Классификация и формы корпоративных объединений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и формы корпоративных объединений.



Классификация корпоративных объединений в сфере предпринимательства может быть проведена по ряду критериев: организационно-правовым формам и формам производственной интеграции.

Основной считается классификация по организационно-правовым формам. В соответствии с этим критерием выделяются холдинг, ФПГ и простое товарищество. Под организационно-правовой формой корпоративного объединения следует понимать правовую конструкцию (структуру) организации и управления, а также взаимоотношения между участниками.

По способу организации выделяют корпоративные объединения вертикального, горизонтального и смешанного типов. Каждый тип корпоративных объединений имеет свои экономические выгоды.

К корпоративным объединениям вертикального типа относятся холдинг, в структуре которого дочерние и зависимые общества, подчиняющиеся холдинговой головной компании, и ФПГ, действующие как совокупность основного и дочерних, созданные по типу холдинга вертикального типа, либо договора о создании ФПГ, возглавляемые головной компанией.

К корпоративным объединениям горизонтального типа относятся равноправные объединения, основанные на добровольных отношениях кооперации, путем заключения договоров, то есть объединения, созданные на основе простого товарищества (ФПГ горизонтального типа, консорциум, картель, синдикат).

Иными словами, два и более участника, обладая равными правами, объединяют свои усилия (ресурсы) для достижения определенных целей: получения наибольшей прибыли, повышения конкурентоспособности участников и объединения в целом и др. ФПГ, образованные в соответствии с договором о создании группы путем объединения ресурсов и учреждения центральной компании, относятся к объединениям горизонтального типа.

Корпоративные объединения, возникающие на основе горизонтальной интеграции, функционируют в одной отрасли или смежных отраслях. Для такого рода объединений характерны технологическая общность и однородность выпускаемой продукции. Горизонтальная интеграция не утратила своего значения в экономике России в современных условиях. Возможности горизонтальной интеграции далеко не исчерпаны. Об этом свидетельствует недостаточность уровня концентрации капитала во многих отраслях.

Для корпоративных объединений горизонтального типа характерна форма объединения на основе общего управления

Корпоративное объединение смешанного типа – объединение двух и более холдингов на основе договора простого товарищества, сочетающее в своей структуре организации и управления вертикальные и горизонтальные элементы.

Корпоративные объединения смешанного (или конгломератного) типа по производству и продаже технологически не связанной продукции, то есть речь идет о дополняющей интеграции или диверсификации. Экономическая выгода диверсифицированной корпоративной структуры заключается, прежде всего, в том, что время оборота денежных средств партнеров, различно. Это позволяет перераспределять собственные ресурсы из низко рентабельных производств в более прибыльные.

Такие объединения характерны для нефтяной и газовой промышленности, металлургической, угольной и др.

Наибольшее распространение получили вертикально-интегрированные объединения, их более 60% от общего числа зарегистрированных, то есть образованные по производственно-технологическому принципу.

Доля горизонтально интегрированных корпоративных структур составляет около 19%, доля интегрированных корпоративных структур – около 21%.

Формирование корпоративных объединений предполагает наличие каких-либо общих корпоративных интересов, входящих в них различных хозяйствующих субъектов.

К основным видам объединений относятся: холдинг, ФПГ, концерн, простое товарищество, консорциум, картель, синдикат, трест. Из них наиболее распространенными в мировой практике являются холдинг, ФПГ, концерн, простое товарищество, консорциум.

Холдинг – акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.

Основные признаки холдинга:

· долевое участие в капитале и контроль (управление) над деятельностью дочерних и зависимых компаний;

· юридическая самостоятельность участников;

· единая экономическая политика.

По формам производственной интеграции выделяют: вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные холдинги.

Вертикальный холдинг – представляет собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства продукта.

По сути это производственно-хозяйственный комплекс.

Горизонтальный холдинг – имеет место в случае, когда его участники интегрируются в одной сфере деятельности, в одном секторе рынка. Горизонтальный холдинг - объект пристального внимания антимонопольных органов, как источник антиконкурентного поведения.

Диверсифицированный холдинг, или конгломерат, - объединение, участники которого принадлежат к различным отраслям производства и сферам деятельности, технологически между собой не связанны.

Конгломерат - объединение большого числа участников, производящих разнородную продукцию, совместная деятельность которых осуществляется в форме простого товарищества. Конгломерат возникает в результате слияния или поглощения целой сети разрозненных предприятий, не имеющих никакой производственной общности, но находящихся под единым финансовым контролем.

