Правовая основа разработки Программа социально-экономического развития Забайкальского края 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа разработки Программа социально-экономического развития Забайкальского края



Введение

1 января 2010 года в связи с окончанием переходного периода образования Забайкальского края завершится действие Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006 – 2010 годы и Комплексной программы социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа.

По всей вероятности, возникшие и усугубляющиеся в результате мирового финансового кризиса трудности экономического развития определенным образом отразятся на целевых параметрах текущей Программы. Но они не должны изменить отношения к необходимости разработки таких Программ, представляющих собой основной документ среднесрочного регионального планирования.

Напротив, в условиях глобального финансово-экономического кризиса наиболее отчетливо раскрывается главная особенность региональных и даже национальных экономик – их незащищенность в системе современного мирового рыночного хозяйства и сильная зависимость от его финансовых колебаний. Поэтому Программа социально-экономического развития Забайкальского края на 2010 – 2014 гг. направлена на разработку предложений и мер, обеспечивающих поступательное развитие региона в изменяющихся внешних условиях.

Такое развитие возможно при принятии в качестве методологической основы разработки данной Программы следующих принципов:

- принципа оптимальной её сопряженности, связанности с общефедеральными региональными и отраслевыми Программами и Стратегиями;

- принципа максимально возможного учета и реализации региональных особенностей и регионального потенциала Забайкальского края;

- принципа соблюдения как общенациональных, так и краевых интересов, приводящего к достижению социально-экономического эффекта как на государственном, так и на региональном уровне.

Эти принципы обусловливают характер и логику данной Программы. Первый принцип, предполагающий оптимальное сопряжение данной Программы с общенациональными межрегиональными и отраслевыми Программами и Стратегиями, позволяет выявить современное место и перспективы развития Забайкальского края, как неотъемлемой, органической части России, её социально-экономического и природно-ресурсного потенциала.

В одном из самых важных общефедеральных прогнозных документов «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», разработанном в 2008 г. в Минэкономразвития РФ, к перспективным центрам опережающего экономического роста, основное развитие которых намечается после 2012 года, отнесены также «проекты в Читинской области».

В то же время в этой Концепции вполне определенно выражены стратегические векторы развития страны: социальные, экономические, региональные и другие, учет которых необходим при разработке любой региональной Программы.

Среди всех других, имеющихся в настоящее время документов федерального масштаба наибольшее значение для Программы социально-экономического развития Забайкальского края имеют следующие:

- «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.» (Указ Президента Российской Федерации №1351 от 9 октября 2007 г.);

- «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.» (утверждена 17 июля 2008 г.);

- Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Особое место среди них по практической значимости для Забайкальского края занимает последний из указанных документов, о котором в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» сказано: «Важнейшим инструментом, организующим развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе является реализация федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Второй принцип, обусловливающий максимальный учет и максимально возможное использование собственного потенциала региона: социально-демографического, транспортно-экономического, природно-ресурсного, нацелен на поиск и реализацию эффективных механизмов хозяйственного освоения Забайкальского края: экономических, управленческих и законодательных.

Третий принцип, обязывающий в равной степени учитывать не всегда совпадающие здесь общегосударственные и региональные интересы, стимулирует разработку и проверку (отработку) инновационных регионально-государственных и межгосударственных форм социально-экономического развития Забайкальского края.


Стратегические направления социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2025 года.

Как в ближайшие годы, так и на отдаленную перспективу – до 2025 – 2030 гг. – социально-экономическое развитие Забайкальского края будут определять следующие главные факторы:

- демографический (социально-демографический);

- ресурсный (природно-ресурсный);

- геополитический (транспортно-геополитический);

- финансовый (финансово-инвестиционный).

Принципиально при этом то, что роль, значимость выделенных факторов будет в перспективе непрерывно возрастать (хотя их воздействие может быть как положительным, так и отрицательным), в значительной степени обусловливая стратегические направления развития Забайкальского края.

