Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация ЗСП: признаки, типы, виды и их характеристика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
4.1. Этапы развития зонообразований и обоснование необходимости обобщающего термина. Создание ЗСП является одной из старейших и, вместе с тем, новейшей идеей человечества в области экономического развития и международных связей. С древнейших времен данная организационно-правовая форма развития экономики той или иной страны претерпела существенные изменения в результате углубления международного разделения труда, высоких темпов НТП, развития разнообразных форм международных экономических связей. Это предопределило появление множества терминов для обозначения того, что мы называем «зоной свободного предпринимательства». В современной научной литературе можно встретить такие термины, как «свободная таможенная зона», «свободная торговая зона», «беспошлинная зона», «специальная экономическая зона», «свободная технико-внедренческая зона», «свободная экономическая зона», "особая экономическая зона", «свободная экспортно-промышленная зона» и др. Общим числом порядка 30. Только для обозначения такого вида, как «свободная экспортная зона» в последнее время используется более 20 различных терминов (41). Такое множество обозначений можно объяснить следующим. Во-первых, первоначально возникшая новация по мере своего развития и распространения приобретает новые черты и особенности в зависимости от национальных свойств экономики, политических и социальных условий страны-учредителя. Во-вторых, очевидно, что еще недостаточно сформированы научно-теоретическая база этого явления, классификационный подход к таким образованиям и использованию соответствующей им терминологии. Однако, наука, оперируя своими рабочими понятиями, не допускает двусмысленностей. В этой связи целесообразно определить каждое из этих понятий и общее для них - «зона свободного предпринимательства». В самом общем плане выше перечисленные термины по форме являются синонимами. Однако по своей сущности каждый из них выражает определенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования того или иного образования. Для обоснования данной позиции необходимо рассмотреть этот вопрос в историческом аспекте. Анализ эволюции ЗСП позволяет сделать вывод о том, что в своем развитии они прошли несколько этапов. Каждый последующий из них характеризовался задачей расширения границ и форм международного сотрудничества, усложнением решаемых проблем и механизма хозяйствования. Началом первого этапа в развитии ЗСП следует считать середину 16 века (в 1547 г. городом свободной торговли был объявлен г. Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, необлагаемую налогами) В целях противостояния жесткому таможенному режиму, громоздкости таможенных процедур и высоким пошлинам, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах (Генуе, Венеции, Марселе) возникают первые районы «порто-франко».Территория «порто-франко» отделяется от остальной территории города специальной таможенной границей. Движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами было свободным, т.е. без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении же товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. Таким образом, «порто-франко» как организационно-правовая форма характеризуется, во-первых, его обособленностью от остальной территории страны и, во-вторых, режим «порто-франко» вводился уже не только для развития внешней торговли, но и для подъема экономики того или иного района. В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабочие места. На смену «порто- франко» приходят «свободные гавани» или «свободные порты». Итак, первый этап в развитии ЗСП характеризуется тем, что они представляли собой торгово-складские и транзитные зоны. Это - самый древний вид ЗСП, дающий возможность предпринимателям складировать, проверять, упаковывать, маркировать и перегружать товары стран-контактеров в условиях освобождения от таможенных пошлин и других сборов, административных барьеров и формальностей. Конец 19 в. и начало 20 в. характеризуются существенными открытиями и достижениями в научно-технической сфере, которые революционизировали процесс производства и обусловили значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях многих регионов мира. Наряду с этим, углубляется международное разделение труда, с разделением мира растет вывоз капитала. Внешнеэкономические связи охватывают не только торговлю, но и другие сферы деятельности. Эти условия предопределили начало второго этапа в развитии ЗСП. Его особенность состоит в том, что в поисках средств вывода из экономического кризиса отдельных территорий и отраслей был использован опыт функционирования «свободных портов». Идеологами новой концепции ЗСП были англичане П.Халл и Г.Хаув, американец С.