Основной мотив конгломератных слияний и поглощений – стремление получить синергетический эффект благодаря доступу к новым ресурсам, расширению деятельности и т.д. Способами образования конгломератов являются:

- слияния и поглощения разнородных компаний путем приобретения активов или контрольных пакетов акций поглощаемой компании;

- обмен акций компании на акции конгломерата на выгодных для нее условиях.

Конгломерат характеризуется:

· значительными масштабами диверсификации производства и объемами финансовых операций;

· обеспечением финансовой устойчивости участникам;

· возможностью снижения предпринимательских рисков;

· возможностью направлять финансовые потоки в наиболее прибыльные сферы деятельности; и др.

К особенностям системы управления конгломератами относятся:

Ø чрезмерная диверсификация;

Ø автономия практически во аспектах деятельности по сравнению со структурными подразделениями диверсифицированных концернов;

Ø в роли материнской компании выступают либо холдинг, либо мощный банк; и др.

От концерна конгломерат отличается:

· системой управления;

· масштабами диверсификации;

· большим объемом финансовых операций;

· объединяемые компании сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но оказываются полностью зависимыми от материнской компании.

Конгломерат может существовать как в организационной форме холдинга, так и простого товарищества.

Концерн – добровольное объединение самостоятельных участников, осуществляющее совместную деятельность на основе системы участия в капитале, договоров, патентно-лицензионных соглашений, централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешне-экономической деятельности.

Для концерна характерны общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между участниками.

Концернобразуется по типу холдинга, материнская компания которого контролирует юридически самостоятельные компании-участники в связи с чем, жестко структурирован системой управления и функций.

Концерны могут быть как отраслевые, так и многоотраслевые.

Особенностями концерна являются:

· сочетание централизации и децентрализации в управлении объединением;

· ориентация деятельности на производство;

· в качестве материнской компании выступает производственное предприятие, которое является держателем контрольным пакетом акций дочерних обществ (производственных, финансовых и других структур);

· материнская компания полностью контролирует деятельность дочерних обществ, хотя они юридически самостоятельны, но фактически подчинены ей;

· материнская компания организуется в виде холдинга.

Концерн может преобразоваться в ФПГ путем заключения договора о создании ФПГ или учреждения центральной (головной) компании.

В Германии концерн синоним холдингу.

ФПГ - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью, либо частично объединивших свои активы на основе договора о создании ФПГ. В настоящее время наиболее эффективной формой интеграции является ФПГ.

Одной из основных причин возникновения ФПГ является необходимость обеспечить финансирование производственных и инвестиционных программ всех участников. В условиях ФПГ происходит объединение двух форм капитала – банковского и промышленного. Временно высвободившиеся финансовые ресурсы на одном предприятии – участнике группы, могут быть направлены на покрытие потребности в них другим членам группы. То есть в рамках ФПГ организуется комплексное банковское обслуживание промышленного сектора финансовыми организациями в лице коммерческих банков.

Предпосылки, обусловливающие бурный рост формирования ФПГ в 90 – х г.г.:

1) Наличие структурного и финансово-инвестиционного кризиса в реальном секторе и в сфере НИОКР.

2) Необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности.

3) Необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции.

4) Острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, формировании ИКС, способных к саморазвитию в условиях рынка.

5) Рост количества коммерческих банков, потенциальных инвесторов промышленности, а также их активов.

6) Сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок.

7) Потеря значительной доли внутреннего товарного рынка России в результате появления на нем продукции зарубежных компаний; и др.

ФПГ образуются с целях обеспечения гарантированного доступа участников к финансово-кредитным ресурсам; повышения эффективности производства, экономии за счет снижения трансакционных издержек, повышения доходности и конкурентоспособности, расширения рынков сбыта товаров и услуг и др.

Трансакционные издержки – издержки, связанные с пользованием услугами рынка, причем иногда существенные, в частности, сбор информации о компаниях-конкурентах, их товарах, представленных в данном сегменте рынка; проведение переговоров, подготовка и заключение контрактов, контроль за их исполнением и др.

Интеграция в форме ФПГ позволяет участникам получить ряд преимуществ:

· возможность осуществления долгосрочной стратегии;

· финансирование НИОКР и оперативное внедрение в производство новых разработок;

· экономия на издержках благодаря масштабам производства;

· организация и координация совместной деятельности, выполнение совместных научно-технических и производственных программ, углубление специализации и развитие кооперации;

· перераспределение инвестиционных ресурсов и их концентрация на наиболее рентабельных направлениях деятельности группы и др.

