Особенности создания и развития ОЭЗ в Калининградской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности создания и развития ОЭЗ в Калининградской области



Контекст данного раздела предопределяет целесообразность обратить внимание на предпосылки и особые обстоятельства, сложившиеся в Кали­нинградской области как субъекта Российской Федерации и обусловившие создание здесь ЗСП комплексного типа - особую экономическую зону (ОЭЗ).

Следует подчеркнуть, что с распадом СССР и сложившейся объектив­ной территориальной обособленностью Калининградской области, ее зави­симостью от тарифной политики соседних государств (Беларусь, Литва), экономическая ситуация здесь стала резко ухудшаться, даже в сравнении с другими регионами России. В частности, это проявилось в следующем:

· объем промышленного производства за период 1991-1996 г.г. здесь снизился в 2,5 раза, что почти в 3 раза больше общероссийских темпов;

· мощности местных морских портов использовались лишь на 50% (при этом транзит внешнеторговых грузов осуществляется через порты стран Балтии за валюту);

· уровень безработицы в 1996 г. стал самым высоким в РФ, составив 10,6% экономически активного населения (примерно 45 тыс. чел.).

В дополнение к этому следует отметить, что за рубежом отмечалась активизация определенных политических сил, ставящих под сомнение ста­тус Калининградской области как субъекта РФ, спекулируя на истории региона. Они использовали общественное недовольство именно в этих целях, чем усиливали здесь социально-экономическую напряженность.

Учитывая создавшуюся геополитическую и экономическую ситуацию в Калининградской области, руководство страной, используя идею ЗСП, принимает решение о создании здесь Особой экономической зоны (ОЭЗ).

С этой целью 22 января 1996 г. принимается Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Это - первая осо­бенность, ибо впервые в практике создания ЗСП на территории России ОЭЗ в Калининградской области создается на законодательной основе.

Детальное ознакомление с данным Федеральным законом свидетель­ствует о том, что в нем отражены положения, используемые в мировой практике создания ЗСП, способствующие достижению их потенциальной эффективности.

Второй особенностью создания ОЭЗ в Калининградской области явля­ется предшествующее этому процессу заключение и подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области (см. «Российская газета», 1996, 31 января). В этом документе, по­мимо решения о создании здесь ОЭЗ, предусматривается создание в ее рам­ках международного транспортного узла, торгового и финансового центров и определяется круг полномочий, делегируемых Администрации Калинин­градской области в части реализации проекта создаваемой ОЭЗ.

Третья особенность создания ОЭЗ в Калининградской области состоит в том, что впервые в российской практике процесс создания и развития ОЭЗ имеет программное обеспечение.

В соответствии с главой 7 ФЗ «Об ОЭЗ в Калининградской области» в сентябре 1997 г. постановлением Правительства РФ утверждена Федераль­ная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998-2005 годы

В данном документе определены ее цель и задачи, сроки и этапы реа­лизации программных мероприятий.

В Программе выделены отрасли и объекты экономического роста по степени их приоритетности инвестирования и отражено ресурсное обеспе­чение реализации мероприятий Программы.

В этой связи необходимо отметить четвертую особенность создания ОЭЗ в Калининградской области, состоящую в том, что впервые в россий­ской практике регламентированы финансовое и кадровое обеспечение реа­лизации программы. Так, финансирование работ по созданию и развитию ОЭЗ предполагается осуществлять за счет средств федерального и областно­го бюджетов, кредита, отечественных и иностранных инвесторов.

Для реализации инвестиционных проектов по объектам экономиче­ского роста предусмотрены различные источники финансирования, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит. Для финансирования отдельных проек­тов предусматривается также привлечение иностранных кредитов под га­рантию Правительства РФ при условии положительных результатов финан­сово-экономической экспертизы этих проектов.

Реализация Программы возможна при наличии необходимых трудо­вых ресурсов. В отношении кадрового обеспечения предусмотрено создание Центра переподготовки государственных служащих и менеджеров ОЭЗ, час­тично финансируемого за счет средств Программы. Объем средств на созда­ние и функционирование этого Центра составляет 3,2 млн. руб. (деномини­рованных). Здесь предусмотрена ежегодная переподготовка 60-80 специали­стов по управлению для подразделений государственных органов области, менеджеров для компаний по развитию локальных ЗСП, госслужащих, не­посредственно связанных с реализацией мероприятий Программы.

