Тема: «Методы государственного воздействия на экономику»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Методы государственного воздействия на экономику»



(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность государственного регулирования экономики, цели и объекты воздействия.

2. Методы административного воздействия государства на экономику.

3. Экономические методы государственного регулирования экономики.

4. Особенности государственной экономической политики в РФ.

5. Контрольное тестирование по теме 22 курса.

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002.

· Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002.

· Баренбойм П.Д. Конституционная экономика для вузов – М.: Юстицинформ, 2006.

· Государственное регулирование экономической деятельности / Авт. колл. Агапов А. и др. – М.: Юристъ, 2002.

· Участие государства в коммерческой деятельности: сборник – М.: Юристъ, 2002.

· Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. / Ред. Кушлин В.И., Волгин Н.А. – М.: Экономика, 2002.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост// «ВЭ», 2007, №5.

· Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // «ВЭ», 2006, №4.

· Кипельман С, Андрюшин С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // «ВЭ», 2006, №4.

· Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать Российскую экономику? // «ВЭ», 2005, №4.

· Радытин А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // «ВЭ», 2005, №11.

· Горегляд В. «Бюджетная трехлетка» (2006-08 гг) и экономическая политика государства // «ВЭ», 2005, №8.

 

 

СЕМИНАР № 15

Тема: «Теория и практика международных экономических отношений»

(2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Мировое хозяйство и его структура. Место и роль России в мировом хозяйстве.

2. Теоретические основы осуществления мирохозяйственных связей.

3. Основные формы реализации мирохозяйственных отношений и методы их государственного регулирования.

4. Контрольное тестирование по темам 28, 29, и 30 курса.

 

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

· Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002.

Дополнительная:

· Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие – М.: Юстицинформ, 2002.

· Буглай И.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2002.

· Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2004

· Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Краткий учеб. курс – М.: Норма, 2002.

· Евразийское экономическое сообщество: правовые и экономические основы: учеб. пособие / Ред. Манжосов А.И. – М.: Юнити, 2004.

· Новокшонова Л.В. Мировое хозяйство: учеб. пособие – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Череваль Ю. Налоговые механизмы стимулирования экспорта // «ВЭ», 2007, №3.

· Гаврилов Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // «ВЭ», 2007, №3.

· Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // «ВЭ», 2007, №12.

· Бланк А., Гурвич Е., Улюкаев А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики // «ВЭ», 2006, №6.

· Фетисов Г. Условия достижения полной конвертируемости рубля // «ВЭ», 2006, №6.

· Павой А. О расчете и использовании реального курса национальной валюты в рамках денежно-кредитной политики // «ВЭ», 2006, №2.

· Афонцев С. Либерализация торговли и торговый баланс // «ВЭ», 2005, №7

· Чыркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // «ВЭ», 2005, №5.

 

СЕМИНАР № 16

Тема: «Современные модели переходной экономики»

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Объективные предпосылки осуществления перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйства.

2. Эволюционная модель перехода: достоинства и недостатки.

3. Радикальная модель переходной экономики: достоинства и недостатки.

4. Экономическая политика в переходной экономике Российской Федерации.

 

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

· Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002.

Дополнительная:

· Булкина М.К. Национальная экономика: учеб. – М.: Палеотип, Деловая литература, Лотос, 2002.

· История мировой экономики: учеб: / Ред. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. – М.: Инфра-М, 2002.

· Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993 – 2003 годы. / отв. ред. Степашин С.В. – М.: Олита, 2005.

· Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов – М.: СПб, Минск: Питер, 2003.

· Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки: - М.: Наука, 2004.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Глазьев С. О стратегии экономического развития России // «ВЭ», 2007, №5

· Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Трансформационные риски российской экономики // «ВЭ», 2006, №11.

· Бузгалин А., Колчанов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // «ВЭ», 2006, №3.

· Субботин Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // «ВЭ», 2006, №2.

· Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсозависимой экономике? (основные концепции и их применение в случае России) // «ВЭ», 2006, №7.