Хотя уже отмененный ФЗ «О ФПГ» регламентировал наличие двух органов управления - совета управляющих и центральной компании, на практике высшим органом управления является центральная компания (ЦК).

ЦК ФПГ – юридическое лицо, учрежденное всеми участниками группы. Организационно-правовая форма ЦК – акционерное общество, имеющее учредителей-участников ФПГ.

ЦК ФПГ выступает от имени участников группы в отношениях, связанных с ее деятельностью; осуществляет непосредственное управление и контроль за деятельностью дочерних и зависимых обществ; ведет консолидированный учет, отчетность, баланс группы; выполняет в интересах участников отдельные, в т.ч. банковские операции.

Инициаторы создания ФПГ, как правило, не ориентируются на привлечение внутренних финансовых ресурсов группы. Их интересы направлены на внешние источники финансирования, т.е. определяющую роль имеют внешние источники финансирования. В этой связи деятельность коммерческого банка группы помимо расчетно-кассового обслуживания, кредитования текущей деятельности других участников группы под прирост основного и оборотного капиталов, ведения клиринговых операций (безналичных расчетов и взаимозачетов между предприятиями), управления временно свободными денежными средствами, кредитного и финансового мониторинга, диагностики финансового состояния, аудита, кредитования под залог ценных бумаг и недвижимого имущества "своих" и сторонних предприятий др. предполагает привлечение внешних кредитных ресурсов для осуществления крупных инвестиционных проектов, предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций партнерам по группе, организацию деятельности на фондовом рынке, участие в совместных проектах с другими финансово-кредитными организациями. В этой связи роль коммерческого банка (банков) в ФПГ трудно переоценить. По сути, создание ФПГ во многом зависит от позиции банкиров, у которых должна быть реальная заинтересованность в участии в группе. Интерес коммерческого банка (банков), как участника в ФПГ заключается в новых возможностях своего развития и повышения финансовой устойчивости.

Следует различать холдинговую (материнскую, головную, основную) и управляющую компании.

Холдинговая компания – является руководящим органом управления корпоративного объединения.

Управляющая компания – осуществляет функции исполнительного органа холдинговой или дочерней организации.

Различают три типа механизмов регулирования совместной деятельности в рамках ФПГ: имущественный, неимущественный и смешанный.

При имущественном механизме наиболее тесные связи внутри ФПГ осуществляются через владение контрольными пакетами акций, либо взаимным участием в капитале.

При неимущественном механизме – посредством осуществления трастовых операций, долговременных кредитных отношений и личной унии (взаимном представительстве руководителей промышленных предприятий, банков, других организаций в совете директоров и Правлении друг друга).

Смешанный тип – сочетание первых двух типов.

Совместная деятельность не финансовых компаний внутри ФПГ строится на основе производственной кооперации, кооперативных стандартов на производимую продукцию, взаимных поставок, технического сотрудничества, локальных актов, программных продуктов и персональных связей.

При формировании ФПГ обычно определяется наиболее значимый механизм интеграции потенциальных участников. Но это не исключает использование отдельных инструментов, присущих другим механизмам интеграции. Для российских ФПГ характерно использование в основном неимущественных механизмов интеграции. Наблюдается настороженное отношение к интеграции через объединение акционерного капитала (прав собственности). Отсюда скромные масштабы консолидации участников в уставном капитале центральной компании. По сути, такая ЦК лишена реальных рычагов влияния на участников группы. В результате участники группы остаются реально независимыми партнерами, ориентируются на собственные интересы в ущерб интересам группы. Инициатива управления переходит либо банкам, либо крупным промышленным предприятиям. И наоборот, высокую согласованность действий демонстрируют ФПГ, использующие в качестве основополагающего механизма имущественные связи. Примером могут служить такие ФПГ, как НК «Лукойл», АО «Газпром» и др.

Объединения, созданные на основе договора простого товарищества.

Наряду с объединениями холдингового типа, основанными на механизмах контроля собственности и управления, существуют объединения с менее жесткой системой управления. Это консорциум, картель, синдикат, стратегический альянс. Правовой основой организации и деятельности этих объединений является договор простого товарищества. Такое разнообразие видов объединений по договору простого товарищества объясняется спецификой экономических отношений между его участниками, а также условиями работы на соответствующем рынке.

