Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация ЗСП: признаки, типы, виды и их характеристика.

Поиск

4.1. Этапы развития зонообразований и обоснование необходимости обобщающего термина.

Создание ЗСП является одной из старейших и, вместе с тем, новейшей идеей человечества в области экономического развития и международных связей. С древнейших времен дан­ная организационно-правовая форма развития экономики той или иной страны претерпела существенные изменения в результате углубления меж­дународного разделения труда, высоких темпов НТП, развития разнообраз­ных форм международных экономических связей. Это предопределило по­явление множества терминов для обозначения того, что мы называем «зоной свободного предпринимательства». В современной научной литературе можно встретить такие термины, как «свободная таможенная зона», «сво­бодная торговая зона», «беспошлинная зона», «специальная экономическая зона», «свободная технико-внедренческая зона», «свободная экономическая зона», "особая экономическая зона", «свободная экспортно-промышленная зона» и др. Общим числом по­рядка 30. Только для обозначения такого вида, как «свободная экспортная зона» в последнее время используется более 20 различных терминов (41). Такое множество обозначений можно объяснить следующим. Во-первых, первоначально возникшая новация по мере своего развития и распростране­ния приобретает новые черты и особенности в зависимости от националь­ных свойств экономики, политических и социальных условий страны-учредителя. Во-вторых, очевидно, что еще недостаточно сформированы на­учно-теоретическая база этого явления, классификационный подход к таким образованиям и использованию соответствующей им терминологии.

Однако, наука, оперируя своими рабочими понятиями, не допускает двусмысленностей. В этой связи целесообразно определить каждое из этих понятий и общее для них - «зона свободного предпринимательства».

В самом общем плане выше перечисленные термины по форме явля­ются синонимами. Однако по своей сущности каждый из них выражает оп­ределенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования того или иного образования. Для обоснования данной позиции необходимо рассмотреть этот вопрос в историческом аспек­те.

Анализ эволюции ЗСП позволяет сделать вывод о том, что в своем развитии они прошли несколько этапов. Каждый последующий из них ха­рактеризовался задачей расширения границ и форм международного со­трудничества, усложнением решаемых проблем и механизма хозяйствова­ния.

Началом первого этапа в развитии ЗСП следует считать сере­дину 16 века (в 1547 г. городом свободной торговли был объявлен г. Ливор­но, где купцы добились права вести торговлю, необлагаемую налогами)

В целях противостояния жесткому таможенному режиму, громоздко­сти таможенных процедур и высоким пошлинам, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах (Генуе, Венеции, Марселе) возникают первые районы «порто-франко».Территория «порто-франко» отделяется от остальной территории города специальной таможенной границей. Движение товаров между «пор­то-франко» и зарубежными государствами было свободным, т.е. без тамо­женных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении же товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим.

Таким образом, «порто-франко» как организационно-правовая форма характеризуется, во-первых, его обособленностью от остальной территории страны и, во-вторых, режим «порто-франко» вводился уже не только для развития внешней торговли, но и для подъема экономики того или иного района. В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизи­ровались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения това­рами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабо­чие места.

На смену «порто- франко» приходят «свободные гавани» или «сво­бодные порты».

Итак, первый этап в развитии ЗСП характеризуется тем, что они пред­ставляли собой торгово-складские и транзитные зоны. Это - самый древний вид ЗСП, дающий возможность предпринимателям складировать, проверять, упаковывать, маркировать и перегружать товары стран-контактеров в усло­виях освобождения от таможенных пошлин и других сборов, администра­тивных барьеров и формальностей.

Конец 19 в. и начало 20 в. характеризуются существенными открытиями и достижениями в научно-технической сфере, которые революционизировали процесс производства и обусловили значительный экономический спад в ранее дей­ствовавших отраслях многих регионов мира. Наряду с этим, углубляется международное разделение труда, с разделением мира растет вывоз капита­ла. Внешнеэкономические связи охватывают не только торговлю, но и дру­гие сферы деятельности. Эти условия предопределили начало второго этапа в развитии ЗСП.

