Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская модель корпоративного управления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приватизация – важнейший компонент становления рыночной экономики и, соответственно, реальная основа формирования частной собственности и предпринимательских отношений в России. Процесс разгосударствления (или приватизации) был основным инструментом изменения структуры собственности. Под приватизацией подразумеваются – акционирование и последующая передача контрольного пакета акций администрации и работникам ОАО, а также продажа остальной части акций на чековых, а позднее – денежных. Цель приватизации в России, с одной стороны, создание широкого слоя собственников, с другой – обеспечение развития экономики в следствии появления эффективных частных собственников и квалифицированных менеджеров. Предистория. Процесс приватизации начала 90-х г.г. привел к доминированию в экономике России ОАО, юридически открытых, но фактически закрытых для внешнего влияния и контроля (75 %). ¾ госпредприятий в начале 90-х выбрали 2 вариант приватизации, в результате которого контрольный пакет акций и, соответственно, контроль над акционерной собственностью оказался в руках администрации и работников предприятия. Ключевые участники. Первоначально – до 1995г. представлены администрацией предприятия, представителями трудового коллектива в лице рядовых работников, государства, Фонда имущества. Однако директора были не готовы работать в новых рыночных условиях, не были заинтересованы в привлечении инвесторов – сторонних акционеров. В 1993г. – их доля в совокупном акционерном капитале составляла около 70%; в1994г. – около 60% акций; в 1995г. – 49,8%; в 1998г. – 40%, а позднее – резко сокращалась. Этим положением успешно воспользовался внешний инвестор, увеличив свой пакет акций, скупая их у работников ОАО. Отсутствие ликвидного рынка ценных бумаг позволяло это сделать с наименьшими затратами. Позднее, по мере концентрации акционерного капитала, выделились следующие ключевые участники: акционеры, менеджмент, Коммерческие банки и другие финансовые компании, государство, иностранные инвесторы. Структура владения акциями (структура собственности) означает фактическое участие в управлении. На начальных этапах развития корпоративного управления российская структура собственности принципиально отличалась от известных моделей корпоративного управления. В развитых странах структура совокупного АК находится в определенном равновесии, которое нарушается довольно редко, исключительно в случаях слияний, поглощений, либо банкротства. Факторы, повлиявшие на структуру собственности российских АО: 1) выбранный вариант приватизации предприятия и его размер (престижно иметь пакет акций крупного и сверхкрупного предприятия; крупным предприятиям характерна размытая собственность, так как концентрировать ее достаточно дорогое удовольствие); 2) отраслевая принадлежность (более привлекательны для инвесторов – экспортирующие предприятия); 3) экономические показатели предприятия (объем реализации и спрос на продукцию, уровень рентабельности, доля предприятия в объеме реализации отрасли – уровень монополизации предприятием регионального рынка; уровень задолженности – как отношение суммы кредита к объему реализованной продукции и др.). Рост доли акционерного капитала в руках сторонних инвесторов в ряде отраслей далеко не всегда свидетельствовал об ослаблении позиций инсайдеров. Очень часто администрация была тесно связана с внешними акционерами. Как повлияла структура собственности на эффективное управление ОАО на начальном этапе развития корпоративного управления? Проведенные специалистами исследования позволили сделать вывод о том, что ухудшение экономических показателей (фактических и прогнозных) связано прямо пропорционально с ростом влияния работников (администрации и Трудового коллектива), поскольку им принадлежал контрольный пакет акций. То есть, высший менеджмент(администрация ОАО) не смог обеспечить стабилизацию и рост производства. Следует отметить также, что вопрос о структурной перестройке предприятий, привлечении иностранных инвестиций в сколько-нибудь заметном масштабе для всей экономики решен не был и, как правило, не ставился. Таким образом, сформировалась негативная «инсайдерская модель» корпоративного управления, предусматривающая реализацию интересов доминирующих собственников и менеджмента в ущерб рядовым акционерам (инвесторам). Собственность инсайдеров – хорошо это или плохо? Такое явление в мировой практике рассматривается как препятствие для привлечения инвестиций. Инвестору необходимы доступ к информации, контроль за использованием своих средств, участие в управлении, получение дивидендов. В этой ситуации инсайдеры должны были либо отказаться от привлечения инвестиций, либо отказаться от безраздельного контроля. По мере концентрации собственности (к концу 90-х г.г.) сформировались 3группы акционеров: физические и юридические лица, а также институциональные собственники. Группа физических лиц: инсайдеры (акционеры из числа менеджеров и работников), аутсайдеры, иностранные инвесторы и т.