Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие системы социальной защитыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В систему социальной защиты населения края входит широкий круг вопросов социальной политики, реализуемой на территории за счет средств как федерального бюджета, так и бюджета края. Но, прежде всего, это деятельность по поддержанию приемлемого уровня и качества жизни малообеспеченных и малоимущих граждан, лиц, нуждающихся или имеющих право на получение социальной помощи и поддержки. В период 2003-2007 гг. в крае наблюдалась позитивная динамика показателей уровня жизни населения, хотя и при сохранении отставания от средних показателей по стране и Сибирскому федеральному округу. Увеличились средний размер пенсий, уровень заработной платы, величина среднедушевых доходов в номинальном и реальном выражении. В целом из года в год реальные денежные доходы населения края росли на 7-9%. В 2007 году реальные денежные доходы населения составили 106,9% к 2006 году (по России – 112,3%, по СФО – 113,6%). Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась с 32,2% (по России – 20,3%) в 2003 году до 23,9% (по России – 13,3%) в 2007 году. Существенное сокращение масштабов бедности в крае пришлось на 2005 год, как следствие мер, предпринятых государством по увеличению размеров социальных трансфертов: доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась до 26,2%, соотношение величины пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера увеличилось до 115,2% (с 83,8% в 2003 году). В 2007 году, несмотря на продолжающийся рост пенсий, указанное соотношение составляло уже 110,2% (для сравнения: в Кемеровской области – 135,1%, в Красноярском крае – 133,3%). Заметное влияние на рост уровня жизни населения оказала интенсификация экономики края в 2006-2007 годах, когда основным фактором роста денежных доходов населения области был рост оплаты труда, который значительно опережал рост остальных составляющих денежных доходов (пенсий и пособий, доходов от предпринимательской деятельности, других доходов). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в 2007 году составила 12162 рубля и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22,3% (по России – 13527 рублей, на 27,2%). Реальная заработная плата увеличилась на 12,8% (по России – на 16 %). Нельзя не отметить, что улучшение основных показателей уровня жизни населения, протекало при сохранении значительных объемов просроченной задолженности по заработной плате. Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2008 года составила 95,2 млн. рублей, что на 16,5% выше, чем на 1 января 2007 года[10]. Деятельность органов социальной защиты по обеспечению социальных гарантий и льгот различных категорий населения охватывает достаточно большое количество жителей Забайкальского края. За 2008 год число получателей социальных выплат выросло более чем в 2 раза, что во многом объясняется переходом на денежную форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а так же расширением круга лиц, получившим право на получение социальной поддержки – специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, и ветеранов труда, которым присвоено звание «Ветеран труда Читинской области» (реализация Закона Читинской области «О ветеране труда Читинской области»). На 1 января 2009 года в базе данных получателей социальных выплат Министерства социальной защиты населения Забайкальского края состояло: - получателей ежемесячной денежной выплаты – 75588 чел.; - получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг – 152841 чел.; - получателей государственных пособий на детей – 86949 чел.; - получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из числа малоимущих граждан – 26852 чел.; - получателей пенсии за выслугу лет из числа государственных гражданских служащих – 230 чел.; - получателей доплат к пенсии из регионального бюджета – 509 чел.; - граждан, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», получающих ежегодную денежную выплату – 1587 чел.; - граждан, подвергшихся воздействию радиации и получающих различные социальные выплаты – 352 чел.; - получателей государственной социальной помощи – 10290 чел.; - педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки по освобождению от оплаты жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности – 8540 чел[11]. Ежегодно за 2003-2007 годы в крае выявляется более 2000 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году в детских учреждениях соцобеспечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, коррекционные детские дома) проживало 5772 ребенка (2006 год – 6045 детей). Численность инвалидов среди жителей края, состоящих на учете на 1 января 2007 года, увеличилась с 72 тыс. человек в 2003 году до 101 тыс. человек. Для оказания социальной помощи в крае в 2008 году функционировали 22 стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, в них проживало 2550 человек. По сравнению с 2003 годом число мест в этих учреждениях выросло на 326, но в очереди на определение в дома-интернаты каждый год состоит от 300 до 400 человек. На территории края действует 15 комплексных центров социального обслуживания населения и работает 76 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживают 6662 человека (302 человек ждут своей очереди). Нагрузка на одного социального работника составляет 8 человек, обслуживаемых на дому в городе, и 4 человека – в сельской местности, что соответствует установленному в 2008 г. стандарту обслуживания. Развитие системы