На основании анализа современного социально-экономического состояния региона, его проблем, потенциала и выделенных факторов определены стратегические направления развития Забайкальского края:

Создание крупного топливно-энергетического регионального комплекса.

Оба эти направления в дальнейших работах должны быть конкретизированы, а затем реализовываться посредством нескольких инвестиционных проектов.

Некоторые из них уже достаточно детально проработаны, другие находятся в стадии предпроектных и проектных исследований.

В то же время каждое из трех других стратегических направлений развития Забайкальского края конкретизировано в одном инвестиционном проекте:

7. Формирование мощной базы стройиндустрии и стройматериаловв инвестиционном проекте «Строительство цементного завода».

8. Развитие деревообрабатывающей промышленностив инвестиционном проекте«Строительство целлюлозного завода в п.Амазар Могочинского района».

9. Развитие рекреационно-туристической деятельностив инвестиционном проекте«Туристическо-рекреационная зона «Алханай».

Несмотря на возникший и усугубляющийся финансовый кризис, все девять стратегических направлений социально-экономического развития Забайкальского края имеют весьма благоприятные перспективы, поскольку они:

- обоснованы по преимуществу в конкретных высокоэффективных инвестиционных проектах;

- привлекательны для реальных инвесторов, в т.ч. зарубежных;

- располагают высоким потенциалом реализуемости своей продукции и услуг на различных рынках, и прежде всего, на обширнейшем рынке Китая;

- могут развиваться одновременно, тем самым создавая и непрерывно усиливая синергетический социальный и экономический эффект.

 


Анализ социально-экономического развития, факторов, условий и тенденций развития Забайкальского края

Важнейшее направление решения проблемы повышения конкурентоспособности Забайкальского края заключается в последовательной диверсификации экономики Забайкальского края на базе опережающего развития производств и сектора услуг с высокой долей добавленной стоимости, с использованием преимуществ транспортно-географического положения края и возможностей интенсификации приграничного сотрудничества.

Значимая роль в улучшении конкурентных позиций края и преодолении негативных тенденций в социально-экономическом развитии (наряду с реализацией приоритетных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом) принадлежит малому предпринимательству. В настоящий период среднедушевой оборот всей совокупности малых предприятий товаропроизводящих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и строительство) составляет лишь 37% от среднероссийского уровня при 64% по СФО.

Вместе с тем ожидаемый (в результате создания благоприятной административно-правовой среды) быстрый рост этого сектора экономики позволит повысить реальные денежные доходы населения края, финансовые поступления в краевой и муниципальные бюджеты, а также в значительной мере решить проблемы занятости экономически активного населения.

В существенно меньшей степени, по сравнению с другими параметрами конкурентоспособности, от среднероссийского уровня отстает величина среднедушевых денежных доходов населения, рассчитанная с учетом уровня покупательной способности (72% от РФ), что в немалой степени обусловлено финансированием краевой экономики из федерального бюджета, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Серьезной проблемой развития экономики края остается сохраняющееся неустойчивое финансовое положение предприятий, обеспечивающих значительную долю поступлений в консолидированный бюджет региона. Сальдированный финансовый результат на 1 занятого в экономике составил по региону в 2007г. только 6 тыс. руб., против 84,7 тыс. руб. по России и 51,7 тыс. руб. по Сибирскому федеральному округу.

Сравнительно низкий уровень доходов предприятий и населения предопределяют в то же время низкий среднедушевой объем доходов консолидированного краевого бюджета (около 50% к РФ с учетом уровня покупательной способности).

Вместе с тем, несмотря на приграничное положение Забайкальского края, общий объем экспорта в среднедушевом выражении в 2007г. был почти в 8 раз меньше среднего по Российской Федерации и почти в 5 раз ниже аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу.

Возможности ускоренного социально-экономического развития края в среднесрочной и долгосрочной перспективе тесно связаны с перспективами наращивания инвестиционной активности в экономике (в т.ч. частных инвесторов). Это тем более важно, что современный уровень инвестиций в основной капитал в регионе из внебюджетных источников пока заметно уступает среднероссийскому (около 55% от РФ в среднедушевом исчислении).