п. Группа юридических лиц: акционеры-партнеры (поставщики и прямые потребители), посредники, аффилированные лица[1], другие члены ФПГ, в которую входило данное ОАО. Группа институциональные собственники: государство в лице федерального, областного, муниципального Фонда имущества, банки, инвестиционные компании и т.п. Каждой группе собственников присущи собственные цели: 1) менеджеры имеют цель - получение прибыли, привилегий, др. преимуществ, увеличение размера ОАО; 2) служащие и работники (непосредственно взаимодействующие с менеджментом и зависящие от него) - сохранение своих рабочих мест, являющихся для них основным источником дохода, заработная плата; 3) партнеры по бизнесу (непосредственно взаимодействующие с менеджментом) - заинтересованы в устойчивости, платежеспособности и продолжительности деловых отношений; 4) государство (местные органы власти) непосредственно взаимодействуют с менеджментом и имеют возможность влиять на деятельность ОАО главным образом через местные налоги: пополнение бюджета, занятость, социальные программы и др. Для сравнения: за рубежом разные типы акционеров имеют одну и ту же цель – рост рыночной стоимости компании. Для российского корпоративного управления характерны следующие отрицательные черты: Ø слабый контроль за деятельностью менеджмента (менеджеры подотчетны только доминирующему собственнику). Менеджмент действует либо в собственных интересах, либо в интересах крупного акционера, но не акционеров в целом; к примеру, распределение дохода с использованием внедивидендных каналов, его получают не все акционеры, а только доминирующие собственники через различные финансовые схемы, например, при помощи трансфертных цен; даже при желании выплатить остальным акционером внедивидендный доход, сделать это затруднительно, поскольку необходимо встраивание остальных акционеров в финансовые схемы компании, которые часто увязаны с прочим бизнесом доминирующего собственника; Ø информационная закрытость большинства компаний, затрудненный доступ к информации о реальном финансовом состоянии,составе собственников и т.д.; лишь главные собственники-акционеры могли получать информацию непосредственно от менеджеров, с другой стороны, информационная открытость делает компанию более уязвимой перед контролирующими органами и силовыми структурами – из-за высоких налогов и некорректных действий налоговых и правоохранительных органов, что стимулирует применение ОАО непрозрачных финансовых схем и препятствует открытости информации; Ø противозаконные действия (злоупотребления) инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанное с контролем финансовых потоков, размыванием пакета акций, выводом активов за пределы корпорации и др.; Ø специфический процесс объединения функций менеджеров и контролирующих акционеров: либо менеджеры становятся одновременно контролирующими акционерами, либо внешние акционеры сами начинают функционировать как менеджеры; крупный акционер не желал делегировать даже оперативное управление предприятием, чтобы не рисковать утратой собственности и права контроля над финансовыми потоками; Ø слабый контроль со стороны финансового и товарного рынков за управленческой деятельностью менеджеров; Ø сохранение значительной доли государства в совокупном акционерном капитале и связанные с этим проблемы управления и контроля; Ø сочетание разрозненных компонентов 3-х традиционных моделей: фактически в настоящее время формально существуют разрозненные компоненты всех традиционных моделей: относительно распыленная собственность, устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля, перекрестное владение акциями и формирование интегрированных корпоративных структур. Для России характерен перманентный процесс перераспределения собственности на основе концентрации акционерного капитала. Приведем основные способы этого процесса: · Залоговые аукционы 1995 г. · Дополнительные эмиссии акций, следствием которых стало размывание акционерного капитала, и его концентрация в руках небольшой группы акционеров (закрытая подписка); · процедуры банкротства, в том числе заказные - совершенствование законодательства затруднило подобные действия; · реорганизация ОАО (слияния, поглощения); · манипулирование с реестрами – ведение двойного реестра; двоевластие в ОАО (2 собрания акционеров, 2 Совета Директоров, 2 гендиректора); имеются случаи и вооруженного захвата предприятия; подобные действия создавали неблагоприятную репутацию российскому бизнесу. Если на начальных этапах интересы собственников сводились к приобретению и удержанию собственности и реструктуризации активов (вывод активов в дочерние общества), то по завершении консолидации собственности крупные собственники оказались заинтересованы и в повышении качества корпоративного управления и привлечении внешнего финансирования. Состав Совета Директоров. Изначально регламентировалась унитарная система управления ОАО. В Совет Директоров входили 4 чел. (генеральный директор, представители Фонда имущества, Трудового коллектива и местных органов власти). Основной недостаток такого состава - отсутствие профессионалов, что осложняло принятие технологически и экономически