Раздел 1. Введение в экономическую теорию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в экономическую теорию



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ЭКОНОМИКА

Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальности 030501(65) юриспруденция

Москва

2008

Автор

А.Ф. Щеглов – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин

Рецензенты:

В.А. Старополов – кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин ВВИА им. Н.Е.Жуковского

 

И.А. Цинделиани – кандидат юридических наук, доцент, зам. заведующего кафедрой финансового права Российской академии правосудия.

 

 

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501(65) – Юриспруденция.

 

 

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 5 от 4 декабря 2007г).

Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия.

 

 

© Российская академия правосудия 2008

© Щеглов Анатолий Федорович, 2008

Содержание

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины................ 4

 

Введение................................................................................................................ 4

 

Объем дисциплины и виды учебной работы....................................................... 6

 

Тематический план……………………………………………………………………6

 

Программа............................................................................................................ 8

 

Тематический план семинарских занятий............................................................ 16

 

Планы семинарских занятий................................................................................. 17

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины..................................... 33

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов.................................................................................................. 34

 

Примерная тематика курсовых работ.................................................................. 35

 

Примеры тестовых заданий

для проведения самопроверки и рубежного контроля...................................... 37

 

Литература............................................................................................................ 65

 

Вопросы для подготовки к экзамену................................................................... 68

 

требования к обязательному минимуму

содержания дисциплины

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

(см. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность -021100 - юриспруденция. Квалификация – юрист. Москва, 2000 г. С. 7 - 8)

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика, как учебная дисциплина федерального компонента блока общегуманитарных дисциплин, входит в перечень теоретических курсов социально-экономического направления.

Овладение курсом невозможно без знаний, получаемых как при изучении дисциплин гуманитарных («Отечественная история», «Философия», «Логика»), так и дисциплин естественно-научных («Математика», «Прикладная информатика»). В свою очередь, прочное усвоение экономических знаний является условием успешного изучения целого ряда гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин юридического профиля.

Главной целью изучения дисциплины "Экономика" является формирование у студентов современного экономического мышления - необходимой предпосылки понимания ими сущности явлений и процессов социально-экономической сферы жизни общества, основы для принятия квалифицированных и ответственных решений в будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о фундаментальных достижениях мировой и отечественной экономической мысли прошлого и современности;

- об основах устройства и методологии анализа различных социально-экономических систем;

- о коренных проблемах социально-экономического развития мирового сообщества, России и путях их решения в современных условиях;

знать:

- содержание основополагающих категорий экономики как науки, фундаментальных законов и закономерностей экономических процессов на микро- и макроуровне;

- механизм функционирования рынка, условия формирования равновесия на рынках отдельных товаров;

- технико-экономические основы и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, критерии и показатели производственно-хозяйственной практики предприятий различных форм собственности;

- структуру, цели и результаты функционирования национальной экономики, методы их исчисления и анализа;

- сущность налогово-бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и социальной политики, проводимой в обществе, содержание и направленность мер, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти и управления Российской Федерации в переходный к рынку период;

владеть:

- методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике;

- лексикой экономического характера;

иметь опыт:

- самостоятельного поиска необходимой и актуальной экономической информации;

- использования научных трудов, монографий, периодической и справочно-аналитической литературы с соблюдением установленных требований библиографического стандарта, обеспечивающих необходимый уровень научной достоверности данного использования;

- публичных выступлений, ведения дискуссий по социально-экономической тематике.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество часов по очной форме обучения
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
НИРС  
Форма итогового контроля - экзамен

 

Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов очной формы обучения

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий
лекций семинаров
Раздел I. Введение в экономическую теорию
  Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека.   -  
  Тема 2. Основные этапы развития экономической науки.   -  
  Тема 3. Материальные потребности и экономические ресурсы общества    
  Тема 4. Экономическая система: структура и классификация   -
  Тема 5. Собственность и её роль в экономической системе.   -
  Тема 6. Рыночная система хозяйства.    
Всего по I разделу    
Раздел II. Микроэкономика
  Тема 7. Рынок: функции и классификация.   -
  Тема 8. Теория спроса и предложения.    
  Тема 9. Эластичность спроса и предложения.   -
  Тема 10. Теория потребительского поведения    
  Тема 11. Предприятие (фирма) как субъект микроэкономики и его организационно – правовые формы.        
  Тема 12. Производство и производственная функция.     -
  Тема 13. Затраты и результаты производственно – экономической деятельности предприятия    
  Тема 14. Конкуренция и рыночные структуры.   -
  Тема 15. Рынок труда и заработная плата    
  Тема 16. Рынок капитала.   -
  Тема 17. Рынок природных ресурсов.    
Всего по II разделу    
Всего по I и II разделам    
Раздел III. Макроэкономика
  Тема 18. Национальная экономика: система целей и результатов функционирования   -  
  Тема 19. Основные макроэкономические показатели.    
  Тема 20. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.   -
  Тема 21 Экономическое развитие и экономический рост.    
  Тема 22. Деньги и их функции. Инфляция.   -
  Тема 23. Предложение денег и банковская система.    
  Тема 24. Финансы. Финансовая система страны.   -
  Тема 25. Налоги и налоговая система страны.    
  Тема 26. Доходы населения и социально – экономическая политика.    
  Тема 27. Государственное регулирование экономики.    
  Тема 28. Мировое хозяйство и тенденции его развития.   -
  Тема 29. Мировая торговля и внешнеторговая политика государства.   -
  Тема 30. Международные валютные отношения и формы их реализации.    
Всего по III разделу    
Раздел IV. Переходная экономика и её особенности в России
  Тема 31. Основы теории переходной экономики.    
  Тема 32. Экономическая политика реформ в России.    
Всего по разделу IV    
Всего по разделам III и IV    
Всего по курсу:    

 

 

ПРОГРАММА

Раздел II. Микроэкономика

Раздел Ш. Макроэкономика

Семинарских занятий

№ п/п Тема семинарского занятия Количество часов
  Экономическая наука о фундаментальных условиях развития общества.  
  Экономические системы. Общая характеристика регулируемой рыночной экономики.  
  Основы теории спроса и предложения.  
  Поведение потребителя на рынке.  
  Сравнительный анализ форм собственности и организационно-правовых форм предприятий.  
  Затраты и результаты производственной деятельности предприятия.  
  Рынок труда и формирование уровня заработной платы.  
  Рынки капитала и земли. Процент и рента.  
  Основные макроэкономические показатели и методы их расчета.  
  Экономический рост, его типы и факторы.  
  Формы и функции кредита в экономике.  
  Бюджет и налоговая система государства.  
  Доходы населения и социальная политика.  
  Методы государственного воздействия на экономику.  
  Теория и практика международных экономических отношений.  
  Современные модели переходной экономики.  
  Итого  

Планы семинарских занятий

СЕМИНАР №1

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.-Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006

· Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001

Статьи в журнале «Вопросы экономики»

· Глазьев С. О стратегии экономического развития России // «ВЭ», 2007, №5

· Лоусон Т. Современная экономическая теория в свете реализма // «ВЭ», 2006, №2

· Ананьин О. Структура экономико-теоретического знания // «ВЭ», 2006, №4

 

СЕМИНАР № 2

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.-Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· История экономических учений (современный этап): Учебник / ред. Худокормов А.Г. – М.: Инфра-М, 2002.

· Янова В.В., Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. Пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Экономика: Альбом схем: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Щеглов А.Ф. и др. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 2003.

· Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки – М.: Наука, 2004.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юткевич М. Как наука о рынках становится наукой об обществе // «ВЭ», 2005, №12

 

СЕМИНАР №3

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов – М.: Норма, 2002.

· Основы микроэкономики: Учеб. пособие / Ред. Николаева И.П. – М.: Юнити-Дана, 2001.