· Лукина Н. Эволюция биомонетарных систем в странах с переходной экономикой // «ВЭ», 2005, №3.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Особенностью данной дисциплины является то, что она изучается в течение целого учебного года – в 3 и 4 семестрах. Структурно курс состоит из 4х разделов – вводного, микроэкономического, макроэкономического и переходной экономики. После изучения I и II разделов предусмотрена сдача зачета, а завершается прохождение дисциплины сдачей устного экзамена по содержанию всего курса.

Основными видами учебных занятий в сетке расписания являются лекции и семинары. На их долю отводится более 50% времени, выделенного для изучения дисциплины. Вне сетки расписания проводятся групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа. Кроме того, по решению деканата юридического факультета определенная часть студентов имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике.

Больше всего времени аудиторных занятий отводится для чтения лекций. Лекции традиционно относят к тем формам учебного процесса, которые в значительной степени определяют его содержание и общую направленность. Их предназначение – вооружить студентов, путем непосредственного общения с преподавателем, знанием ключевых законов и категорий экономической науки. Лекция предполагает не только раскрытие содержания отдельной темы, но и выдачу методических советов и рекомендаций на самостоятельную работу, ответы на вопросы. Именно поэтому важно не только регулярно посещать лекции, но и с полной отдачей работать на них, внимательно слушая лектора, записывая в конспективном варианте ключевые положения темы.

Семинары предназначены для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, выработки у студентов самостоятельного, творческого мышления, формирования навыков умелого применения теоретических положений при анализе сложных процессов, протекающих в реальной хозяйственной жизни общества. Кроме того, в условиях рейтинговой системы оценки знаний студентов усиливается значение и контрольной функции семинара. Итоги семинара свидетельствуют о том, как усваивается лекционный материал, насколько эффективна самостоятельная работа студентов с литературой, и официальными документами. Семинарские занятия предполагают активное участие в них всех присутствующих. Исходя из вопросов, выносимых на обсуждение и по согласованию с преподавателем, студент может подготовить доклад или фиксированное сообщение.

 

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов в процессе освоения программы курса является неотъемлемой составной частью образовательного процесса в академии. На ее осуществление студентами очной формы обучения выделяется более трети всего объема времени, отводимого на изучение дисциплины учебным планом. Она имеет целью не только закрепление и углубление знаний, получаемых на занятиях в сетке расписания, но и поиск и приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим семинарским занятиям, зачету и экзамену.

В своем классическом варианте самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованной, обязательной и дополнительной литературы, официальных документов, публикаций в периодической печати, дополнение конспектов лекций, подготовку текстов для выступления на семинарских занятиях.

У самостоятельной работы по курсу экономики есть свои особенности. В частности, в курсе встречается множество категорий, требующих перевода на русский язык. Отсюда возникает необходимость изучать энциклопедии и словари. Некоторые категории сложны по конструкции. Понимание и уяснение их сути потребует умения использовать методы формальной логики и прежде всего, метод научной абстракции. Это позволяет в том или ином экономическом явлении выявить главное, основное и просто закрепить в своем интеллектуальном багаже смысл экономических категорий.

Особенностью дисциплины является и то, что категории экономики взаимосвязаны, уяснение одной становится неизменным условием уяснения последующей и т.д. Поэтому лучшему усвоению материала способствует не только внимательное чтение текста конспекта лекций или параграфа в учебнике, но и стремление к их осмыслению, построению на бумаге структурно-логической схемы, отражающей субординацию категорий.

Несомненную пользу при изучении дисциплины приносит, параллельно чтению, поиск примеров из реальной хозяйственной жизни, решение задач и построение графических моделей экономических процессов. В связи с этим следует вспомнить положения, содержащиеся в курсе элементарной математики. Наличие простейшего справочника по ней будет весьма кстати, как, впрочем, карандаша, бумаги и калькулятора.

Многие темы курса имеют тесную связь с юридической практикой. Поэтому всегда нужно отслеживать отражение экономических процессов в нормативных правовых актах.