Консорциум -временное добровольное объединение партнеровдля совместного решения конкретных задач. Все партнеры (государственные и частные предприятия, коммерческие банки, научные центры и т.д.) сохраняют свою юридическую самостоятельность. Координация деятельности осуществляется либо одним из участников, либо специально созданным АО. К примеру, совместное осуществление крупных наукоемких или капиталоемких проектов, в т.ч. международных; а также совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций. Каждый участник консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие, технические и другие риски, связанные с выполнением своей части обязательств. Выполнив свои задачи, консорциум прекращает свое существование.

Картель – договорная форма объединения, участники которой, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках. Картель позволяет устранить или ограничить конкуренцию между участниками, монополизацию производства и сбыта того или иного товара, установить обязательную для всех монопольную цену и др. Картель, как объединение самостоятельных компаний, входящих в одну отрасль, действуют на основе соглашений о разделе источников сырья и рынков сбыта, условиях продаж, установлении картельных цен, обмене научно-технической информации, ноу-хау и др. Картели, как инструмент протекционистской политики правительств, способствуют, с одной стороны, ограничению иностранной конкуренции; с другой – позволяют участникам объединить усилия с целью захвата внешних рынков.

Например, в Японии в 80-х г.г. Правительством поощрялось создание картелей в отраслях, переживающих спад (депрессивных отраслях), в частности, в судостроении, нефтехимической и текстильной промышленности. Их создание позволило участникам получить новые инвестиции, правительственные гарантии и займы. Положительным результатом явился экономический подъем в депрессивных отраслях.

Синдикат объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации коллективного сбыта через единую торговую сеть. Участники синдиката, сохраняя свою юридическую и производственную самостоятельность теряют свою коммерческую самостоятельность. Цель объединения – решение вопросов сбыта. Центральная торговая компания, которая создается в виде хозяйственного общества, выполняет функции центра сбыта, устанавливает производственные квоты участникам синдиката, тем самым ограничивает их экономическую самостоятельность.

Стратегические альянсы – добровольное объединение независимых участников (в том числе конкурентов) в целях взаимного сотрудничества по одному из направлений деятельности (или реализации проекта), используя при этом материальные, производственные и другие ресурсы друг друга и сохраняя собственные стратегические цели.

Стратегические альянсы - особая форма договоров о сотрудничестве между фирмами с четкой целью создания для себя определенных конкурентных преимуществ. Образование стратегических альянсов приводит к изменению характера конкуренции. Все чаще конкурентами выступают не отдельные компании, группы компаний. Отношения между участниками стратегического альянса строятся на основе нового типа делового поведения - сотрудничества. По целям создания стратегические альянсы близки к совместным предприятиям, консорциумам, а также к различным формам кооперации ФПГ с небольшими высокотехнологичными фирмами для освоения новых для них видов деятельности и технологий. К основным преимуществам данной формы сотрудничества можно отнести высокую степень добавленной стоимости, более высокое качество и научно-технический уровень производимых товаров и услуг, повышенная гибкость бизнеса и восприимчивость к запросам клиентов, низкие издержки производства, возможность объединения накопленного опыта и технологий и др., снижение рисков, блокирование конкуренции, доступ к сырью, технологиям, трудовым ресурсам, капиталу, каналам сбыта и покупателям и др.

Что же способствовало появлению и быстрому распространению стратегических альянсов? Прежде всего, это:

· глобализация рынков и дальнейшее обострение конкуренции. Компании понимали, что осваивать только свой рынок, значит поставить на карту свое существование;

· эволюция высоких технологий. Сложность, стоимость и риск современных технологий значительно выросли. Даже лидирующие корпорации не могли себе позволить нести все расходы на НИОКР по причине ресурсоемкости. В этой связи высокотехнологичные корпорации вынуждены были искать новые, более эффективные формы межфирменного сотрудничества.

Отсюда мотивы формирования стратегических альянсов:

· объединение усилий в проведении совместных НИОКР в интересующих областях;

· объединение научно-технического потенциала для получения ощутимой прибыли;

· снижение неопределенности и риска в проведении совместных исследований;

· распределение продукции на мировых рынках;

· рост конкурентоспособности партнеров;

· стабилизация развития на основе объединения опыта и ресурсов стратегических партнеров и др.

· стратегические альянсы – эффективное средство (альтернатива) дорогостоящим сделкам по слияниям/поглощениям, покупкам лицензий и т.д.

