Корпоративная социальная ответственность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корпоративная социальная ответственность.



Корпоративная социальная ответственность.

 

Учебное пособие

 

 

г. Сыктывкар2010


УДК

ББК

 

 

Рецензенты:

Блинов А.О. – д.э.н., профессор кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансового экономического института, академик РАЕН

Статьин В.А. -Объединение по Защите Интересов Акционеров Предприятий и Организаций (НП ОПИАК), генеральный директор

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования социальной ответственности в системе корпоративного управления

 

Практика в области использования рабочей силы и обеспечения достойных условий труда

Основные показатели Дополнительные показатели
Практика найма на работу
LA1. Характеристики использования рабочей силы: разбить, где это возможно, по регионам/странам, статусу (наемный/ ненаемный), наемный/ ненаемный),типу найма (полная/частичная занятость),полная/частичная занятость), типу трудового соглашения (на неопределенный или определенный срок, фиксированный или постоянный срок).неопределенный постоянный/ фиксированный срок/ срок или временный). Также указать число внештатных сотрудников (нанятые работники агентств или работники по совместительству)временные работники агентства или совместители), разбить по регионам/странам. LA12. Социальные выплаты, помимо обязательных по закону. (Например, пособия на лечение, по инвалидности, по беременности и родам, на обучение и пенсионные.)
LA2. Число созданных рабочих мест и средняя текучесть рабочей силы по регионам/странам.
Отношения между руководством и персоналом
LA3. Доля работников, представленных независимыми профсоюзами или иными добросовестными представителями, по географической территории; либо доля работников, участвующих в коллективном договоре, по регионам/странам.     LA13. Созданные условия для официального представления интересов работников при принятии решений или их участия в управленческом процессе, включая корпоративное управление.    
LA4. Политика и процедуры информирования, консультаций и переговоров с работниками относительно изменений в деятельности отчитывающейся организации (например, ввиду напримерреструктуризации).
Охрана здоровья и безопасность труда
LA5. Практика учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уведомление о них (как практика организации соотносится с Кодексом МОТ).   LA14. Факты, подтверждающие соблюдение Руководства МОТ по системам управления профессиональной безопасностью и здоровьем.
LA6. Описание официально действующих комитетов по охране здоровья и безопасности труда, в состав которых входят представители руководства и работников с указанием доли работников, охваченных деятельностью таких комитетов. LA15. Описание официальных соглашений с профсоюзами или другими добросовестными представителями работников по вопросам охраны здоровья и безопасности труда и доля работников, охваченных такими соглашениями.
LA7. Число травм, пропуска рабочих дней по болезни, а также несчастных случаев на работе со смертельным исходом (включая работающих по субподряду).
LA8. Описание политики или программ по ВИЧ/СПИДу на рабочем месте и за его пределами).
Обучение и профессиональная подготовка
LA9. Среднегодовое количество часов обучения на одного работника по категориям. (Например, руководители старшего и среднего уровня, специалисты, технический, административный производственный и обслуживающий персонал). LA16. Описание программ поддержки занятости (профилактики безработицы) и программ поддержки работников, заканчивающих карьеру.
LA17. Конкретная политика и программы повышения квалификации и получения дополнительного образования («образование в течение всей жизни»).
Многообразие и равные возможности
LA10. Описание политики и программ равных возможностей, а также систем мониторинга за их выполнением и результатов мониторинга. Политика равных возможностей может включать борьбу с сексуальными домогательствами на работе или действия по преодолению исторически сложившейся дискриминации.  
LA11. Состав руководителей старшего звена и органов корпоративного управления, включая совет директоров)в том числе соотношение женщин и мужчин и другие показатели многообразия, уместные в данной культуре.

 

