Корпорация как организационно-правовая форма крупного бизнеса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корпорация как организационно-правовая форма крупного бизнеса.



Понятия «малый», «средний» и «крупный» бизнес широко используются в экономической литературе и на практике. Общепринятого критерия их определения нет. Однако с точки зрения менеджмента малый бизнес представляет собой объединение функций собственника (учредителя) и главного менеджера. Отсюда преимуществами малого бизнеса являются: оперативное принятие решений, гибкое приспособление к запросам рынка, высокая интенсивность труда благодаря прямому контакту руководителя с исполнителями, минимальные расходы на управление и контроль. При этом основная проблема малого бизнеса заключается в том, чтомалый бизнес не в состоянии в одиночку выполнять крупные инновационные проекты, которые определяют конкурентоспособность современной экономики.

Средний бизнес решает эту проблему, отделяя собственность от управления. Средний бизнес представляет собой единый имущественный комплекс, которым управляют менеджеры.

Крупный бизнес – объединение предприятий, организаций вокруг:

· некоторой товарной группы (диверсифицированная компания);

· технологической цепочки (ВИК);

· или общей группы собственников (интегрированная бизнес-группа (ИБГ)).

Корпорация или ОАО – главная организационно-правовая форма крупного бизнеса.

Крупный бизнес выполняет не только микроэкономические, но и мезо-, а также макроэкономические функции, обеспечивая планомерность, то есть сознательно поддерживаемую пропорциональность развития экономики.

Государство разрабатывает прогнозы и целевые программы (национальные проекты), в финансировании которых участвует крупный бизнес, его альянсы и бизнес-ассоциации.

Для крупного бизнеса особую остроту приобретает агентская проблема:

собственники (акционеры), менеджеры, инвесторы, работники, потребители - разделены и, нередко имеют противоречащие интересы.

Такие ИБГ, как «Менатеп», «Базовый элемент», «Альфа-групп» – зарегистрированы в оффшорных зонах. Там же находятся их трейдинговые компании, которые получают продукцию из России по низким трансфертным ценам, а реализуют – по рыночным. По сути, российский крупный бизнес находится вне российской юрисдикции.

Корпорация – совокупность юридических и физических лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели и образующих самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо.

Корпорация – хозяйственный субъект, уставный капитал которого разделен на равные доли – акции, находящиеся в свободном обращении и дающие право на доступ к информации и участие в прибылях.

Правила обращения акций устанавливаются законодательством и Уставом корпорации. Законодательство и Устав должны способствовать решению агентской проблемы, прежде всего, согласованию интересов акционеров, инвесторов, менеджеров, работников, клиентов, местных властей и общественности.

Основные признаки корпорации:

· гарантированное законодательством бессрочное существование, независимо от смены состава собственников-владельцев;

· наличие неограниченного количества собственников;

· собственность (активы) принадлежат самой корпорации, а не ее акционерам;

· долги корпорации – ее собственные долги;

· высший орган управления – общее собрание акционеров;

· акционеры освобождены от индивидуальной юридической и имущественной ответственности за результаты ее деятельности;

· ответственность акционеров ограничена размерами вложенной ими в акции доли капитала.

К российским корпорациям формально относятся:

- около 40 тыс. ОАО, чьи акции могут распространяться по открытой подписке среди неограниченного круга лиц;

- и около 260 тыс. ЗАО, акции которых обращаются по закрытой подписке.

В мире зарегистрировано примерно около 60 млн. фирм. И только 10% из них – корпорации. Однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП еще выше, так как малый и средний бизнес развит недостаточно.

В чем же состоят главные преимущества корпорации как рыночного субъекта?

1-е преимущество - возможность привлечения дополнительного капитала при помощи выпуска ЦБ и реализации их на фондовом рынке. Корпорация по аналогии с Центробанком выступает, по-сути, как эмиссионный центр, обменивая свои ценные бумаги на реальные инвестиции.

