Развитие системы социальной защиты 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие системы социальной защиты



В систему социальной защиты населения края входит широкий круг вопросов социальной политики, реализуемой на территории за счет средств как федерального бюджета, так и бюджета края. Но, прежде всего, это деятельность по поддержанию приемлемого уровня и качества жизни малообеспеченных и малоимущих граждан, лиц, нуждающихся или имеющих право на получение социальной помощи и поддержки.

В период 2003-2007 гг. в крае наблюдалась позитивная динамика показателей уровня жизни населения, хотя и при сохранении отставания от средних показателей по стране и Сибирскому федеральному округу. Увеличились средний размер пенсий, уровень заработной платы, величина среднедушевых доходов в номинальном и реальном выражении. В целом из года в год реальные денежные доходы населения края росли на 7-9%. В 2007 году реальные денежные доходы населения составили 106,9% к 2006 году (по России – 112,3%, по СФО – 113,6%).

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась с 32,2% (по России – 20,3%) в 2003 году до 23,9% (по России – 13,3%) в 2007 году. Существенное сокращение масштабов бедности в крае пришлось на 2005 год, как следствие мер, предпринятых государством по увеличению размеров социальных трансфертов: доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась до 26,2%, соотношение величины пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера увеличилось до 115,2% (с 83,8% в 2003 году). В 2007 году, несмотря на продолжающийся рост пенсий, указанное соотношение составляло уже 110,2% (для сравнения: в Кемеровской области – 135,1%, в Красноярском крае – 133,3%).

Заметное влияние на рост уровня жизни населения оказала интенсификация экономики края в 2006-2007 годах, когда основным фактором роста денежных доходов населения области был рост оплаты труда, который значительно опережал рост остальных составляющих денежных доходов (пенсий и пособий, доходов от предпринимательской деятельности, других доходов). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в 2007 году составила 12162 рубля и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22,3% (по России – 13527 рублей, на 27,2%). Реальная заработная плата увеличилась на 12,8% (по России – на 16 %).

Нельзя не отметить, что улучшение основных показателей уровня жизни населения, протекало при сохранении значительных объемов просроченной задолженности по заработной плате. Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2008 года составила 95,2 млн. рублей, что на 16,5% выше, чем на 1 января 2007 года[10].

Деятельность органов социальной защиты по обеспечению социальных гарантий и льгот различных категорий населения охватывает достаточно большое количество жителей Забайкальского края. За 2008 год число получателей социальных выплат выросло более чем в 2 раза, что во многом объясняется переходом на денежную форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а так же расширением круга лиц, получившим право на получение социальной поддержки – специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, и ветеранов труда, которым присвоено звание «Ветеран труда Читинской области» (реализация Закона Читинской области «О ветеране труда Читинской области»). На 1 января 2009 года в базе данных получателей социальных выплат Министерства социальной защиты населения Забайкальского края состояло:

- получателей ежемесячной денежной выплаты – 75588 чел.;

- получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг – 152841 чел.;

- получателей государственных пособий на детей – 86949 чел.;

- получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из числа малоимущих граждан – 26852 чел.;

- получателей пенсии за выслугу лет из числа государственных гражданских служащих – 230 чел.;

- получателей доплат к пенсии из регионального бюджета – 509 чел.;

- граждан, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», получающих ежегодную денежную выплату – 1587 чел.;

- граждан, подвергшихся воздействию радиации и получающих различные социальные выплаты – 352 чел.;

- получателей государственной социальной помощи – 10290 чел.;

- педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки по освобождению от оплаты жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности – 8540 чел[11].

Ежегодно за 2003-2007 годы в крае выявляется более 2000 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году в детских учреждениях соцобеспечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, коррекционные детские дома) проживало 5772 ребенка (2006 год – 6045 детей).

Численность инвалидов среди жителей края, состоящих на учете на 1 января 2007 года, увеличилась с 72 тыс. человек в 2003 году до 101 тыс. человек.

Для оказания социальной помощи в крае в 2008 году функционировали 22 стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, в них проживало 2550 человек. По сравнению с 2003 годом число мест в этих учреждениях выросло на 326, но в очереди на определение в дома-интернаты каждый год состоит от 300 до 400 человек.

На территории края действует 15 комплексных центров социального обслуживания населения и работает 76 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживают 6662 человека (302 человек ждут своей очереди). Нагрузка на одного социального работника составляет 8 человек, обслуживаемых на дому в городе, и 4 человека – в сельской местности, что соответствует установленному в 2008 г. стандарту обслуживания.