Бутлер. Квинтэссенцией разработанной ими концепции было то, что в таких районах заинтересованным предпринимателям предоставлялся ряд налоговых льгот, сужалась регламентация их деятельности со стороны государственных органов, разрешалось осуществлять ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещался действующим законодательством (например, возможность оперировать любой валютой, иметь деловые отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др.). Эти меры способствуют активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. В результате существенно снижается «сопротивление экономической среды», что и нашло отражение, по предложению авторов, в термине «свободная экономическая зона» (СЭЗ). Изменяется характер и содержание предпринимательской деятельности в этих образованиях. Здесь, помимо коммерческой деятельности, разрешена обработка товаров, их производство, основывались специальные производства. Это обусловило создание новых рабочих мест, обеспечивало занятость населения и увеличение прибавочной стоимости товара. В последствии на их основе возникают «свободные экспортно-производственные зоны» (СЭПЗ), предпринимательская деятельность в которых ориентирована на развитие экспортного потенциала и расширение производства товаров на экспорт. СЭЗ и СЭПЗ - принципиально новый вид территориально-экономических образований. В отличие от своих предшественников («свободных портов») они из собирающих центров и пунктов распределения товаров превращаются в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующей реализации – экспорта. Расширение хозяйственных функций СЭЗ и СЭПЗ потребовало усложнения их механизма хозяйствования, в результате чего особый таможенный режим, характерный для «свободных портов», дополнился финансовыми, налоговыми и административными методами регулирования. Развитие средств коммуникации позволило создавать СЭЗ и СЭПЗ не только в портовых районах, но и в «глубинных» территориях регионов. Со временем этот термин стал применяться к районам, где действует та или иная система налоговых, финансовых и иных льгот по отношению к предпринимательским структурам, хотя и не всегда обоснованно. Такие районы, как правило, обособлены от остальной территории страны. Обратим внимание на то, что в основе их образования лежит территориальный принцип. Третий этап в развитии ЗСП начинается во второй половине 20 века, характеризующейся очередным витком НТР, открытиями и реализацией новых достижений науки и техники, появлением многих независимых государств в результате антиколониальной борьбы. На этом этапе широкое распространение получили СЭПЗ, но с новым характером их организации и функционирования. Начало этому этапу положила Ирландия, создавшая СЭПЗ в районе аэропорта Шеннон в 1959 году (промышленный парк «Шеннон») на основе использования национального научно-технического потенциала. С тех пор новый тип СЭПЗ добился весьма крупного успеха, распространившись преимущественно в развивающихся странах. Отличительная черта этих зон состоит в том, что на основе использования льготного правового и валютно-финансового режима в рамках этих зон обеспечивается развитие экспортоориентированных производств, привлекая для этого местные (государственные, региональные, частные) и иностранные ресурсы в форме прямых и косвенных инвестиций, выручку от экспорта промышленной продукции, передовую технику и технологию. Высокие темпы развития НТП обусловили выделение в самостоятельную группу научно-внедренческие зоны (СНВЗ), что предопределило появление в специальной литературе новых терминов: научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы и т.п. Понятно, что предпринимательская деятельность таких зон носит специализированный характер, связанный с исследованиями фундаментально-прикладной направленности, ОК и ТР, их апробацией с целью содействия развитию наукоемких отраслей и производств. Однако принцип их организации и степень сложности механизма хозяйствования каждой из них может существенно различаться. Этот период характеризуется также расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик ряда стран, что неизбежно сопровождается соответствующим развитием товарно-кредитных отношений, растущей взаимосвязанностью всех государств, их национальных экономик и финансовых рынков. Возникает потребность в квалифицированном обслуживании и стимулировании этих процессов. В связи с этим появляются новые специализированные виды зон: «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические», «оффшорные» зоны. Таким образом, третий этап эволюции ЗСП характеризуется развитием функциональной направленности предпринимательской деятельности в рамках этих образований, использованием режимного принципа их организации и появлением соответствующей им терминологии. Четвертым этапом можно назвать начало 80-х годов 20 века, когда к процессам использования идеи ЗСП присоединились постсоциалистические страны Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Югославия) и Азии (Китай, Вьетнам). С созданием зон в этих странах терминология их обозначения расширяется. Появляются новые термины: «зоны совместного предпринимательства» (Болгария, Венгрия, Россия, Югославия), «специальные