· Панкратов Ф.Т. Коммерческая деятельность: Учеб. для вузов – М. Маркетинг, 2002.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Вереникин А. Общность принципов ценообразования на конкурентных рынках // ВЭ, 2005, №10

 

СЕМИНАР №4

СЕМИНАР №5

СЕМИНАР №6

СЕМИНАР №7

СЕМИНАР №8

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов – М.: Норма, 2002.

· Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебн. – М.: Юнити-Дана, 2002.

· Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник – М.: Дашков и Ко, 2007.

· Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебн. пособие – М.: Инфра-М, 2001.

· Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях – М.: Маркетинг, 2002.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Абрамов А., Радычина А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма // «ВЭ», 2007, №6

· Скоробогатов А. Фондовый рынок, институциональная структура и проблема стабильности капиталистической экономики // «ВЭ», 2006, №12

· Крюков В. Анализ развития системы недропользования в России // «ВЭ», 2006, №1

· Разновидности природной ренты в России (круглый стол ИМЭПИ РАН) // «ВЭ», 2005, №2

· Кипельман С., Андрюшин С. Экономика рентных отношений в условиях современной России // «ВЭ», 2005, №2

· Гловацкая Н., Козлова С., Лазуренко С. Развитие земельно-имущественных отношений в городе // «ВЭ», 2005, №2.

СЕМИНАР №9

СЕМИНАР № 10

СЕМИНАР № 11

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002.

· Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002.

· К проекту реформы Национального банковского совета / Ред. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И. – М.: Никитинский клуб, 2002.

· Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги? – М.: Общество купцов и промышленников России, 2005.

· Национальная экономика: учебн. - М.: Издательство Рос. экон. акад., 2002.

· Балабанов И.Т. Сборник задач по финансам и финансовому менеджменту: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2002.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Улюкаев А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию // «ВЭ», 2007, №7

· Дробышевский С., Кадынков П., Синельников-Мурылев С. Некоторые вопросы денежной и курсовой политика в России в 2000-06 гг. и на ближайшую перспективу // «ВЭ», 2007, №2.

· Беккин Р. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности // «ВЭ», 2007, №2

· Зрашевский В. Сегодня и завтра российской банковской системы // «ВЭ», 2006, №10.

· Саркисянц А. Текущие тенденции развития российского банковского сектора // «ВЭ», 2006, №10

· Монсеев С. Оптимальная структура банковского рынка: сколько банков нужно России? // «ВЭ», 2006, №10

· Марков М. Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития // «ВЭ», 2006, №10

СЕМИНАР № 12

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002.

· Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002.

· Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги? – М.: Общество купцов и промышленников России, 2005.

· Вахрин П.И.Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учеб. пособие – М.: Маркетинг, 2002.

· Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учеб. пособие – М.: Юнити-Дана, 2004.

· Макаров Д.Т. Теневая экономика и уголовный закон – М.: Юрлитинформ, 2003.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // «ВЭ», 2007, №5.

· Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // «ВЭ», 2007, №4.

· Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов России // «ВЭ», 2007, №9.

· Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам // «ВЭ», 2006, №8.

· Назаров В. Перспективы реформирования российской системы межбюджетных отношений // «ВЭ», 2006, №3.

 

СЕМИНАР № 13

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002.

· Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002.

· Социальная политика: Учебник / Под. ред. Н.А. Волгина – М.: Финансы и статистика, 2003.

· Баренбейм П.Д. Конституционная экономика для вузов – М.: Юстицинформ, 2006.

· Ващекин Н.П. Экономическая и социальная безопасность России: учеб. пособие – М.: Юстицинформ, 2002.

· Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов – М.: Сп-б, Минск: Питер, 2003.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях // «ВЭ», 2007, №2.

· Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // «ВЭ», 2006, №1.

· Ольсевич Ю., Мазурук И. О специфике исторических институтов социальной среды (теоретический аспект) // «ВЭ», 2005, №5.

· Собелева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // «ВЭ», 2005, №10.