Развитие системы надомного обслуживания позволяет увеличить численность обслуживаемых на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, уменьшить очередь из нуждающихся в месте в стационарном учреждении, при этом клиент остается в привычной для него обстановке, проживает дома, что сохраняет его привычный уклад жизни. В рамках оптимизации бюджетных расходов основную нагрузку по решению проблемы обслуживания пожилых людей и инвалидов призвана взять на себя именно такая форма оказания услуг.

В крае действует государственное учреждение «Единый социальный расчетный центр», обеспечивающее исполнение государственных функций по социальным выплатам; реализован принцип «Единое социальное окно», что позволяет повысить качество оказания услуг путем максимального приближения услуги к населению, особенно в сельской местности. Важнейшую роль в этом процессе играет служба участковых специалистов по социальной работе, основной функцией которой является мониторинг социального положения граждан на территории поселений и оказание им практической помощи в получении социальных услуг. По состоянию на 01.01.2009 года службой участковых специалистов охвачено 25 районов – это 17 городских и 160 сельских поселений, 336 сел. В ближайшие годы необходимо распространить деятельность этой службы на всю территорию края.

Несмотря на достижения в сфере социальной защиты населения и позитивную динамику показателей уровня жизни, масштаб бедности (23,9% в 2007 г.), степень дифференциации доходов (децильный коэффициент фондов - 13,2), объем потребностей населения в социальной поддержке и обеспечении велики и предполагают широкое поле деятельности для краевых структур социальной защиты. Институт социальной защиты является чрезвычайно важным звеном развития человеческого потенциала, поддержания социальной стабильности на территории,обеспечения приемлемых условий и уровня жизни нуждающихся, особенно детей, инвалидов и одиноких пожилых людей. Развитие системы социальной защиты – одно из важнейших условий реализации эффективной социальной политики в Забайкальском крае.

Приоритетные направления и мероприятия развития системы социальной защиты:

- Обеспечение поддержки и социальных гарантий наиболее уязвимых групп населения, нетрудоспособных граждан и членов их семей.

Мероприятия: повышение уровня социальных стандартов для населения; разработка и реализация системы мер, позволяющих расширить возможности для инвалидов, пожилого и малоимущего населения получать санаторно-курортное лечение на территории края или в соседних регионах; систематическое информирование населения о возможностях и условиях получения социальной поддержки; активизация усилий сотрудников структур социальной защиты и общественности по выявлению людей и семей, находящихся в многократно неблагоприятной жизненной ситуации.

- Развитие рынка социальных услуг.

Мероприятия: мониторинг потребностей населения в социальных услугах и учет их изменений в ассортименте услуг, предоставляемых органами социальной защиты на возмездной основе; обеспечение доступности социальных услуг для малообеспеченных групп населения; проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия, реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; расширение спектра деятельности комплексных центров социального обслуживания населения по социальной адаптации, преодолению социальной депривации разных групп населения (пожилые люди, освободившиеся из мест лишения свободы, неблагополучные подростки, переселенцы и пр.); распространение деятельности службы участковых специалистов по социальной работе на всю территорию края.

- Создание региональной материально-организационной базы системы социальной защиты, отвечающей современным стандартам качества жизни.

Мероприятия: ремонт и переоснащение домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов; создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

- Совершенствование управления системой мероприятий и мер социальной защиты.

Мероприятия: введение и строгое следование принципам менеджмента качества в деятельности по социальной защите населения края; создание условий для быстрого и качественного получения населением услуг, находящихся в компетенции системы социальной защиты; налаживание системы обратной связи; внедрение новых технологий информационного обеспечения (создание и ведение электронного реестра граждан, находящихся в фокусе внимания системы социальной защиты; системы электронного документооборота, интернет-сайта министерства социальной защиты края и пр.).

- Развитие кадрового потенциала системы социальной защиты края.

Мероприятия: повышение оплаты труда работников системы социальной защиты; обмен опытом Министерства по социальной защите Забайкальского края с соответствующими подразделениями городов СФО; систематическое (раз в три года) повышение квалификации работников системы социальной защиты всех уровней на основе участия в семинарах, курсах с получением соответствующего сертификата о повышении квалификации/переподготовке; привлечение на работу специалистов по социальной работе, социальной психологии и педагогике.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятий в 2010-2014 годах: увеличение реальных денежных доходов населения на 5,9-6,8% ежегодно; снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 15%; ежегодное оздоровление 1150 инвалидов, пожилых и малоимущих граждан в учреждениях социального обеспечения края; увеличение количества мест в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов за счет строительства и введения в эксплуатацию спальных корпусов на 430 единиц; обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания (дома-интернаты общего профиля) на 1000 населения - 28 мест; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов на 253 объекта социальной сферы на территории края; удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями - 40% от общего числа семей с детьми-инвалидами; удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (% от общего числа детей-инвалидов) – 45%; удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (% к общему числу безнадзорных и беспризорных детей) – 85%; охват граждан пожилого возраста всеми видами социального обслуживания на дому в расчете на 10000 пенсионеров - 370 человек; удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов – 100%; уменьшение территориальной/поселенческой дифференциации в доступе и обеспечении социальной поддержкой населения края.

