Шихвердиев А. П., Серяков А. В., Корепанов Н.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шихвердиев А. П., Серяков А. В., Корепанов Н.А.



Корпоративная социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления (на примере Республики Коми) / А. П. Шихвердиев, А. В. Серяков, В.Н. Корепанов Н.А.– Сыктывкар: 2010.

 

Содержание

 

 

Введение. 5

Глава 1. Теоретические основы исследования социальной ответственности в системе корпоративного управления. 11

§ 1. Сущность и этапы развития корпоративной социальной ответственности 11

§ 2. Отношения компании с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления. 43

Глава 2. Анализ взаимоотношений с заинтересованными лицами как формы реализации корпоративной социальной ответственности. 58

§ 1. Основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности. 58

§ 2. Разработка методики анализа корпоративной социальной ответственности с использованием концепции заинтересованных сторон 74

§ 3. Исследование корпоративной социальной ответственности компаний Республики Коми. 89

ГЛАВА 3. Разработка механизмов повышения корпоративной социальной ответственности путем совершенствования взаимоотношений компаний с заинтересованными лицами (на примере Республики Коми) 119

§ 1. Разработка основных направлений государственного участия в совершенствовании корпоративной социальной ответственности. 119

§ 2. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления. 130

Заключение. 139

Библиографический список. 143


Введение

 

Социальная ответственность бизнеса активно реализуется во всех экономически развитых странах. В западных странах социальная ответственность бизнеса более рациональна и эффективна, и это отличает ее от благотворительности. Российское общество ждет от бизнеса большей заботы о своем социальном окружении, но бессистемная благотворительная деятельность корпораций не повышает доверия населения.

В российских условиях социальная ответственность бизнеса реализуется скорее как реакция на необходимость решения накопившихся острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное время ситуация способствовала углублению разрыва между богатыми и бедными, слабости гражданского общества, разочарованию в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья граждан, рост общей пассивности населения и таких негативных явлений как алкоголизм, наркомания, преступность.

Правительство изменяет приоритеты в социальной сфере, при этом значительная масса населения выпадает из системы социальной защиты. Реализация Национальных проектов в России имеет цель сгладить самые негативные последствия развала системы социальной защиты в постперестроечное время. Некоммерческий сектор в России продолжает формироваться и развиваться, принимая на себя работу государства, однако его развитие происходит медленными темпами. Усиления социальной активности ждут от бизнеса правительство и население России. Одним из основных направлений социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе является социальный контракт, предполагающий взаимную солидарную ответственность власти, бизнеса и других общественных институтов.

Необходимость достижения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации и активного развития зарубежных стран, повышения инвестиционной привлекательности, перехода к инновационной экономике с активной социальной составляющей, центром которой является человек и человеческий капитал, ставит перед Россией новые задачи развития. Конкурентоспособность национальной и региональной экономики в современных условиях определяется не природными, а социальными факторами.

Отсутствие комплексного изучения и внедрения практики социальной ответственности бизнеса препятствует также вхождению российского бизнеса в международное деловое сообщество, что объясняется несовпадением системы ведения бизнеса. В современном бизнесе наблюдается тенденция возрастания внимания к социальной ответственности и корпоративной этике.

В переходной экономике российские компании утратили те принципы и подходы социальной ответственности, существовавшие в советский период в связи с тяжелыми политическими и экономическими процессами в обществе. Переход на рыночные отношения, повышение конкуренции, возрастание присутствия иностранных компаний вследствие процессов глобализации привели к тому, что бизнес стал неспособен поддерживать социальные программы, а государство оказалось неспособным принять на себя эти функции и контролировать соблюдение социально-экономических гарантий и прав общества.

Особенно важна социальная ответственность компаний, функционирующих в северных регионах, где длительное время развитие рассматривалось исключительно с экономической точки зрения и упускался из виду важный аспект – человек. Система гарантий и компенсаций для работающих и проживающих на севере людей, длительное время была нацелена на обеспечение с помощью гарантируемых государством материальных стимулов необходимого притока трудовых ресурсов. Этот подход был оправдан в условиях централизованного определения порядка оплаты труда, цен, размещения производительных сил. В настоящее время, когда регулирование оплаты труда передано самим предприятиям, когда производства размещаются только исходя из экономической целесообразности, а фирмы избавляются от объектов социальной инфраструктуры, уровень социальной ответственности, особенно необходимый в условиях севера, снижается, усугубляя существующие проблемы. Так, активное освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий привело к техногенному загрязнению окружающей среды, негативному воздействию на социокультурное развитие коренных народов Севера, снижению качества жизни и увеличению безработицы, особенно вне городских поселений, алкоголизации населения и увеличению потребления наркотических средств, снижению прироста населения и общей продолжительности жизни.