Наряду с этим, пока крайне низка в крае сравнительная степень инновационной активности предприятий. Сводный индекс инновационной активности, отражающий один из важнейших аспектов региональной конкурентоспособности, составил лишь около 35% от среднероссийского уровня, при этом по СФО этот индекс равен 50%.

Комплексный анализ конкурентных позиций Забайкальского края, его конкурентных преимуществ, с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе и обеспечения на этой основе его устойчивого экономического роста, требует вместе с тем учета значительно большей совокупности как внутренних, так и внешних факторов и условий территориального развития.

Для определения совокупности значимых факторов для проведения перспективного (стратегическом) планирования применен метод SWOT – анализа.

Таблица 4.4.2

SWOT – анализ социально-экономического развития
Забайкальского края

Сильные стороны Слабые стороны
Значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и другие). Исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны АТР и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества. Выгодное геополитическое, приграничное расположение края, с постоянно растущим потенциалом «китайского фактора». Относительно развитая региональная транспортная инфраструктура. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства. Относительно высокий уровень развития средств коммуникации и информационных технологий. Наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма. Динамичные темпы развития сферы строительства и промышленности строительных материалов. Наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах. Наличие опыта партнерства региональной власти и бизнес-структур. Неблагоприятные тенденции демографического развития: сохранение миграционного оттока населения. Технологическая отсталость промышленного производства, низкая конкурентоспособность производимых товаров. Низкая степень диверсификации отраслевой структуры промышленности. Высокая степень износа основных производственных фондов. Низкий уровень инновационной активности предприятий. Ограниченность рынков сбыта угля из-за усиления конкуренции. Недостаточное развитие малого предпринимательства в отраслях экономики. Слабое развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Слабое развитие рыночной инфраструктуры, каналов продвижения продукции. Значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста. Высокая степень зависимости краевого бюджета от федеральных трансфертов. Тенденция сокращения доли собственной выработки электроэнергии в энергетическом балансе.
Возможности Угрозы
Значительные перспективы увеличения объемов производства в отраслях цветной металлургии и электроэнергетики. Развитие взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества с Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства. Формирование условий для легализации бизнеса. Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности, в том числе на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства. Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в уровне жизни населения и социальном развитии на основе реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов. Финансовый кризис и углубляющаяся финансовая и экономическая нестабильность в стране. Рост уровня безработицы. Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства. Низкий уровень капитализации функционирующих в Забайкальском крае отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний конъюнктуры на международных рынках профильных видов продукции. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов. Миграция капиталов за пределы Забайкальского края и сокращение налоговых платежей в краевой бюджет в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными ФПГ и корпорациями. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. Усиление конкурентного давления со стороны товаропроизводителей из других регионов, Китая и Монголии. Рост зависимости краевой экономики от динамики цен и тарифов на услуги естественных монополий. Миграционный отток из региона квалифицированных специалистов.

Развитие здравоохранения

За 2003-2007 гг. обеспеченность населения Забайкальского края врачами выросла с 50,2 до 55,5, обеспеченность средним медицинским персоналом – с 113,7 до 119,8 на 10000 населения. Причем темпы роста обоих показателей опережали темпы роста обеспеченности населения медицинскими работниками в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе и превысили в 2007 г. запланированные в соответствие с Программой социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы.

С 2003 по 2007 гг. в Забайкальском крае введено в действие больничных учреждений на 714 коек; амбулаторно-поликлинических учреждений на 1450 посещений/смену. В 2007 г. на территории АБАО введен в действие санаторий на 51 койко/место. В результате осуществления мероприятий по оснащению диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения уровень оснащения диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений вырос от 83% до 100%, оснащение санитарным автотранспортом увеличилось от 37% до 100%. Увеличение оснащенности лечебных учреждений современным медицинским оборудованием позволяет диагностировать практически все заболевания без выезда за пределы края, а также обеспечить внедрение и дальнейшее развитие самых современных высокотехнологичных методов лечения различных заболеваний.

