Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегические направления социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2025 года.

Поиск

Как в ближайшие годы, так и на отдаленную перспективу – до 2025 – 2030 гг. – социально-экономическое развитие Забайкальского края будут определять следующие главные факторы:

- демографический (социально-демографический);

- ресурсный (природно-ресурсный);

- геополитический (транспортно-геополитический);

- финансовый (финансово-инвестиционный).

Принципиально при этом то, что роль, значимость выделенных факторов будет в перспективе непрерывно возрастать (хотя их воздействие может быть как положительным, так и отрицательным), в значительной степени обусловливая стратегические направления развития Забайкальского края.

На основании анализа современного социально-экономического состояния региона, его проблем, потенциала и выделенных факторов определены стратегические направления развития Забайкальского края:

Резкое повышение качества жизни, обеспечивающее стабилизацию численности населения края.

Последние десятилетия демографические и социально-демографические показатели и тенденции в Забайкальском крае в целом негативны. Так, ежегодно с 2000 г. численность населения региона сокращается на 7-10 тыс.человек. При этом уровень безработицы в крае один из самых высоких в восточных регионах страны. По показателям ИРЧП (индекса развития человеческого потенциала) Забайкальский край входит в «замыкающую» пятерку субъектов Российской Федерации, занимая предпоследнее (перед Тывой) место в Сибирском федеральном округе.

По уровню среднемесячной заработной платы за последние 5 лет усилилось отставание региона от среднероссийских показателей. Кроме того, если в 2003 году среднемесячная зарплата в Забайкальском крае превышала среднюю по Сибирскому федеральному округу, то в 2007-2008 гг. она стала уступать «среднеокружной». Доля населения региона с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2007 г. составила 23,2% в сравнении с 13,4% по России в целом.

Таким образом, это важнейшее стратегическое направление развития Забайкальского края должно обеспечить:

- постепенное прекращение оттока населения из края, с целенаправленным в перспективе притоком в регион трудоспособного населения из европейской части страны;

- повышение рождаемости и снижение смертности населения на основе осуществления эффективной социальной политики государства;

- рост доходов всех групп населения, в первую очередь, малообеспеченных, путем реализации комплексных социально-экономических региональных и межрегиональных проектов.

2. Масштабное освоение природно-ресурсного потенциала региона посредством реализации приоритетных ресурсно-инвестиционных проектов.

Забайкальский край – один из богатейших минерально-сырьевых регионов в России. Минерально-сырьевая база края включает значительные ресурсы черных, цветных, благородных и редких металлов, каменного и бурого угля и т.д. Здесь сосредоточено более 90% разведанных общероссийских запасов урана, до 40% - плавикового шпата и циркония, 25-30% титана, меди, молибдена, 7-15% золота, свинца и серебра. Кроме того, 34,2 млн. га Забайкальского края заняты лесами с общим запасом древесины в 2,68 млрд.м3.

Стратегически приоритетными инвестиционными проектами должны стать следующие:

Создание Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса на юго-востоке края.

Он включает в себя несколько проектов:

· Инвестиционный проект «Освоение полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края».

Запасы только одного – Быстринского месторождения в медном эквиваленте составляет около 5 млн.тонн. В совокупности с запасами Бугдаинского, Култуминского, Лугоканского и других месторождений содержащиеся здесь ресурсы меди сопоставимы по объемам с запасами Удокана.

Кроме меди, в этих месторождениях имеется золото, вольфрам, молибден, серебро, цинк, свинец.

· Инвестиционный проект «Строительство горно-металлургического предприятия на базе месторождения Ново-Широкинское».

Основные полезные ресурсы здесь – цветные и благородные металлы. С полным вводом в эксплуатацию предприятия на нем будет добываться и перерабатываться 450 тыс.тонн руды в год. Место расположения завода в 18 км от проектируемой ж/д станции Газимурский Завод.

· Инвестиционный проект «Строительство Березовского горно-обогатительного комбината».

Проект предусматривает разведку и добычу железной руды – не менее 5 млн.тонн в год, а также строительство горнообогатительного комбината.

Указанные инвестиционные проекты составят основу Забайкальского юго-восточного территориального горно-металлургического комплекса. Создание этого комплекса потребует привлечения сюда значительного количества трудовых ресурсов, так как на стадии строительства объектов комплекса численность работающих составит 12 тыс.человек, а на стадии эксплуатации – более 70,0 тыс.человек. Для обеспечения предприятий комплекса электроэнергией необходимо завершение строительства третьего и введение четвертого энергоблока Харанорской ГРЭС.

 

Второй крупный проект развития горнодобывающей промышленности региона - «Инвестиционный проект «Освоение месторождений севера Забайкальского края, создание Чарского территориального горно-металлургического комплекса».

Он будет реализовываться путем освоения Удоканского, Чинейского, Катугинского, Апсатского, Читкандинского, Голевского и других месторождений меди, а также полиметаллов, угля, титана, ванадия, иных редких металлов. Самое известное из них Удоканское медное (с запасами меди до 20 млн.тонн), но не менее перспективные Чинейское железо-титан-ванадиевое и Катугинское криолит-редкоземельно-редкометалльное месторождения.

Необходимая потребность в трудовых ресурсах составляет около 6 тыс.человек, а объем инвестиций – более 100 млрд.руб.

Для обеспечения комплекса электроэнергией планируется привлечение мощностей Витимского гидроузла (от Мокской ГЭС), а также от Усть-Илимской ГЭС.

По предварительным расчетам, реализация проектов освоения минеральных ресурсов в юго-восточной и северной части Забайкальского края (Забайкальский и Чарский горно-металлургические комплексы) обеспечит:

- создание до 90-100 тыс. новых рабочих мест на основных и вспомогательных производствах этих комплексов, а также в социальной сфере;

- развитие социально-экономической базы жизнедеятельности населения Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского, Александро-Заводского, Каларского и других районов юго-востока и севера Забайкальского края.

- повышение уровня жизни населения этих и других районов края за счет значительного роста заработной платы;

- существенный ежегодный рост темпов увеличения валового регионального продукта – до 6-8% и выше.

3. Транспортно-инфраструктурное освоение Забайкальского края.

Без адекватного, соответствующего основным стратегическим направлениям региона транспортного освоения Забайкальского края невозможно сколь-либо масштабное и эффективное социально-экономическое его развитие.

Приоритетными проектами этого стратегического направления должны стать:

- Строительство железной дороги Нарын – Лугокан протяженностью 425 км.

- Строительство новой ветки железной дороги Сретенск – Газимурский Завод – Нерчинский Завод – Олочи длиной 285 км.

- Строительство железнодорожной ветки Могзон - Озерный – Новый Уоян, соединяющей Транссиб и БАМ.

- Строительство автомобильной дороги с.Тупик Тунгиро-Олёкминского района – с.Чара Каларского района длиной 550 км.

Кроме того, для Забайкальского края особое значение приобретает планируемый на базе Транссиба международный транзитный транспортный коридор. Наиболее перспективно в его координатах направление Далянь – Харбин – Забайкальск – Чита – Екатеринбург – Санкт-Петербург.

Важнейшей задачей развития этого направления является освоение и реализация инновационных транспортных и информационных технологий, проектов и комплексов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.009 с.)