Права человека

Основные показатели Дополнительные показатели
Стратегия и управление
HR1. Описание политики, руководящих принципов, корпоративных структур и процедур, касающихся всех аспектов прав человека, актуальных для данной деятельности, включая механизмы мониторинга и его результаты. Указать, как политика организации соотносится с существующими международными стандартами, такими, как Всеобщая декларация прав человека и Конвенции МОТ о фундаментальных правах. HR8. Обучение работников по вопросам политики и практики прав человека, актуальных для данной деятельности. Указать вид обучения, его среднюю продолжительность и число работников, прошедших обучение.
HR2. Факты, свидетельствующие о том, что вопросы прав человека учитываются при принятии решений об инвестициях и закупках, в том числе при выборе поставщиков/подрядчиков.
HR3. Описание политики и процедур по оценке и улучшению соблюдения прав человека в цепях поставок и у подрядчиков, включая системы мониторинга и результаты такого мониторинга. Относится к тем аспектам прав человека, которые указаны в показателях деятельности GRI среди аспектов отчетности.
Отсутствие дискриминации
HR4. Описание общей политики и процедур/программ предупреждения всех форм дискриминации при осуществлении деятельности организации, включая системы и результаты мониторинга.  
Свобода ассоциаций и коллективный договор
HR5. Описание политики в отношении свободы ассоциаций с указанием того, насколько универсально она применяется независимо от местных законов, а также описание процедур/программ, связанных с этим вопросом.  
Детский труд
HR6. Описание политики, исключающей использование детского труда согласно Конвенции МОТ 138 с указанием того, насколько активно проводится такая политика, а также описание процедур/программ, посвященных этому вопросу, включая системы и результаты мониторинга.  
Принудительный труд
HR7. Описание политики, исключающей использование принудительного труда с указанием того, насколько активно проводится такая политика, а также описание процедур/программ, посвященных этому вопросу, включая системы и результаты мониторинга (Конвенция МОТ № 29, Статья 2).  
Дисциплинарная практика
  HR9. Описание практики обжалования решений, включая вопросы прав человека. Описать правила и процедуру обжалования.
HR10. Описание политики запрета применения наказания в качестве возмездия и эффективной конфиденциальной системы рассмотрения жалоб работников (включаяее значение для прав человека).
Практика обеспечения безопасности
  HR11. Обучение сотрудников охраны по вопросам прав человека. Указать вид обучения, его среднюю продолжительность и число работников, прошедших обучение.
Права коренных народов
  HR12. Описание политики, руководящих принципов и процедур, направленных на решение проблем коренных народов (среди работников, а также в сообществах, где осуществляет или собирается осуществлять свою деятельность организация).
HR13. Описание общественных механизмов/органов для рассмотрения жалоб.
HR14. Доля получаемых на территории осуществления деятельности операционных доходов, направленная на нужды местных сообществ.

 

Общество

Основные показатели Дополнительные показатели
Местное сообщество
SO1. Описание политики по управлению влиянием на сообщество на территориях, где действует организация, а также описание процедур/программ, посвященных этому вопросу, включая системы и результаты мониторинга. Описать процедуры для установления заинтересованных сторон в данном сообществе и взаимодействия с ними. SO4. Награды, полученные за заслуги в социальной, этической и экологической сферах.
Взяточничество и коррупция
SO2. Описание политики, процедур/управленческих систем и механизмов контроля для организаций и сотрудников в отношении взяточничества и коррупции. Включить описание того, как организация выполняет требования Конвенции ОЭСР по борьбе с взяточничеством.  
Поддержка политических партий
SO3. Описание политики, процедур/управленческих систем и механизмов контроля в отношении лоббирования и финансирования политических партий. SO5. Средства, выплаченные политическим партиям и организациям, основная функция которых заключается в поддержке политических партий или их кандидатов.
Конкуренция и ценовая политика
  SO6. Судебные решения по делам, связанным с антитрестовым и антимонопольным законодательством.
SO7. Описание политики, процедур/управленческих систем и механизмов контроля в отношении поведения, подрывающего свободу конкуренции.

 

 

Заключение

 

Разрушение прошлой долго существовавшей экономической системы привело к серьезным социальным потрясениям в России. Переход на «рыночные рельсы», первоначальное накопление капитала, высокая коррумпированность, неспособность государства быть регулятором этих процессов привели к тому, что предприятия с существовавшей инфраструктурой начали избавляться от нее так как она не приносила прибыль. Большинство новых бизнесменов при открытии предприятий не считало необходимым задумываться об ответственности перед обществом, так как имели цель получить прибыль и выжить в жестких экономических и социальных условиях. С развитием экономической среды, с переходом к более цивилизованным способам ведения бизнеса пришло осознание, что бизнес за короткое время совершил большой эволюционный скачок, а общество в целом только начало формировать гражданские институты. Поиск путей повышения эффективности управления привел управляющих к пониманию необходимости отхода от рационализма в управлении и обращения к социальным аспектам деятельности.