Дальнейшее развитие ОЭЗ вКалининградской области столкнулось с двумя проблемами.

Первая из ниx связана с финансовым кризисом 1998 года, нарушив, системность и объемы финансирования, предусмотренные федеральной Целе­вой программой создания и развития ОЭЗ от 1997 года. Это замедлило процессы развития ОЭЗ и предопределило необходимость разработка новой программы.

Постановлением Правительство РФ №866 от 7 декабря 2001 года бы­ла утверждена новая федеральная Целевая программа развития ОЭЗ вКалининградской области на период до 2010 года (см. Собр.Зак-ва РФ ч.II.раздел 4 от 24.12.2001 г.).

В этой Программе выделены два этапа: 2-й этап на период 2002-2005 годы, предусматривающий создание механизма функционирования ОЭЗ, включая разработку стратегических направлений развития (развитие инф­раструктуры, новейшей технологии, промышленных отраслей,переход от ав­тосборочного в полнокровные производства с большей добавленной стои­мостью); 2-й этап на период 2006-2010 годы предусматривает реализацию инвестиционных социальных проектов по обеспечению положительных сдвигов в развитии экономики и социальной сферы ОЭЗ.

Программой несколько изменен состав и соотношение источников фи­нансирования в сравнении с предыдущей Программой.

В целом Программой предусмотрена реализация 60-ти инвестицион­ных проектов и 89-ти некоммерческих мероприятий, обеспечивающих соз­дание более 15-ти тыс. рабочих мест (по Программе - 15 012 рабочих мест).

Вторая проблема связана с крупными коррупционными скандалами, от­рицательно повлиявшими на имидж и результаты функционирования ОЭЗ. Их "питательной" средой" послужил привлекательный для инвесторов та­моженный режим по ФЗ от 1996 г., освобождавший от таможенных пошлин всего ввозимого в ОЭЗ и экспортируемых товаров местного производства. Причем эти льготы распространялись на весь бизнес, зарегистрированный в ОЭЗ. Недобросовестным коммерсантам это открыло лазейку для "серого" импорта и "прокачки" товарных потоков в Россию и обратно.

На протяжении 2001-2003 г.г. предпринима­лись неоднократные попытки совершенствования ФЗ от 1996г.,который, как оказалось, был неудачен из-за нестыковки его с таможенным и нало­говым кодексами.

В январе 2006 года был подписан новый ФЗ "Об ОЭЗ е Калининградской области" (№16-ФЗ), который предусматривает коренную трансформацию компенсации потерь от эксклавности региона. В частности, он предусмат­ривает переход от таможенных преференций к налоговым льготам для но­вых предприятий, ведущих масштабную инвестиционную деятельность.

Новым ФЗ предусмотрены следующие виды налоговых льгот:

· по налогу на прибыль в первые 6 лет установлена "0-я" ставка, на последующие 6 лет - 50%-я величина ставки данного налога;

· налог на имущество в течение первых 6-ти лет не взимается;

· не взимается налог и на операции с ценными бумагами.

Действующие предприятия, ориентированные на импортозамещение, в течение 10-ти лет (переходный период) сохраняют льготный таможенный режим и сложившийся порядок освобождения от таможенных пошлин с тем, чтобы они провели относительно безболезненную реструктуризацию и оку­пили созданные производственные мощности.

Закон сохраняет положение о том, что обязательная продажа части ва­лютной выручки не распространяется на поступле­ния юридических лиц, зарегистрированных в ОЭЗ.

Законом предусмотрен режим ОЭЗ сроком на 25 лет, и предпринима­телям гарантируется, что условия ведения бизнеса не будут ухудшаться в случае изменения налогового законодательства РФ. Иностранным инвес­торам облегчен порядок получения виз - их можно оформлять непосредствен­но при въезде вобласть.

Критерий переработки ввозимых комплектующих и статуса продукции, произведенной в ОЭЗ, остался прежним, т.е. на уровне 30% добавленной стоимости.

Таким образом, создание ОЭЗ в Калининградской области с изложен­ной методологией, организационно-методическим подходом, соответствующими мировой практике и принятыми мерами по решению отмеченных проблем определяют стратегические цели государственной власти РФ в данном субъекте Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.007 с.)