Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Введение в экономическую теорию↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ ЭКОНОМИКА Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальности 030501(65) юриспруденция Москва 2008 Автор А.Ф. Щеглов – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Рецензенты: В.А. Старополов – кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин ВВИА им. Н.Е.Жуковского
И.А. Цинделиани – кандидат юридических наук, доцент, зам. заведующего кафедрой финансового права Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501(65) – Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 5 от 4 декабря 2007г). Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия.
© Российская академия правосудия 2008 © Щеглов Анатолий Федорович, 2008 Содержание Государственные требования к минимуму содержания дисциплины................ 4
Введение................................................................................................................ 4
Объем дисциплины и виды учебной работы....................................................... 6
Тематический план……………………………………………………………………6
Программа............................................................................................................ 8
Тематический план семинарских занятий............................................................ 16
Планы семинарских занятий................................................................................. 17
Методические рекомендации по изучению дисциплины..................................... 33
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.................................................................................................. 34
Примерная тематика курсовых работ.................................................................. 35
Примеры тестовых заданий для проведения самопроверки и рубежного контроля...................................... 37
Литература............................................................................................................ 65
Вопросы для подготовки к экзамену................................................................... 68
требования к обязательному минимуму содержания дисциплины Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. (см. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность -021100 - юриспруденция. Квалификация – юрист. Москва, 2000 г. С. 7 - 8)
ВВЕДЕНИЕ Экономика, как учебная дисциплина федерального компонента блока общегуманитарных дисциплин, входит в перечень теоретических курсов социально-экономического направления. Овладение курсом невозможно без знаний, получаемых как при изучении дисциплин гуманитарных («Отечественная история», «Философия», «Логика»), так и дисциплин естественно-научных («Математика», «Прикладная информатика»). В свою очередь, прочное усвоение экономических знаний является условием успешного изучения целого ряда гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин юридического профиля. Главной целью изучения дисциплины "Экономика" является формирование у студентов современного экономического мышления - необходимой предпосылки понимания ими сущности явлений и процессов социально-экономической сферы жизни общества, основы для принятия квалифицированных и ответственных решений в будущей профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - о фундаментальных достижениях мировой и отечественной экономической мысли прошлого и современности; - об основах устройства и методологии анализа различных социально-экономических систем; - о коренных проблемах социально-экономического развития мирового сообщества, России и путях их решения в современных условиях; знать: - содержание основополагающих категорий экономики как науки, фундаментальных законов и закономерностей экономических процессов на микро- и макроуровне; - механизм функционирования рынка, условия формирования равновесия на рынках отдельных товаров; - технико-экономические основы и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, критерии и показатели производственно-хозяйственной практики предприятий различных форм собственности; - структуру, цели и результаты функционирования национальной экономики, методы их исчисления и анализа; - сущность налогово-бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и социальной политики, проводимой в обществе, содержание и направленность мер, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти и управления Российской Федерации в переходный к рынку период; владеть: - методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике; - лексикой экономического характера; иметь опыт: - самостоятельного поиска необходимой и актуальной экономической информации; - использования научных трудов, монографий, периодической и справочно-аналитической литературы с соблюдением установленных требований библиографического стандарта, обеспечивающих необходимый уровень научной достоверности данного использования; - публичных выступлений, ведения дискуссий по социально-экономической тематике. Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план (разделы дисциплины, темы занятий, количество часов) для студентов очной формы обучения
ПРОГРАММА Раздел II. Микроэкономика Раздел Ш. Макроэкономика Семинарских занятий
Планы семинарских занятий СЕМИНАР №1 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006 · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.-Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006 · Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001 Статьи в журнале «Вопросы экономики» · Глазьев С. О стратегии экономического развития России // «ВЭ», 2007, №5 · Лоусон Т. Современная экономическая теория в свете реализма // «ВЭ», 2006, №2 · Ананьин О. Структура экономико-теоретического знания // «ВЭ», 2006, №4