Развитие рынка труда

Население Забайкальского края за период 2003-2007 годов стало более активным на рынке труда: численность экономически активного населения (по методологии баланса трудовых ресурсов) в Забайкальском крае увеличилась с 522,1 тыс. человек в 2003 г. до 536,5 тыс. человек к началу 2008 года. Уровень занятости населения региона также имеет позитивную динамику: если в 2003 году в экономике края было занято 84,9% экономически активного населения, то в 2007 году этот показатель составил уже 89,9%.

Между тем ситуация с занятостью населения в Забайкальском крае менее благоприятна по сравнению с РФ и СФО в целом: уровень экономической активности населения в 2007 году составил 62,3% (по РФ – 67,1%; по СФО – 65,9%); уровень занятости отдельно по Читинской области – 55,8% и АБАО – 58,8% (по РФ – 63%; по СФО – 60,7%).

Численность и доля в экономически активном населении трудоспособного населения, не имеющего занятия, но его искавшего (классифицируются в соответствии с методологией Международной организации труда как безработные) снизились с 78,9 тыс. человек (15,1%) в 2003 году до 54,3 тыс. человек (10,1%) в 2007 году. При этом проблема застойной безработицы, чреватой депрофессионализацией и потерей мотивации к труду, продолжает в крае быть острой: средняя продолжительность поиска работы безработными составляла 9,7 месяцев в 2003 году и к 2007 году возросла до 11 месяцев (по РФ – 8,7; по СФО – 8,8); удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, самый высокий в СФО и один из самых высоких в стране – 63,9%[12] (по РФ – 40,6%; по СФО – 41,1%).

За 2003-2007 годы несколько сократился уровень регистрируемой безработицы (число зарегистрированных безработных в процентах к экономически активному населению области): от 3,7% в 2003 году до 2,8% в 2007 году (по РФ – 2,1%; по СФО – 2,7%).

С 2005 года потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости, увеличивалась ежегодно в два раза до 2007 года. Это привело к существенному снижению нагрузки не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию – с 39 человек в 2003 году до 9 человек в 2007 году.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в 2007 году составила 12162 рубля и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22,3% (по РФ – 13527 рублей (26,1%), по СФО - 12332 рубля (24,8%)). Реальная заработная плата увеличилась на 12,8% (по РФ – 16%; по СФО – 15%).

С 2006 года на территории края начата реализация нескольких инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленности, в частности, горнорудного комплекса, транспортной инфраструктуры и строительного комплекса, что во многом объясняет положительную динамику на рынке труда и сокращение численности безработных граждан. Однако и в 2007 г. оставался острым и нерешенным ряд проблем, препятствующих развитию рынка труда:

Малое разнообразие предложения рабочих мест из-за слабой диверсификации и инвестиционной привлекательности экономики края, о чем свидетельствует относительно низкая доля занятых в реальном секторе экономики, а так же на предприятиях с частной формой собственности – 41,8% (по РФ – 56,3%; по СФО – 54,8%).

Наличие значительного количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. По результатам аттестации рабочих мест выявлено, что в 2007 году 32% работников промышленных отраслей края было занято во вредных и опасных условиях труда. За этой цифрой стоит высокая вероятность случаев профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в крае, ведущих к значительным потерям рабочего времени и сокращению продолжительности жизни. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за тяжелых, вредных и опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям, и как следствие к необходимости привлечения иностранной, в основном неквалифицированной рабочей силы.

Ограниченная эффективность мер активной политики занятости населения, предпринимаемых соответствующими службами края, вследствие того, что:

- более 80% от заявленных работодателями вакансий составляют рабочие профессии; велика доля вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума;

- более 40% от обратившихся в службу занятости граждан составляет молодежь в возрасте от 18 до 29 лет; 30 % из них не имеют профессии и специальности;

- невысока профессиональная мобильность работников;

- затруднено трудоустройство граждан социально проблемных категорий (инвалиды, одинокие и многодетные матери, граждане, освобожденные из учреждений исполнения наказания и др.);

- имеет место дефицит средств федерального бюджета (субвенций) на мероприятия по проведению активной политики занятости населения из-за увеличения доли безработных, получающих пособие в максимальном размере.

