Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности создания и развития ОЭЗ в Калининградской областиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контекст данного раздела предопределяет целесообразность обратить внимание на предпосылки и особые обстоятельства, сложившиеся в Калининградской области как субъекта Российской Федерации и обусловившие создание здесь ЗСП комплексного типа - особую экономическую зону (ОЭЗ). Следует подчеркнуть, что с распадом СССР и сложившейся объективной территориальной обособленностью Калининградской области, ее зависимостью от тарифной политики соседних государств (Беларусь, Литва), экономическая ситуация здесь стала резко ухудшаться, даже в сравнении с другими регионами России. В частности, это проявилось в следующем: · объем промышленного производства за период 1991-1996 г.г. здесь снизился в 2,5 раза, что почти в 3 раза больше общероссийских темпов; · мощности местных морских портов использовались лишь на 50% (при этом транзит внешнеторговых грузов осуществляется через порты стран Балтии за валюту); · уровень безработицы в 1996 г. стал самым высоким в РФ, составив 10,6% экономически активного населения (примерно 45 тыс. чел.). В дополнение к этому следует отметить, что за рубежом отмечалась активизация определенных политических сил, ставящих под сомнение статус Калининградской области как субъекта РФ, спекулируя на истории региона. Они использовали общественное недовольство именно в этих целях, чем усиливали здесь социально-экономическую напряженность. Учитывая создавшуюся геополитическую и экономическую ситуацию в Калининградской области, руководство страной, используя идею ЗСП, принимает решение о создании здесь Особой экономической зоны (ОЭЗ). С этой целью 22 января 1996 г. принимается Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Это - первая особенность, ибо впервые в практике создания ЗСП на территории России ОЭЗ в Калининградской области создается на законодательной основе. Детальное ознакомление с данным Федеральным законом свидетельствует о том, что в нем отражены положения, используемые в мировой практике создания ЗСП, способствующие достижению их потенциальной эффективности. Второй особенностью создания ОЭЗ в Калининградской области является предшествующее этому процессу заключение и подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области (см. «Российская газета», 1996, 31 января). В этом документе, помимо решения о создании здесь ОЭЗ, предусматривается создание в ее рамках международного транспортного узла, торгового и финансового центров и определяется круг полномочий, делегируемых Администрации Калининградской области в части реализации проекта создаваемой ОЭЗ. Третья особенность создания ОЭЗ в Калининградской области состоит в том, что впервые в российской практике процесс создания и развития ОЭЗ имеет программное обеспечение. В соответствии с главой 7 ФЗ «Об ОЭЗ в Калининградской области» в сентябре 1997 г. постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998-2005 годы В данном документе определены ее цель и задачи, сроки и этапы реализации программных мероприятий. В Программе выделены отрасли и объекты экономического роста по степени их приоритетности инвестирования и отражено ресурсное обеспечение реализации мероприятий Программы. В этой связи необходимо отметить четвертую особенность создания ОЭЗ в Калининградской области, состоящую в том, что впервые в российской практике регламентированы финансовое и кадровое обеспечение реализации программы. Так, финансирование работ по созданию и развитию ОЭЗ предполагается осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов, кредита, отечественных и иностранных инвесторов. Для реализации инвестиционных проектов по объектам экономического роста предусмотрены различные источники финансирования, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит. Для финансирования отдельных проектов предусматривается также привлечение иностранных кредитов под гарантию Правительства РФ при условии положительных результатов финансово-экономической экспертизы этих проектов. Реализация Программы возможна при наличии необходимых трудовых ресурсов. В отношении кадрового обеспечения предусмотрено создание Центра переподготовки государственных служащих и менеджеров ОЭЗ, частично финансируемого за счет средств Программы. Объем средств на создание и функционирование