экономические зоны», зоны экономического и технологического развития», зоны экономического освоения» (Китай), «особые экономические зоны» (Россия). Несмотря на такое многообразие разновидностей зон, можно выделить те общие черты, которые позволяют объединить такие организационно-экономические образования под общим термином - «зоны свободного предпринимательства» - независимо от целей их создания, функциональной специализации и сложности экономического механизма функционирования. К их числу относятся: · целевая направленность создания и соответствующая ей специализация предпринимательской деятельности; · особый режим экономического благоприятствования (льготный таможенный, налоговый, финансово-кредитный, правовой); · активное участие иностранных и отечественных инвесторов; · поддержка (правовая и экономическая) и гарантии государства; · некоторая автономность по отношению к законодательству и условиям хозяйствования страны-учредителя. Слово "зона" в переводе с греческого (-пояс) означает определенное пространство (полосу, район); характеризующееся какими-либо общими признаками. В основе функционирования (производственного, экономического, социального) того или иного зонообразования лежит деятельность национальных и иностранных предпринимателей. В зависимости от профиля (специализации) этой деятельности, степени их многообразия и сочетания могут быть и различные виды таких зон. Ставя перед ними определенные цели и конкретные задачи, государство освобождает эти зоны от экономических и административных барьеров, предоставляя определенную степень свободы действий. Это выражается в том, что им предоставляются определенные экономические и организационно-правовые льготы и преференции в сравнении с режимом хозяйствования на остальной территории страны и, как следствие, здесь устанавливается специфический экономический механизм хозяйствования, стимулирующий привлечение национальных и иностранных инвестиций и активизацию предпринимательской деятельности как иностранных, так и отечественных резидентов ЗСП.
4.2. Понятия, содержание и жизненный цикл ЗСП, характеристика его стадий и основных процессов. В мировой практике зонирования, насчитывающей многие десятилетия, сложилось, как уже отмечалось, два подхода к организации ЗСП: территориальный и режимный. Первый предполагает создание ЗСП на определенной ограниченной территории, обособленной от остальной части региона внутренней таможенной границей по причине законодательно-правовых особенностей, установления льготного режима хозяйствования. Режимный принцип организации ЗСП не предполагает ее «изоляции» внутренней таможенной границей. Он характеризуется предоставлением определенных льгот хозяйствующим субъектам ЗСП независимо от места их расположения на территории региона (страны) и ориентирован на стимулирование развития какого-либо одного вида предпринимательской деятельности. По этой причине в качестве ЗСП такого рода может быть даже отдельное предприятие (так называемые «точечные» ЗСП). Руководствуясь данными положениями и учитывая общие для зонообразований признаки, можно дать следующее определение понятия «зона свободного предпринимательства». Это – организационно-правовая форма специфического сектора экономики страны, которая формируется на основе территориального или режимного принципов. Данный сектор национальной экономики характеризуется целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, активным участием отечественных и иностранных инвесторов. Его специфичность определяется тем, что привлечение иностранных инвестиций и активизация предпринимательской деятельности стимулируется особым (льготным) экономическим механизмом, который устанавливается и закрепляется специальными адресными нормативными актами (законом о данной ЗСП, Положением о ЗСП, распоряжениями и др. документами правового характера). С точки зрения экономического содержания ЗСП - это форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Это - микромодель рыночной экономики. Она базируется на многоукладности экономики, международном разделении труда и внешнеэкономических связях во всех сферах деятельности. В результате этого развивается интернационализация производства и других сфер деятельности, ускоряется процесс интеграции данного сектора национальной экономики в мировую хозяйственную систему. В условиях российской экономики ЗСП следует рассматривать как инновационную категорию, отражающую новые организационно-правовые структуры и системы управления специфического сектора национальной экономики, функционирующего на основе особого экономического механизма. Как любое нововведение, ЗСП обладает своим жизненным циклом (ЖЦ), т.