Его особенность состоит в том, что в поисках средств вывода из эко­номического кризиса отдельных территорий и отраслей был использован опыт функционирования «свободных портов». Идеологами новой концеп­ции ЗСП были англичане П.Халл и Г.Хаув, американец С.Бутлер. Квинтэс­сенцией разработанной ими концепции было то, что в таких районах заинте­ресованным предпринимателям предоставлялся ряд налоговых льгот, сужа­лась регламентация их деятельности со стороны государственных органов, разрешалось осуществлять ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещался действующим законодательством (например, возмож­ность оперировать любой валютой, иметь деловые отношения с контраген­тами, находящимися вне зоны и др.). Эти меры способствуют активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. В результате сущест­венно снижается «сопротивление экономической среды», что и нашло отражение, по предложению авторов, в термине «свободная экономическая зо­на» (СЭЗ). Изменяется характер и содержание предпринимательской деятельно­сти в этих образованиях. Здесь, помимо коммерческой деятельности, разре­шена обработка товаров, их производство, основывались специальные про­изводства. Это обусловило создание новых рабочих мест, обеспечивало за­нятость населения и увеличение прибавочной стоимости товара. В послед­ствии на их основе возникают «свободные экспортно-производственные зо­ны» (СЭПЗ), предпринимательская деятельность в которых ориентирована на развитие экспортного потенциала и расширение производства товаров на экспорт. СЭЗ и СЭПЗ - принципиально новый вид территориально-экономических образований. В отличие от своих предшественников («сво­бодных портов») они из собирающих центров и пунктов распределения то­варов превращаются в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующей реализации – экспорта.

Расширение хозяйственных функций СЭЗ и СЭПЗ потребовало ус­ложнения их механизма хозяйствования, в результате чего особый таможен­ный режим, характерный для «свободных портов», дополнился финансовы­ми, налоговыми и административными методами регулирования. Развитие средств коммуникации позволило создавать СЭЗ и СЭПЗ не только в порто­вых районах, но и в «глубинных» территориях регионов. Со временем этот термин стал применяться к районам, где действует та или иная система на­логовых, финансовых и иных льгот по отношению к предпринимательским структурам, хотя и не всегда обоснованно. Такие районы, как правило, обо­соблены от остальной территории страны. Обратим внимание на то, что в основе их образования лежит территориальный принцип.

Третий этап в развитии ЗСП начинается во второй половине 20 века, характеризующейся очередным витком НТР, открытиями и реализацией новых достижений науки и техники, появлением многих независимых госу­дарств в результате антиколониальной борьбы.

На этом этапе широкое распространение получили СЭПЗ, но с новым характером их организации и функционирования. Начало этому этапу поло­жила Ирландия, создавшая СЭПЗ в районе аэропорта Шеннон в 1959 году (промышленный парк «Шеннон») на основе использования национального научно-технического потенциала. С тех пор новый тип СЭПЗ добился весь­ма крупного успеха, распространившись преимущественно в развивающих­ся странах.

Отличительная черта этих зон состоит в том, что на основе использо­вания льготного правового и валютно-финансового режима в рамках этих зон обеспечивается развитие экспортоориентированных производств, при­влекая для этого местные (государственные, региональные, частные) и ино­странные ресурсы в форме прямых и косвенных инвестиций, выручку от экспорта промышленной продукции, передовую технику и технологию.

Высокие темпы развития НТП обусловили выделение в самостоятель­ную группу научно-внедренческие зоны (СНВЗ), что предопределило появ­ление в специальной литературе новых терминов: научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы и т.п. Понятно, что пред­принимательская деятельность таких зон носит специализированный харак­тер, связанный с исследованиями фундаментально-прикладной направлен­ности, ОК и ТР, их апробацией с целью содействия развитию наукоемких отраслей и производств. Однако принцип их организации и степень сложно­сти механизма хозяйствования каждой из них может существенно разли­чаться.

Этот период характеризуется также расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик ряда стран, что неизбежно сопровождается соответствующим развитием товарно-кредитных отношений, растущей взаимосвязанностью всех государств, их национальных экономик и финансовых рынков. Возникает потребность в квалифицированном обслуживании и стимулировании этих процессов. В связи с этим появляются новые специализированные виды зон: «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические», «оффшорные» зоны.

Таким образом, третий этап эволюции ЗСП характеризуется развитием функциональной направленности предпринимательской деятельности в рамках этих образований, использованием режимного принципа их организации и появлением соответствующей им терминологии.

Четвертым этапом можно назвать начало 80-х годов 20 века, когда к процессам использования идеи ЗСП присоединились постсоциалистические страны Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Югославия) и Азии (Китай, Вьетнам). С созданием зон в этих странах терминология их обозначения расширяется. Появляются новые термины: «зоны совместного предпринимательства» (Болгария, Венгрия, Россия, Югославия), «специаль­ные экономические зоны», зоны экономического и технологического разви­тия», зоны экономического освоения» (Китай), «особые экономические зоны» (Россия).