СЕМИНАР № 2 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006. · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.-Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · История экономических учений (современный этап): Учебник / ред. Худокормов А.Г. – М.: Инфра-М, 2002. · Янова В.В., Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. Пособие – М.: Юрайт, 2000. · Экономика: Альбом схем: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Щеглов А.Ф. и др. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 2003. · Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки – М.: Наука, 2004. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юткевич М. Как наука о рынках становится наукой об обществе // «ВЭ», 2005, №12
СЕМИНАР №3 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006. · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000. · Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов – М.: Норма, 2002. · Основы микроэкономики: Учеб. пособие / Ред. Николаева И.П. – М.: Юнити-Дана, 2001. · Панкратов Ф.Т. Коммерческая деятельность: Учеб. для вузов – М. Маркетинг, 2002. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Вереникин А. Общность принципов ценообразования на конкурентных рынках // ВЭ, 2005, №10
СЕМИНАР №4 СЕМИНАР №5 СЕМИНАР №6 СЕМИНАР №7 СЕМИНАР №8 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006 · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000. · Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов – М.: Норма, 2002. · Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебн. – М.: Юнити-Дана, 2002. · Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник – М.: Дашков и Ко, 2007. · Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебн. пособие – М.: Инфра-М, 2001. · Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях – М.: Маркетинг, 2002. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Абрамов А., Радычина А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма // «ВЭ», 2007, №6 · Скоробогатов А. Фондовый рынок, институциональная структура и проблема стабильности капиталистической экономики // «ВЭ», 2006, №12 · Крюков В. Анализ развития системы недропользования в России // «ВЭ», 2006, №1 · Разновидности природной ренты в России (круглый стол ИМЭПИ РАН) // «ВЭ», 2005, №2 · Кипельман С., Андрюшин С. Экономика рентных отношений в условиях современной России // «ВЭ», 2005, №2 · Гловацкая Н., Козлова С., Лазуренко С. Развитие земельно-имущественных отношений в городе // «ВЭ», 2005, №2. СЕМИНАР №9 СЕМИНАР № 10 СЕМИНАР № 11 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006. · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000. · Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002. · Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002. · К проекту реформы Национального банковского совета / Ред. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И. – М.: Никитинский клуб, 2002. · Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги? – М.: Общество купцов и промышленников России, 2005. · Национальная экономика: учебн. - М.: Издательство Рос. экон. акад., 2002. · Балабанов И.Т. Сборник задач по финансам и финансовому менеджменту: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2002. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Улюкаев А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию // «ВЭ», 2007, №7 · Дробышевский С., Кадынков П., Синельников-Мурылев С. Некоторые вопросы денежной и курсовой политика в России в 2000-06 гг. и на ближайшую перспективу // «ВЭ», 2007, №2. · Беккин Р. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности // «ВЭ», 2007, №2 · Зрашевский В. Сегодня и завтра российской банковской системы // «ВЭ», 2006, №10. · Саркисянц А. Текущие тенденции развития российского банковского сектора // «ВЭ», 2006, №10 · Монсеев С. Оптимальная структура банковского рынка: сколько банков нужно России? // «ВЭ», 2006, №10 · Марков М. Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития // «ВЭ», 2006, №10 СЕМИНАР № 12 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006 · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000. · Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002. · Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002. · Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги? – М.: Общество купцов и промышленников России, 2005. · Вахрин П.И.Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учеб. пособие – М.: Маркетинг, 2002. · Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учеб. пособие – М.: Юнити-Дана, 2004. · Макаров Д.Т. Теневая экономика и уголовный закон – М.: Юрлитинформ, 2003. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // «ВЭ», 2007, №5. · Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // «ВЭ», 2007, №4. · Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов России // «ВЭ», 2007, №9. · Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам // «ВЭ», 2006, №8. · Назаров В. Перспективы реформирования российской системы межбюджетных отношений // «ВЭ», 2006, №3.
СЕМИНАР № 13 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006 · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000. · Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002. · Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002. · Социальная политика: Учебник / Под. ред. Н.А. Волгина – М.: Финансы и статистика, 2003. · Баренбейм П.Д. Конституционная экономика для вузов – М.: Юстицинформ, 2006. · Ващекин Н.П. Экономическая и социальная безопасность России: учеб. пособие – М.: Юстицинформ, 2002. · Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов – М.: Сп-б, Минск: Питер, 2003. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях // «ВЭ», 2007, №2. · Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // «ВЭ», 2006, №1. · Ольсевич Ю., Мазурук И. О специфике исторических институтов социальной среды (теоретический аспект) // «ВЭ», 2005, №5. · Собелева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // «ВЭ», 2005, №10. · Горегляд В. Бюджетная трехлетка (2006-08 гг) и экономическая политика государства // «ВЭ», 2005, №8.
