Конкурентоспособность экономики и SWOT - анализ социально-экономического развития Забайкальского края 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность экономики и SWOT - анализ социально-экономического развития Забайкальского края



Достигнутый уровень использования имеющегося экономического потенциала и современное состояние экономики Забайкальского края определяются текущей конкурентоспособностью его хозяйственного комплекса.

Интегрированная многофакторная оценка уровня конкурентоспособности краевой экономики осуществлена по совокупности восьми важнейших характеристик регионального развития за 2007г. и их приростных величин за 2006-2007гг.[7] Значение ее интегрального показателя (индекса) по Забайкальскому краю составило 0,198 (таблица 4.4.1).

Таблица 4.4.1

Показатели конкурентоспособности экономики Забайкальского края за 2007г.*

Показатели Забайкальский край Сибирский федеральный округ Российская Федерация
- ВРП на 1 занятого в экономике, в % к РФ (2006г.) 54,6 80,5 100,0
- Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в % к РФ 71,7 85,8 100,0
- Объем частных инвестиций в основной капитал на душу населения, в % к РФ 54,4 80,6 100,0
- Экспорт на душу населения, в % к РФ 12,7 61,8 100,0
- Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, в % к РФ 37,0 63,5 100,0
- Сальдированный финансовый результат на 1 занятого в экономике, тыс. руб. 6,0 51,7 84,7
- Объем собственных доходов консолидированного бюджета региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в % к РФ 49,6 78,3 100,0
- Сводный индекс инновационной активности, в % к РФ[8] 35,3 50,1 100,0
Интегральный индекс конкурентоспособности** 0,198 0,280 0,351

* По методике СОПС Минэкономразвития России и РАН.

** Интегральный индекс конкурентоспособности учитывает также динамику соответствующих показателей за 2006-2007 гг.

 

В соответствии с приведенной оценкой, край в настоящее время относится к группе регионов со сравнительно низкими параметрами региональной конкурентоспособности, существенно уступая по ее уровню соответствующим показателям по Сибирскому федеральному округу (0,280) и Российской Федерации (0,351).

Современный низкий уровень общей конкурентоспособности краевой экономики обусловлен отрицательным воздействием всей совокупности ее значимых факторов, по каждому из которых регион также существенно уступает как России, так и СФО.

Ключевой характеристикой региональной конкурентоспособности, по сути предопределяющий ее общий уровень, является сравнительный уровень производительности труда, отражаемый относительным показателем производства ВРП на 1 занятого в экономике. Его величина по региону, по оценке за 2006г., составляет немногим более половины от среднероссийского уровня, и около двух третей – от аналогичного среднего показателя по федеральному округу.

Важнейшее направление решения проблемы повышения конкурентоспособности Забайкальского края заключается в последовательной диверсификации экономики Забайкальского края на базе опережающего развития производств и сектора услуг с высокой долей добавленной стоимости, с использованием преимуществ транспортно-географического положения края и возможностей интенсификации приграничного сотрудничества.

Значимая роль в улучшении конкурентных позиций края и преодолении негативных тенденций в социально-экономическом развитии (наряду с реализацией приоритетных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом) принадлежит малому предпринимательству. В настоящий период среднедушевой оборот всей совокупности малых предприятий товаропроизводящих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и строительство) составляет лишь 37% от среднероссийского уровня при 64% по СФО.

Вместе с тем ожидаемый (в результате создания благоприятной административно-правовой среды) быстрый рост этого сектора экономики позволит повысить реальные денежные доходы населения края, финансовые поступления в краевой и муниципальные бюджеты, а также в значительной мере решить проблемы занятости экономически активного населения.

В существенно меньшей степени, по сравнению с другими параметрами конкурентоспособности, от среднероссийского уровня отстает величина среднедушевых денежных доходов населения, рассчитанная с учетом уровня покупательной способности (72% от РФ), что в немалой степени обусловлено финансированием краевой экономики из федерального бюджета, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Серьезной проблемой развития экономики края остается сохраняющееся неустойчивое финансовое положение предприятий, обеспечивающих значительную долю поступлений в консолидированный бюджет региона. Сальдированный финансовый результат на 1 занятого в экономике составил по региону в 2007г. только 6 тыс. руб., против 84,7 тыс. руб. по России и 51,7 тыс. руб. по Сибирскому федеральному округу.