Дефицит квалифицированных кадров и недостаточная согласованность подготовки в крае профессиональных кадров и потребностей регионального рынка труда. Среди населения края высока доля лиц, не имеющих профессионального образования. Так, среди занятых доля лиц, имеющих высшее или специальное образование, в Забайкальском крае даже несколько уменьшилась: с 45,9% в 2003 году до 44,2% в 2007 году (в РФ – 52,3%, в СФО – 49,7%).

Отсутствие достаточного количества рабочих мест, предлагаемых вакансий и низкий экономический потенциал для организации собственного бизнеса в сельской местности: уровень экономической активности сельского населения края в 2007 году составил 57,3% (в РФ – 63,8%, в СФО – 62,5%) при том, что больше трети населения региона проживают в сельской местности.

Начавшийся в 2008 году экономический кризис во многом затруднит, но сделает еще более актуальным преодоление этих проблем и развитие регионального рынка труда в Забайкальском крае.

Для развития рынка труда Забайкальского края в среднесрочной перспективе предстоит решить следующие задачи:

- Осуществить диверсификацию и интенсификацию экономики края на основе реализации крупных инвестиционных проектов по развитию промышленности (в частности, горно-металлургического и лесопромышленного комплекса), инфраструктуры и энергетики, развития экономики, торговли и туризма на приграничных с Китаем территориях; создать новые, преимущественно высоко оплачиваемые рабочие места, чтобы уменьшить общую безработицу, масштабы неформальной занятости постоянного населения.

- Совершенствовать систему оплаты труда в бюджетном секторе экономики.

- Способствовать созданию системы тесных партнерских отношений между крупными промышленными предприятиями и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку кадров, чтобы снять и не допускать дисбаланса в структуре предложения рабочей силы и потребностей рынка труда.

- Для создания квалифицированного современного рабочего класса – основы интенсификации экономики края – расширить ресурсную базу учреждений среднего и начального профессионального образования.

- Разработать меры по привлечению и закреплению квалифицированных, востребованных на региональном рынке труда работников, в том числе молодых специалистов, из других регионов страны, что повысит качество трудового потенциала края.

- Проводить взвешенную политику по привлечению иностранной рабочей силы, учитывая интересы экономической безопасности страны и устойчивость отраслей экономики края.

- Осуществить улучшение условий труда и ужесточить контроль за обеспечением и соблюдением техники безопасности на рабочих местах с наличием вредных и опасных факторов производственной среды.

- Содействовать развитию малого и среднего бизнеса на территории края.

- Разработать систему мер и преференций, способствующих вовлечению сельского населения в экономическую активность.

- Проводить работу по формированию достижительной, связанной с трудовой активностью на территории края мотивации у молодежи; стимулировать и поддерживать усилия по повышению конкурентоспособности на рынке труда трудоспособного населения.

- Способствовать вовлечению на рынок труда лиц с ограниченными возможностями.

- Совершенствовать систему мониторинга состояния рынка труда, обобщить опыт противостояния последствиям экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, для усиления потенциала противодействия ему в будущем как органов занятости населения, так и самого населения.

Решение этих задач будет иметь мультипликационный эффект: создаст условия для преодоления острых социальных и демографических проблем края, будет способствовать развитию человеческого потенциала населения и росту конкурентоспособности Забайкальского региона в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов в стране. Ключевым условием успеха в решении этих задач является активное задействование законодательной и исполнительной властью края институционального фактора: создание благоприятных условий по привлечению, регистрации и функционированию подразделений крупных российских компаний, вкладывающих средства как в разработку месторождений природных ресурсов, так и создающих предприятия по переработке местного сырья; активизация усилий по привлечению средств федерального бюджета и местных ресурсов государственно-частного партнерства для реализации проектов развития социальной инфраструктуры края; внедрение новых форм и схем стимулирования работников государственных предприятий и бюджетных организаций на территории края; разработка и внедрение обязательных, но разумных схем изъятия природной ренты в бюджет края для расширения экономической базы повышения уровня и качества жизни населения Забайкальского края.

Целевые индикаторы развития рынка труда к 2014 году: уровень экономической активности населения края не ниже 67%, а сельского населения – не ниже 63%; уровень занятости не ниже 60%; среди работников промышленных отраслей края доля, занятых во вредных и опасных условиях труда, не выше 20%; уровень зарегистрированной безработицы – 2,6%; увеличение суммарной доли занятых в промышленности, строительстве и на транспорте минимум на 15 п.п. по сравнению с 2007 годом; рост реальной заработной платы не менее чем в 1,4 раза по сравнению с уровнем 2007 года; увеличение заработной платы в бюджетной сфере по сравнению с уровнем 2007 года не менее, чем в 1,6 раза.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.73.51 (0.014 с.)