В 2007 году обучено 116 врачей, в том числе 54 участковых терапевта, 42 участковых педиатров, 20 врачей общей практики. За счет средств федерального бюджета на организацию обучения врачей первичного звена ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» получило в 2007 году 3,237 млн. рублей. Для медицинских учреждений подготовлен 41 врач общей практики, 36 из которых работают в сельской местности. В результате коэффициент совместительства в участковой службе снизился от 1,4 до 1,1 у участковых терапевтов и до 1,2 у участковых педиатров; возрос показатель укомплектованности врачами терапевтами от 83,2 % в 2005 году до 89,0 % в 2007 году и участковыми педиатрами от 82,3% до 96,5 % соответственно.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Забайкальском крае позволила обеспечить дальнейшее развитие системы здравоохранения с укреплением первичного звена путем улучшения материально-технической базы и кадрового потенциала.

В результате реализации программы родового сертификата улучшилось качество обслуживания беременных в женских консультациях и родильных домах. Принимаемые в крае меры по укреплению службы родовспоможения, в том числе внедрение родовых сертификатов, позволило существенно сократить младенческую и материнскую смертность. Так, в 2007 году число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся живыми составило 8,5 человек (РФ – 9,4 чел.; СФО – 10,5 чел.), сократившись по сравнению с 2003 годом почти вдвое.

В целом в последние годы наблюдается положительная динамика расходов на душу населения в сфере здравоохранения. Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя Забайкальского края в 2007 году составили 6800 рублей, что выше уровня 2006 года на 13%. Однако финансирование местных целевых программ в 2007 году в сфере здравоохранения было не полным: оно составило 14,2 млн. рублей или 37,2% от утвержденной суммы.[9]

Позитивная динамика показателей в сфере здравоохранения Забайкальского края за последние годы еще не нашла своего отражения в долголетии жителей. Низкая ожидаемая продолжительность жизни населения Забайкальского края сопряжена с высоким уровнем смертности от внешних причин: в 2007 г. число умерших по таким причинам выше в крае в 1,7 раз, чем в РФ (в 1,3 раза выше, чем в СФО). Смертность от отравления алкоголем, убийств, самоубийств в 2-3 раза выше, чем в России в целом. Показатели заболеваемости туберкулезом на 30% выше, чем в РФ, что также свидетельствует об относительном социальном неблагополучии населения края.

Позитивный эффект от вложений государства в обеспечение здоровья населения на первых годах жизни элиминируется в случае социального неблагополучия в последующем. Соответственно, на улучшение показателей здоровья и ожидаемой продолжительности жизни можно рассчитывать только при совершенствовании системы оказания медицинских услуг одновременно с расширением ёмкости и разнообразия регионального рынка труда, повышением уровня жизни, коррекцией социокультурных норм и ценностей, то есть при комплексном преодолении депрессивных тенденций в социально-экономическом развитии края.

Развитие здравоохранения Забайкальского края в среднесрочной перспективе будет направлено на сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

С учетом этого предстоит обеспечить решение следующих задач:

- Определение оптимального объема государственных гарантий по видам бесплатной медицинской помощи, порядка и условий ее оказания, сбалансирование их с имеющимися финансовыми ресурсами.

- Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний:

- Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Забайкальского края путем реструктуризации стационарных учреждений здравоохранения, переориентация части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап с более широким развитием ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий;

- Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, как в федеральных специализированных клиниках, так и в условиях краевых лечебных учреждений (совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми, онкологическими и гематологическими заболеваниями);

- Доступ граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам: осуществление мониторинга и контроля лекарственных средств на соответствие медицинским и законодательным требованиям; прогнозирование потребности населения в лекарственных средствах; улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования.