Пример: за 2006/2007 г.г. около 50 российских ОАО провели IPO (initial public offerering) - первичное публичное размещение своих акций на российских и зарубежных биржах, получив около 40 млрд. долл. Это в 6,5 раз больше, чем за 10-летие 1996-2005г.г.

Капитализация российского фондового рынка продолжает расти. В настоящее время она составляет свыше 1 трлн. руб., а по прогнозам – к 2015 г. вырастет втрое (из доклада Национальной ассоциации участников фондового рынка).

Из 40 тыс. российских корпораций, лишь 800 выпустили свои акции в свободное обращение. Активно котируются лишь акции 200-300 корпораций (к примеру, в Индии – более 10 тыс.).

Таким образом, большинство российских корпораций публично не размещают свои акции на фондовом рынке (не проводят листинг – оценку своих ЦБ на бирже) – по разным причинам. В основном – по нежеланию раскрывать информацию о составе собственников, финансовых потоках, долгах. Кроме того, для этого необходимо перейти на международную систему финансовой отчетности (МСФО).

Однако, учитывая российскую специфику – раскрытие информации резко увеличивает опасность поглощения. В этой связи необходимо кардинальное совершенствование корпоративного законодательства, защищающего права учредителей и инвесторов.

Пример: Одна из самых успешных химических корпораций «Тольяттиазот» отказалась передать контрольный пакет акций одной из олигархических структур, после чего подверглась 2-м сотням налоговых проверок; суд арестовал часть пакета акций комбината (это позволило бы недружественным акционерам получить большинство голосов) и только президиум Высшего арбитражного суда отменил данное решение – 2007г..

2-е преимущество – возможность создания дочерних, внучатых, зависимых компаний, совместно обслуживающих определенный сегмент рынка. Это позволяет корпорации планировать и организовать весь технологический цикл на мезо-уровне, включая производство и реализацию конечного продукта, послепродажное обслуживание его потребителей.

В ряде секторов экономики лидируют всего несколько корпораций, которые вступают друг с другом в альянсы и, во все большей степени, определяют и организуют развитие соответствующего сегмента рынка. Примерами могут служить основные производители персональных компьютеров (3 ТНК) и микросхем (4 ТНК).

На российском рынке сотовой связи господствуют 3 корпорации: «МТС» (35% из 120 млн. абонентов), «Вымпелком» -34% и Мегафон – 19%.

3-е преимущество – демократическое разделение власти между общим собранием акционеров ОСА, с одной стороны, и Советом Директоров и Правлением (исполнительной), с другой. Для реализации принципа демократического разделения власти в Совет Директоров вводятся независимые директора (не работающие в корпорации и не имеющие ее акций), представители персонала и различных общественных организаций (научных, потребительских, экологических организаций).

Итак, корпорация характеризуется наличием определенного (неограниченного) количества собственников. В этой связи возникает необходимость определения уровня корпоративного контроля над корпорацией каждого из собственников-акционеров (группы собственников).

В качестве уровня корпоративного контроля принимается размер доли в акционерном капитале корпорации.

При наличии единственного собственника (100% -ное владение акционерным капиталом) имеет место полный контроль над корпорацией. При наличии нескольких собственников – частичный контроль. Для приобретения частичного контроля достаточно входить в состав Совета Директоров.

К недостаткам, присущим «корпорации» относят: двойное налогообложение, возможность для злоупотреблений, дополнительные расходы, связанные с организацией и проведением общего собрания акционеров и др.

Виды корпораций.

Многообразие видов корпораций позволяет наиболее полно использовать их преимущества.

В ГК РФ указаны открытые и закрытые АО. На практике различия между ними несущественны. Следовало бы относить к ОАО лишь те, которые зарегистрировали первичное размещение своих акций и хранят их в специальном депозитарии.