грамотных решений. С выходом ФЗ «Об Акционерных обществах» в 1995г. Совет Директоров превратился в полноправного и полновластного хозяина ОАО. ФЗ предусматривает 2-х уровневую структуру управления: Совет Директоров (состоящий из ряда комитетов) и Правление (Исполнительный орган). При численности владельцев голосующих акций 50 и более необходимо создание Совета Директоров. При численности акционеров более 1000 – не менее 7 чел., более 10000 – не менее 9 чел. Совет Директоров формируется по принципу представления интересов крупных акционеров, от лица акционеров осуществляет контроль за деятельностью Исполнительного органа, избирается на 1 год, но может переизбираться неограниченное число раз, может прервать полномочия любого исполнительного директора или всего Исполнительного органа. Разобъем по блокам (Комитетам) ключевые функции Совета Директоров: А) стратегический блок: · оценка и определение направлений стратегическое развития бизнеса; · разработка и контроль за соблюдением норм корпоративного управления (разрешение корпоративных конфликтов (между акционерами и ОАО). Б) финансовый блок: · определение финансовой политики компании; · о рганизация системы внутреннего контроля и управления рисками и оценка ее эффективности; · контроль за размерами вознаграждения топ-менеджмента компании; · рекомендации по размеру дивидендов; · увеличение Уставного к;апитала; · заключение крупных сделок; и др. С) организационный блок: · контроль за деятельностью высшего менеджмента, досрочное прекращение его полномочий – в случае необходимости; · создание филиалов, представительств; Д) законодательный блок - разработка внутренних документов (стандартов и правил КУ) и контроль за их соблюдением; Е) представительская функция - считается, что одним из факторов успеха работы Совета Директоров является привлечение в его состав профессиональных независимых директоров.
В последние годы наблюдается рост числа российских компаний, в состав Совета Директоров которых, входят Независимые директора. Основные функции Независимого директора: - укрепление доверия акционеров и инвесторов к компании; - консультирование топ - менеджмента, в т.ч. при подготовке к IPO; - контроль достоверности финансовой отчетности; и др. Роль Независимых директоров на сегодняшний момент еще недостаточно признана в российской практике. В основном их роль в российских компаниях склоняется в сторону создания имиджа компании, а не реального участия в решении стратегических вопросов бизнеса. На практике Независимый директор не несет ответственности за качество корпоративного управлении я компании, да и механизмы ответственности отсутствуют. Исполнительный орган ОАО организует выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета Директоров, занимается вопросами, связанными с текущей деятельностью. По составу Совет Директоров российских компаний схож с одноуровневыми Советами британских или американских компаний: помимо аутсайдеров в него входят представители менеджмента. Хотя, согласно ФЗ об «Акционерных обществах», члены коллегиального Исполнительного органа не могут составлять более 1/4 состава Совета Директоров и совмещение постов генерального директора и председателя не допускается. Это компенсируется включением в его состав представителей менеджмента, формально не являющихся членами коллегиального Исполнительного органа. Эффективность деятельности Совета Директоров находится в зависимости от уровня взаимопонимания между его членами и умения работать в команде. Законодательство. Формальные основы российского законодательства были прописаны быстро и квалифицированно с использованием лучшего опыта. Первый документ появился в 1992г. (721 указ Президента «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в открытые акционерные общества»); в 1995г. – ФЗ «Об Акционерных обществах». Позднее вышли изменения и дополнения к ФЗ. Помимо ФЗ «Об АО» изданы ФЗ «О рынке ценных бумаг» (1996 и 2011), «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (2009). Создана Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг и ряд других документов. Как показывает практика, необходимо совершенствование законодательства, касающееся деятельности Совета Директоров. В частности: · структура Совета Директоров и практика их работы должны быть прозрачными; · члены Совета Директоров должны нести персональную и реальную ответственность за принимаемые решении; · осуществлять эффективный контроль над менеджментом; · защищать интересы всех акционеров; развивать институт независимых директоров, реально представляющих интересы акционеров (не будучи при этом связанными с заинтересованными группами, которые имеют возможность прямо влиять на деятельность ОАО и могут иметь интересы, отличные от интересов всего акционерного общества в целом). Совет Директоров должен представлять положение ОАО в текущем и перспективном периоде развития. Требования к раскрытию информации. В соответствии с ФЗ б акционерных обществах» обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации: годовой отчет (баланс, отчет о прибылях и убытках), проспект эмиссии, сообщения о проведении общего собрания акционеров, отчетность