- Совершенствование медицинской помощи матерям и детям: строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г. Чите; осуществление неонатального и аудиологического скринингов детей; обследование беременных на наследственные заболевания; дополнительная диспансеризация подростков; диспансеризация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

- Реформирование системы оплаты труда медицинских работников с ориентацией на оплату оказанной медицинской помощи в соответствии с конечными результатами труда.

- Повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в здравоохранении.

- Формирование и пропаганда здорового образа жизни: проведение семинаров, декадников по вопросам гигиенического обучения и воспитания населения, профилактики и сохранения здоровья; организация школ профильных больных; подготовка и распространение в СМИ информации о медицинских услугах и мероприятиях медучреждений края, направлениях приоритетного национального проекта «Здоровье»; материалов о стандартах здорового образа жизни.

- Профилактику и обследование населения края с целью выявления и лечения туберкулеза.

- Развитие сектора санаторно-курортного лечения в системе здравоохранения края.

Решение поставленных задач будет осуществляться посредством реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и краевых целевых программ «Вакцинопрофилактика» (2007-2011 годы), «Здоровый ребенок (2007-2011 годы)», «Онкология (2006-2013 годы)», «Профилактика ВИЧ - инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ-инфекции, гепатитами В и С (2007-2011 годы)» и других.

К 2014 г. планируется достижение следующих значений целевых индикаторов, отражающих развитие здравоохранения в Забайкальском края: число больных с диагнозом, зарегистрированным впервые в жизни, − не более 620 на 1000 населения; материнская смертность – не более 19 на 100 тыс. детей, родившихся живыми; младенческая смертность – не более 8,3 на 1000 родившихся живыми; охват населения различными формами и методами гигиенического обучения – 50%; обеспеченность круглосуточными койками − 96 на 10 тыс. населения.

Жилищная политика

Жилищная проблема в Забайкальском крае остается одной из наиболее острых. На учете для получения жилья и улучшения жилищных условий стоит около 20 тысяч семей.

С 2006 года наметились некоторые предпосылки решения проблемы, связанные с началом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», цель которого – формирование доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан страны, а также реализация направлений Стратегии жилищного строительства в Российской Федерации. В 2008 году в Забайкальском крае введено в действие 254,95 тыс.кв. м жилой площади, что в 1,4 раза выше уровня 2006 года. Реализация национального проекта проводилась по нескольким нижеследующим направлениям:

- В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2006-2008 годах получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты 1308 молодых семей, из них 1052 молодых семьи улучшили жилищные условия. Сумма средств федерального бюджета на софинансирование расходов по предоставлению субсидий молодым семьям – участницам подпрограммы составила 129,054 млн. рублей, из консолидированного бюджета – 159,121 млн. рублей, из внебюджетных источников привлечено на реализацию подпрограммы 75,44 млн. рублей. Предоставлена дополнительная компенсация при рождении (усыновлении) одного ребенка 16 молодым семьям.

- В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» за 2006-2008 годы в пределах лимитов, установленных Правительством Российской Федерации, был выдан 141 государственный жилищный сертификат на общую сумму 173,71 млн. рублей.

Сертификаты, выданные в 2006-2007 годах, оплачены заказчиком подпрограммы, по сертификатам 2008 года оплачено 72 сертификата на общую сумму 97,47 млн. рублей (по состоянию на 01 января 2009 года). За весь период размер привлеченных собственных средств гражданами составил 10,94 млн. рублей.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета предоставлены субсидии 197 семьям ветеранов, инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов (на общую сумму 93,3 млн. рублей).

За период реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» было предоставлено гражданам Забайкальского края порядка 4,5 тыс. ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 4,5 млрд. рублей. Количественный показатель по их выдаче растет более медленными темпами по сравнению с его стоимостным аналогом. В настоящее время отмечается тенденция увеличения размера предоставляемого гражданам ипотечного кредита. В 2006 году средний размер кредита составлял 500-600 тыс. рублей, в 2007 году – около 1 млн. рублей, в конце 2008 года он возрос до 1,4-1,5 млн. рублей. Срок кредитования составляет в среднем 15 лет, а средневзвешенная процентная ставка по итогам 2008 года – 14%. В IV квартале 2008 года был отмечен заметный рост процентных ставок по ипотеке, некоторые банки приостановили выдачу ипотечных кредитов населению, а также произошло серьезное ужесточение требований к заёмщикам. Эти меры не могли не повлиять на снижение такого показателя, как доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью ипотеки: с 17% в 2007 году до 14% по итогам 2008 года.