Различают стратегические альянсы неконкурирующих компаний, в целях противодействия конкурентам из других альянсов, и конкурирующих, объединяющих усилия партнеров против общих конкурентов.

Для конкретной компании участие в стратегическом альянсе может устранить или существенно ослабить существующую и даже потенциальную конкуренцию. Прежде, чем принять решение о создании стратегического альянса, руководители компаний сталкиваются со следующими вопросами:

· действительно ли объединение в виде стратегического альянса предпочтительно для организации совместной деятельности?

· кого выбрать в качестве партнеров?

· все ли партнеры получат одинаковую выгоду или кто-то окажется в проигрыше?

· каким образом отстоять интересы своей компании и защитить свои технологии? и т.д.

Одним из основных условий для потенциальных участников стратегического альянса должны быть солидные конкурентные преимущества, серьезные позиции на рынке, обладание определенными ресурсами, такими, как новейшие технологии, объекты интеллектуальной собственности, управленческие ноу-хау и др. При этом руководство компаний-участников постоянно находится в ситуации выбора между их собственными интересами и интересами стратегического альянса в целом. Зачастую совместная деятельность приобретает приоритетное значение.

К определенным проблемам функционирования стратегического альянса можно отнести - сложность управления, в частности, наличие нескольких руководящих центров, как результата объединения нескольких независимых компаний, а также затяжные переговоры, поскольку ни одна из сторон не может навязать решение проблемы в ущерб другой.

При создании стратегического альянса, как правило, юридическое лицо не образуется. Но если участники альянса считают целесообразным его создать, - то в форме совместного предприятия.

Альянс можно назвать стратегическим, если он отвечает следующим условиям:

· мотивация деятельности альянса соответствует стратегиям компаний-партнеров;

· реально происходит обмен опытом, знаниями и ресурсами.

Сотрудничество альянса можно считать эффективным, если имеет место четкое разделение производимых работ (НИР) и прибыли, а также доверие партнеров друг другу и их стремление к сотрудничеству. Успешные стратегические альянсы способны повысить конкурентоспособность компаний-партнеров, что позволит занять лидирующие позиции в своих отраслях.

Деятельность компаний-конкурентов в рамках стратегических альянсов привлекает меньше внимания, нежели сделки по слияниям и поглощениям.

Относительно высокая концентрация создания альянсов наблюдается в производстве программных продуктов и компьютеров, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической и добывающей промышленности, электроэнергетике, газо- и водоснабжении и др.

Начиная с 80-х годов, стратегические альянсы получили широкое распространение в Японии, США и Европе. В частности проведение совместных исследований «большой тройки» – «Ford», «General Motors», «Chrysler» в таких областях, как применение пластмасс в автомобилестроении и конструирование аккумуляторов для электромобилей. Примером альянса между наукоемкими компаниями, работающими в разных сегментах рынка и неконкурирующими между собой, является стратегический альянс корпораций «Boing» и «IBM», работающими в разных сегментах рынка (2004г.). Альянс охватывает совместные разработки в области систем связи наземного и космического базирования, предназначенных для совершенствования военной связи. Такого рода разработки позволяют оборонным и разведывательным организациям собирать и использовать информацию в реальном времени и распределять по уровням командования. Компаниями «Мicrosoft» и «Yahoo» образован стратегический альянс по обеспечению бесплатного сервиса мгновенного обмена сообщениями и Интернет-телефонии (2005г.). Альянс направлен против конкурентов «America Online» и «Goodle», а также традиционных операторов телефонной связи. Однако доминирующая роль в заключении стратегического альянса принадлежит европейским компаниям, особенно французским. Этому способствовали, прежде всего, создание Европейского Сообщества, а также более лояльное законодательство, нежели американское.

Стратегический альянс, по мнению специалистов, является самой перспективной формой интеграции компаний уже в ближайшем будущем.

Следует отметить, что большинство российских компаний не альянсоспособны. Приведем две группы факторов, сдерживающих развитие СА в России. Прежде всего, недостаточный финансовый, производственный и технологический потенциал и недостаточный уровень профессионального менеджмента.

Госкорпорации. В западных странах госкорпорации, как организационно-правовая форма, известна более 200 лет. В том или ином виде госкорпорации существуют в США, Великобритании, Канаде, Италии, Финляндии, Норвегии, Китае, Индии, Южной Корее. Мировой опыт свидетельствует о том, что государственные корпорации со значительным государственным финансированием появляются при наличии серьезных проблем в экономике. Их создание является управленческим ответом на эти проблемы. Как правило, госкорпорации не прибыльны, и создаются в целях инновационного развития тех областей экономики, которые бизнесу в краткосрочной и среднесрочной перспективе не привлекательны с точки зрения инвестирования, поскольку связаны с большими рисками.