 

Примерная тематика курсовых работ

Как отмечалось выше, часть студентов на 2 курсе очной формы обучения имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике. Тематика курсовых работ разрабатывается, обсуждается и утверждается кафедрой и доводится до сведения студентов в начале изучения дисциплины. Цели и задачи структуры курсовой работы, порядок, сроки выполнения работы и ее оформление определены в Положении РАП «О курсовых работах», утвержденном ректором 23 сентября 2002 г. за №11, а также в методической разработке «Курсовая работа. Структура и содержание» - М.: РАП, 2004.

Кафедра предлагает следующие темы курсовых работ:

1. Микроэкономический анализ как составная часть современной экономической теории.

2. Полезность и стоимость в микроэкономическом анализе.

3. Теория поведения потребителя как основа теории спроса.

4. Теория частичного рыночного равновесия Маршалла и её значение.

5. Количественная и порядковая концепции полезности и их современная трактовка.

6. Явление эластичности и его значение для формирования ценовой политики фирмы.

7. Общественные и частные блага в микроэкономическом анализе.

8. Конкуренция как элемент рыночного механизма и её виды.

9. Рынки несовершенной конкуренции: сущность и основные особенности.

10. Монопольный рынок: основные черты и пути преодоления монополизма в Российской экономике.

11. Естественные монополии и регулирование их деятельности государством в России.

12. Организация, виды и цели предпринимательской фирмы.

13. Экономическая теория прав собственности Коуза: содержание и практическое значение.

14. Производство благ как процесс потребления ресурсов.

15. Издержки предприятия (фирмы) в краткосрочном периоде.

16. Спрос на ресурсы и его факторы.

17. Рынок труда: сущность, структура и механизм функционирования в Российской Федерации.

18. Рынок капитала и его равновесие.

19. Предприятие (фирма) в условиях олигополии.

20. Рынки факторов производства в России: состояние и перспективы развития.

21. Прибыль как экономическая категория и способы её максимизации предприятием.

22. Хозяйственный механизм и его специфика в различных экономических системах.

23. Предельные величины и методы их использования в экономическом анализе.

24. Проблемы оптимального соотношения и использования ресурсов в производстве.

25. Экономические интересы и их стимулирующее влияние на хозяйственную деятельность.

26. Теория отрицательных экстерналий: выводы для России.

27. Провалы рынка и пределы государственного вмешательства в экономику.

28. Государственный бюджет, его функции и методы балансировки.

29. Регулирование совокупного спроса и совокупного предложения в условиях перехода к рынку.

30. Проблема макроэкономической стабилизации финансов и производства в переходной экономике России.

31. Воспроизводство на национальном уровне: роль инвестиций в экономическом развитии.

32. Основные макроэкономические показатели в системе национального счетоводства России.

33. Типы общественного воспроизводства и экономический рост.

34. Сущность и фазы экономического цикла.

35. Проблемы осуществления структурных сдвигов в ходе экономического развития России.

36. Занятость как проблема макроэкономической практики и теории.

37. Инфляция, её сущность и особенности в различных экономических системах.

38. Антиинфляционная политика, её методы и средства в России.

39. Антимонопольная деятельность государства в странах с рыночной экономикой.

40. Социальная политика государства и основные направления её осуществления в Российской Федерации.

41. Особенности перехода России к системе рыночных отношений: проблемы и противоречия.

42. Денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.

43. Фискальная политика государства и её особенности в Российской Федерации.

44. Кейнсианский и неолиберальный подходы к проблеме государственного регулирования экономики (на примере России).

45. Инфраструктура рынка и особенности её формирования в России.

46. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе.

47. Проблемы вхождения России во Всемирную торговую организацию.

48. Международные экономические организации и их роль в развитии мирового хозяйства.

49. Экономические аспекты судебной реформы в Российской Федерации.

50. Проблемы и перспективы экономического роста в Российской Федерации.

 

Контрольные тестовые задания



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.035 с.)