е. периодом времени с момента их учреждения до угасания как таковой. Опираясь на зарубежный опыт, учитывая особенности и условия создания отечественных ЗСП, можно предположить, что ЖЦ российских ЗСП составит 5 стадий: подготовительную, становления, развития, зрелости и угасания. Подготовительная стадия является наиболее важной и знаковой в обеспечении потенциальной эффективности ЗСП, поскольку ее целевая функция состоит в создании организационно-правового и экономического фундамента инвестиционной привлекательности ЗСП. Эта стадия начинается с момента принятия Закона о конкретной ЗСП и продолжается (в зависимости от вида ЗСП) до 3-х лет. В течение данного периода Администрация ЗСП, утвержденная соответствующим Законом, обеспечивает разработку необходимого пакета нормативно-правовых документов, конкретизирующих тезисы Закона и нюансы Положения о ЗСП в области предпринимательской деятельности, трудовых отношений и приема иностранных инвестиций; Целевой программы создания и развития ЗСП, этапов ее реализации; определяет очередность создания (модернизации) основных элементов производственной, коммунально-социальной инфраструктуры и осуществляет их создание. Эта стадия характеризуется большими объемами затрат на инфраструктурное обустройство ЗСП преимущественно за счет внутренних (государственных, региональных, местных) финансовых ресурсов. В этой связи представляется важным ресурсное (финансовое и кадровое) обеспечение данной и последующих стадий ЖЦ. Это предопределяет необходимость установления источников финансирования, их соотношения и форм подготовки менеджеров по профилю ЗСП, ее внешнеэкономической деятельности, в т.ч. по руководству реализацией мероприятий Целевой программы развития. Наряду с этим, на данной стадии проводятся работы по лицензированию деятельности и регистрации участников ЗСП, продвижению ее проекта на мировой рынок капиталов и установлению на этой основе потенциальных иностранных инвесторов. Стадия становления продолжительностью до 5-ти лет характеризуется завершением работ по инфраструктурному обустройству, в финансировании которых могут принимать участие и иностранные инвесторы, стремящиеся освоить наиболее выгодную предпринимательскую нишу. Однако преобладающая доля вложений на эти цели осуществляется за счет внутренних источников. Особенностью данной стадии является заключение контрактов с иностранными инвесторами, освоение ими свободных предпринимательских ниш и приток инвестиций в больших объемах и темпах, в т.ч. иностранных. В связи с этим возникает необходимость в уточнении некоторых положений и корректировке элементов хозяйственного механизма с целью регулирования инвестиционных потоков в соответствии с программным стимулированием развития приоритетных объектов экономического роста. Своего апогея ЗСП достигает в последующие 3 года - на стадии развития. В течение этого периода наблюдается активное развитие производства и других видов предпринимательской деятельности, рост объемов экспорта (в случае экспортоориентированной ЗСП) и расширение масштабов внешнеэкономической деятельности. Характерным для данной стадии ЖЦ является замедление темпов притока и снижение объемов иностранных инвестиций, рост получаемых ЗСП доходов. Следует подчеркнуть, что первые стадии ЖЦ ЗСП являются наиболее капиталоемкими, затраты на инфраструктурное обустройство существенно превышают доходы от результатов деятельности. Однако, учет и успешная реализация поименованных выше процессов способны обеспечить рост эффективности на последующих стадиях и окупаемость вложенных средств. С этой точки зрения стадия развития является решающей в изменении соотношения затрат и результатов функционирования ЗСП, наступления периода (точки) окупаемости капитальных вложений. Если ЗСП относится к виду простейших (однофункциональных), то период окупаемости наступает на четвертом - пятом году с момента ее учреждения. Например, для зоны свободной торговли (ЗСТ) соотношение затрат и результатов по названным стадиям ЖЦ. В случаях более сложных видов ЗСП (например, комплексного характера) точка и период окупаемости наступает на восьмом-десятом году функционирования ЗСП. Стадия зрелости, как показывает мировая практика, имеет продолжительность от 12 до 15 лет. Этот период в ЖЦ ЗСП характеризуется прекращением роста темпов и объемов иностранных инвестиций, усилением конкуренции между однородными производителями и предпринимателями, активизацией их инновационной деятельности и переходом к высокотехнологичным производствам, установлением и расширением хозяйственных связей с внезональными хозяйствующими субъектами. Продолжительность стадии угасания составляет около 5-ти лет. Для нее характерно сокращение объемов притока иностранных инвестиций вследствие истечения льготного налогового периода, сближение режимов деятельности в рамках ЗСП и вне их. Конечным результатом является преобразование ЗСП в другие формы регулирования развития отраслевой и (или) региональной экономики. Знание ЖЦ ЗСП, особенностей процессов его стадий обусловит качественную разработку Программы содействия процессами проектирования и создания ЗСП (см.п.6.2.), установление оптимальных параметров предоставляемых льгот участникам ЗСП, сроков их действия. Это, в конечном счете, будет способствовать конкурентоспособности проекта ЗСП на мировом рынке капиталов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.012 с.) |