В последние годы госкорпорации получили широкое развитие в России. Их создание стало магистральным направлением государственной политики со второй половины 2007г. Декларированная причина их создания – низкая эффективность инвестиций в российскую экономику.

Госкорпорация – одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Учредителем госкорпорации является РФ в лице органов государственной власти.

Госкорпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций.

Некоммерческие организации обязаны использовать прибыль от своей деятельности на цели, ради которых они были учреждены.

В настоящее время существует следующие госкорпорации:

· ГК ОАО «Газпром»

· ФГУП «Рособоронэкспорт»

· ЗАО «РусСпецСталь»

· ГК «Российские железные дороги»

· ОАО «Корпорация ВСМПО – Ависма»

· ОАО «Автоваз»

· Вертолетный холдинг ОАО «ОПК Оборонпром»

· ОАО «оборонительные системы»

· ОАО «ВЭБ-лизинг» (бывший ЗАО «Оборонпромлизинг»)

· Фонд содействия реформированию ЖКХ

· ГК «Российская корпорация нанотехнологий (ГК «Роснанотех»

· «Олимпстрой»

· ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ)

· Агентство по страхованию вкладов (АСВ)

· Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)

· ГК ПО атомной энергии «Росатом»

· ГК «Российская корпорация нанотехнологий (ГК «Роснанотех»)

· ГК по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнолгичной промышленной продукции «Ростехнологии» (ГК «Ростехнологии») и др.

Предполагается создание ГК «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Закон о создании «Автодора» утвержден Президентом, однако ее формирование еще не началось.

Подготовлен законопроект ГК «Российское финансовое агентство». Цель ее создания – управление средствами Фонда национального благосостояния и ликвидностью федерального бюджета.

К основным признакам госкорпорации относятся:

· деятельность регулируется законом о ее создании;

· госкорпорация и РФ не отвечают по обязательствам друг друга, если этот закон не предусматривает иное;

· имущество, переданное госкорпорации, является ее собственностью и используется в соответствии с ФЗ о ее создании;

· госкорпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с ФЗ о ее создании;

· предпринимательская деятельность возможна лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых создана, и соответствует этим целям.

Имущественные взносы РФ в имущество госкорпораций освобождены от налога на прибыль.

К принципиальным отличиям от ОАО относятся:

· госкорпорация не может быть признана банкротом;

· на нее не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО (госкорпорация не обязана отчитываться перед Счетной палатой и ЦБ России).

Принципиальные отличия от государственного унитарного предприятия:

· отсутствие даже формального контроля со стороны государственных органов;

· другие федеральные органы не вправе вмешиваться в ее деятельность.

Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает (освобождает) на должности председателя, членов Наблюдательного совета и генерального директора.

Госкорпорации обязаны раз в год отчитываться перед Правительством РФ. Предметом особого внимания выступают целевой характер и эффективность использования переданного им государственного имущества и финансовых средств, а также соответствие деятельности госкорпорации заявленным целям.

Однако не все специалисты относятся положительно к новой организационно-правовой форме – как госкорпорация. В частности, Герман Греф, бывший глава МЭРТ. По его мнению, такая форма должна использоваться в исключительных случаях. «..это фактически чиновная работа за коммерческую зарплату». По мнению других, нормативное регулирование деятельности госкорпорации неизбежно подменяется индивидуально-правовым, и тем самым она фактически выводится за пределы регулируемого правового поля и к тому же, находится в неконкурентном пространстве. Кроме того, в большинстве законов о создании госкорпорации либо полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения целей, либо критерии оказываются существенно уже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения.

Законодательство не предусматривает средне- и долгосрочного планирования, за исключением «Росатома». Также не прописаны возможные санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым, а также процедуры пересмотра программ в подобных случаях по инициативе учредителя. Кроме того, не предусматриваются никакие фиксированные процедуры и критерии оценки деятельности руководителей и наблюдательных советов госкорпорации.

Гарантированная государственная поддержка госкорпораций становится причиной отсутствия стимулов для повышения эффективности деятельности, снижения издержек, а значит, содействует накоплению долгов, снижению качества и замедлению инновационного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.103 с.)