Рассмотрим виды корпораций по ряду классификационных признаков:

А. по содержанию деятельности (инвестиционные, производственные);

Б. по форме собственности (государственные, публичные, семейные);

В. по характеру специализации (вертикальные, горизонтальные, смешанные);

Г. по масштабу деятельности (локальные, национальные, ТНК);

А. По содержанию деятельности выделяются инвестиционные и производственные ИБГ. Инвестиционные ИБГ – многопрофильные финансовые холдинги, которые не производят товары и услуги для внешних покупателей, а лишь:

· покупают и продают активы различных отраслей промышленности, сферы услуг и т.д.;

· контролируют движение и доходность капиталов;

· управляют финансовыми рисками;

· подбирают руководителей, входящих в холдинг корпораций, и определяют их стратегию;

· организуют эмиссию и оборот ценных бумаг; и др.

Практически все российские инвестиционные ИБГ зарегистрированы за рубежом и представляют собой конгломераты – объединения компаний самых различных отраслей, связанных между собой лишь единством собственности и финансового управления.

Примеры:

ИБГ «Ренова» - владеет активами в металлургии, нефтяной, горнодобывающей, пищевой и химической промышленности, электроэнергетике, ЖКХ;

ИБГ «Интеррос» наряду с Норильским комплексом включает холдинг «Профмедиа» (телеканал, радиостанции, издательства, развлечения и др.);

АФК «Система» - владеет разнопрофильными активами телекоммуникаций, разработки и производства электронной техники, строительных, девелоперских, туристских, нефтяных компаний, Пермским машиностроительным холдингом.

Б. По форме собственности выделяются государственные, публичные и семейные корпорации.

Госкорпорации. Ряд экономистов выступают с резкой критикой создания госкорпораций. Однако опыт Сингапура доказал, что госкорпорация – образец рыночности и эффективного участия в глобализации. Госкорпорация не занималась производством товаров, но при этом содействовала планомерности (сознательно поддерживаемой пропорциональности) развития экономики. Это позволило экономике Сингапура выйти на одно из первых мест в мире по конкурентоспособности.

В России создано около 20 госкорпораций.

Пример: Авиастроительная корпорация объединяет 11 заводов, ряд КБ, лизинговые компании, учебные центры и т.д. Это холдинг с доминирующим пакетом акций государства. Холдинг определяет стратегию развития производственных корпораций «Сухой», «Миг» и др. участников. Холдинг построен по горизонтальному типу, т.е. не включает производителей узлов, моторов, авионики и т.д.

«Объединенная судостроительная корпорация» построена по такому же принципу.

Принцип успешности деятельности госкорпораций заключается в том, что они должны действовать на конкурентных началах, а также содействовать развитию частного бизнеса, в том числе малого и среднего. Этому способствует конкурсное распределение госзаказа.

Публичные корпорации – принадлежат большому числу акционеров, ни один из которых не имеет контрольного пакета акций.

Примеры:

· владелец самого большого ПА в «Дженерал Моторс» К. Керкорян владеет 7% акций. Всего владельцев – сотни тысяч. Это позволяет превратить их сбережения в инвестиции.

· ОАО «НК Роснефть» - крупнейшая российская компания по объемам добываемой нефти. Осуществляет разведку месторождений углеводородов, добычу, переработку и реализацию нефти, газа и продуктов переработки.

В 1991 г. на базе расформированного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР была создана государственная нефтяная компания «Роснефтегаз». В 1993 г. была преобразована в государственное предприятие «Роснефть». В 1995 г. «Роснефть» акционирована.

На сентябрь 2012 г. у «Роснефти» более 160 тысяч акционеров.

На август 2013г. - акционеров-физических. лиц насчитывалось 138 тысяч.

Главный акционер – гос. компания «Роснефтегаз» - 69,5% акций. Британская «ВР» владеет 19,75%, около 10% - физические и юридические лица.

По такому же пути идут Внешторгбанк, Сбербанк, Газпром, Татнефть.

Семейные корпорации представлены Рокфеллерами, Фордами, Морганами, Ротшильдамив, Томпсонами, Сименсами, Пежо, Байерами, Тойота, Аньели и др.

Семейные корпорации сыграли особую роль в создании конкурентоспособной экономики США, ФРГ, Франции, Италии, Японии.

