Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «методы государственного воздействия на экономику»Содержание книги Поиск на нашем сайте (2 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Сущность государственного регулирования экономики, цели и объекты воздействия. 2. Методы административного воздействия государства на экономику. 3. Экономические методы государственного регулирования экономики. 4. Особенности государственной экономической политики в РФ. 5. Контрольное тестирование по теме 22 курса. Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006 · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000. · Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002. · Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002. · Баренбойм П.Д. Конституционная экономика для вузов – М.: Юстицинформ, 2006. · Государственное регулирование экономической деятельности / Авт. колл. Агапов А. и др. – М.: Юристъ, 2002. · Участие государства в коммерческой деятельности: сборник – М.: Юристъ, 2002. · Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. / Ред. Кушлин В.И., Волгин Н.А. – М.: Экономика, 2002. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост// «ВЭ», 2007, №5. · Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // «ВЭ», 2006, №4. · Кипельман С, Андрюшин С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // «ВЭ», 2006, №4. · Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать Российскую экономику? // «ВЭ», 2005, №4. · Радытин А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // «ВЭ», 2005, №11. · Горегляд В. «Бюджетная трехлетка» (2006-08 гг) и экономическая политика государства // «ВЭ», 2005, №8.
СЕМИНАР № 15 Тема: «Теория и практика международных экономических отношений» (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Мировое хозяйство и его структура. Место и роль России в мировом хозяйстве. 2. Теоретические основы осуществления мирохозяйственных связей. 3. Основные формы реализации мирохозяйственных отношений и методы их государственного регулирования. 4. Контрольное тестирование по темам 28, 29, и 30 курса.
Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006. · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. · Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002. Дополнительная: · Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие – М.: Юстицинформ, 2002. · Буглай И.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2002. · Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2004 · Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Краткий учеб. курс – М.: Норма, 2002. · Евразийское экономическое сообщество: правовые и экономические основы: учеб. пособие / Ред. Манжосов А.И. – М.: Юнити, 2004. · Новокшонова Л.В. Мировое хозяйство: учеб. пособие – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Череваль Ю. Налоговые механизмы стимулирования экспорта // «ВЭ», 2007, №3. · Гаврилов Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // «ВЭ», 2007, №3. · Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // «ВЭ», 2007, №12. · Бланк А., Гурвич Е., Улюкаев А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики // «ВЭ», 2006, №6. · Фетисов Г. Условия достижения полной конвертируемости рубля // «ВЭ», 2006, №6. · Павой А. О расчете и использовании реального курса национальной валюты в рамках денежно-кредитной политики // «ВЭ», 2006, №2. · Афонцев С. Либерализация торговли и торговый баланс // «ВЭ», 2005, №7 · Чыркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // «ВЭ», 2005, №5.
СЕМИНАР № 16 Тема: «Современные модели переходной экономики» (2 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Объективные предпосылки осуществления перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйства. 2. Эволюционная модель перехода: достоинства и недостатки. 3. Радикальная модель переходной экономики: достоинства и недостатки. 4. Экономическая политика в переходной экономике Российской Федерации.
Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006. · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. · Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002. Дополнительная: · Булкина М.К. Национальная экономика: учеб. – М.: Палеотип, Деловая литература, Лотос, 2002. · История мировой экономики: учеб: / Ред. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. – М.: Инфра-М, 2002. · Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993 – 2003 годы. / отв. ред. Степашин С.В. – М.: Олита, 2005. · Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов – М.: СПб, Минск: Питер, 2003. · Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки: - М.: Наука, 2004. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Глазьев С. О стратегии экономического развития России // «ВЭ», 2007, №5 · Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Трансформационные риски российской экономики // «ВЭ», 2006, №11. · Бузгалин А., Колчанов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // «ВЭ», 2006, №3. · Субботин Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // «ВЭ», 2006, №2. · Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсозависимой экономике? (основные концепции и их применение в случае России) // «ВЭ», 2006, №7. · Лукина Н. Эволюция биомонетарных систем в странах с переходной экономикой // «ВЭ», 2005, №3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Особенностью данной дисциплины является то, что она изучается в течение целого учебного года – в 3 и 4 семестрах. Структурно курс состоит из 4х разделов – вводного, микроэкономического, макроэкономического и переходной экономики. После изучения I и II разделов предусмотрена сдача зачета, а завершается прохождение дисциплины сдачей устного экзамена по содержанию всего курса. Основными видами учебных занятий в сетке расписания являются лекции и семинары. На их долю отводится более 50% времени, выделенного для изучения дисциплины. Вне сетки расписания проводятся групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа. Кроме того, по решению деканата юридического факультета определенная часть студентов имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике. Больше всего времени аудиторных занятий отводится для чтения лекций. Лекции традиционно относят к тем формам учебного процесса, которые в значительной степени определяют его содержание и общую направленность. Их предназначение – вооружить студентов, путем непосредственного общения с преподавателем, знанием ключевых законов и категорий экономической науки. Лекция предполагает не только раскрытие содержания отдельной темы, но и выдачу методических советов и рекомендаций на самостоятельную работу, ответы на вопросы. Именно поэтому важно не только регулярно посещать лекции, но и с полной отдачей работать на них, внимательно слушая лектора, записывая в конспективном варианте ключевые положения темы. Семинары предназначены для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, выработки у студентов самостоятельного, творческого мышления, формирования навыков умелого применения теоретических положений при анализе сложных процессов, протекающих в реальной хозяйственной жизни общества. Кроме того, в условиях рейтинговой системы оценки знаний студентов усиливается значение и контрольной функции семинара. Итоги семинара свидетельствуют о том, как усваивается лекционный материал, насколько эффективна самостоятельная работа студентов с литературой, и официальными документами. Семинарские занятия предполагают активное участие в них всех присутствующих. Исходя из вопросов, выносимых на обсуждение и по согласованию с преподавателем, студент может подготовить доклад или фиксированное сообщение.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов в процессе освоения программы курса является неотъемлемой составной частью образовательного процесса в академии. На ее осуществление студентами очной формы обучения выделяется более трети всего объема времени, отводимого на изучение дисциплины учебным планом. Она имеет целью не только закрепление и углубление знаний, получаемых на занятиях в сетке расписания, но и поиск и приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим семинарским занятиям, зачету и экзамену. В своем классическом варианте самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованной, обязательной и дополнительной литературы, официальных документов, публикаций в периодической печати, дополнение конспектов лекций, подготовку текстов для выступления на семинарских занятиях. У самостоятельной работы по курсу экономики есть свои особенности. В частности, в курсе встречается множество категорий, требующих перевода на русский язык. Отсюда возникает необходимость изучать энциклопедии и словари. Некоторые категории сложны по конструкции. Понимание и уяснение их сути потребует умения использовать методы формальной логики и прежде всего, метод научной абстракции. Это позволяет в том или ином экономическом явлении выявить главное, основное и просто закрепить в своем интеллектуальном багаже смысл экономических категорий. Особенностью дисциплины является и то, что категории экономики взаимосвязаны, уяснение одной становится неизменным условием уяснения последующей и т.д. Поэтому лучшему усвоению материала способствует не только внимательное чтение текста конспекта лекций или параграфа в учебнике, но и стремление к их осмыслению, построению на бумаге структурно-логической схемы, отражающей субординацию категорий. Несомненную пользу при изучении дисциплины приносит, параллельно чтению, поиск примеров из реальной хозяйственной жизни, решение задач и построение графических моделей экономических процессов. В связи с этим следует вспомнить положения, содержащиеся в курсе элементарной математики. Наличие простейшего справочника по ней будет весьма кстати, как, впрочем, карандаша, бумаги и калькулятора. Многие темы курса имеют тесную связь с юридической практикой. Поэтому всегда нужно отслеживать отражение экономических процессов в нормативных правовых актах.