Несмотря на такое многообразие разновидностей зон, можно выделить те общие черты, которые позволяют объединить такие организационно-экономические образования под общим термином - «зоны свободного пред­принимательства» - независимо от целей их создания, функциональной спе­циализации и сложности экономического механизма функционирования. К их числу относятся:

· целевая направленность создания и соответствующая ей специализация предпринимательской деятельности;

· особый режим экономического благоприятствования (льготный таможенный, налоговый, финансово-кредитный, правовой);

· активное участие иностранных и отечественных инвесторов;

· поддержка (правовая и экономическая) и гарантии государства;

· некоторая автономность по отношению к законодательству и условиям хозяйствования страны-учредителя.

Слово "зона" в переводе с греческого (-пояс) означает определенное пространство (полосу, район); характеризующееся какими-либо общими признаками.

В основе функционирования (производственного, эко­номического, социального) того или иного зонообразования лежит деятель­ность национальных и иностранных предпринимателей. В зависимости от профиля (специализации) этой деятельности, степени их многообразия и сочетания могут быть и различные виды таких зон. Ставя перед ними определенные цели и конкретные задачи, государство освобождает эти зоны от экономических и административных барьеров, предоставляя определенную степень свободы действий. Это выражается в том, что им предоставляются опреде­ленные экономические и организационно-правовые льготы и преференции в сравнении с режимом хозяйствования на остальной территории страны и, как следствие, здесь устанавливается специфический экономический механизм хозяйствования, стимулирующий привлечение национальных и иностранных инвестиций и активизацию предпринимательской деятельности как иностранных, так и отечественных резидентов ЗСП.

 

 

4.2. Понятия, содержание и жизненный цикл ЗСП, характеристика его стадий и основных процессов.

В мировой практике зонирования, насчитывающей многие десятиле­тия, сложилось, как уже отмечалось, два подхода к организации ЗСП: терри­ториальный и режимный. Первый предполагает создание ЗСП на опреде­ленной ограниченной территории, обособленной от остальной части региона внутренней таможенной границей по причине законодательно-правовых особенностей, установления льготного режима хозяйствования.

Режимный принцип организации ЗСП не предполагает ее «изоляции» внутренней таможенной границей. Он характеризуется предоставлением определенных льгот хозяйствующим субъектам ЗСП независимо от места их расположения на территории региона (страны) и ориентирован на стимули­рование развития какого-либо одного вида предпринимательской деятельно­сти. По этой причине в качестве ЗСП такого рода может быть даже отдель­ное предприятие (так называемые «точечные» ЗСП).

Руководствуясь данными положениями и учитывая общие для зонообразований признаки, можно дать следующее опре­деление понятия «зона свободного предпринимательства». Это – организа­ционно-правовая форма специфического сектора экономики страны, которая формируется на основе территориального или режимного принципов. Дан­ный сектор национальной экономики характеризуется целевой направленно­стью и специализацией предпринимательской деятельности, активным уча­стием отечественных и иностранных инвесторов. Его специфичность опре­деляется тем, что привлечение иностранных инвестиций и активизация предпринимательской деятельности стимулируется особым (льготным) эко­номическим механизмом, который устанавливается и закрепляется специ­альными адресными нормативными актами (законом о данной ЗСП, Поло­жением о ЗСП, распоряжениями и др. документами правового характера).

С точки зрения экономического содержания ЗСП - это форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыноч­ной экономике. Это - микромодель рыночной экономики. Она базируется на многоукладности экономики, международном разделении труда и внешне­экономических связях во всех сферах деятельности. В результате этого раз­вивается интернационализация производства и других сфер деятельности, ускоряется процесс интеграции данного сектора национальной экономики в мировую хозяйственную систему.

В условиях российской экономики ЗСП следует рассматривать как инновационную категорию, отражающую новые организационно-правовые структуры и системы управления специфического сектора национальной экономики, функционирующего на основе особого экономического меха­низма.

Как любое нововведение, ЗСП обладает своим жизненным циклом (ЖЦ), т.е. периодом времени с момента их учреждения до угасания как та­ковой.

Опираясь на зарубежный опыт, учитывая особенности и условия соз­дания отечественных ЗСП, можно предположить, что ЖЦ российских ЗСП составит 5 стадий: подготовительную, становления, развития, зрелости и угасания.

