Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика создания зсп в России начало 90-х годов и ошибочность ее концепцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первые решения о создании ЗСП на территории России были приняты в 1990-1991 г.г. Это - Постановления Верховного Совета и Совета Министров СССР и РСФСР, Указы Президентов СССР и РФ, распоряжения органов правительства. В соответствии с ними 12 регионов России были объявлены зонами свободного предпринимательства: «Алтай» (Алтайский край), «Выборг» (Ленинградская обл.), «Даурия» (Читинская обл.), «ЕВА» (Еврейская автономная обл.), «Зеленоград» (Московская обл.), «Кузбасс» (Кемеровская обл.), Ленинградская ЗСП (ЛЗСП), «Находка» (Приморский край), «Садко» (Новгородская обл.), «Сахалин» (часть острова Сахалин), «Усть-Илимск» (Иркутская обл.), «Янтарь» (Калининградская обл.). Были утверждены Положения об этих ЗСП, в которых определены льготный налоговый и таможенный режимы, порядок проведения экспортно-импортных операций, вопросы найма и увольнения работников, оплаты их труда, въезда и нахождения на территории ЗСП иностранных предпринимателей и другие элементы механизма хозяйствования. Анализ документов нормативного характера, практики реализации проектов российских ЗСП и их проблем позволяет сделать определенные выводы, считать их «уроками предшествующего периода». Первое, на что следует обратить внимание, - это организационно-правовая сторона создания ЗСП. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, процесс создания ЗСП начинается с принятия Закона о ее учреждении, в котором определяется цель создания ЗСП, ее вид, решается вопрос о финансировании работ по инфраструктурному обустройству из централизованных фондов, а также утверждается специальный орган управления процессами ее создания и развития. Выше названные ЗСП учреждались постановлениями и распоряжениями Правительств СССР и РСФСР. Эти документы имеют силу нормативных актов, однако они относятся к нормативным актам вторичного порядка, опирающихся на Закон - нормативный акт высшей юридической силы. В СССР и РСФСР анализируемого периода Закона о ЗСП, который бы определял порядок их создания и регулировал бы вопросы организационно-правового и экономического характера, как на государственном, так и на местном уровнях, не было. Таким образом, учрежденные ЗСП по существу оказались вне Закона. С этим же фактом связано и отсутствие специального государственного органа, уполномоченного регулировать и координировать процессы создания и развития ЗСП. Второй важный фактор, который не был учтен в анализируемом периоде при учреждении ЗСП, касается необходимой экономической основы. Россия того периода относилась к категории стран с централизованно планируемой экономикой. В 1990-1991 г.г. здесь еще господствовала общественная (государственная) форма собственности. ЗСП как микромодель рыночной экономики предполагает сочетание государственной, кооперативной, акционерной и других форм частной собственности, равноправно участвующих их субъектов во всех сферах деятельности, международном разделении труда и внешнеэкономических связях. Для перехода от господства одной формы собственности к их многообразию необходим, как известно, процесс разгосударствления и приватизации, требующий определенного промежутка времени. По оценкам специалистов, к периоду создания ЗСП на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. Реально же процесс разгосударствления и приватизации начался в России во второй половине 1992 г. Следовательно, российская экономика анализируемого периода не располагала объективными экономическими условиями для создания реально эффективных ЗСП. Помимо этого, деловая инфраструктура, характерная рыночной экономике, в этот период времени только начала формироваться и не охватывала все регионы учрежденных ЗСП. При принятии же решения о создании российских ЗСП этот факт не учитывался, и по этой причине учрежденные ЗСП не могли развиваться по вполне объективным причинам. Ошибочность концепции создания российских ЗСП в анализируемом периоде состоит, прежде всего, в том, что все они были «задуманы» как комплексные, многофункциональные. Такие сложные организационно-правовые и экономические образования требуют очень больших объемов капитальных вложений на инфраструктурное обустройство, соответствующее по своему уровню сложившимся в мировой практике требованиям. Как свидетельствует мировой опыт, для того, чтобы ЗСП была привлекательной для иностранных инвесторов и конкурентоспособна на мировом рынке капиталов, величина затрат на обустройство 1 кв. км территории требуется до 50 тыс. долл. в ценах того периода. Учитывая масштабность территорий объявленных ЗСП, необходимость обновления производственного аппарата, размеры необходимых первоначальных вложений даже на одну ЗСП могут достигать сотни миллионов долларов. Следовательно, приняв комплексный тип ЗСП как исходный, в концепции реализации их идеи не были учтены истинная величина затрат на их создание, ограниченность возможностей их финансирования в условиях глубокого экономического кризиса. Рассчитывать на значительные иностранные инвестиции в этих условиях сложно, ибо ни одна из объявленных ЗСП не обладала ключевыми элементами рыночной инфраструктуры и правовой базы, гарантирующих эффективное использование инвестиций. В дополнение к этом следует подчеркнуть, что льготный экономический механизм хозяйствования в комплексных ЗСП характеризуется особой сложностью и масштабностью. В этой связи предоставление льгот по широкому кругу его элементов в условиях состояния экономики России того периода (даже для одной ЗСП) было не реалистичным. Проблемы и просчеты, связанные с созданием российских ЗСП в период 1990-1991 г.г., наглядно доказали, что требуется серьезный пересмотр концептуальных основ и разработка стратегии развития отечественных ЗСП. Состояние отечественной экономики и огромный научно-технический, производственный и экономический потенциал объективно предопределяют целесообразность и возможность использования разнообразных видов функциональных ЗСП. Исходя из имеющейся на сегодняшний день экономической ситуации, практические организационно-экономические соображения предполагают на первом этапе ограничить число создаваемых ЗСП вообще и комплексных - в частности. Это позволит несколько упростить решение проблемы надлежащего их финансирования, обеспечения ресурсами и свести к минимуму проблемы контроля, но добиться при этом наибольшего эффекта. Зарубежный опыт свидетельствует, что в большинстве стран ЗСП создавались прежде всего для активизации внешнеэкономической деятельности и развития экспортного производства. И лишь по мере решения этих главных задач они способствовали социально-экономическому развитию регионов, создавая условия для достижения более сложных целей экономического роста. Такой же ограничительный подход необходим и при определении размеров ЗСП. С позиции стратегических соображений целесообразно создавать ЗСП на относительно небольших территориях, которые при условии успешной работы можно было бы расширить. Это позволит, с одной стороны, сэкономить финансовые и другие ресурсы, сократить сроки создания и уменьшить риск, связанный с организацией таких новых по своему характеру организационно-экономических моделей рыночно ориентированной локальной экономики, а с другой - накопить опыт «ноу-хау» управления ими. В рамках общей стратегии создания российских ЗСП необходимо установить четкие критерии выбора места их размещения. Принципиально важное значение при этом, кроме экономико-географических условий, имеет явно выраженный интерес иностранных инвесторов к рассматриваемому региону потенциальной ЗСП. Это может быть определенной гарантией активного развития отраслей производственной специализации будущей ЗСП и, наряду с этим, создаст возможность привлечения иностранных инвесторов для финансирования развития объектов деловой и производственной инфраструктуры, ускоряя тем самым общее обустройство ЗСП и снижая «бремя» собственных финансовых и материальных затрат.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.199 (0.007 с.) |