Сравнительно низкий уровень доходов предприятий и населения предопределяют в то же время низкий среднедушевой объем доходов консолидированного краевого бюджета (около 50% к РФ с учетом уровня покупательной способности).

Вместе с тем, несмотря на приграничное положение Забайкальского края, общий объем экспорта в среднедушевом выражении в 2007г. был почти в 8 раз меньше среднего по Российской Федерации и почти в 5 раз ниже аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу.

Возможности ускоренного социально-экономического развития края в среднесрочной и долгосрочной перспективе тесно связаны с перспективами наращивания инвестиционной активности в экономике (в т.ч. частных инвесторов). Это тем более важно, что современный уровень инвестиций в основной капитал в регионе из внебюджетных источников пока заметно уступает среднероссийскому (около 55% от РФ в среднедушевом исчислении).

Наряду с этим, пока крайне низка в крае сравнительная степень инновационной активности предприятий. Сводный индекс инновационной активности, отражающий один из важнейших аспектов региональной конкурентоспособности, составил лишь около 35% от среднероссийского уровня, при этом по СФО этот индекс равен 50%.

Комплексный анализ конкурентных позиций Забайкальского края, его конкурентных преимуществ, с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе и обеспечения на этой основе его устойчивого экономического роста, требует вместе с тем учета значительно большей совокупности как внутренних, так и внешних факторов и условий территориального развития.

Для определения совокупности значимых факторов для проведения перспективного (стратегическом) планирования применен метод SWOT – анализа.

Таблица 4.4.2

SWOT – анализ социально-экономического развития
Забайкальского края

Сильные стороны Слабые стороны
Значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и другие). Исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны АТР и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества. Выгодное геополитическое, приграничное расположение края, с постоянно растущим потенциалом «китайского фактора». Относительно развитая региональная транспортная инфраструктура. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства. Относительно высокий уровень развития средств коммуникации и информационных технологий. Наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма. Динамичные темпы развития сферы строительства и промышленности строительных материалов. Наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах. Наличие опыта партнерства региональной власти и бизнес-структур. Неблагоприятные тенденции демографического развития: сохранение миграционного оттока населения. Технологическая отсталость промышленного производства, низкая конкурентоспособность производимых товаров. Низкая степень диверсификации отраслевой структуры промышленности. Высокая степень износа основных производственных фондов. Низкий уровень инновационной активности предприятий. Ограниченность рынков сбыта угля из-за усиления конкуренции. Недостаточное развитие малого предпринимательства в отраслях экономики. Слабое развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Слабое развитие рыночной инфраструктуры, каналов продвижения продукции. Значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста. Высокая степень зависимости краевого бюджета от федеральных трансфертов. Тенденция сокращения доли собственной выработки электроэнергии в энергетическом балансе.
Возможности Угрозы
Значительные перспективы увеличения объемов производства в отраслях цветной металлургии и электроэнергетики. Развитие взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества с Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства. Формирование условий для легализации бизнеса. Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности, в том числе на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства. Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в уровне жизни населения и социальном развитии на основе реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов. Финансовый кризис и углубляющаяся финансовая и экономическая нестабильность в стране. Рост уровня безработицы. Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства. Низкий уровень капитализации функционирующих в Забайкальском крае отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний конъюнктуры на международных рынках профильных видов продукции. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов. Миграция капиталов за пределы Забайкальского края и сокращение налоговых платежей в краевой бюджет в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными ФПГ и корпорациями. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. Усиление конкурентного давления со стороны товаропроизводителей из других регионов, Китая и Монголии. Рост зависимости краевой экономики от динамики цен и тарифов на услуги естественных монополий. Миграционный отток из региона квалифицированных специалистов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.012 с.)