· Горегляд В. Бюджетная трехлетка (2006-08 гг) и экономическая политика государства // «ВЭ», 2005, №8.

 

СЕМИНАР № 14

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

· Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

· Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.

· Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002.

· Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002.

· Баренбойм П.Д. Конституционная экономика для вузов – М.: Юстицинформ, 2006.

· Государственное регулирование экономической деятельности / Авт. колл. Агапов А. и др. – М.: Юристъ, 2002.

· Участие государства в коммерческой деятельности: сборник – М.: Юристъ, 2002.

· Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. / Ред. Кушлин В.И., Волгин Н.А. – М.: Экономика, 2002.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост// «ВЭ», 2007, №5.

· Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // «ВЭ», 2006, №4.

· Кипельман С, Андрюшин С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // «ВЭ», 2006, №4.

· Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать Российскую экономику? // «ВЭ», 2005, №4.

· Радытин А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // «ВЭ», 2005, №11.

· Горегляд В. «Бюджетная трехлетка» (2006-08 гг) и экономическая политика государства // «ВЭ», 2005, №8.

 

 

СЕМИНАР № 15

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

· Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002.

Дополнительная:

· Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие – М.: Юстицинформ, 2002.

· Буглай И.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2002.

· Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2004

· Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Краткий учеб. курс – М.: Норма, 2002.

· Евразийское экономическое сообщество: правовые и экономические основы: учеб. пособие / Ред. Манжосов А.И. – М.: Юнити, 2004.

· Новокшонова Л.В. Мировое хозяйство: учеб. пособие – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Череваль Ю. Налоговые механизмы стимулирования экспорта // «ВЭ», 2007, №3.

· Гаврилов Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // «ВЭ», 2007, №3.

· Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // «ВЭ», 2007, №12.

· Бланк А., Гурвич Е., Улюкаев А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики // «ВЭ», 2006, №6.

· Фетисов Г. Условия достижения полной конвертируемости рубля // «ВЭ», 2006, №6.

· Павой А. О расчете и использовании реального курса национальной валюты в рамках денежно-кредитной политики // «ВЭ», 2006, №2.

· Афонцев С. Либерализация торговли и торговый баланс // «ВЭ», 2005, №7

· Чыркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // «ВЭ», 2005, №5.

 

СЕМИНАР № 16

Литература

Основная:

· Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

· Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

· Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

· Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

· Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002.

Дополнительная:

· Булкина М.К. Национальная экономика: учеб. – М.: Палеотип, Деловая литература, Лотос, 2002.

· История мировой экономики: учеб: / Ред. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. – М.: Инфра-М, 2002.

· Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993 – 2003 годы. / отв. ред. Степашин С.В. – М.: Олита, 2005.

· Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов – М.: СПб, Минск: Питер, 2003.

· Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки: - М.: Наука, 2004.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

· Глазьев С. О стратегии экономического развития России // «ВЭ», 2007, №5

· Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Трансформационные риски российской экономики // «ВЭ», 2006, №11.

· Бузгалин А., Колчанов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // «ВЭ», 2006, №3.

· Субботин Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // «ВЭ», 2006, №2.

· Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсозависимой экономике? (основные концепции и их применение в случае России) // «ВЭ», 2006, №7.

· Лукина Н. Эволюция биомонетарных систем в странах с переходной экономикой // «ВЭ», 2005, №3.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Особенностью данной дисциплины является то, что она изучается в течение целого учебного года – в 3 и 4 семестрах. Структурно курс состоит из 4х разделов – вводного, микроэкономического, макроэкономического и переходной экономики. После изучения I и II разделов предусмотрена сдача зачета, а завершается прохождение дисциплины сдачей устного экзамена по содержанию всего курса.

Основными видами учебных занятий в сетке расписания являются лекции и семинары. На их долю отводится более 50% времени, выделенного для изучения дисциплины. Вне сетки расписания проводятся групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа. Кроме того, по решению деканата юридического факультета определенная часть студентов имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике.