Подготовительная стадия является наиболее важной и знаковой в обеспечении потенциальной эффективности ЗСП, поскольку ее целевая функция состоит в создании организационно-правового и экономического фундамента инвестиционной привлекательности ЗСП. Эта стадия начинает­ся с момента принятия Закона о конкретной ЗСП и продолжается (в зависи­мости от вида ЗСП) до 3-х лет. В течение данного периода Администрация ЗСП, утвержденная соот­ветствующим Законом, обеспечивает разработку необходимого пакета нор­мативно-правовых документов, конкретизирующих тезисы Закона и нюансы Положения о ЗСП в области предпринимательской деятельности, трудовых отношений и приема иностранных инвестиций; Целевой программы созда­ния и развития ЗСП, этапов ее реализации; определяет очередность создания (модернизации) основных элементов производственной, коммунально-социальной инфраструктуры и осуществляет их создание. Эта стадия характеризуется большими объемами затрат на инфра­структурное обустройство ЗСП преимущественно за счет внутренних (госу­дарственных, региональных, местных) финансовых ресурсов. В этой связи представляется важным ресурсное (финансовое и кадровое) обеспечение данной и последующих стадий ЖЦ. Это предопределяет необходимость ус­тановления источников финансирования, их соотношения и форм подготов­ки менеджеров по профилю ЗСП, ее внешнеэкономической деятельности, в т.ч. по руководству реализацией мероприятий Целевой программы развития. Наряду с этим, на данной стадии проводятся работы по лицензированию деятельности и регистрации участников ЗСП, продвижению ее проекта на мировой рынок капиталов и установлению на этой основе потенциальных иностранных инвесторов.

Стадия становления продолжительностью до 5-ти лет характеризу­ется завершением работ по инфраструктурному обустройству, в финансиро­вании которых могут принимать участие и иностранные инвесторы, стре­мящиеся освоить наиболее выгодную предпринимательскую нишу. Однако преобладающая доля вложений на эти цели осуществляется за счет внутрен­них источников. Особенностью данной стадии является заключение контрактов с ино­странными инвесторами, освоение ими свободных предпринимательских ниш и приток инвестиций в больших объемах и темпах, в т.ч. иностранных. В связи с этим возникает необходимость в уточнении некоторых положений и корректировке элементов хозяйственного механизма с целью регулирова­ния инвестиционных потоков в соответствии с программным стимулирова­нием развития приоритетных объектов экономического роста.

Своего апогея ЗСП достигает в последующие 3 года - на стадии развития. В течение этого периода наблюдается активное развитие производства и других видов предпринимательской деятельности, рост объемов экспорта (в случае экспортоориентированной ЗСП) и расширение масштабов внешне­экономической деятельности. Характерным для данной стадии ЖЦ является замедление темпов притока и снижение объемов иностранных инвестиций, рост получаемых ЗСП доходов. Следует подчеркнуть, что первые стадии ЖЦ ЗСП являются наиболее капиталоемкими, затраты на инфраструктурное обустройство существенно превышают доходы от результатов деятельности. Однако, учет и успешная реализа­ция поименованных выше процессов способны обеспечить рост эффективно­сти на последующих стадиях и окупаемость вложенных средств. С этой точки зрения стадия развития является решающей в изменении соотношения затрат и результатов функционирования ЗСП, наступления пе­риода (точки) окупаемости капитальных вложений. Если ЗСП относится к виду простейших (однофункциональных), то период окупаемости наступает на четвертом - пятом году с момента ее учреждения. Например, для зоны свободной торговли (ЗСТ) соотношение затрат и результатов по названным стадиям ЖЦ. В случаях более сложных видов ЗСП (например, комплексного харак­тера) точка и период окупаемости наступает на восьмом-десятом году функ­ционирования ЗСП.

Стадия зрелости, как показывает мировая практика, имеет продолжительность от 12 до 15 лет. Этот период в ЖЦ ЗСП характеризуется прекращением роста темпов и объемов иностранных инвестиций, усилением конкуренции между однородными производителями и предпринимателями, активизацией их инновационной деятельности и переходом к высокотехнологичным производствам, установлением и расширением хозяйственных связей с внезональными хозяйствующими субъектами.

Продолжительность стадии угасания составляет около 5-ти лет. Для нее характерно сокращение объемов притока иностранных инвестиций вследствие истечения льготного налогового периода, сближение режимов деятельности в рамках ЗСП и вне их. Конечным результатом является преобразование ЗСП в другие формы регулирования развития отраслевой и (или) региональной экономики.

Знание ЖЦ ЗСП, особенностей процессов его стадий обусловит качественную разработку Программы содействия процессами проектирования и создания ЗСП (см.п.6.2.), установление оптимальных параметров предоставляемых льгот участникам ЗСП, сроков их действия. Это, в конечном счете, будет способ­ствовать конкурентоспособности проекта ЗСП на мировом рынке капиталов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.012 с.)