Общие черты и особенности создания ЗСП в странах Латинской Америки и Объединенных Арабских Эмиратов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие черты и особенности создания ЗСП в странах Латинской Америки и Объединенных Арабских Эмиратов.



Выбор опыта этих стран в области ЗСП обоснован двумя причинами. Первая состоит в том, что в сравнительно недалеком прошлом экономика этих стран находилась в состоянии кризиса, и ониотносились к категории развивающихся стран. Используя потенциальные возможности ЗСП, им удалось решить многие экономические проблемы. Вторая причина связана с тем, что опыт этих стран в своей основе базируется на апробированных ми­ровой практикой принципах создания ЗСП, но имеет и свои особенности, которые полезно учесть в российских условиях.

Для концепции создания ЗСП в странах Латинской Америки и ОАЭ характерны следующие общие черты.

Во-первых, в этих странах ЗСП создаются по инициативе централь­ных органов государств на основе принятия специальных законов по каждому конкретному ее виду и выделения финансовых средств из централизо­ванных общественных фондов для создания соответствующей инфраструк­туры.

Во-вторых, в законодательном порядке определяются государствен­ные структуры, ответственные за разработку, реализацию и развитие идеи ЗСП.

В-третьих, система управления непосредственной деятельностью и развитием ЗСП соответствует сложившейся в мировой практике. Как прави­ло, эту функцию выполняет специальная Компания Развития.

В-четвертых, под четко определяемые виды ЗСП изначально отводят­ся небольшие по площади территории, которые по мере эффективного раз­вития могут увеличиваться. Так, например, под ЗСТ «Колона» в Панаме бы­ла выделена территория в 50 га, и за 40 лет функционирования этой зоны ее площадь увеличилась до 300 га. В ОАЭ за 13 лет функционирования СЭПЗ «Джебель Али - Дубай» площадь ее территории расширилась со 100 до 300 га.

В-пятых, количество одновременно создаваемых ЗСП в одном госу­дарстве увеличивается постепенно, по мере накопления опыта и дополни­тельных финансовых ресурсов для их создания. Например, в Бразилии в те­чение более 20-ти лет действовала одна СЭПЗ «Манаус», в течение 80-х го­дов были созданы 5 небольших ЗСТ и лишь в 90-х годах принят закон о по­очередном создании еще 14-ти СЭПЗ. В Аргентине с 1972 г. и в Чили с 1975 г. ограничиваются функционированием одной ЗСП. В ОАЭ в 1985 г. была создана ЗСП торгово-таможенного вида, которая к началу 90-х годов трансформировалась в СЭПЗ. И только с 1995 г. здесь началась реализация проекта еще одной СЭПЗ с ориентацией на производство электронной бытовой техники, а с 2000 года - ряд свободных торгово-таможенных ЗСП.

Особенностью процесса создания ЗСП в странах Латинской Америки является то, что непосредственной реализации их проектов предшествует подготовительный период продолжительностью от 3 до 4 лет. В течение этого периода разрабатывается соответствующая нормативная база, Программа развития ЗСП и создается необходимая инфраструктура.

Как и во всех странах мира, в ЗСП Латинской Америки применяемые льготы подразделяются на две категории:

 

а) связанные с полной отменой налогов, пошлин и отчислений или снижением их размеров и сроками действия;

б) связанные с либерализацией режима деятельности, т.е. нераспро­странения на хозяйствующие субъекты ЗСП правил внешнеторгового, ва­лютного и финансового регулирования, которые действуют на «внезональной» территории страны.

Эти льготы распространяются как на иностранные, так и на нацио­нальные инвестиции. Однако, в ходе экономических реформ ряд положе­ний, предусмотренных только для ЗСП (право распоряжение валютой, дос­туп к валютным кредитам, отмена импортных лицензий, вывоз капитала и др.) стали распространяться на всю хозяйственную деятельность страны, что значительно снизило привлекательность ЗСП для иностранных инвесто­ров. В связи с этим планы, например, Бразилии и Перу по ускоренному соз­данию ЗСП оказались невыполненными.

Значительными особенностями характеризуется практика создания ЗСП в ОАЭ.