Больше всего времени аудиторных занятий отводится для чтения лекций. Лекции традиционно относят к тем формам учебного процесса, которые в значительной степени определяют его содержание и общую направленность. Их предназначение – вооружить студентов, путем непосредственного общения с преподавателем, знанием ключевых законов и категорий экономической науки. Лекция предполагает не только раскрытие содержания отдельной темы, но и выдачу методических советов и рекомендаций на самостоятельную работу, ответы на вопросы. Именно поэтому важно не только регулярно посещать лекции, но и с полной отдачей работать на них, внимательно слушая лектора, записывая в конспективном варианте ключевые положения темы.

Семинары предназначены для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, выработки у студентов самостоятельного, творческого мышления, формирования навыков умелого применения теоретических положений при анализе сложных процессов, протекающих в реальной хозяйственной жизни общества. Кроме того, в условиях рейтинговой системы оценки знаний студентов усиливается значение и контрольной функции семинара. Итоги семинара свидетельствуют о том, как усваивается лекционный материал, насколько эффективна самостоятельная работа студентов с литературой, и официальными документами. Семинарские занятия предполагают активное участие в них всех присутствующих. Исходя из вопросов, выносимых на обсуждение и по согласованию с преподавателем, студент может подготовить доклад или фиксированное сообщение.

 

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов в процессе освоения программы курса является неотъемлемой составной частью образовательного процесса в академии. На ее осуществление студентами очной формы обучения выделяется более трети всего объема времени, отводимого на изучение дисциплины учебным планом. Она имеет целью не только закрепление и углубление знаний, получаемых на занятиях в сетке расписания, но и поиск и приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим семинарским занятиям, зачету и экзамену.

В своем классическом варианте самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованной, обязательной и дополнительной литературы, официальных документов, публикаций в периодической печати, дополнение конспектов лекций, подготовку текстов для выступления на семинарских занятиях.

У самостоятельной работы по курсу экономики есть свои особенности. В частности, в курсе встречается множество категорий, требующих перевода на русский язык. Отсюда возникает необходимость изучать энциклопедии и словари. Некоторые категории сложны по конструкции. Понимание и уяснение их сути потребует умения использовать методы формальной логики и прежде всего, метод научной абстракции. Это позволяет в том или ином экономическом явлении выявить главное, основное и просто закрепить в своем интеллектуальном багаже смысл экономических категорий.

Особенностью дисциплины является и то, что категории экономики взаимосвязаны, уяснение одной становится неизменным условием уяснения последующей и т.д. Поэтому лучшему усвоению материала способствует не только внимательное чтение текста конспекта лекций или параграфа в учебнике, но и стремление к их осмыслению, построению на бумаге структурно-логической схемы, отражающей субординацию категорий.

Несомненную пользу при изучении дисциплины приносит, параллельно чтению, поиск примеров из реальной хозяйственной жизни, решение задач и построение графических моделей экономических процессов. В связи с этим следует вспомнить положения, содержащиеся в курсе элементарной математики. Наличие простейшего справочника по ней будет весьма кстати, как, впрочем, карандаша, бумаги и калькулятора.

Многие темы курса имеют тесную связь с юридической практикой. Поэтому всегда нужно отслеживать отражение экономических процессов в нормативных правовых актах.

 

Примерная тематика курсовых работ

Как отмечалось выше, часть студентов на 2 курсе очной формы обучения имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике. Тематика курсовых работ разрабатывается, обсуждается и утверждается кафедрой и доводится до сведения студентов в начале изучения дисциплины. Цели и задачи структуры курсовой работы, порядок, сроки выполнения работы и ее оформление определены в Положении РАП «О курсовых работах», утвержденном ректором 23 сентября 2002 г. за №11, а также в методической разработке «Курсовая работа. Структура и содержание» - М.: РАП, 2004.

Кафедра предлагает следующие темы курсовых работ:

1. Микроэкономический анализ как составная часть современной экономической теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.117.101 (0.195 с.)