СЕМИНАР № 14 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006 · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. Дополнительная: · Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006. · Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000. · Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002. · Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002. · Баренбойм П.Д. Конституционная экономика для вузов – М.: Юстицинформ, 2006. · Государственное регулирование экономической деятельности / Авт. колл. Агапов А. и др. – М.: Юристъ, 2002. · Участие государства в коммерческой деятельности: сборник – М.: Юристъ, 2002. · Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. / Ред. Кушлин В.И., Волгин Н.А. – М.: Экономика, 2002. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост// «ВЭ», 2007, №5. · Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // «ВЭ», 2006, №4. · Кипельман С, Андрюшин С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // «ВЭ», 2006, №4. · Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать Российскую экономику? // «ВЭ», 2005, №4. · Радытин А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // «ВЭ», 2005, №11. · Горегляд В. «Бюджетная трехлетка» (2006-08 гг) и экономическая политика государства // «ВЭ», 2005, №8.
СЕМИНАР № 15 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006. · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. · Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002. Дополнительная: · Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие – М.: Юстицинформ, 2002. · Буглай И.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2002. · Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2004 · Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Краткий учеб. курс – М.: Норма, 2002. · Евразийское экономическое сообщество: правовые и экономические основы: учеб. пособие / Ред. Манжосов А.И. – М.: Юнити, 2004. · Новокшонова Л.В. Мировое хозяйство: учеб. пособие – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Череваль Ю. Налоговые механизмы стимулирования экспорта // «ВЭ», 2007, №3. · Гаврилов Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // «ВЭ», 2007, №3. · Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // «ВЭ», 2007, №12. · Бланк А., Гурвич Е., Улюкаев А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики // «ВЭ», 2006, №6. · Фетисов Г. Условия достижения полной конвертируемости рубля // «ВЭ», 2006, №6. · Павой А. О расчете и использовании реального курса национальной валюты в рамках денежно-кредитной политики // «ВЭ», 2006, №2. · Афонцев С. Либерализация торговли и торговый баланс // «ВЭ», 2005, №7 · Чыркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // «ВЭ», 2005, №5.
СЕМИНАР № 16 Литература Основная: · Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. · Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002. · Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006. · Щеглов А.Ф. Основные категории и понятия теоретического курса.- Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002. · Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. – М.: Юристъ, 2002. Дополнительная: · Булкина М.К. Национальная экономика: учеб. – М.: Палеотип, Деловая литература, Лотос, 2002. · История мировой экономики: учеб: / Ред. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. – М.: Инфра-М, 2002. · Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993 – 2003 годы. / отв. ред. Степашин С.В. – М.: Олита, 2005. · Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов – М.: СПб, Минск: Питер, 2003. · Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки: - М.: Наука, 2004. Статьи в журнале «Вопросы экономики»: · Глазьев С. О стратегии экономического развития России // «ВЭ», 2007, №5 · Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Трансформационные риски российской экономики // «ВЭ», 2006, №11. · Бузгалин А., Колчанов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // «ВЭ», 2006, №3. · Субботин Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // «ВЭ», 2006, №2. · Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсозависимой экономике? (основные концепции и их применение в случае России) // «ВЭ», 2006, №7. · Лукина Н. Эволюция биомонетарных систем в странах с переходной экономикой // «ВЭ», 2005, №3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Особенностью данной дисциплины является то, что она изучается в течение целого учебного года – в 3 и 4 семестрах. Структурно курс состоит из 4х разделов – вводного, микроэкономического, макроэкономического и переходной экономики. После изучения I и II разделов предусмотрена сдача зачета, а завершается прохождение дисциплины сдачей устного экзамена по содержанию всего курса. Основными видами учебных занятий в сетке расписания являются лекции и семинары. На их долю отводится более 50% времени, выделенного для изучения дисциплины. Вне