ЗСП «Джебель Али - Дубай» относится к типу внешнеторговых, явля­ется анклавным торгово-таможенным портом с экспортоориентированным производством - ныне это СЭПЗ. Она была создана в 1985 г. в соответствии с принятым специальным Законом ОАЭ с учетом исторических традиций коммерческой роли Дубая как крупнейшего коммерческого центра, обеспе­чивавшего торговые связи Востока и Запада. Цель ее создания состояла в расширении деловых отношений с внешним миром и развитии собственно­го производства с ориентацией на экспорт. Она характеризуется выгодным географическим положением, находясь на пересечении важнейших водно-воздушных магистралей, что позволяет развивать и оказывать различные виды услуг как для всех регионов ОАЭ, так и для зарубежных стран.

Законодательно учрежденная Администрация ЗСП в течение года раз­работала программу по развитию производства в зоне и оказанию услуг.

Учитывая исторические традиции Дубая (особенно в области торгов­ли), программа предусматривала определенное соотношение в развитии производства и сферы услуг. В соответствии с этим принципом около 60% всех объектов ЗСП специализируется на оказании услуг, а остальные - это предприятия промышленного производства. Количество создаваемых в ЗСП объектов промышленного характера ограничено 2-3% от общего числа предприятий ОАЭ, что связано, в основном, с ограниченными возможно­стями их размещения.

Существенные особенности имеет и режим экономического благо­приятствования. Так, в области налогообложения в ЗСП установлена льгота в виде освобождения хозяйствующих субъектов от уплаты налога с прибы­ли на период 15 лет. Применяется система пониженных тарифов на аренду помещений и пользование электроэнергией. Иностранным инвесторам пре­доставлено право иметь собственность на территории ЗСП. Конверсия их прибыли в твердую валюту и вывоз капитала осуществляется без ограниче­ний. Для них предусмотрен свободный таможенный режим.

Третья особенность практики ОАЭ в области ЗСП состоит в достаточ­но жесткой регламентации учреждения, организации и ведения предприни­мательской деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Это находит свое выражение в следующем:

а) любой вид предпринимательской деятельности предполагает нали­чия одной из трех лицензий:

· коммерческой - на любые формы торговли;

· оказания услуг;

· профессиональной - для специалистов, менеджеров, обслуживаю­щего персонала;

· промышленной - на ведение производственной деятельности.

б) любая коммерческая и производственная деятельность должна быть зарегистрирована в Торгово-Промышленной палате;

в) введены ограничения на минимальный размер уставного капитала: для акционерной компании - 3 млн. долл., а для частной фирмы - не менее 600 долл.; при этом доля иностранных инвестиций не должна превышать 49%;

г) специальным Законом ОАЭ о коммерческих компаниях от 1988 г. установлено, что во всех компаниях ЗСП в общей численности занятых 51% должны составлять подданные ОАЭ.

По мнению независимых экспертов, проект ЗСП «Джебель Али - Дубай» хорошо продуман, опирается на исторические традиции. Весьма высо­ко они оценивают организацию и планомерность реализации проекта, при­влекательность для иностранного инвестора организационных, экономиче­ских и правовых мер, способствующих развитию предпринимательства. Этой ЗСП впервые в мире выдан сертификат ИСО серии 9002.

Таким образом, опыт создания ЗСП на примерах Ирландии, Китая, стран Латинской Америки и ОАЭ позволяет сделать общий вывод о том, что успех создания и эффективность функционирования ЗСП зависит от двух важных групп факторов. Во-первых, от законодательно-правовой ба­зы и качества подготовленного исходного проекта (в частности, выбора места размещения, конкретность целей и задач создания, обеспечение ин­фраструктурой, определение четкой системы льгот и преференций, адек­ватных достижению поставленных целей). Во-вторых, на успех функцио­нирования ЗСП в значительной мере оказывает влияние способность Ад­министрации ЗСП, а в ряде случаев - правительства страны-учредителя, на последующих стадиях адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, оперативно вносить необходимые изменения и дополнения в законода­тельно-нормативные акты, механизм хозяйствования, видоизменять орга­низационные структуры, постоянно повышать гибкость управления и со­вершенствовать методы решения возникающих проблем.

Учитывая, что Россия позже других стран обратилась к воплощению идеи создания ЗСП, она имеет возможность наилучшим образом восполь­зоваться опытом этих стран, избежать очевидных ошибок на начальном этапе и взять на вооружение то, что способствует росту авторитета и эф­фективности функционирования ЗСП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.006 с.)