Уступая инициативу в решении социальных вопросов, бизнес теряет мощные рычаги влияния на власть и общество. Социальная ответственность подразумевает заинтересованный, цивилизованный подход бизнес-сообщества к вопросам социальной защиты, соблюдение прав потребителей, партнеров, общества в целом, поддержку проектов в области образования, культуры и науки.

Серьезным препятствием на пути развития социальной ответственности в России являются незнание опыта корпоративной социальной активности бизнеса, отсутствие информационных сетей и каналов, учебно-методической и консультационной базы в этой сфере. Понятие социальной ответственности трактуется весьма произвольно, нет единого понимания предпринимателями о составляющих социальной ответственности

В данной работе предлагается комплексная трактовка корпоративной социальной ответственности. Социальная ответственность - это ответственность не перед социальной средой как таковой, но это, прежде всего, ответственность бизнеса перед обществом, включающая и формирование этого общества и его структурное оформление, ответственность перед всеми стейкхолдерами компании, а также ответная ответственность заинтересованных лиц перед компанией.

Социальная ответственность наиболее присуща корпорациям, в которых имеется ответственность менеджеров перед собственниками. Несмотря на все преимущества, корпорация является крайне незащищенной организационной формой ведения бизнеса. Жизнеспособность корпорации зависит в большей части от общественного соблюдения прав лиц, заключающих корпоративный контракт, особенно прав акционеров, которые имеют право участия в распределении денежных потоков. С течением времени обязательство менеджмента использовать активы исключительно в интересах акционеров значительно уменьшилось. Заинтересованные лица получают все больше возможностей ограничивать решения менеджеров, таким образом передавая выгоды от участников корпоративного договора в свою пользу, а государственные органы повышают свою роль в обществе, передавая права принятия решений в свои руки. Таким образом, владельцы передают свои активы в компании, из которой часть активов или выгод скорее всего перейдет к другим участникам корпоративных отношений.

В сферу корпоративной ответственности включается множество других важнейших аспектов бизнеса: например, основные подходы к рискам в масштабе компании, решения о расширении или сокращении производственных активов, практика уплаты налогов, качество основной продукции и ее влияние на окружающую среду, косвенное экономическое воздействие компании, практика трудовых отношений, программы по работе с персоналом, охрана труда, воздействие основной деятельности на окружающую среду, работа с поставщиками из числа малого бизнеса, закупки отечественного оборудования, взаимодействие с местными сообществами. В мире по данной шкале ценностей компания, более ответственно подходящая к аспектам своей основной деятельности, ценится выше, чем та, которая просто выделяет огромные средства на благотворительные бюджеты.

Важным элементом в повышении социальной ответственности является государство. Каких бы усилий не прилагал бизнес, улучшая корпоративное управление, без ответного движения со стороны правительства серьезных результатов ждать не приходится. Проблема улучшения корпоративных принципов управления точно так же касается и правительства: речь идет, прежде всего, о выстраивании цивилизованных отношений с бизнесом и об ответственности самого правительства перед бизнесом и обществом.

Стратегическая цель и линия поведения государства должна быть направлена на увеличение объемов и отдачи от инвестиций в человеческий капитал (в капитал здоровья, в образование и культуру, в науку и инновации). Рост инвестиций в человеческий капитал приведет к росту качества человеческого капитала, который отразится в увеличение производительности и профессионализме, усилении научно-технической направленности развития производства, в улучшении здоровья и работоспособности членов общества и т.п. Качество человеческого капитала неразрывно связано с качеством труда и управления. Изменение качества капитала, продуктивности занятости, качества менеджмента неизбежно повлияет на рост эффективности экономики, что отразится на заработной плате и доходах на человеческий капитал, прибыли и предпринимательских доходах, социальных пособиях. Рост эффективности экономики приведет к повышению качества потребления и условиям жизни. Возрастет качество удовлетворения материальных и нематериальных потребностей, увеличиться свободное время и богатство интересов. Именно данные показатели будут характеризовать качество и эффективность экономического роста. Несомненно что в данном случае очень велико значение действий государства и местной власти, специальных предприятий и учреждений социальной сферы, предпринимателей и работников предприятий.

Рассматривая проблему корпоративной социальной ответственности, авторы предложили методику исследования корпоративной ответственности с использованием концепции заинтересованных сторон. Использование методики позволяет выявить направления ответственности, стимулы ответственного поведения как со стороны компании, так и со стороны заинтересованных лиц.