сетки расписания проводятся групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа. Кроме того, по решению деканата юридического факультета определенная часть студентов имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике. Больше всего времени аудиторных занятий отводится для чтения лекций. Лекции традиционно относят к тем формам учебного процесса, которые в значительной степени определяют его содержание и общую направленность. Их предназначение – вооружить студентов, путем непосредственного общения с преподавателем, знанием ключевых законов и категорий экономической науки. Лекция предполагает не только раскрытие содержания отдельной темы, но и выдачу методических советов и рекомендаций на самостоятельную работу, ответы на вопросы. Именно поэтому важно не только регулярно посещать лекции, но и с полной отдачей работать на них, внимательно слушая лектора, записывая в конспективном варианте ключевые положения темы. Семинары предназначены для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, выработки у студентов самостоятельного, творческого мышления, формирования навыков умелого применения теоретических положений при анализе сложных процессов, протекающих в реальной хозяйственной жизни общества. Кроме того, в условиях рейтинговой системы оценки знаний студентов усиливается значение и контрольной функции семинара. Итоги семинара свидетельствуют о том, как усваивается лекционный материал, насколько эффективна самостоятельная работа студентов с литературой, и официальными документами. Семинарские занятия предполагают активное участие в них всех присутствующих. Исходя из вопросов, выносимых на обсуждение и по согласованию с преподавателем, студент может подготовить доклад или фиксированное сообщение.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов в процессе освоения программы курса является неотъемлемой составной частью образовательного процесса в академии. На ее осуществление студентами очной формы обучения выделяется более трети всего объема времени, отводимого на изучение дисциплины учебным планом. Она имеет целью не только закрепление и углубление знаний, получаемых на занятиях в сетке расписания, но и поиск и приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим семинарским занятиям, зачету и экзамену. В своем классическом варианте самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованной, обязательной и дополнительной литературы, официальных документов, публикаций в периодической печати, дополнение конспектов лекций, подготовку текстов для выступления на семинарских занятиях. У самостоятельной работы по курсу экономики есть свои особенности. В частности, в курсе встречается множество категорий, требующих перевода на русский язык. Отсюда возникает необходимость изучать энциклопедии и словари. Некоторые категории сложны по конструкции. Понимание и уяснение их сути потребует умения использовать методы формальной логики и прежде всего, метод научной абстракции. Это позволяет в том или ином экономическом явлении выявить главное, основное и просто закрепить в своем интеллектуальном багаже смысл экономических категорий. Особенностью дисциплины является и то, что категории экономики взаимосвязаны, уяснение одной становится неизменным условием уяснения последующей и т.д. Поэтому лучшему усвоению материала способствует не только внимательное чтение текста конспекта лекций или параграфа в учебнике, но и стремление к их осмыслению, построению на бумаге структурно-логической схемы, отражающей субординацию категорий. Несомненную пользу при изучении дисциплины приносит, параллельно чтению, поиск примеров из реальной хозяйственной жизни, решение задач и построение графических моделей экономических процессов. В связи с этим следует вспомнить положения, содержащиеся в курсе элементарной математики. Наличие простейшего справочника по ней будет весьма кстати, как, впрочем, карандаша, бумаги и калькулятора. Многие темы курса имеют тесную связь с юридической практикой. Поэтому всегда нужно отслеживать отражение экономических процессов в нормативных правовых актах.
Примерная тематика курсовых работ Как отмечалось выше, часть студентов на 2 курсе очной формы обучения имеет возможность написать и защитить курсовую работу по экономике. Тематика курсовых работ разрабатывается, обсуждается и утверждается кафедрой и доводится до сведения студентов в начале изучения дисциплины. Цели и задачи структуры курсовой работы, порядок, сроки выполнения работы и ее оформление определены в Положении РАП «О курсовых работах», утвержденном ректором 23 сентября 2002 г. за №11, а также в методической разработке «Курсовая работа. Структура и содержание» - М.: РАП, 2004. Кафедра предлагает следующие темы курсовых работ: 1. Микроэкономический анализ как составная часть современной экономической теории. 2. Полезность и стоимость в м
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.017 с.) |