Осознание необходимости системных мер привело внимание исследователей и представителей бизнеса к западному опыту. В настоящее время и в России появляются примеры социальной ответственности бизнеса, когда компании реализуют масштабные и долгосрочные социальные проекты.

В России социально ответственный бизнес находится в начальной стадии своего развития. Внешние и внутренние факторы вынуждают бизнес не просто выполнять социальные функции, но и проявлять увеличивающуюся социальную активность. Рыночные механизмы должны быть задействованы таким образом, чтобы не только увеличивался доход участников бизнес отношений, но и росло благосостояние всего общества.

Общество влияет на эффективность деятельности бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса, который обеспечивает рабочие места, повышает качество товаров и услуг, выплачивает налоги и способствует социально-экономическому развитию страны. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной экономической стратегии. Стабилизация экономических процессов в России выдвигает проблемы управления социальным развитием на передний план, особенно с пониманием того факта, что социальная ответственность может приносить выгоды для компаний.

Несмотря на то, что наблюдается устойчивый интерес к теме социально ответственного ведения бизнеса в отечественной науке, среди российских ученых пока не сложилось единого мнения относительно основных характеристик, факторов и условий развития социальной ответственности в бизнесе.

В России отсутствуют отчетливые и понятные критерии оценки корпоративной социальной ответственности, представления о том, каковы этические принципы современного бизнеса и экономические выгоды социально-ответственного поведения. Изучение опыта, накопленного иностранными корпорациями и международными институтами в этой области, полезно для понимания сущности социальной ответственности, однако простое копирование западных принципов и стандартов без учета российских особенностей не может являться решением проблемы. Все это требует уточнения формулировок, определения принципов и критериев оценок для формирования методических подходов к исследованию и анализу проблемы.

Формы и уровень корпоративной социальной ответственности независимо от величины компании и географического положения в большей степени определяются не стратегическими целями организации, а субъективным мнением менеджеров и носят временный характер. В российских компаниях преобладают мотивы благотворительности, вызванные личным самосознанием менеджеров, что не стимулирует формирование системы корпоративной социальной ответственности.

Неуспешно решая социальные проблемы, государству выгодно внедрение и усиление социальной ответственности бизнеса, однако бизнес как одна из форм организации общества решает узкую задачу своего существования, а именно повышение благосостояния организаторов и владельцев бизнеса. Стремление государства и общества нагрузить бизнес дополнительной ответственностью размывает функции бизнеса, снижает стремление предпринимателей открывать новые фирмы, снижает доходы собственников. В связи с этим возникает проблема балансирования результатов экономической деятельности между выгодами для общества и выгодами для участников бизнеса. Все это доказывает актуальность данной темы и является одной из причин настоящей работы.

Проблема корпоративной социальной ответственности еще не глубоко изучена российскими исследователями и специалистами. Обобщенный зарубежный опыт социально ответственного поведения бизнес-структур не может быть использован в современных социально-экономических российских условиях.

Целью написания монографии является анализ уровня корпоративной социальной ответственности в Республике Коми, определения эффективности ответственности и факторов ее повышения и разработка механизмов совершенствования уровня социальной ответственности.

Практическая и теоретическая значимость результатов связана с возможностью использования полученных результатов в разработке и внедрении принципов, стандартов и отчетности в области социальной ответственности на предприятиях с корпоративной формой ведения бизнеса. Реализация механизма повышения корпоративной социальной ответственности позволит организациям взвешенно принимать решения в области социальной ответственности, тем самым обеспечивая достижение стратегических целей.

Теоретические и эмпирические материалы, выводы могут быть использованы при подготовке и переподготовке кадров отделов коммерческих предприятий, занимающихся разработкой и реализацией социальной политики компаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.007 с.)