В данной работе определены экономические и социальные выгоды социально ответственного поведения, и выявлено, что небольшое число компаний понимает эффективность социально ответственного поведения в средне- и долгосрочной перспективе. Развитие социальной ответственности в компаниях предлагается осуществлять в рамках организаций, объединяющих предпринимателей, так как эти организации способствуют достижению общих целей, стоящих перед бизнесом в целом и способствуют повышению ответственности перед основными заинтересованными сторонами, которые непосредственно участвуют в деловых отношениях.

Управление корпоративной социальной ответственностью означает оптимизирование соотношений усилий и ресурсов, направляемых на достижение коммерческих целей и на оплату социальных обязательств перед заинтересованными лицами. Практическая реализация научных результатов, полученных автором, позволит существенно повысить эффективность управления промышленными предприятиями, а также создать адекватную систему развития корпоративной социальной ответственности по мере изменения стратегических целей и оперативных задач предприятия.


Библиографический список

 

1. Трудовой кодекс Российской Федерации //СПС Консультант плюс.

2. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» //СПС Консультант плюс.

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» //СПС Консультант плюс.

4. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» //СПС Консультант плюс.

5. Постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 «О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» //СПС Консультант плюс.

6. Абалкин Л.И. Судьба России: связь времен. М.: Институт экономики РАН, 2004.

7. Аверин А.В. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. - М: Приор. 2008.

8. Акопов В.И., Гаджиев Ю.А., Сидорова В.А. Проблемы роста благосостояния населения северного региона. - Сыктывкар, 2004. – 240с.

9. Алехина О. Управление корпоративной компетенцией как один из аспектов долгосрочного развития компании // Управление персоналом. 2000. - № 2 (44).- С. 23-25

10. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия - Санкт-Петербург: "Питер", 1999.

11. Базученко В. Опробуйте социальную ответственность на своих сотрудниках. // Советник. 2005. № 2.

12. Бандурин А.В. "Деятельность корпораций" — Москва, Буквица, 1999 г.

13. Батаева Б.С. Социальная ответственность как фактор улучшения корпоративного управления // Финансы и кредит. 2003. № 24 (138), с. 79-82.

14. Беликов И.В. Кодекс корпоративного поведения компанией. Рекомендации по разработке кодекса корпоративного управления компанией // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. №6. 2003.

15. Белова В.Л. О социальной ответственности бизнеса. // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 5-6.

16. Блази Дж., Круз Д. Новые собственники (наемные работники - массовые собственники акционерных компаний): Пер. с англ. М.: "Дело Лтд", 1995.

17. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К. Ника-центр, Эльга, 2002. – 528с.

18. Болотов С.П. Развитие менеджмента в условиях глобализации // Социально-экономические проблемы Севера: Материалы Первого Северного социально-экологического конгресса (Сыктывкар, 21-22 апреля 2005 г.). – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. – С. 21-27.

19. Болотов С.П. Развитие управления - фактор обновления. - Сыктывкар: Коми кн.изд-во,1991.-198 с.

20. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М: Финансы и статистика, 2001.
- 192 с.

21. Бурмистров А.Н., Трифильцева Н. Нематериальные стимулы — затра­ты или инвестиции? // Управление персоналом. — 2002. - № 10. -
С. 33-34.

22. Буханова С.М., Дорошенко Ю.А. Количественная оценка потребительской и общественной эффективности социальных инвестиций. // Экономический анализ: теория и практика. 2006.№ 10.

23. Вавулин Д.А., Слобода В.А. Акционерное общество: раскрытие информации в СМИ // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. №4. 2003.

24. Васильев И.В. Интересы северян: социально-экологические ориентиры и политические аспекты национальной стратегии развития северных территорий // Культурная и природная палитра северных территорий России: Материалы пленарного заседания Первого Северного социально-экологического конгресса (Сыктывкар, 21-22 апреля 2005 г.). – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. – С. 90-99.

25. Вигнава С, Экклз Р. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. -М.: Альпина Паблишер, 2003. - 211 с.

26. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления. Теория, практика, подходы к решению ключевых проблем. //Рос. экон. журнал. - 2001. - № 2. - С.30-40.

27. Виханский О.С., Наумов А.И. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента, 2004. - №3, С. 105-126.

28. Гасанов М. Социальная сфера как приоритет развития. // Экономист. 2006. № 6.

29. Гибсон Д., Иванцевич Д., Доннели-мл. Д., Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М.: ИНФРА-М.- 2000.