К примеру, о канадской семье Томпсон:

· Thomson была одной из крупнейших медиагрупп Великобритании и США, контролируя британские газеты Times и Sunday Times, канадские Globe и Mail.

· В 1981 году компания продала почти весь газетный бизнес, сохранив подразделения, специализирующиеся на финансовой, юридической и медицинской информации.

 

· В 2008 году купила Агентство Рейтер (англ. Reuters Group plc) — одно из крупнейших в мире международных агентств новостей и финансовой информации. Агентство существует с середины XIX века.
После покупки стала называться Thomson Reuters.

· 70 % акций компании принадлежит семье Томсон.

 

В черной металлургии лидируют семейные компании «Миттал» и «Тата» из Индии. В последние годы они приобрели такие гиганты, как Криворожский комбинат (Украина), Arcelor (Люксембург) и Corus (Англия).

В мебельной промышленности и торговле лидирует IKEA. IKEA, полное название IKEA International Group («ИКЕА», иногда произноситься как "ИКЕЯ") - это нидерландская компания, имеющая шведские корни. Владеет одной из наикрупнейших торговых сетей по продаже мебели и различных товаров для дома.

По мнению ряда аналитических компаний, капитализация семейных корпораций растет быстрее, чем публичных, особенно в технологическом секторе – на 44,5% в год.

Между тем за рубежом почти не осталось корпораций, которые на 100% принадлежали бы одному человеку. В России такие люди есть:

«Базовый элемент» - О.Дерипаско – 100 % владение.

В преобладающей части: АФК «Система» - В.Евтушенову; «Северсталь-групп» - А. Мордашеву; Группа «Новолипецкий металлургический комбинат – В. Лисину; ИБГ «Ренова» - В. Вексельбергу; и др.

В. По характеру специализации корпорации делятся на горизонтально и вертикально интегрированные, а также смешанные (или диверсифицированные).

В России преобладают ВИК, которые включают в свой состав как поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, так и торговые, транспортные, финансовые фирмы. Это уменьшает риск срыва поставок, нарушения контрактов, завышения цен. Но в то же время, вертикально-интегрированное построение не позволяет использовать такие преимущества глобализации, как выбор на конкурсной основе лучшего поставщика, транспортировщика, дистрибьютора и т.д. Вертикально-интегрированные нефтяные корпорации, владея нефтеперегонными заводами, трубопроводами АЗС, стали монополистами во многих регионах России, что позволяет им завышать цены на бензин.

В странах, где точное исполнение контрактов обеспечивается развитым законодательством, независимой судебной системой и деловой этикой, слияния и поглощения идут в основном по го- ризонтали. К примеру: нефтяные компании стали продавать нефтеперегонные заводы, АЗС и т.д. При этом пользуются услугами специализированных буровых, ремонтных и сбытовых фирм. НК «Лукойл» также продала буровое подразделение, танкерный флот и др. Однако многие корпорации владеют далеко непрофильными активами: морскими портами, телестанциями, газетами, футбольными командами и т.д.

Г. По масштабу деятельности выделяются локальные, национальные и ТНК. В России действует около 10 ТНК: «Газпром», «Лукойл», «РусАл», «Северсталь», «Норникель», «Вымпелком», «МТС» и др. В Бразилии таких ТНК – 12, Индии – 21, Китае – 44, а в США, ЕС и Японии - по нескольку сотен.

В последние годы российские корпорации активизировались на приобретении активов в ближнем и дальнем зарубежье. Это своего рода экспансия капитала, которая позволяет выйти на новые рынки, а также получить новые технологии и обойти таможенные барьеры. Широкое распространение получила качественно новая форма корпоративных отношений, как стратегический альянс (СА).

СА - современная форма сотрудничества, создаваемая на базе совместных инвестиционно-инновационных проектов. Создание СА позволяет участникам разделить риски, но при этом, не требует объединения основных активов и создания громоздких управленческих структур. Объединив усилия в рамках СА, его участники получают возможность совместно осуществлять технологические прорывы в тех или иных областях. В СА вступают даже злейшие конкуренты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.03 с.)