об аффилированных лицах общества и др. При этом, среди подлежащих раскрытию наиболее важных сведений о контролирующих акционерах, структуре собственности, крупных сделках. Однако правовые требования к раскрытию информации слабо выполняются. Что нельзя сказать об успешных компаниях, которые заинтересованы в раскрытии информации. Но таких компаний – не более 40%. Дополнительная информация поступает от независимых аналитические агентств, публикующих рейтинги финансовой стабильности и прозрачности российских компаний, рейтинги уровня качества корпоративного управления. Корпоративные действия, требующие одобрения акционеров: распределение чистой прибыли, утверждение размера дивидендов по обыкновеннымакциям, поправки к Уставу, выборы Совета Директоров, вопросы реорганизации и др. Механизм взаимодействия между участниками. Законодательство учитывает интересы всех участников корпоративных отношений. В целом система корпоративного управления ориентирована на всех участников. На практике далеко не все компании нацелены на диалог со всеми заинтересованными сторонами, за исключением крупных акционеров. Взаимодействие с заинтересованными сторонами предполагает готовность компании слушать и слышать предложения и критику в свой адрес, реагировать на запросы, а не просто ставить общественность перед фактом. Взаимодействие с заинтересованными сторонами является одним из факторов повышения эффективности корпоративного управления ОАО. Механизм корпоративного контроля. Классические механизмы корпоративного контроля работают в большинстве ОАО достаточно слабо. К внешним механизмам контроля относятся корпоративное законодательство, контроль со стороны финансового рынка, сделки по слияниям и поглощениям, товарные рынки, несущие угрозу банкротства для неэффективных производителей (переход контроля к кредиторам в случае банкротства). Угрозы враждебного поглощения и банкротства - основные внешние механизмы корпоративного контроля. Внутренний (или прямой) контроль осуществляется Советом Директоров и в меньшей степени – Общим собранием акционеров. Основные направления развитие корпоративного управления в России. В последние годы растет количество IPO крупных российских компаний, в том числе на зарубежных финансовых рынках. Это говорит о нацеленности компаний на фондовые рынки, что приближает Россию к моделям стран с распыленной собственностью. Многие участники избегают новых эмиссий из-за опасения руководства потерять корпоративный контроль над ОАО. Проведенные независимые исследования показывают, что более высокий уровень развития корпоративного управления наблюдается именно в тех российских компаниях, которые провели IPO и/или имеют листинг на бирже. Не секрет, что во многих случаях именно необходимость повышения инвестиционной привлекательности и внешних заимствований на внешних рынках стала основной причиной создания и совершенствования системы корпоративного управления. За последние 10 лет в сфере корпоративного управления произошли заметные позитивные изменения. Это, прежде всего: · разработка (по инициативе Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг в 2002г.) Кодекса корпоративного поведения. Кодекс носит рекомендательный характер, но содержит достаточно жесткие положения. ОАО НК «РОСНЕФТЬ», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», РАО «ЕЭС России», Сбербанк РФ, НК «Юкос» и сотни других крупных компаний разработали собственные корпоративные кодексы; · использование международных стандартов финансовой отчетности, что позволяет размещать акции и облигации на международных фондовых рынках; · делегирование собственниками крупных компаний своих полномочия профессиональным менеджерам, (тем самым собственники отошли от оперативного управления компанией); · снижение доли инсайдеров в акционерном капитале; · переход на «единую акцию», без которой привлечение инвестиций на фондовом рынке было бы практически невозможным (ряд крупных компаний); · создание института независимых директоров («Роснефть» – 4 Нез. директора, «Лукойл» и «Норильский никель» закрепили в своем Уставе введение в состав Совета Директоров не менее 3-х. То же наблюдается и в других компаниях. Позитивно то, что независимы директора выступают против сомнительных или недостаточно прозрачных сделок, заключаемых руководством компаний; · Разработка Кодекса независимого директора Ассоциацией независимых директоров. Его положения, а также положения Кодекса корпоративного поведения в значительной степени аналогичны жестким требованиям, принятым в США; · Введение системы опционов для высшего и среднего менеджмента, подобной американской (НК «Юкос», Вимм-Билль-Данн); · Разработка Кодекса деловой этики («Роснефть»), СоциальногоКодекса в ряде компаний («Лукойл»). Данные документы предполагают ответственность бизнеса перед всем обществом: - за цивилизованное ведение бизнеса, его социальную ответственность, за решение экологических проблем и др. Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение (управление) – система принципов и механизмов, используемых для обеспечения соблюдения прав и законных интересов акционеров в процессе управления ОАО. Это документ - описывающий практику корпоративного управления в данной компании. Устав – документ, фиксирующий стандарты корпоративного управления. Цель применения – защита интересов всех акционеров независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Кодекс корпоративного поведения разработан Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг и одобрен Правительством РФ в ноябре 2001г. Кодекс корпоративного управления носит рекомендательный характер и содержит стандарты наилучшей практики корпоративного поведения по организации работы органов управления ОАО, раскрытию информации, контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, дивидендной политики, регулирования корпоративных конфликтов. Принятие кодекса корпоративного поведения российскими компаниями направлено на развитие таких стандартов, как ответственность, подотчетность, законность и прозрачность российского бизнеса. Кодекс корпоративного поведения компании существует преимущественно для того, чтобы донести заинтересованным сторонам, в том числе инвестору, информацию о том, как устроена система корпоративного управления. Кодекс корпоративного поведения принимается компанией добровольно и является одним из каналов раскрытия информации о компании. Аналитики, специалисты в области корпоративного управления отмечают взаимосвязь между эффективностью деятельности корпорации и качеством корпоративного управления. Повышение качества корпоративного управления является стратегической задачей каждой компании. Ее решение может способствовать не только улучшению имиджа компании, но и устойчивому развитию компании. По мнению В.Потанина «низкое качество корпоративного управления – одно из основных препятствий, стоящих на пути развития российской экономики». Низкий уровень качества корпоративного управления наряду с неблагоприятными внешними факторами, такими, как высокие налоги, чрезмерное вмешательство государства, неэффективность судебной и правоохранительной систем ухудшает инвестиционный климат и является причиной вывоза капитала и привлечения внешнего финансирования. Иностранные инвесторы в первую очередь обращают внимание не на техническую оснащенность потенциальных российских партнеров их финансовое состояние, - а на уровень корпоративного управления. То есть, международные инвесторы, как правило, отдают приоритет качеству корпоративного управления перед финансово-экономическими показателями и технической оснащенностью. Критериями для анализа эффективности корпоративного управления являются: · оценка структуры собственности; · уровень защиты интересов акционеров; · уровень финансовой прозрачности и раскрытия информации; · структура и практика работы Совета Директоров компании. Именно с целью развития корпоративного управления по инициативе Правительства РФ в 2003 г. создан Национальный Совет по корпоративному управлению (НСКУ) как общественный совещательный форум руководителей крупнейших российских компаний-эмитентов, инвестиционных компаний, Федеральных органов власти, профильных комитетов ГД и СФ. В 2004г. Национальный Совет по корпоративному управлению был преобразован в некоммерческое партнерство, учредителями которого выступили торгово-промышленная палата РФ, российский союз промышленников и предпринимателей, ассоциация российских банков, «Деловая Россия», «Опора России» - общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. Основная цель Совета внедрение передовых профессиональных стандартов корпоративного управления в практику российских компаний и в конечном итоге - повышение международной репутации, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отечественного бизнеса. Председатель Национального Света по корпоративному управлению – Владимир Потанин, президент компании «Интеррос». В настоящее время НСКУ осуществляет свою практическую деятельность по следующим основным направлениям: · совершенствование корпоративного законодательства; · проведение экспертных исследований в области корпоративного управления; · систематизация, анализ и целевое распространение информации о развитии корпоративного управления в российских и зарубежных компаниях; · развитие сотрудничества с профильными российскими и иностранными организациями, а также инвестиционным сообществом; · содействие развитию профессионального сообщества; и др. Деятельность НСКУ позволяет представителям российского бизнеса и органов государственной власти объединить усилия по совершенствованию отечественной практики корпоративного управления. За рубежом НСКУ пользуется высокой репутацией. Международными партнерами НСКУ являются Группа Всемирного Банка, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Фондовая Биржа Нью-Йорка. Изучение моделей корпоративного управления и контроля над корпорациями показывает, что российская модель имеет много общего с ними. Итак, мы с вами смогли убедиться, что модели корпоративного управления формируются в зависимости от характерных особенностей структуры собственности, степени её концентрации, особенностей механизмов финансового регулирования, фондовых рынков и национального акционерного законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.011 с.) |