Примерная тематика курсовых работ Как отмечалось выше, часть студентов на 2 курсе очной формы обучения имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике. Тематика курсовых работ разрабатывается, обсуждается и утверждается кафедрой и доводится до сведения студентов в начале изучения дисциплины. Цели и задачи структуры курсовой работы, порядок, сроки выполнения работы и ее оформление определены в Положении РАП «О курсовых работах», утвержденном ректором 23 сентября 2002 г. за №11, а также в методической разработке «Курсовая работа. Структура и содержание» - М.: РАП, 2004. Кафедра предлагает следующие темы курсовых работ: 1. Микроэкономический анализ как составная часть современной экономической теории. 2. Полезность и стоимость в микроэкономическом анализе. 3. Теория поведения потребителя как основа теории спроса. 4. Теория частичного рыночного равновесия Маршалла и её значение. 5. Количественная и порядковая концепции полезности и их современная трактовка. 6. Явление эластичности и его значение для формирования ценовой политики фирмы. 7. Общественные и частные блага в микроэкономическом анализе. 8. Конкуренция как элемент рыночного механизма и её виды. 9. Рынки несовершенной конкуренции: сущность и основные особенности. 10. Монопольный рынок: основные черты и пути преодоления монополизма в Российской экономике. 11. Естественные монополии и регулирование их деятельности государством в России. 12. Организация, виды и цели предпринимательской фирмы. 13. Экономическая теория прав собственности Коуза: содержание и практическое значение. 14. Производство благ как процесс потребления ресурсов. 15. Издержки предприятия (фирмы) в краткосрочном периоде. 16. Спрос на ресурсы и его факторы. 17. Рынок труда: сущность, структура и механизм функционирования в Российской Федерации. 18. Рынок капитала и его равновесие. 19. Предприятие (фирма) в условиях олигополии. 20. Рынки факторов производства в России: состояние и перспективы развития. 21. Прибыль как экономическая категория и способы её максимизации предприятием. 22. Хозяйственный механизм и его специфика в различных экономических системах. 23. Предельные величины и методы их использования в экономическом анализе. 24. Проблемы оптимального соотношения и использования ресурсов в производстве. 25. Экономические интересы и их стимулирующее влияние на хозяйственную деятельность. 26. Теория отрицательных экстерналий: выводы для России. 27. Провалы рынка и пределы государственного вмешательства в экономику. 28. Государственный бюджет, его функции и методы балансировки. 29. Регулирование совокупного спроса и совокупного предложения в условиях перехода к рынку. 30. Проблема макроэкономической стабилизации финансов и производства в переходной экономике России. 31. Воспроизводство на национальном уровне: роль инвестиций в экономическом развитии. 32. Основные макроэкономические показатели в системе национального счетоводства России. 33. Типы общественного воспроизводства и экономический рост. 34. Сущность и фазы экономического цикла. 35. Проблемы осуществления структурных сдвигов в ходе экономического развития России. 36. Занятость как проблема макроэкономической практики и теории. 37. Инфляция, её сущность и особенности в различных экономических системах. 38. Антиинфляционная политика, её методы и средства в России. 39. Антимонопольная деятельность государства в странах с рыночной экономикой. 40. Социальная политика государства и основные направления её осуществления в Российской Федерации. 41. Особенности перехода России к системе рыночных отношений: проблемы и противоречия. 42. Денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики. 43. Фискальная политика государства и её особенности в Российской Федерации. 44. Кейнсианский и неолиберальный подходы к проблеме государственного регулирования экономики (на примере России). 45. Инфраструктура рынка и особенности её формирования в России. 46. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. 47. Проблемы вхождения России во Всемирную торговую организацию. 48. Международные экономические организации и их роль в развитии мирового хозяйства. 49. Экономические аспекты судебной реформы в Российской Федерации. 50. Проблемы и перспективы экономического роста в Российской Федерации.
Контрольные тестовые задания
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.008 с.) |