надомного обслуживания позволяет увеличить численность обслуживаемых на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, уменьшить очередь из нуждающихся в месте в стационарном учреждении, при этом клиент остается в привычной для него обстановке, проживает дома, что сохраняет его привычный уклад жизни. В рамках оптимизации бюджетных расходов основную нагрузку по решению проблемы обслуживания пожилых людей и инвалидов призвана взять на себя именно такая форма оказания услуг. В крае действует государственное учреждение «Единый социальный расчетный центр», обеспечивающее исполнение государственных функций по социальным выплатам; реализован принцип «Единое социальное окно», что позволяет повысить качество оказания услуг путем максимального приближения услуги к населению, особенно в сельской местности. Важнейшую роль в этом процессе играет служба участковых специалистов по социальной работе, основной функцией которой является мониторинг социального положения граждан на территории поселений и оказание им практической помощи в получении социальных услуг. По состоянию на 01.01.2009 года службой участковых специалистов охвачено 25 районов – это 17 городских и 160 сельских поселений, 336 сел. В ближайшие годы необходимо распространить деятельность этой службы на всю территорию края. Несмотря на достижения в сфере социальной защиты населения и позитивную динамику показателей уровня жизни, масштаб бедности (23,9% в 2007 г.), степень дифференциации доходов (децильный коэффициент фондов - 13,2), объем потребностей населения в социальной поддержке и обеспечении велики и предполагают широкое поле деятельности для краевых структур социальной защиты. Институт социальной защиты является чрезвычайно важным звеном развития человеческого потенциала, поддержания социальной стабильности на территории,обеспечения приемлемых условий и уровня жизни нуждающихся, особенно детей, инвалидов и одиноких пожилых людей. Развитие системы социальной защиты – одно из важнейших условий реализации эффективной социальной политики в Забайкальском крае. Приоритетные направления и мероприятия развития системы социальной защиты: - Обеспечение поддержки и социальных гарантий наиболее уязвимых групп населения, нетрудоспособных граждан и членов их семей. Мероприятия: повышение уровня социальных стандартов для населения; разработка и реализация системы мер, позволяющих расширить возможности для инвалидов, пожилого и малоимущего населения получать санаторно-курортное лечение на территории края или в соседних регионах; систематическое информирование населения о возможностях и условиях получения социальной поддержки; активизация усилий сотрудников структур социальной защиты и общественности по выявлению людей и семей, находящихся в многократно неблагоприятной жизненной ситуации. - Развитие рынка социальных услуг. Мероприятия: мониторинг потребностей населения в социальных услугах и учет их изменений в ассортименте услуг, предоставляемых органами социальной защиты на возмездной основе; обеспечение доступности социальных услуг для малообеспеченных групп населения; проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия, реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; расширение спектра деятельности комплексных центров социального обслуживания населения по социальной адаптации, преодолению социальной депривации разных групп населения (пожилые люди, освободившиеся из мест лишения свободы, неблагополучные подростки, переселенцы и пр.); распространение деятельности службы участковых специалистов по социальной работе на всю территорию края. - Создание региональной материально-организационной базы системы социальной защиты, отвечающей современным стандартам качества жизни. Мероприятия: ремонт и переоснащение домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов; создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. - Совершенствование управления системой мероприятий и мер социальной защиты. Мероприятия: введение и строгое следование принципам менеджмента качества в деятельности по социальной защите населения края; создание условий для быстрого и качественного получения населением услуг, находящихся в компетенции системы социальной защиты; налаживание системы обратной связи; внедрение новых технологий информационного обеспечения (создание и ведение электронного реестра граждан, находящихся в фокусе внимания системы социальной защиты; системы электронного документооборота, интернет-сайта министерства социальной защиты края и пр.). - Развитие кадрового потенциала системы социальной защиты края. Мероприятия: повышение оплаты труда работников системы социальной защиты; обмен опытом Министерства по социальной защите Забайкальского края с соответствующими подразделениями городов СФО; систематическое (раз в три года) повышение квалификации работников системы социальной защиты всех уровней на основе участия в семинарах, курсах с получением соответствующего сертификата о повышении квалификации/переподготовке; привлечение на работу специалистов по социальной работе, социальной психологии и педагогике. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий в 2010-2014 годах: увеличение реальных денежных доходов населения на 5,9-6,8% ежегодно; снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 15%; ежегодное оздоровление 1150 инвалидов, пожилых и малоимущих граждан в учреждениях социального обеспечения края; увеличение количества мест в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов за счет строительства и введения в эксплуатацию спальных корпусов на 430 единиц; обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания (дома-интернаты общего профиля) на 1000 населения - 28 мест; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов на 253 объекта социальной сферы на территории края; удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями - 40% от общего числа семей с детьми-инвалидами; удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (% от общего числа детей-инвалидов) – 45%; удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (% к общему числу безнадзорных и беспризорных детей) – 85%; охват граждан пожилого возраста всеми видами социального обслуживания на дому в расчете на 10000 пенсионеров - 370 человек; удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов – 100%; уменьшение территориальной/поселенческой дифференциации в доступе и обеспечении социальной поддержкой населения края. Развитие рынка труда Население Забайкальского края за период 2003-2007 годов стало более активным на рынке труда: численность экономически активного населения (по методологии баланса трудовых ресурсов) в Забайкальском крае увеличилась с 522,1 тыс. человек в 2003 г. до 536,5 тыс. человек к началу 2008 года. Уровень занятости населения региона также имеет позитивную динамику: если в 2003 году в экономике края было занято 84,9% экономически активного населения, то в 2007 году этот показатель составил уже 89,9%. Между тем ситуация с занятостью населения в Забайкальском крае менее благоприятна по сравнению с РФ и СФО в целом: уровень экономической активности населения в 2007 году составил 62,3% (по РФ – 67,1%; по СФО – 65,9%); уровень занятости отдельно по Читинской области – 55,8% и АБАО – 58,8% (по РФ – 63%; по СФО – 60,7%). Численность и доля в экономически активном населении трудоспособного населения, не имеющего занятия, но его искавшего (классифицируются в соответствии с методологией Международной организации труда как безработные) снизились с 78,9 тыс. человек (15,1%) в 2003 году до 54,3 тыс. человек (10,1%) в 2007 году. При этом проблема застойной безработицы, чреватой депрофессионализацией и потерей мотивации к труду, продолжает в крае быть острой: средняя продолжительность поиска работы безработными составляла 9,7 месяцев в 2003 году и к 2007 году возросла до 11 месяцев (по РФ – 8,7; по СФО – 8,8); удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, самый высокий в СФО и один из самых высоких в стране – 63,9%[12] (по РФ – 40,6%; по СФО – 41,1%). За 2003-2007 годы несколько сократился уровень регистрируемой безработицы (число зарегистрированных безработных в процентах к экономически активному населению области): от 3,7% в 2003 году до 2,8% в 2007 году (по РФ – 2,1%; по СФО – 2,7%). С 2005 года потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости, увеличивалась ежегодно в два раза до 2007 года. Это привело к существенному снижению нагрузки не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию – с 39 человек в 2003 году до 9 человек в 2007 году. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в 2007 году составила 12162 рубля и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22,3% (по РФ – 13527 рублей (26,1%), по СФО - 12332 рубля (24,8%)). Реальная заработная плата увеличилась на 12,8% (по РФ – 16%; по СФО – 15%). С 2006 года на территории края начата реализация нескольких инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленности, в частности, горнорудного комплекса, транспортной инфраструктуры и строительного комплекса, что во многом объясняет положительную динамику на рынке труда и сокращение численности безработных граждан. Однако и в 2007 г. оставался острым и нерешенным ряд проблем, препятствующих развитию рынка труда: Малое разнообразие предложения рабочих мест из-за слабой диверсификации и инвестиционной привлекательности экономики края, о чем свидетельствует относительно низкая доля занятых в реальном секторе экономики, а так же на предприятиях с частной формой собственности – 41,8% (по РФ – 56,3%; по СФО – 54,8%). Наличие значительного количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. По результатам аттестации рабочих мест выявлено, что в 2007 году 32% работников промышленных отраслей края было занято во вредных и опасных условиях труда. За этой цифрой стоит высокая вероятность случаев профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в крае, ведущих к значительным потерям рабочего времени и сокращению продолжительности жизни. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за тяжелых, вредных и опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям, и как следствие к необходимости привлечения иностранной, в основном неквалифицированной рабочей силы. Ограниченная эффективность мер активной политики занятости населения, предпринимаемых соответствующими службами края, вследствие того, что: - более 80% от заявленных работодателями вакансий составляют рабочие профессии; велика доля вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума; - более 40% от обратившихся в службу занятости граждан составляет молодежь в возрасте от 18 до 29 лет; 30 % из них не имеют профессии и специальности; - невысока профессиональная мобильность работников; - затруднено трудоустройство граждан социально проблемных категорий (инвалиды, одинокие и многодетные матери, граждане, освобожденные из учреждений исполнения наказания и др.); - имеет место дефицит средств федерального бюджета (субвенций) на мероприятия по проведению активной политики