Осуществляется реализация областных целевых программ, направленных на повышение доступности жилья отдельным категориям граждан, а также на увеличение темпов роста жилищного строительства: «Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)» и «Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)». За период 2006-2008 годы в рамках первой из них было введено 14,4 тыс. кв. м общей площади жилья.

Стратегической целью в среднесрочном периоде станет проведение государственной жилищной политики через продолжение реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а также через привлечение дополнительных инструментов и источников финансирования. В период финансового кризиса особо остро стоит проблема «выживания» строительных компаний, для чего планируется выкуп готового жилья или жилья с высокой степенью готовности, а также строительство жилых домов для государственных (муниципальных) нужд.

Развитие рынка труда

Население Забайкальского края за период 2003-2007 годов стало более активным на рынке труда: численность экономически активного населения (по методологии баланса трудовых ресурсов) в Забайкальском крае увеличилась с 522,1 тыс. человек в 2003 г. до 536,5 тыс. человек к началу 2008 года. Уровень занятости населения региона также имеет позитивную динамику: если в 2003 году в экономике края было занято 84,9% экономически активного населения, то в 2007 году этот показатель составил уже 89,9%.

Между тем ситуация с занятостью населения в Забайкальском крае менее благоприятна по сравнению с РФ и СФО в целом: уровень экономической активности населения в 2007 году составил 62,3% (по РФ – 67,1%; по СФО – 65,9%); уровень занятости отдельно по Читинской области – 55,8% и АБАО – 58,8% (по РФ – 63%; по СФО – 60,7%).

Численность и доля в экономически активном населении трудоспособного населения, не имеющего занятия, но его искавшего (классифицируются в соответствии с методологией Международной организации труда как безработные) снизились с 78,9 тыс. человек (15,1%) в 2003 году до 54,3 тыс. человек (10,1%) в 2007 году. При этом проблема застойной безработицы, чреватой депрофессионализацией и потерей мотивации к труду, продолжает в крае быть острой: средняя продолжительность поиска работы безработными составляла 9,7 месяцев в 2003 году и к 2007 году возросла до 11 месяцев (по РФ – 8,7; по СФО – 8,8); удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, самый высокий в СФО и один из самых высоких в стране – 63,9%[12] (по РФ – 40,6%; по СФО – 41,1%).

За 2003-2007 годы несколько сократился уровень регистрируемой безработицы (число зарегистрированных безработных в процентах к экономически активному населению области): от 3,7% в 2003 году до 2,8% в 2007 году (по РФ – 2,1%; по СФО – 2,7%).

С 2005 года потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости, увеличивалась ежегодно в два раза до 2007 года. Это привело к существенному снижению нагрузки не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию – с 39 человек в 2003 году до 9 человек в 2007 году.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в 2007 году составила 12162 рубля и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22,3% (по РФ – 13527 рублей (26,1%), по СФО - 12332 рубля (24,8%)). Реальная заработная плата увеличилась на 12,8% (по РФ – 16%; по СФО – 15%).

С 2006 года на территории края начата реализация нескольких инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленности, в частности, горнорудного комплекса, транспортной инфраструктуры и строительного комплекса, что во многом объясняет положительную динамику на рынке труда и сокращение численности безработных граждан. Однако и в 2007 г. оставался острым и нерешенным ряд проблем, препятствующих развитию рынка труда:

Малое разнообразие предложения рабочих мест из-за слабой диверсификации и инвестиционной привлекательности экономики края, о чем свидетельствует относительно низкая доля занятых в реальном секторе экономики, а так же на предприятиях с частной формой собственности – 41,8% (по РФ – 56,3%; по СФО – 54,8%).