этого Центра составляет 3,2 млн. руб. (деноминированных). Здесь предусмотрена ежегодная переподготовка 60-80 специалистов по управлению для подразделений государственных органов области, менеджеров для компаний по развитию локальных ЗСП, госслужащих, непосредственно связанных с реализацией мероприятий Программы. Дальнейшее развитие ОЭЗ вКалининградской области столкнулось с двумя проблемами. Первая из ниx связана с финансовым кризисом 1998 года, нарушив, системность и объемы финансирования, предусмотренные федеральной Целевой программой создания и развития ОЭЗ от 1997 года. Это замедлило процессы развития ОЭЗ и предопределило необходимость разработка новой программы. Постановлением Правительство РФ №866 от 7 декабря 2001 года была утверждена новая федеральная Целевая программа развития ОЭЗ вКалининградской области на период до 2010 года (см. Собр.Зак-ва РФ ч.II.раздел 4 от 24.12.2001 г.). В этой Программе выделены два этапа: 2-й этап на период 2002-2005 годы, предусматривающий создание механизма функционирования ОЭЗ, включая разработку стратегических направлений развития (развитие инфраструктуры, новейшей технологии, промышленных отраслей,переход от автосборочного в полнокровные производства с большей добавленной стоимостью); 2-й этап на период 2006-2010 годы предусматривает реализацию инвестиционных социальных проектов по обеспечению положительных сдвигов в развитии экономики и социальной сферы ОЭЗ. Программой несколько изменен состав и соотношение источников финансирования в сравнении с предыдущей Программой. В целом Программой предусмотрена реализация 60-ти инвестиционных проектов и 89-ти некоммерческих мероприятий, обеспечивающих создание более 15-ти тыс. рабочих мест (по Программе - 15 012 рабочих мест). Вторая проблема связана с крупными коррупционными скандалами, отрицательно повлиявшими на имидж и результаты функционирования ОЭЗ. Их "питательной" средой" послужил привлекательный для инвесторов таможенный режим по ФЗ от 1996 г., освобождавший от таможенных пошлин всего ввозимого в ОЭЗ и экспортируемых товаров местного производства. Причем эти льготы распространялись на весь бизнес, зарегистрированный в ОЭЗ. Недобросовестным коммерсантам это открыло лазейку для "серого" импорта и "прокачки" товарных потоков в Россию и обратно. На протяжении 2001-2003 г.г. предпринимались неоднократные попытки совершенствования ФЗ от 1996г.,который, как оказалось, был неудачен из-за нестыковки его с таможенным и налоговым кодексами. В январе 2006 года был подписан новый ФЗ "Об ОЭЗ е Калининградской области" (№16-ФЗ), который предусматривает коренную трансформацию компенсации потерь от эксклавности региона. В частности, он предусматривает переход от таможенных преференций к налоговым льготам для новых предприятий, ведущих масштабную инвестиционную деятельность. Новым ФЗ предусмотрены следующие виды налоговых льгот: · по налогу на прибыль в первые 6 лет установлена "0-я" ставка, на последующие 6 лет - 50%-я величина ставки данного налога; · налог на имущество в течение первых 6-ти лет не взимается; · не взимается налог и на операции с ценными бумагами. Действующие предприятия, ориентированные на импортозамещение, в течение 10-ти лет (переходный период) сохраняют льготный таможенный режим и сложившийся порядок освобождения от таможенных пошлин с тем, чтобы они провели относительно безболезненную реструктуризацию и окупили созданные производственные мощности. Закон сохраняет положение о том, что обязательная продажа части валютной выручки не распространяется на поступления юридических лиц, зарегистрированных в ОЭЗ. Законом предусмотрен режим ОЭЗ сроком на 25 лет, и предпринимателям гарантируется, что условия ведения бизнеса не будут ухудшаться в случае изменения налогового законодательства РФ. Иностранным инвесторам облегчен порядок получения виз - их можно оформлять непосредственно при въезде вобласть. Критерий переработки ввозимых комплектующих и статуса продукции, произведенной в ОЭЗ, остался прежним, т.е. на уровне 30% добавленной стоимости. Таким образом, создание ОЭЗ в Калининградской области с изложенной методологией, организационно-методическим подходом, соответствующими мировой практике и принятыми мерами по решению отмеченных проблем определяют стратегические цели государственной власти РФ в данном субъекте Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.011 с.) |