занятости населения из-за увеличения доли безработных, получающих пособие в максимальном размере. Дефицит квалифицированных кадров и недостаточная согласованность подготовки в крае профессиональных кадров и потребностей регионального рынка труда. Среди населения края высока доля лиц, не имеющих профессионального образования. Так, среди занятых доля лиц, имеющих высшее или специальное образование, в Забайкальском крае даже несколько уменьшилась: с 45,9% в 2003 году до 44,2% в 2007 году (в РФ – 52,3%, в СФО – 49,7%). Отсутствие достаточного количества рабочих мест, предлагаемых вакансий и низкий экономический потенциал для организации собственного бизнеса в сельской местности: уровень экономической активности сельского населения края в 2007 году составил 57,3% (в РФ – 63,8%, в СФО – 62,5%) при том, что больше трети населения региона проживают в сельской местности. Начавшийся в 2008 году экономический кризис во многом затруднит, но сделает еще более актуальным преодоление этих проблем и развитие регионального рынка труда в Забайкальском крае. Для развития рынка труда Забайкальского края в среднесрочной перспективе предстоит решить следующие задачи: - Осуществить диверсификацию и интенсификацию экономики края на основе реализации крупных инвестиционных проектов по развитию промышленности (в частности, горно-металлургического и лесопромышленного комплекса), инфраструктуры и энергетики, развития экономики, торговли и туризма на приграничных с Китаем территориях; создать новые, преимущественно высоко оплачиваемые рабочие места, чтобы уменьшить общую безработицу, масштабы неформальной занятости постоянного населения. - Совершенствовать систему оплаты труда в бюджетном секторе экономики. - Способствовать созданию системы тесных партнерских отношений между крупными промышленными предприятиями и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку кадров, чтобы снять и не допускать дисбаланса в структуре предложения рабочей силы и потребностей рынка труда. - Для создания квалифицированного современного рабочего класса – основы интенсификации экономики края – расширить ресурсную базу учреждений среднего и начального профессионального образования. - Разработать меры по привлечению и закреплению квалифицированных, востребованных на региональном рынке труда работников, в том числе молодых специалистов, из других регионов страны, что повысит качество трудового потенциала края. - Проводить взвешенную политику по привлечению иностранной рабочей силы, учитывая интересы экономической безопасности страны и устойчивость отраслей экономики края. - Осуществить улучшение условий труда и ужесточить контроль за обеспечением и соблюдением техники безопасности на рабочих местах с наличием вредных и опасных факторов производственной среды. - Содействовать развитию малого и среднего бизнеса на территории края. - Разработать систему мер и преференций, способствующих вовлечению сельского населения в экономическую активность. - Проводить работу по формированию достижительной, связанной с трудовой активностью на территории края мотивации у молодежи; стимулировать и поддерживать усилия по повышению конкурентоспособности на рынке труда трудоспособного населения. - Способствовать вовлечению на рынок труда лиц с ограниченными возможностями. - Совершенствовать систему мониторинга состояния рынка труда, обобщить опыт противостояния последствиям экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, для усиления потенциала противодействия ему в будущем как органов занятости населения, так и самого населения. Решение этих задач будет иметь мультипликационный эффект: создаст условия для преодоления острых социальных и демографических проблем края, будет способствовать развитию человеческого потенциала населения и росту конкурентоспособности Забайкальского региона в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов в стране. Ключевым условием успеха в решении этих задач является активное задействование законодательной и исполнительной властью края институционального фактора: создание благоприятных условий по привлечению, регистрации и функционированию подразделений крупных российских компаний, вкладывающих средства как в разработку месторождений природных ресурсов, так и создающих предприятия по переработке местного сырья; активизация усилий по привлечению средств федерального бюджета и местных ресурсов государственно-частного партнерства для реализации проектов развития социальной инфраструктуры края; внедрение новых форм и схем стимулирования работников государственных предприятий и бюджетных организаций на территории края; разработка и внедрение обязательных, но разумных схем изъятия природной ренты в бюджет края для расширения экономической базы повышения уровня и качества жизни населения Забайкальского края. Целевые индикаторы развития рынка труда к 2014 году: уровень экономической активности населения края не ниже 67%, а сельского населения – не ниже 63%; уровень занятости не ниже 60%; среди работников промышленных отраслей края доля, занятых во вредных и опасных условиях труда, не выше 20%; уровень зарегистрированной безработицы – 2,6%; увеличение суммарной доли занятых в промышленности, строительстве и на транспорте минимум на 15 п.п. по сравнению с 2007 годом; рост реальной заработной платы не менее чем в 1,4 раза по сравнению с уровнем 2007 года; увеличение заработной платы в бюджетной сфере по сравнению с уровнем 2007 года не менее, чем в 1,6 раза.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.01 с.) |