Наличие значительного количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. По результатам аттестации рабочих мест выявлено, что в 2007 году 32% работников промышленных отраслей края было занято во вредных и опасных условиях труда. За этой цифрой стоит высокая вероятность случаев профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в крае, ведущих к значительным потерям рабочего времени и сокращению продолжительности жизни. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за тяжелых, вредных и опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям, и как следствие к необходимости привлечения иностранной, в основном неквалифицированной рабочей силы.

Ограниченная эффективность мер активной политики занятости населения, предпринимаемых соответствующими службами края, вследствие того, что:

- более 80% от заявленных работодателями вакансий составляют рабочие профессии; велика доля вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума;

- более 40% от обратившихся в службу занятости граждан составляет молодежь в возрасте от 18 до 29 лет; 30 % из них не имеют профессии и специальности;

- невысока профессиональная мобильность работников;

- затруднено трудоустройство граждан социально проблемных категорий (инвалиды, одинокие и многодетные матери, граждане, освобожденные из учреждений исполнения наказания и др.);

- имеет место дефицит средств федерального бюджета (субвенций) на мероприятия по проведению активной политики занятости населения из-за увеличения доли безработных, получающих пособие в максимальном размере.

Дефицит квалифицированных кадров и недостаточная согласованность подготовки в крае профессиональных кадров и потребностей регионального рынка труда. Среди населения края высока доля лиц, не имеющих профессионального образования. Так, среди занятых доля лиц, имеющих высшее или специальное образование, в Забайкальском крае даже несколько уменьшилась: с 45,9% в 2003 году до 44,2% в 2007 году (в РФ – 52,3%, в СФО – 49,7%).

Отсутствие достаточного количества рабочих мест, предлагаемых вакансий и низкий экономический потенциал для организации собственного бизнеса в сельской местности: уровень экономической активности сельского населения края в 2007 году составил 57,3% (в РФ – 63,8%, в СФО – 62,5%) при том, что больше трети населения региона проживают в сельской местности.

Начавшийся в 2008 году экономический кризис во многом затруднит, но сделает еще более актуальным преодоление этих проблем и развитие регионального рынка труда в Забайкальском крае.

Для развития рынка труда Забайкальского края в среднесрочной перспективе предстоит решить следующие задачи:

- Осуществить диверсификацию и интенсификацию экономики края на основе реализации крупных инвестиционных проектов по развитию промышленности (в частности, горно-металлургического и лесопромышленного комплекса), инфраструктуры и энергетики, развития экономики, торговли и туризма на приграничных с Китаем территориях; создать новые, преимущественно высоко оплачиваемые рабочие места, чтобы уменьшить общую безработицу, масштабы неформальной занятости постоянного населения.

- Совершенствовать систему оплаты труда в бюджетном секторе экономики.

- Способствовать созданию системы тесных партнерских отношений между крупными промышленными предприятиями и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку кадров, чтобы снять и не допускать дисбаланса в структуре предложения рабочей силы и потребностей рынка труда.

- Для создания квалифицированного современного рабочего класса – основы интенсификации экономики края – расширить ресурсную базу учреждений среднего и начального профессионального образования.

- Разработать меры по привлечению и закреплению квалифицированных, востребованных на региональном рынке труда работников, в том числе молодых специалистов, из других регионов страны, что повысит качество трудового потенциала края.

- Проводить взвешенную политику по привлечению иностранной рабочей силы, учитывая интересы экономической безопасности страны и устойчивость отраслей экономики края.

- Осуществить улучшение условий труда и ужесточить контроль за обеспечением и соблюдением техники безопасности на рабочих местах с наличием вредных и опасных факторов производственной среды.

- Содействовать развитию малого и среднего бизнеса на территории края.

- Разработать систему мер и преференций, способствующих вовлечению сельского населения в экономич<





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.100.128 (0.016 с.)