тивных наукоемких промышленных объектов.

Обращает на себя внимание продуманность обеспечения законода­тельно-нормативной базы создания и функционирования ЗСП и иностран­ного капитала, стратегии развития и элементов экономического механизма ЗСП с достаточно высокой степенью адаптации к изменяющимся условиям и гибкости реализации.

Решение о создании ЗСП было принято прави­тельством Китая в 1979 году в рамках стратегической программы модерни­зации экономики на основе хозяйственных реформ и расширения границ со­трудничества с внешним миром. Процесс создания и функционирования ЗСП имеет четкое и прочное законодательное обеспечение.

Только в 80-е годы бы­ло принято более 100 нормативных актов по регулированию деятельности ЗСП и иностранного предпринимательства. В их число входят, например, такие, как «Положение о специальных экономических зонах в провинции Гуандун» (1981 г.), «Порядок освидетельствования и утверждения предпри­ятий-экспертов и предприятий передовой технологии с иностранными капи­таловложениями в Шэньчженьской особой зоне» (май 1987 г.), «Временные правила дальнейшего развития экономических отношений Шэньчженьской особой зоны с другими районами страны» и др. Особо следует подчеркнуть, что названные документы и другие нормативные акты, принимаемые Министерством торговли и внешнеэкономических связей, финансов, труда, Национальным Банком Китая не противоречат, а наоборот, усиливают и уточняют отдельные положения основного документа - «Ме­роприятия Государственного Совета Китайской Народной Республики по стимулированию иностранных капитальных вложений».

Следует отметить и стройную систему управления процессами создания и функционирования ЗСП. В правительствах страны, провинций и городов созданы специальные органы управления, обеспечивающие координацию и контроль, а внутри ЗСП - хозяйственные корпорации (в т.ч. совместные с иностранным капиталом), обеспечивающие функционирование иностранных инвестиций и предпринимательства. Общая целевая задача органов управления на макро- и микроуровнях заключается в создании благоприят­ных условий для иностранных инвесторов и оперативного решения всех ор­ганизационных вопросов. Практика начальных стадий создания ЗСП показала, что руководство Китая осознанно пошло на значительные финансовые затраты по проекти­рованию и предварительной подготовке инфраструктуры СпЭЗ к приему иностранных инвесторов. Основу финансирования этих стадий составляли не столько дотационные средства, сколько возвратные их формы, т.е. льгот­ные займы государственных банков на 7-10 лет по ставке 4% годовых, кре­диты коммерческих банков и банковский капитал иностранцев китайского происхождения. На эти же цели использовались средства бюджетов СпЭЗ, которые образовывались в результате применения предоставленного права в течение 5-8 лет накапливать налоговые платежи предприятий-резидентов зоны - так называемый налоговый кредит.

В области науки и техники в ЗСП Китая имеет место явление «имитационного качества» продукции, суть которого состоит в производстве изделий, по потребительским свойствам похожих на фирмен­ные. Это означает, что китайские специалисты действуют по схеме: первые изделия импортируются, вторые- должны быть сделаны в Китае, а третьи -экспортируются. Эта схема в свое время была применена в Гонконге и Син­гапуре, где создавались ЗСП вида СЭПЗ.

Наряду с этим, на предприятиях СпЭЗ и ЗЭТР внедрена система OEM (Original Equipment Manufacturing), представляющая собой форму междуна­родной кооперации, которая связана с размещением высокотехнологичного производства в других странах. Данная система обеспечивает высокий ор­ганизационно-технический уровень производства и качества продукции.

Решающим фактором успешного развития ЗСП Китая явилось прове­дение Центральным его правительством и местными органами власти со­гласованной специальной экономической и финансовой политики, обеспе­чивающей благоприятные условия для привлечения иностранных инвести­ций, их надлежащую страховую и юридическую защиту. Всего за 20 лет в китайских ЗСП введено в действие около 5700 предприятий с участием ино­странных инвестиций.

Привлекающее воздействие на зарубежных инвесторов оказывает особая налоговая, кредитная и таможенная политика. Во-первых, в ЗСП все совместные, иностранные и национальные предприятия уплачивают налог с прибыли по единой ставке - 15%, что является более привлекательным в сравнении с «внезональной» территорией, где ставка этого налога составля­ет 30%. Во-вторых, в 1-й год работы новое предприятие полностью освобо­ждается от уплаты налога, а в последующие 4 года вносят его в размере 50% ставки.

Стимулируется заключение контрактов на длительный срок: если они заключаются на 10 лет и более, то налог взимается лишь спустя 2 года после объявления прибыли и в размере 50% ставки. В-третьих, налоговые льготы поощряют экспорт и применение прогрессивной технологии: если контрактом предусматривается экспортировать свыше 70% объема продукции, то ставка налога составляет 10%. По такой же ставке уплачивается на­лог предприятиями с новейшей технологией, соответствие мировому уров­ню которых определяется специальной экспертной комиссией. В-четвертых, устанавливаются также определенные льготы по налогообложению прибы­ли при вложении средств в развитие инфраструктуры, реализации высоко­качественной продукции на внутреннем рынке, поставках в ЗСП высокока­чественных комплектующих изделий и материалов.

Анализ деятельности всех видов ЗСП Китая свидетельствует о том, что при разработке их проектов и хозяйственного механизма, в частности, были четко определены сферы, отрасли и производства, приоритетные для приложения иностранных инвестиций. Эти приоритеты соблюдались за счет постановки четких задач (развитие экспортоориентированных, высокотех­нологичных производств, выпуск товаров народного потребления для внут­реннего рынка, повышение конкурентоспособности производимой продук­ции и т.п.) и разработки соответствующей системы льгот и преференций, обеспечивающей дифференцированные направления размещения иностранных инвестиций. Важную роль играют и меры организационного порядка. По­скольку для зарубежного инвестора важное значение имеет четкость и ин­формированность о регламентации условий размещения капитала по видам ЗСП и внутри их, то с этой целью в каждой ЗСП созданы специальные ин­формационные центры. Здесь потенциальный инвестор (или его агент) мо­жет легко ознакомиться с этими условиями, т.е. величиной льгот, периодом времени их действия в зависимости от направлений инвестирования, тарифами, сроками аренды земли и помещений, таможенными льготами и т.п.

В результате всех этих мер во всех ЗСП Китая был сформирован бла­гоприятный инвестиционный климат и создана такая организационная сре­да, которые предоставляли иностранным инвесторам возможность выбора области (направления) приложения своего капитала, а в зависимости от нее и выбора канала выхода на внутренний рынок Китая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.007 с.)