30. Гимпельсон Л. Кому на Руси жить хорошо или социальная ответственность в России. // ЖУК. 2006. № 2.

31. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / Междунар. науч.-исслед. ин-т пробл. управления -М.: Изд-во МНИИПУ,1998.-175с.

32. Гончарова М.В. Личные доходы как фактор снижения бюджетных расходов на финансирование льгот. // Экономический анализ: теория и практика. 2006. №2.

33. Гончарова М.В. Развитие корпоративных систем социальной поддержки. // Экономический анализ: теория и практика. 2006.№ 20.

34. Горбунов Д. Управление социальным развитием корпораций. // ЖУК. 2005. № 5.

35. Город и бизнес: формирование социальной ответственности россий­ских компаний. Под ред. Либоракиной М.И. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - 136 с.

36. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева; Под ред. М.И. Либоракиной. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. – 136 с.

37. Государство и общество: проблемы социальной ответственности /Мин. Труда и соц.развития РФ/ Моск.гос.социальный ун-т. - М.,2003. -458 с.

38. Данилова О.В. Внутрикорпоративный механизм реализации политики социальной ответственности //Вестник ФА. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://vestnik.fa.ru/3(35)2005/3.html

39. Джинджолия А.Ф. От социального партнерства к социально-корпоративным технологиям. М.: Высшая школа, 2001.

40. Дмитриева Е. Социально озабоченные // Деньги. №10, 2007. стр. 42-44.

41. Доклад о социальных инвестициях в России / Под общей редакцией: С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. - 80 с.

42. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей ред. С.Е.Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004, 80 с.

43. Докучаев М.В. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. -M.;Academia, 2003. -382 с.

44. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. С англ.-М.:Технол. шк. бизнеса, 1994.-200 с.

45. Евченко А.В. Сравнительный анализ территориальной дифференциации и типология районов по уровням экономического и социального развития. // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 5.

46. Жиделева В.В., Фролова Л.Н. Специфика Севера и приоритетные направления социальной политики в его регионах // Северные регионы России: социально-экономические, демографические и этнические процессы. Сыктывкар, 2000. С. 198–203

47. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. М.: Поматур, 2005.

48. Ивашковская И., Сеттлз А, Беннетт Ш. Корпоративная ответственность: время пришло? // ЖУК. 2006. № 9.

49. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

50. Информационная открытость социальной политики российских компаний. М.: Ассоциация Менеджеров. 2004 г.

51. Каргалова М.В. Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений. М., 2005 г. - 286 с.

52. Карпухин С. В. Социальная ответственность личности как философская проблема. СПб, 1999.

53. Клейнер Г. "Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике"/ Вопросы экономики 2000 г. №8.

54. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под редакцией: С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация Менеджеров 2004. – 72 с.

55. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожида­ния. М.: Ассоциация менеджеров. 2003г.

56. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М. Кнорус, 2008. 504 с.

57. Корпоративное управление: история и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=3730

58. Корпорация, социальная ответственность и местные власти: Модели эффективного сотрудничества. (Сб. материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношения корпораций, местных властей, а также системы межбюджетных отношений в РФ). М., 2003.

59. Костин А., Лехто Ю. Корпоративная ответственность и развитие: мировой опыт и концепция для России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 2. С. 64-71.

60. КСО - не благотворительность // Отдел кадров. 2004. № 11.

61. Кунде, Йеспер. Корпоративная религия. Стокгольмская Школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002 - 270 с.

62. Курбатова М.В., Левин С.Н. Социальная ответственность российского бизнеса // ЭКО. 2005. №4. С.58-71.

63. Лапина Н. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России. // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6.

64. Лаженцев В.Н. Народнохозяйственный подход к развитию северных регионов // Культурная и природная палитра северных территорий России: Материалы пленарного заседания Первого Северного социально-экологического конгресса (Сыктывкар, 21-22 апреля 2005 г.). – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. – С. 140-160.

65. Леонтьев Б. Антропометрическая матрица как основа построения социально-экономических систем. // Журнал для акционеров. 2007. № 1-2.

66. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с анг. 7 изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.-567 с.

67. Магура М.И. Организационная культура как средство успешной реализации бизнес-изменений // Управление персоналом. - 2002. - №1(66).- С. 24-29.

68. Мазаева М.В. Социальная ответственность страхового бизнеса как специфического рыночного института // Вестник Тюменского государственного университета, 2006, с. 144 -148.

69. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Справ, пособие для специалистов и предринимателей. - М.:Высш.шк.,2000.-587 с.

70. Малашенко Н. Корпоративная социальная ответственность как неотъемлемая часть современного бизнеса // Менеджмент сегодня. 2003. № 5.

71. Международные принципы корпоративного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nccg.ru/site.xp/050055051054124.htm

72. Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности». М.: Ассоциация менеджеров, 2006. – 16 с.

73. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М., 1999. - 470 с.

74. Миролюбова А. А. Организация работ по анализу труда и заработной платы на промышленном предприятии с использованием системного подхода. // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 6.

75. Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах – М., 2006. 240с.

76. Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах. – Изд-во Волтерс Клувер, 2006. – 240с.

77. Некипелов А., Шейнин Э. Менеджмент и эффективность компании // Вопросы экономики. - 2001.- JS212. - С. 139-145.

78. Никулин С. Социальная ответственность бизнеса //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://g808.ru/text.php?sText=social.

79. Новосельский В. Социальный фактор преобразований. // Экономист. 2006.

80. О социальной роли бизнеса // Общество и экономика. 2004. № 11/12.

81. Огородов С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей//Проблемы теории и практики управления.2002-№1.С. 46-51

82. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. — М.: Финстатинформ, 1997.-878 с.

83. Озерникова Т. Мотивационное значение заработной платы. // Служба кадров. - 2002. - № 3. - С. 24-29.

84. Озерникова Т. Профессионализм и трудовая мотивация. // Служба кадров. - 2002.-№ 2. - С. 26-31. 45.Попков А.А. Социальное развитие предприятий. - М.: Издательство РАГС,2004.-221с.

85. Осипенко О.В. Контрольные органы и контрольные формирования акционерного общества // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. №1. 2004. С.78-89.

86. Ответственный бизнес и новый этап в освоении Севера: (социальные и экологические аспекты экономической политики и энергетической стратегии): материалы Второго Сев. социально-эколог. конгресса "Горизонты экономического и культурного развития", 19-21 апреля 2006 г., Сыктывкар / [отв. ред. В. В. Жиделева]. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. - 99 с.

87. Павлов Г.Н. Институты социальной ответственности бизнеса и проблем корпоративного поведения в России. —М.:ЦЭМИ РАН, 2003. -49 с.

88. Питерс Т, Уотермен Р. В поисках эффективного управления / Пер. с анг.- М.: Прогресс, 1986.- 419 с.

89. Портер М. Конкуренция. – М.: ИД «Вильямс», 2003. – 234 с.

90. Радыгин А.Д., Энтов P.M., Турунцева М.Ю. Проблемы корпоративного управления в России и регионах. М.: ИЭПП, 2002.

91. Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. акад. РАН Г.В. Осипова.- М.: Изд. -во. Группа НОРМА - ИНФРА -М, 1998. - 672 с.

92. РСПП - Хартия корпоративной и деловой этики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nccg.ru/site.xp/050055052053124.html

93. Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI. – М., 2006.

94. Савин С. Социальная ответственность бизнеса в действии. // ЖУК. 2005. №4.

95. Север как объект комплексных региональных исследований / Отв. ред. В.Н. Лаженцев. – Сыктывкар, 2005. – 512 с. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми научный центр УрО РАН).

96. Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению / Отв.ред. В.Н. Лаженцев. - Москва-Сыктывкар, 2004. – 172с.

97. Семенов А.С. "Организация работы совета директоров акционерного общества" – М.: Издательство: ЗАО «Советник эмитента», 2007 г. – 184с.

98. Серяков А.В. О значении корпоративной социальной ответственности для бизнеса // Mercurius №4, 2007. с. 21-23

99. Симпсон С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе. Как корпоративное гражданство в России может быть выгодно бизнесу и обществу. М., 2001.

100. Слипчук М. Благотворительность, спонсорство и социальная миссия глазами финансиста. // ЖУК. 2005. № 5.

101. Смит Н. Корпоративная социальная ответственность - просто большая бизнес-парадигма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/publications.php?folder_id=105&mat_id=502

102. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учеб.пособие под общ.ред Н.А.Волгина, В.К.Егорова — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

103. Социальная ответственность бизнеса – условие его устойчивого развития. Парламентские слушания в Совете Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/print/inf_ps/chronicle/2007/03/item5761.html

104. Социальная ответственность бизнеса// «Профиль». № 20. 2004, с. 93 Социальная хартия российского бизнеса. Российский союз промыш­ленников и предпринимателей (работодателей), М., 2005.

105. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.

106. Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества (Европейский опыт и Россия)/ РАП, Ин-т Европы; Отв. Ред. М.В.Каргалова. -М., 2002. - 203 с.

107. Социальная хартия российского бизнеса // Человек и труд. 2005. № 1, с.45-46.

108. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ. Пер. с англ. А.А.Лаптева; под ред. М.И.Либоракиной, М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.

109. Социально-ответственное реструктурирование предприятий. Пер.с англ., М., Моск. отд. МОТ, Международный учебный центр, 2001, с.40.

110. Социально-экономическое положение Республики Коми в 2006 г.: [доклад]. Ч. 1 / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Респ. Коми; [под общ. ред. Сквозникова В. Я.]. - Сыктывкар: Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Республике Коми, 2007 – 207 с

111. Социальный менеджмент: Учеб. /Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел – Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999. - 384 с.

112. Спивак В.А. Корпоративная культура. - Спб.: Питер, 2001. – 352 с.

113. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры //Управление персоналом. - 1999. -№ 11. - С. 39- 44

114. Теория фирмы /Под ред.В.М.Гальперина. - СПб., 1995. - 506 с.

115. Торлопов В.А. Социально-экономическое развитие Севера – необходимое условие прогресса всей страны // Культурная и природная палитра северных территорий России: Материалы пленарного заседания Первого Северного социально-экологического конгресса (Сыктывкар, 21-22 апреля 2005 г.). – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. – С. 31-40.

116. 154. Управление организацией. Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 669 с.

117. Успенская Е.А. Методы мотивации прибылеобразующего персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2001. - № 10. - С. 87-96.

118. Фаузер В.В. Социальный менеджмент: Вопросы теории: Учеб. пособие. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2003. - 216с.

119. Фаузер В.В. Социальный менеджмент: экономически активное население, занятость, рынок труда. - Сыктывкар, 1999. - 65 с.

120. Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организаций // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2, с.86-91.

121. Фомина Е.В., Шаховская Л.С. Социально ответственный бизнес - основа социально-экономического развития макрорегиона//Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып. 5. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.

122. Цветкова Г. Вопросы эффективности местного самоуправления. // Экономист. 2006. № 9.

123. Цыгичко А. Высокая цена конкурентоспособности//Экономист. 2003
-№1.С. 31-36.

124. Человеческий капитал в России на рубеже XXI века /Под ред. В.И.Ильинского. - СПб., 1999.

125. Черешнев В.А. Будущее Российского Севера: доктринальные основы социальной и экологической региональной политики // Культурная и природная палитра северных территорий России: Материалы пленарного заседания Первого Северного социально-экологического конгресса (Сыктывкар, 21-22 апреля 2005 г.). – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. – С. 40-53

126. Чернова Е., Скитаева И. Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления. // ЖУК. 2005. № 12.

127. Чиркаев Д. Корпоративная социальная ответственность и этика. // ЖУК. 2005. № 3.

128. Шавишвили Д.Ф. Социальные проблемы вхождения в ВТО. «Народонаселение» 2002, №3. - М.: Изд-во ИСЭПН, 2002. - С.75-80.

129. Шапочка Е. Стратегия социальной ответственности в маркетинге. // ЖУК. 2005. № 9.

130. Шимшилов С.А. Стратегия современного предпринимательства и социальное развитие корпораций /Рос.экон.акад. им. Г.В.Плеханова. -М., 2003. -243 с.

131. Шихвердиев А. П., Блинов А.О., Кузнецов А. В. Корпоративное право в системе корпоративного управления. М.: Издательский центр «Акционер», 2006.-343 с.

132. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Портянко М.Л. Социальное развитие Севера Российской Федерации – Сыктывкар, изд-во «Миян Кыв», 1995.- 90с.

133. Шихвердиев А.П., Полтавская Г.П., Бойков В.К. и др. Собственность, корпоративное управление и инвестиции. – Сыктывкар, Сыктывкарский филиал ОУ ВПО ЦС РФ «МУПК», 2005. – 306 с.

134. Шихвердиев А.П., Серяков А.В. Качественный индекс социальных инвестиций как показатель эффективности корпоративной социальной ответственности // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет - Электрон. вестник – Сыктывкар: СыктГУ. №4, 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.165 с.)